Программа тренинговых занятий "Я пятиклассник"
рабочая программа (5 класс)
Данная программа адресована учащимся 5-х классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования процесса адаптации выявлен затрудненный уровень прохождения адаптации. Рабочая программа составлена на основе авторской тренинговой программы направленной на обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения «Я пятиклассник», автор С.А. Коробкина, переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и типовых федеральных государственных программ по оказанию психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.
Тренинговые занятия для учащихся 5-х классов нацелены на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, которыми могут встретиться учащиеся в начале учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 5 г. Охи
имени кавалера ордена Мужества
Алексея Викторовича Беляева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
(наименование учебного предмета/курса)
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(уровень, ступень образования)
3 МЕСЯЦА
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы «Я пятиклассник» С.А. Коробкина
Храмова Нелли Валерьевна
Оха
2022 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данного тренинга заключается в том, что проблема адаптации учащихся при переходе из начального в среднее звено школы остается насущней. Несмотря на то, что ученики уже привыкли к школе, требованиям учителя, одноклассникам, проблема адаптации существует. Они снова адаптируются к новым социальным условиям. У них появляется новый классный руководитель, учителя-предметники, новые предметы. Каждый учитель выдвигает свои требования. Этот возраст начало подросткового периода, когда происходят ещё и физиологические изменения в организме у детей, что тоже накладывает свой отпечаток на учащихся.
В связи с этим целесообразно начать проводить подготовительную работу к переходу в пятый класс уже в четвёртом классе и продолжать в пятом.
Целью данного тренинга, является оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.
Исходя из цели, были сформированы задачи программы тренинговых занятий:
- способствование снижению тревожности;
- выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена школы;
- дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения;
- дать положительный настрой на работу, стремиться к преодолению негативных эмоций, связанных с обучением в школе;
- представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
- проработка своих эмоциональных состояний;
- стимулирование фантазии, воображения учащихся;
- формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
- способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию;
- формирование навыков взаимодействия с другими людьми.
Отличительные особенности рабочей программы
Данная программа адресована учащимся 5-х классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования процесса адаптации выявлен затрудненный уровень прохождения адаптации. Рабочая программа составлена на основе авторской тренинговой программы направленной на обеспечение психологической комфортности пятиклассников в период адаптации к новым условиям обучения «Я пятиклассник», автор С.А. Коробкина, переработанной с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и типовых федеральных государственных программ по оказанию психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся в адаптации к обучению в пятом классе.
Тренинговые занятия для учащихся 5-х классов нацелены на помощь учащимся в адаптации к обучению в пятом классе. Тренинговые занятия с учащимися может проводить как школьный психолог, так и классный руководитель, работающий с учащимися данного класса. Это своеобразная возможность предупреждения тех проблем, которыми могут встретиться учащиеся в начале учебного года.
С целью преодоления тревожности будущих пятиклассников, негативных эмоций, сопровождающих переход в пятый класс, и следует проводить подобного рода занятия.
Очень часто тревожность учащихся усугубляет и семья. Многие родители, вместо того чтобы поддержать в ребенке уверенность в собственных силах, предупреждают его о том, что у него ничего не получится, что он станет последним учеником в классе и т. д.
Занятия носят игровой, занимательный характер, что поможет учащимся быстрее входить в ритм занятия, с удовольствием включаться в деятельность.
Изменения, внесенные в программу
Общее число занятий: 10, один раз в неделю.
Продолжительность занятия: 25 - 30 минут.
Количество детей в группе: 4-6 человек
Отбор детей: учащиеся 5-х классов, имеющие по итогам исследования затрудненный уровень адаптации.
Программа реализуется в три этапа:
I этап – Диагностический.
II этап – Коррекционно-развивающий.
III этап – Контрольный.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных.
Срок реализации: 3 месяца
Формы, методы, технологии
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуально-обособленная
Работа в парах
Групповая
Методы:
Коммуникативные игры
Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект детей
Когнитивные методы
Групповые дискуссии
Арттерапевтические методы
Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность детей
Методы релаксации
Технологии обучения:
Развивающего обучения
Личностно ориентированного образования
Игровые
Информационные
Деятельностного метода
Структура занятия
- Приветствие.
