Ход урока |
| Действия учителя | Действия учеников |
I.Организа ционный момент (5мин.) |
| Проверить подготовленность к работе | Дежурные докладывают об отсутствующих |
| Слайд №2,3 (загадки) | Загадки об одежде Рукав длинный и короткий, Планка иль косоворотка. На груди кармашки. Что это? Знаю я, друзья, на "пять", В чем мне спать, а в чем гулять: Днем на солнце я в панаме, Ночью сплю я в чем? - В... | Рубашка Пижаме
|
II. Изложение нового материала |
|
|
|
Определение темы урока | Слайд № 4,5,6,7 (школьнаяформа, ткацкие станки, сарафан, нарядное платье, перчатки,спортивные брюки, шуба, свитер, тюль на окне,процесс вязания и ткачества,чехлы в автомобиле) | Посмотрите слайды. Подумайте. О чем сегодня пойдет речь на уроке? | Об одежде. |
Озвучивание темы урока | Слайд №7
Слайд №8 (тема урока, определенная детьми) | Верно, об одежде, но давайте уточним, что именно мы будем говорить об одежде. На нескольких фото вы видели не только людей в одежде, но и…
Верно. Так какова сегодня тема урока? | Одежда для окон, мебели, машин, как вяжут вещи, ткацкие станки, из чего шьют одежду. Материалы, из которых шьют одежду.
|
Озвучивание цели урока | Слайд№ 9 (Понятие текстиль, текстильные материалы, тема урока) | Цель нашего урока – узнать, из каких материалов шьют или, правильнее сказать, изготавливают одежду для людей и не только. И еще мы постараемся выяснить, как их вырабатывают и чем эти материалы друг от друга отличаются. Все эти материалы имеют одно общее название – текстиль. Текстиль – материал или изделие выработанные из волокон и нитей, а материалы называются текстильными. |
|
Подготовка к записи в тетради | Слайд №10,11 (тема урока) | И так, запишем тему урока: Текстильные материалы для изготовления одежды Запишем определение понятия текстиль: Текстиль – это выработанные из волокон или нитей материалы Подготовим таблицу, а заполнять будем по ходу урока
| Записывают тему, чертят таблицу. |
|
| У вас на столе лежат листы с маленькими таблицами. Сейчас вы, пожалуйста, запишите, какие материалы для изготовления одежды вы знаете. | Записывают |
Беседа – диалог |
| Ребята, назовите, какие материалы для изготовления одежды, вы знаете. Что каждый из вас написал в табличку? | Хлопок, шерсть, шелк, синтетика, ткань, кожа … |
|
| Ваши ответы: хлопок, шерсть, синтетика - верны, но они говорят о том, из чего сделаны материалы, из какого сырья, об этом мы будем говорить на следующем занятии, а сегодня мы будем говорить, каким образом выработаны разные материалы и по каким внешним признакам можно отличить эти материалы. А вот ответ: ткань - абсолютно точный. |
|
|
| Самым распространенным материалом является ткань. Кто знает, как вырабатывают ткань. Подсказка в самом названии. | Ткань ткут. |
| Слайд №11,12 (перелетение ткани, кросна, совр. ткацкий станок) Карточка с тканями. | Выдать карточку с тканями. Молодцы. Один из древнейших ремесел человека ткачество. Ткань получают путем переплетения нитей основы и нитей утка на ткацком станке. Главное отличие ткани от других материалов: в лоскутке нити можно вытащить по всем 4 сторонам образца. Существует много переплетений, но их хорошо видно на многих тканях. Записываем в таблицу и вклеиваем образец. |
Запись в таблицу. |
Физкульт минутка |
| Трава маленькая-маленькая. Деревья высокие-высокие. Ветер деревья качает-качает. То направо, то налево наклоняет. То вверх, то назад. То вниз сгибает. Птицы летят-улетают. Ученики тихонько за парты садятся. | Приседают Руки вверх Вращаются Наклоняются Потягиваются Поклон Машут руками Садятся за парты |
|
| Из каких еще материалов шьют одежду? Вы сегодня их называли правильно. Посмотрите в свои таблички. Верно. К ним еще можно присоединить замшу. Откуда берутся эти материалы?
| Кожа, меха.
Получают от животных. |
|
Карточка с нат. и иск.кожей, мехом.
Слайд №13 (перчатки, шуба натуральные)
Слайд №14. (иск.шуба, куртка) | Выдать карточку с натуральными и искусственными материалами: кожей, замшей, мехом. Давайте сравним материалы: Посмотрите внимательно, чем отличаются изнаночные стороны лоскутков. Молодцы. Кожу животных выделывают и из нее изготавливают не только одежду, но и обувь. Изнаночная сторона натуральных материалов называется мездра. Красивые меховые шубы шьют из меха как домашних животных: овец (мутоновые, каракулевые), так и диких: лиса, песец, норка, соболь. Для производства меховых изделий создают зверофермы, где разводят пушных зверьков. Отличие этих материалов от других внешние. И в том, что в них нет никаких нитей, поэтому они не являются текстильными. Заменой натуральным коже и мехам вырабатывают искусственные; и кожу, и мех, и замшу. Они очень похожи нанатуральные, Хотя основа их текстильная, т.е. из нитей (ткань или трикотаж). Запишем в тетрадь |
У натуральных с изнанки кожа, а у искусственных – ткань.
