Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по психологии
Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (связанные с ОВЗ) и способы поведения обучающихся укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками, не обладающими навыками эффективного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_agressivnogo_povedeniya_mladshih_shkolnikov.docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
работы педагога-психолога с группой учащихся 1-4 классов
какой
Программа составлена на основе «Программы по профилактике и коррекции агрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья» Фомченковой Н.А., педагога-психолога Трубчевской школы-интернат IV вида. Программа адаптирована для проведения её в смешанной группе детей (домашние дети и дети-сироты).
Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (связанные с ОВЗ) и способы поведения обучающихся укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений со сверстниками, не обладающими навыками эффективного общения.
Данная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья» позволит снизить уровень тревожности и повыситьчувство уверенности в себе, за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии.Эта программа представляет собой рабочую программу которая закрепляет и дополняет знания обучающихся с ОВЗо эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике,в изучении собственного «Я», пониманиинастроения и эмоций окружающих людей,в разрядке агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Программа ориентирована на подготовку соблюдения норм общественного поведения, овладение коммуникативными навыками, умение контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.
Целенаправленная работа по данной программе дает возможность получить положительные результаты в коррекции нарушений поведения детей.
Многие обучающиеся позволяют себе агрессивные выпады в адрес одноклассников, унижение личностного достоинства в ответ на асоциальное поведение ребенка, чем усугубляют ситуацию: обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь вызывает вербальную, косвенную и физическую агрессию на своих сверстников.
Поэтому программа разделена на 5 блоков:
- Я и мои эмоции.
- Какой я?
- Как справиться с гневом?
- Я и другие.
- «Я стану добрее».
Коррекционная программа разработана на основе: пособий И.В. Дубровиной, методических работ Р.В. Овчаровой, М.Р. Битяновой.
Программа составлена для обучающихся 7-10 лет (1-3 класс) и рассчитана на 29 часов, один раз в неделю.
Цель коррекционной программы: Снижение уровня агрессивности, развивать умение обучающимися понимать свои эмоции и эмоции окружающих.
Задачи коррекционной программы:
– снизить тревожность и повышение уровня уверенности в себе у детей за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии.
– переосмысление роли и позиции учителя, родителя и ребенка;
– выработка взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
Занятия целесообразно проводить со всем классом, так как дети должны видеть как положительный, так и отрицательный примеры. Предполагаемыйрезультат: снизится уровень агрессии, выработается умение понимать эмоции.
Календарно-тематическое планирование
29 часов, 1 час в неделю.
Четверть | Сроки | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов. | Контроль | Примечание | |
Теор. | Практ. | |||||
Я и мои эмоции | 7 | |||||
Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах. | 0,5 | 0,5 | ||||
Тренинг выразительной мимики. | 1 | |||||
Эмоции и мимика | 1 | |||||
Мои эмоции. | 0,5 | 0,5 | ||||
Рисуем эмоции. | 1 | |||||
Музыка и эмоции. | 0,5 | 0,5 | ||||
Способы повышения настроения. | 0,5 | 0,5 | ||||
Какой я? | 3 | |||||
Психологический автопортрет. | 1 | |||||
Кто я? | 1 | |||||
Рисуем себя. | 1 | |||||
Как справиться с гневом? | 6 | |||||
В каких ситуациях мы испытываем гнев. | 0,5 | 0,5 | ||||
Способы выражения гнева. | 1 | |||||
Гнев и движения. | 0,5 | 0,5 | ||||
Рисование собственного гнева. | 0,5 | 0,5 | ||||
Осознание гнева через сенсорные каналы. | 1 | |||||
Управление собственным гневом. | 1 | |||||
Я и другие | 7 | |||||
Биография по фото. | 1 | |||||
Беседа «Кого мы называем добрым?» | 1 | |||||
Беседа «Кого мы называем вежливым?» | 0,5 | 0,5 | ||||
Я и моя семья. | 1 | |||||
Конфликтные ситуации в семье. | 1 | |||||
Я и мои одноклассники. | 1 | |||||
Ролевая игра «Агрессор и жертва» | 1 | |||||
«Я стану добрее» | 5 | |||||
Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания. | 1 | |||||
Игра «Мне в тебе нравится..» | 1 | |||||
Игра «Кто симпатичнее?» | 1 | |||||
Игра «Остров забияк» | 1 | |||||
Игра «Поссорились и помирились» | 1 | |||||
Итоговое занятие | 0,5 | 0,5 |
Содержание программы
- Раздел «Я и мои эмоции»
Цель: формирование представлений о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике.
- Распознавание эмоционального состояния людей на пиктограммах
1. Ритуал приветствия.
2. Сообщение цели занятия.
3. Знакомство с картами-пиктограммами.
4. Упражнение в распознавании эмоций.
5. Работа с дневником настроений.
6. Итог занятия.
7. Релаксационное упражнение.
8. Ритуал прощания.
- Тренинг выразительной мимики
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Апельсин».
5. Игра «Мимическая гимнастика».
6. Итог занятия.
7. Релаксационное упражнение.
8. Ритуал прощания.
- Эмоции и мимика
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Апельсин».
5. Игра «Угадай-ка!»
6. Итог занятия.
7. Релаксационное упражнение.
