Открытый урок трудового обучения в 8-б классе по теме: Материалы, из которых делают одежду.
план-конспект урока (8 класс)

Тема практической работы на уроке: Определение материалов для изготовления одежды по внешним признакам и отличительным особенностям Цель урока: Познакомить учащихся с многообразием текстильных материалов и научить различать текстильные материалы по внешним признакам

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                           тел.: 8(496)247-68-02 ; e-mail: klinkorr@yandex.ru 

Открытый урок в 8-б классе:  

«Материалы,  из которых делают одежду»

                                                                    Педагог: Козлова Т.Н.

15.04.2022

   Тема практической работы на уроке:  Определение  материалов для изготовления одежды по внешним признакам и отличительным особенностям

   Цель урока: Познакомить учащихся с многообразием текстильных материалов и научить различать текстильные материалы по внешним признакам

   Для достижения цели урока рассмотреть три аспекта развития личности – это развитие личностно значимых качеств, развитие метапредмных умений и приобретение знаний и умений,  характерных при изучении данной темы:

  • Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к предмету технологии,  продолжить работу над формированием ответственного отношения к учению; доброжелательности к другому человеку и его мнению; коммуникативных способностей и умения сотрудничать.
  • Метапредметные: продолжить работу по формированию умений самостоятельно определять цели и задачи своего обучения; организовывать свою деятельность для достижения поставленных целей; использовать ранее полученные знания, приобретенные в быту, умение сотрудничать; формулировать и аргументировать свою точку зрения; умения определять понятия, обобщать, сравнивать, анализировать, строить логические заключения и делать выводы.
  • Предметные: сформировать представление о понятии «текстильные материалы", а также умение отличать различные виды материалов по внешним признакам и отличительным  особенностям.

Материалы и оборудование:  страница бортового журнала, набор карточек  с лоскутками  материалов 6 видов (ткани, трикотаж, искусственная и натуральная кожа, нетканое полотно, ажурное полотно, разные виды тесьмы), конверт с лоскутками - образцами, клей - карандаш, ножницы, лист - трафарет с заданием, набор лоскутков 6 материалов, трафарет лепестка, портновские булавки, фигурки для проведения рефлексии,  плакат – объект рефлексии,

Структура урока:

I.  Организационный момент. Актуализация знаний  (5 мин.)

II. Изложение нового  материала  (50 мин.)

III. Практическая  работа (20 мин.)

V.   Подведение итогов  (5 мин.)

VI. Заключительная часть. Рефлексия (10 мин.)


Ход урока

Действия учителя

Действия учеников

I.Организа

ционный момент (5мин.)

Проверить подготовленность к работе

Дежурные докладывают об отсутствующих

Слайд №2,3

(загадки)

Загадки об одежде

        Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка.

На груди кармашки. Что это?

Знаю я, друзья, на "пять",

В чем мне спать, а в чем гулять:

Днем на солнце я в панаме,

       Ночью сплю я в чем? - В...

Рубашка

Пижаме

II. Изложение нового материала

Определение темы урока

Слайд № 4,5,6,7

(школьнаяформа,  ткацкие станки, сарафан, нарядное платье, перчатки,спортивные брюки, шуба, свитер,  тюль на окне,процесс вязания и ткачества,чехлы  в автомобиле)

Посмотрите слайды. Подумайте. О чем  сегодня пойдет речь на уроке?

Об одежде.

Озвучивание темы урока

Слайд №7

Слайд №8

(тема урока, определенная детьми)

Верно, об одежде, но давайте уточним, что именно мы будем говорить об одежде. На нескольких фото вы видели не только людей в одежде, но и…

Верно. Так какова сегодня тема урока?

Одежда для окон, мебели, машин, как вяжут вещи, ткацкие станки, из чего  шьют одежду.

Материалы, из которых шьют одежду.

Озвучивание цели урока

Слайд№ 9

(Понятие текстиль, текстильные материалы, тема урока)

Цель нашего урока – узнать, из каких материалов шьют или, правильнее сказать, изготавливают одежду для людей и не только. И еще мы постараемся выяснить, как их вырабатывают и чем эти материалы друг от друга отличаются.

 Все эти материалы имеют одно общее название – текстиль. Текстиль – материал или изделие выработанные из волокон и нитей, а материалы называются текстильными.

 Подготовка к записи в тетради

Слайд №10,11

(тема урока)

И так, запишем тему урока:

Текстильные материалы для изготовления одежды

Запишем определение понятия текстиль:

Текстиль – это выработанные из волокон или нитей материалы

Подготовим таблицу, а заполнять будем по ходу урока

Записывают тему, чертят таблицу.

У вас на столе лежат листы с маленькими таблицами. Сейчас вы, пожалуйста, запишите, какие  материалы для изготовления одежды вы знаете.

Записывают

 Беседа – диалог

Ребята, назовите, какие материалы для изготовления одежды, вы знаете. Что каждый из вас написал в табличку?

Хлопок, шерсть, шелк,  синтетика, ткань, кожа …

Ваши ответы: хлопок, шерсть, синтетика  - верны, но они говорят о том, из чего сделаны материалы, из какого сырья, об этом мы будем говорить на  следующем занятии, а сегодня мы будем говорить, каким образом выработаны разные материалы и по каким внешним признакам можно отличить эти материалы.