Запись в таблицу |
|
| Переходим к следующему виду материалов. У кого сегодня одеты футболки и свитера, бадлоны? | Показывают. |
|
| Рассмотрите этот материал, потрогайте, потяните. | Тянется. |
| Слайд №15 (процесс вязания, вязальные машины) | Как получают этот материал? (Позже) Подсказка на слайде. | Вяжут. |
| Слайд №16(ребус) | Вы знаете, как называется вязаное полотно. Вспомните. |
Трикотаж |
| Слайд №17
Карточка с трикотажными лоскутками | Выдать карточку с трикотажными лоскутками Мы выяснили, что трикотаж получают путем вязания вручную и на вязальных машинах. Основным отличием является то, что этот материал тянется во всех направлениях и можно вытянуть нить только с одной стороны, и нитка будет «в гармошку». Видов трикотажного полотна очень много. Запишите в таблицу. |
Запись в таблицу. |
|
Слайд №18 (Тюль на окнах, свадебное платье) | Следующий вид материала изготавливают не только для одежды людей, а для украшения, одежды интерьера дома. Что это за материал? | Занавески на окна. |
|
| Кружевной материал для окон называется тюль, посмотрите на окна в классе, а кружевной материал для одежды людей называется гипюр. Как же его вырабатывают? | Плетут кружева. |
| Слайд №19 (Кружевницы с коклюшками, кружевные станки) Карточка с кружевами | Выдать карточку с кружевами. Хотя родиной кружевов является Италия, в России существуют знаменитые вологодские кружева, которые плетут на коклюшках, в Ленинградской области такие кружева плетут киришские мастерицы. Ручная работа трудоемкая и выполняется в единичном варианте, а кружевные полотна для занавесок, для массового производства одежды вырабатывают на специальных станках. Кружева трудно перепутать с другими видами материалов. Они отличаются ажурным рисунком. Запишем. |
Запись в таблицу. |
Окончание первого урока |
|
|
|
|
| Следующий вид материалов. Из него не шьют одежду, но без этого материала некоторые вещи сшить невозможно. Догадайтесь, что это за материал. | Утеплитель. |
| Слайд №20, 21 (Куртка с утеплителем, синтепон, ватин, флизелин) Карточка с неткаными материалами | Выдать карточку с неткаными материалами Верно. Молодцы. Вся зимняя одежда, некоторые весенне-осенние куртки и пальто шьются с использованием утеплителя: ватина, синтепона. Но, кроме того, есть еще вспомогательные материалы, которые используются для жесткости деталей одежды, для того, чтобы воротники, манжеты, места застежек – борта блузок и сорочек держали форму. Их названия: флизелин, прокламелин и др. Потрогайте свои воротнички на рубашках и блузках. Эти материалы можно назвать неткаными материалами. Их отличительная особенность в том , они выработаны из волокон, в них не нитей. Запишите. |
Запись в тетрадь. |
| Слайд №22 (нитки, фурнитура)
| Последний вид материалов.Из этих материалов никогда не шьют одежду, но без них невозможно сшить ни одной вещи. Без чего нельзя сшить одежду? | Нитки, тесьма, резинка, пуговицы, молнии, липучки, кнопки. |
|
| Молодцы. Нитки.Конечно, без ниток невозможно шить одежду. Нельзя сшить брюки и юбки без молнии, рубашки и блузки без пуговиц, кутки застегивают кнопками, обувь липучками. Все это, кроме ниток, называется фурнитура. Из чего делают фурнитуру? Какие из ваших примеров можно отнести к текстильным? Запишите. | Обсуждение правильных ответов и ошибочных.
Металл, пластик, дерево Резинку, тесьму, шнуры, нитки Запись в тетрадь |
Физкульт минутка |
| Трава маленькая-маленькая. Деревья высокие-высокие. Ветер деревья качает-качает. То направо, то налево наклоняет. То вверх, то назад. То вниз сгибает. Птицы летят-улетают. Ученики тихонько за парты садятся. | Приседают Руки вверх Вращаются Наклоняются Потягиваются Поклон Машут руками Садятся за парты |
III Практичес кая работа
Инструктаж | Лист – трафарет с заданием
| На листах - трафарет цветка с 5 лепестками. Конверт с 6 лоскутками видов материалов. Цифрами в кружке обозначены номера материалов, которые нужно приклеить на место лепестка соответственно. Номера и названия материалов расположены в первом и втором столбиках таблицы, в третьем столбике запишите, по какому признаку вы определили каждый материал. Можно пользоваться тетрадью. Вам выданы лоскутки для работы прямоугольной формы, можно сделать цветок с такими лепестками, можно вырезать каждый лепесток по предложенному трафарету, и кто хочет, может самостоятельно выбрать и вырезать свою форму лепестка. |
Выполняют практическую работу |
Контроль ный обход |
| Во время выполнения работы контрольный обход проводится дважды |
|
Проверка и оценивание работы на уроке. |
| Давайте обменяемся листами и проверим работы друг у друга Оцените словесно работу своего товарища и поставьте оценку за практическую работу.
| Проверяют работы друг у друга |
IV Подведение итогов
Инструктаж выполнения домашнего задания |
Детские работы прошлых лет. | Запишите в ваших маленьких табличках, что нового вы узнали, какие материалы для изготовления одежды вы теперь знаете.
Пригодятся ли вам эти знания на практике в жизни? Записать домашнее задание: сделать аппликацию из различных материалов. Используя различные материалы, сделать картину, открытку в технике аппликация. Работу выполнять на картоне, пользоваться карандашным клеем. | Заполняют таблицу, сравнивают.
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание. |
V Рефлексия | Цветной круг, булавки, трафареты бантиков и галстуков. | В нашем цветном круге каждая цветная часть обозначает ваши ощущения, полученные на уроке: Зеленая – все замечательно Белая - работать понравилось, но не совсем понятен новый материал Синий – рассказ учителя был интересный, а лабораторная работа не понравилась. Фиолетовая - урок не понравился | Прикалывают свой трафарет |