Современные образовательные технологии в работе олигофренопедагога.
статья
Рекомендации по использованию современных образовательных технологий в работе олигофренопедагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии в работе олигофренопедагога
Использование современных образовательных технологий в работе олигофренопедагога.
В своей работе учитель – олигофренопедагог использует как общие, так и специальные педагогические технологии. Рабочая программа для каждого обучающегося составляется и реализуется олигофренопедагогом на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения и с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. По отношению к каждому обучающемуся реализуется индивидуальный и дифференцированный подход.
В современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, встаёт владение информационными технологиями. Сегодня невозможно представить деятельность педагога без использования компьютера, проектора, интерактивной доски. Использование на уроках информационных технологий – это обеспечение наглядности и доступности учебного материала, сокращение временных затрат на подготовку к урокам. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность обучающихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
Наиболее часто используемые формы информационных технологий в работе олигофренопедагога:
- мультимедийные презентации при подаче нового материала;
- тесты и тренажеры для упражнений и закрепления материала;
- использование ИКТ в творческой (проектной) деятельности самими обучающимися.
Применение презентации позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности, дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, фотографии достопримечательностей и других городских объектов. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных технологий. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание обучающегося. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь хорошего эффекта в улучшении восприятии материала. Также, презентация дает возможность учителю самостоятельно отобрать и расположить учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы.
При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, можно прокомментировать, по необходимости сопровождать дополнительными объяснениями и примерами.
В презентации можно использовать игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.). Также, в практике используются созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы или правила, схемы, рисунки. Возможно, также создание кроссвордов или ребусов по теме занятия. Наиболее эффективно использование презентаций на уроке в следующих ситуациях:
- объяснение новой темы;
- использование фрагментов презентации при повторении пройденного материала;
- использование отдельных слайдов презентации в виде рисунков с тем, чтобы в последующем иметь возможность представить их в виде задания для обучающихся;
- использование презентации в решении задач коррекционно-развивающей области. Например, предложить обучающимся презентацию, в которой слайды перемещены. Задание - расположить слайды в нужном порядке. Или найти лишние слайды, не относящийся к изучаемой теме.
Особенную заинтересованность у обучающихся вызывает творческая деятельность с использованием ИКТ. Готовить материал для презентаций, уметь представить свою работу, получить высокую оценку своей деятельности – важные факторы мотивации к учебной деятельности.
Одним из достоинств использования средств ИКТ является эмоциональное воздействие на обучающихся.
Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.
Важным требованием к работе олигофренопедагога является применение здоровьесберегающих технологий. А именно:
- создание образовательной среды, обеспечивающей атмосферу доброжелательности, веры в свои силы;
- осуществление индивидуального подхода в обучении, создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
- развитие двигательной активности обучающихся, обеспечение адекватного восстановления сил (динамические паузы, физминутки, гимнастики для глаз, дыхательные и пальчиковые гимнастики);
- обеспечение смены видов деятельности обучающихся, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смены произвольной и эмоциональной активации во избежание переутомления;
- проведение занятий, бесед, практических занятий, целью которых является установка обучающихся на здоровый образ жизни.
Учитывая специфику психомоторного развития обучающихся, в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо использовать игровые технологии. Хороший развивающий имеет проведение на уроках аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу). Активизации пространственно-образного мышления, раскрытию творческих возможностей способствуют театрализации. Во время проведения динамических пауз и физминуток необходимо проведение сюжетных подвижных игр. Привлечь внимание обучающихся к новому материалу можно с помощью игр в виде путешествий.
Хорошим коррекционным эффектом обладает использование на уроках и занятиях сказкотерапии. Это проведение аналогий поведения и поступков героев сказок с детьми, создание благоприятной обстановки на уроках и занятиях. Важную роль играет приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Неотъемлемой частью работы олигофренопедагога являются такие технологии, как музыкотерапия, кинезиотерапия, логоритмика, смехотерапия, ароматерапия. Эти технологии способствуют формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между обучающимся и педагогом, возникновению мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря, учат их самовыражаться, уметь управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Источники:
1. Борякова Н.Ю., Белова Т.В. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: АСТ, Астрель; М.; 2008
2. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: , М.; 2013
3. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии. Методическая работа по самообразованию.
Предлагаемый материал раскрывает опыт работы по применению современных технологий обучения истории и обществознания. Наиболее популярным и интересным видом обучения, вот...
Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Специальное (коррекционное) образование...
Уроки физкультуры c помощью современных образовательных технологий. Анализ работы учителя ГБОУ ЦО №2 Герасимовой Е.В.
статья-анализ деятельности...
Актуальность использования современных образовательных технологий в работе отделения дополнительного образования
Данная статья содержит описание видов образовательных технологий , используемых в работе отделения дополнительного образования...
Доклад на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА".
Использование современных педагогических технологий необходимое условие работы концертмейстера–профессионала. Концертмейстер в современной образовательной системе выполняет не только функцию аккомпани...
Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда
Современные образовательные технологии....
Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда.
Качественное изменение содержания дошкольного образования, отвечающего требованиям первой ступни общего образования и ФГОС ДО возможно через совершенствование содержания дошкольного образования в соот...