А вот ответ: ткань  -  абсолютно точный.

Самым распространенным  материалом  является ткань.  Кто знает, как вырабатывают ткань. Подсказка в самом названии.

Ткань ткут.

Слайд №11,12

(перелетение ткани, кросна, совр. ткацкий станок)

 Карточка с тканями.

Выдать карточку с тканями.

Молодцы. Один из древнейших ремесел человека ткачество.

Ткань получают  путем переплетения нитей основы и нитей утка на ткацком станке.

Главное отличие ткани от других материалов: в лоскутке нити можно вытащить по всем 4 сторонам образца. Существует много переплетений, но их хорошо видно на многих тканях. Записываем в таблицу и вклеиваем образец.

Запись в таблицу.

Физкульт

минутка

Трава маленькая-маленькая.

Деревья высокие-высокие.

Ветер деревья качает-качает.

То направо, то налево наклоняет.

То вверх, то назад.

То вниз сгибает.

Птицы летят-улетают.

Ученики тихонько за парты садятся.

 Приседают

 Руки вверх

Вращаются

Наклоняются

Потягиваются

Поклон

Машут руками

Садятся за парты

Из каких еще материалов шьют одежду? Вы сегодня их называли правильно. Посмотрите в свои таблички. Верно. К ним еще можно присоединить замшу.

Откуда берутся эти материалы?

Кожа, меха.

Получают от животных.

Карточка с нат. и иск.кожей, мехом.

Слайд №13

(перчатки, шуба натуральные)

Слайд №14.

(иск.шуба, куртка)

Выдать карточку с натуральными и искусственными  материалами: кожей, замшей, мехом.

Давайте сравним материалы:

Посмотрите внимательно, чем отличаются изнаночные стороны лоскутков.

Молодцы.

Кожу животных выделывают и из нее изготавливают не только одежду,  но и обувь. Изнаночная сторона натуральных материалов называется мездра. Красивые меховые шубы шьют из меха как домашних животных: овец (мутоновые, каракулевые),  так и диких: лиса, песец, норка, соболь.  Для производства меховых изделий  создают зверофермы, где разводят пушных зверьков. Отличие этих материалов от других внешние. И  в том, что в них нет никаких нитей, поэтому они не являются текстильными.

Заменой натуральным коже и мехам вырабатывают искусственные; и кожу, и мех, и замшу. Они очень похожи нанатуральные, Хотя основа их текстильная, т.е. из нитей (ткань или трикотаж).  

 Запишем в тетрадь

У натуральных с изнанки кожа, а у искусственных – ткань.

Запись в таблицу

Переходим к следующему виду материалов.

У кого сегодня одеты футболки и свитера, бадлоны?

Показывают.

Рассмотрите этот материал, потрогайте, потяните.

Тянется.

Слайд №15

(процесс вязания, вязальные машины)

Как получают этот материал?

(Позже)

Подсказка на слайде.

Вяжут.

Слайд №16(ребус)

Вы знаете, как называется вязаное полотно. Вспомните.

Трикотаж

Слайд №17

Карточка с трикотажными лоскутками

 Выдать карточку с трикотажными лоскутками

Мы выяснили, что трикотаж получают путем вязания вручную и на вязальных машинах. Основным отличием является то, что этот материал тянется во всех направлениях и можно вытянуть  нить только   с одной стороны, и нитка будет «в гармошку». Видов трикотажного полотна очень много. Запишите в таблицу.

Запись в таблицу.

Слайд №18

(Тюль на окнах, свадебное платье)

Следующий вид материала изготавливают не только для одежды людей,  а для украшения, одежды интерьера дома.

Что это за материал?

Занавески на окна.

Кружевной материал для окон называется тюль, посмотрите на окна в классе, а кружевной материал для одежды людей называется гипюр. Как же его вырабатывают?

Плетут кружева.

Слайд №19

(Кружевницы с коклюшками, кружевные станки)

Карточка с кружевами

 Выдать карточку с кружевами. Хотя родиной кружевов является Италия, в России существуют знаменитые вологодские кружева, которые плетут на коклюшках, в Ленинградской области такие кружева плетут киришские мастерицы. Ручная работа трудоемкая и выполняется в единичном варианте, а кружевные полотна  для занавесок, для массового производства одежды вырабатывают на специальных станках. Кружева трудно перепутать с другими видами материалов. Они отличаются ажурным рисунком. Запишем.

Запись в таблицу.

Окончание первого урока

Следующий  вид материалов. Из него не шьют одежду, но без этого материала некоторые вещи сшить невозможно. Догадайтесь, что это за материал.

Утеплитель.

Слайд №20, 21

(Куртка с утеплителем, синтепон, ватин, флизелин)

Карточка с неткаными материалами

Выдать карточку с неткаными материалами

Верно. Молодцы. Вся зимняя одежда, некоторые весенне-осенние куртки и пальто шьются с использованием утеплителя: ватина, синтепона. Но, кроме того, есть еще вспомогательные материалы, которые используются для жесткости деталей одежды, для того, чтобы воротники, манжеты, места застежек – борта  блузок и сорочек  держали форму.  Их названия: флизелин, прокламелин и др. Потрогайте свои воротнички на рубашках и блузках.