8. Ритуал прощания.
- Мои эмоции
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Апельсин».
5. Игра «Волшебный мешок»
6. Итог занятия.
7. Релаксационное упражнение.
8. Ритуал прощания.
- Рисуем эмоции
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».
5. Выполнение рисунка.
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Музыка и эмоции
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».
5. Прослушивание, описание настроения музыки.
6. Рисуем настроение музыки.
7. Итог занятия.
8. Ритуал прощания.
- Способы повышения настроения
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Черепаха».
5. Беседа «Способы повышения настроения»
6. Итог занятия.
7. Релаксационное упражнение.
8. Ритуал прощания.
- Раздел «Какой я?»
Цель: Оказание помощи в изучении собственного «Я»
- Психологический автопортрет
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение «Черепаха».
5. Упражнение «Психологический автопортрет»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- «Кто я?»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационный тренинг (упражнение «Расслабление в позе «морской звезды»).
5. Упражнение «Кто я?»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- «Рисуем себя»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами.
3. Работа с дневником настроения
4. Упражнение «Рисуем себя».
5. Итог занятия.
6. Ритуал прощания.
- Раздел «Как справиться с гневом?»
Цель: Ознакомление детей с понятием гнев
1. В каких ситуациях мы испытываем гнев
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4.Упражнение на релаксацию «Олени»
5. Беседа «В каких ситуациях вы сердитесь?»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
2. Способы выражения гнева
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Развивающее упражнение «Скульптура»
5. Упражненияна разрядку гнева безопасным способом.
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
3. Гнев и движения
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение «Пружинки»
5.Упражнение на отреагирование гнева через движение.
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Рисование собственного гнева
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Лепка гнева из пластилина.
5. Итог занятия.
6. Ритуал прощания.
- Осознание гнева через сенсорные каналы
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение на релаксацию « Волшебный сон ».
5.Упражнения на осознание гнева через сенсорные каналы.
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Управление собственным гневом
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Ролевая игра «СТОП»
5. Итог занятия.
6. Ритуал прощания.
- Раздел «Я и другие»
Цель: Научить понимать настроение и эмоции окружающих людей
- Биография по фото
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Игра «Передай мяч»
5. Упражнение«Биография по фото»
6. Итог занятия
7. Ритуал прощания.
- Беседа «Кого мы называем добрым?»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Кулачки»
5.Беседа «Кого мы называем добрым?»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Беседа «Кого мы называем вежливым?»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4.Беседа «Кого мы называем вежливым?»
5. Сюжетно-ролевая игра «Больница»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Я и моя семья
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4.Беседа «Что значит любить родителей»
5. Итог занятия.
6. Ритуал прощания.
- Конфликтные ситуации в семье
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Проигрывание ситуаций «взрослый-ребенок»
5. Итог занятия.
6. Ритуал прощания.
- Я и мои одноклассники
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Проигрывание ситуаций «ребенок-ребенок»
5. Ритуал прощания.
- Ролевая игра «Агрессор и жертва»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Кулачки»
5. Ролевая игра «Агрессор и жертва»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Раздел «Я стану добрее»
Цель:Разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения
- Реконструкция позитивного образа через детские воспоминания.
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Мимическая гимнастика
5. Упражнение «Горячий» стул».
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Игра «Мне в тебе нравится»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Апельсин»
5. Игра «Мне в тебе нравится..»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Игра «Кто симпатичнее?»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Релаксационное упражнение «Сдвинь камень».
5. Игра «Кто симпатичнее?»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Игра «Остров забияк»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение «Нехочуха».
5. Игра «Остров забияк»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Игра «Поссорились и помирились»
1. Ритуал приветствия.
2. Работа с пиктограммами, настрой учащихся на положительные эмоции.
3. Работа с дневником настроений.
4. Упражнение «Конкурс хвастунов»
5. Игра «Поссорились и помирились»
6. Итог занятия.
7. Ритуал прощания.
- Раздел. Итоговое занятие
1. Ритуал приветствия.
2. групповой рисунок «Мир вокруг нас»
3. Ритуал прощания.
Список литературы
- Бережкова Е.И. Агрессия. Причины, последствия и контроль. [Текст]\ СПб.:Прайм-Еврознак, 2001 – 510 с
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. [Текст]\ М.Р. Битянова – М.: Совершенство, 1998 - 298 с
- Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. [Текст]\ М.Р. Битянова – СПб.: Питер, 2009 -254 с
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога.[Текст]\ И.В. Дубровина – М.: Академия, 1998 – 128 с
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]\ Р.В. Овчарова – М.: Сфера 1996 - 240 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья:"Развитие эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Как работать на уроке над развитием эмоционально волевой сферы у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Коррекционная программа «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) » I ступень обучения
Коррекция отклонений в поведенческой сфере подростков с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения,...
Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В данной работе приведены примеры заданий для профилактики и коррекции дисграфии, которые, помимо логопеда, может использовать и учитель на своих занятиях....
Программа по профилактике и коррекцииагрессивного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Важную роль в формировании агрессивности играет ранний опыт воспитания ребенка в семье: семейные традиции, эмоциональный фон отношения родителей к ребенку и т.д. Негативные характеристики личности (св...