Эти материалы можно назвать неткаными материалами. Их отличительная особенность в том , они выработаны из волокон, в них не  нитей. Запишите.

Запись в тетрадь.

Слайд №22

(нитки, фурнитура)

Последний вид материалов.Из этих материалов никогда не шьют одежду, но без них невозможно сшить ни одной вещи.

Без чего нельзя сшить одежду?

 Нитки, тесьма, резинка, пуговицы, молнии, липучки, кнопки.

Молодцы. Нитки.Конечно, без ниток невозможно шить одежду. Нельзя сшить брюки и юбки без молнии, рубашки и блузки без пуговиц, кутки застегивают  кнопками, обувь липучками. Все это, кроме ниток, называется фурнитура.  Из чего делают фурнитуру?  

Какие из ваших примеров можно отнести к текстильным?

Запишите.

Обсуждение правильных ответов и ошибочных.

Металл, пластик, дерево

Резинку, тесьму, шнуры, нитки

Запись в тетрадь

Физкульт

минутка

Трава маленькая-маленькая.

Деревья высокие-высокие.

Ветер деревья качает-качает.

То направо, то налево наклоняет.

То вверх, то назад.

То вниз сгибает.

Птицы летят-улетают.

Ученики тихонько за парты садятся.

 Приседают

 Руки вверх

Вращаются

Наклоняются

Потягиваются

Поклон

Машут руками

Садятся за парты

III  Практичес

кая  работа

Инструктаж

Лист – трафарет с заданием

На листах - трафарет  цветка с 5 лепестками. Конверт с 6  лоскутками  видов материалов.

Цифрами в кружке обозначены номера материалов, которые нужно приклеить на место лепестка соответственно. Номера и названия материалов расположены в первом и втором столбиках таблицы, в третьем столбике запишите, по какому признаку вы определили каждый материал. Можно пользоваться тетрадью.

Вам выданы лоскутки для работы  прямоугольной формы, можно сделать цветок с такими лепестками, можно вырезать каждый лепесток по предложенному трафарету, и кто хочет, может самостоятельно выбрать и  вырезать свою форму лепестка.

Выполняют практическую работу

Контроль

ный обход

Во время выполнения работы контрольный обход проводится дважды

 Проверка и оценивание работы на уроке.

Давайте обменяемся листами и проверим работы друг у друга

Оцените  словесно работу своего товарища и поставьте оценку за  практическую работу.

Проверяют работы  друг у друга

IV Подведение итогов

Инструктаж выполнения домашнего

задания

Детские работы прошлых лет.

Запишите в ваших маленьких табличках, что нового вы узнали, какие материалы для изготовления одежды вы теперь  знаете.

Пригодятся ли вам эти знания на практике в жизни?

Записать домашнее задание: сделать аппликацию из различных материалов.

Используя различные материалы, сделать картину, открытку в технике аппликация. Работу выполнять   на картоне, пользоваться карандашным клеем.

Заполняют таблицу, сравнивают.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

V Рефлексия

Цветной круг, булавки, трафареты бантиков и галстуков.

В нашем цветном круге каждая цветная часть обозначает ваши ощущения, полученные на уроке:

Зеленая – все замечательно

Белая  - работать понравилось, но не совсем понятен новый материал

Синий – рассказ учителя был интересный, а лабораторная работа не понравилась.

Фиолетовая  - урок не  понравился

Прикалывают свой трафарет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок трудового обучения в 8 классе по теме:"Обработка криволинейных форм"

урок  призван совершенствовать знания учащихся по технологии изготовления деталей с криволинейной кромкой, развивать двигательную активность, пластичность, учить анализировать, обобщать....

Открытый урок по обучению грамоте в подготовительном классе по теме:”Звук и буква [Ш]"

На данном уроке демонстрируются способы и методы усвоения звука и буквы [Ш]....

Конспект открытого урока трудового обучения по теме: "Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник)", 4 класс

Цель:учить изготавливать русский головной убор –кокошник из картона с применением цветной бумаги;Задачи:формирование умений ориентироваться в задании , анализировать объект, планировать ход работы над...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ТЕМА: «ВАРИАНТЫ СКЛАДЫВАНИЯ САЛФЕТОК»

Тема: «Варианты складывания салфеток»Цели урока:Ознакомить учащихся с основными приёмами складывания салфеток и создать условия для формирования умения по их выполнению;Способствовать восп...

Открытый урок по немецкому языку в 5 классе по теме "Одежда" (2-ой иностранный язык)

Открытое занятие по немецкому языку по теме "Одежда" в 5 классе (как 2-ой иностранный язык)...

Открытый урок трудового оубчения в 8-б классе по теме: "Раздельный сбор мусора"_20.09.2021

Актуальность проблемы: Доля городского населения во всем мире и в нашей стране постепенно увеличивается. В настоящее время в городах остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регул...