- Разминка.
- Основная часть.
- Релаксационное упражнение.
- Рефлексия занятия.
- Прощание.
Ожидаемый результат
- По итогам прохождения курса тренинговых занятий, пятиклассники быстрее адаптируются к учебе.
- Снижение уровня тревожности учащихся пятых классов, формирование адекватной самооценки.
- Повышение уровня школьной мотивации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Цель занятия | Методические приемы |
1 | Этот необычный и волнующий 5-й класс. | Познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятии; профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях. | Приветствие 1. «Имя и цветок» 2. «Встаньте те, кто…» 3. «Что важно для меня» Рефлексия занятия |
2 | Мы и школа | Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения в школе, изучение уровня тревожности, мнения учащихся о степени значимости школы в их жизни. | Приветствие 1. «Кто ты? Кто я?» 2. «Ассоциации» 3. «Температура» 4. «В гостях у сказки» Рефлексия занятия |
3 | Вот он - я | Развивать умение самоанализа и самовыражения; стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги. | Приветствие 1. «Светофор» 2. «Волшебная эмблема» 3. «В гостях у сказки» Рефлексия занятия 4. «Прощание» |
4 | Познай себя | Создать у учеников мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии и уверенности в себе. | Приветствие 1. «Цвет настроения» 2. Самоанализ «Кто я? Какой я?» 3. «Вот я какой! Угадали?» Рефлексия занятия |
5 | Новичок в средней школе | Способствовать развитию умения учиться, планировать свою деятельность; обсудить новые условия учебного процесса в средней школе. | Приветствие 1. «Воображала» 2. «Новичок Том» Рефлексия занятия |
6 | Понимаем ли мы друг друга? | Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания. | Приветствие 1. «Где я?» 2. «Рисунок по инструкции» 3. «Умеете ли вы слушать?» 4. «Пойми меня» Рефлексия занятия |
7 | Мир эмоций | Познакомить учащихся с эмоциями; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями. | Приветствие 1. «Угадай эмоцию» 2. «Фигуры эмоций» 3. «Назови эмоцию» 4. «изобрази эмоцию» Рефлексия занятия |
8 | Вот тебе моя рука | Проработка возможных выходов из конфликтных ситуаций; развитие чувства эмпатии. | Приветствие 1. «Осенний лес» 2. «Мостики дружбы» 3. «Рука друга» Рефлексия занятия |
9 | Страна рисования | Развитие умения высказывать свое мнение; воспитание культуры общения, умения прислушиваться к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые на предыдущих занятиях; раскрытие ранее незатронутых проблемных для учащихся тем. | Приветствие 1. «Воспоминание» 2. «Изотерапия» Рефлексия занятия |
10 | Я + Я = МЫ | Снижение тревожности, достижение внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы». | Приветствие 1. «Светофор» 2. «Портрет класса» Рефлексия занятия |
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.
- Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения – Новосибирск – 1999.
- Громова Т.В. Страна эмоций: Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребенка. – М.: УЦ “Перспектива”, 2002.
- Коблик Е.Г.Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003.
- Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возвратных этапах. В-2010
- Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии.- СПб.: Питер, 2000.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2001.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками: Пер. с англ. М., 1999.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: Генезис, 2004.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
коррекционно-развивающей по программе «Я пятиклассник» (5 класс)
Режим работы: 1 раз в неделю
Продолжительность занятия: 30 мин
№ п/п | Тема занятия | Методические приемы | Сроки проведения | |||
план | Факт | |||||
5А | 5Б | 5В | ||||
1 | Этот необычный и волнующий 5-й класс. | Приветствие «Имя и цветок» «Встаньте те, кто…» «Что важно для меня» Рефлексия занятия | 08.11 – 12.11 | |||
2 | Мы и школа | Приветствие «Кто ты? Кто я?» «Ассоциации» «Температура» «В гостях у сказки» Рефлексия занятия | 15.11 – 19.11 | |||
3 | Вот он - я | Приветствие «Светофор» «Волшебная эмблема» «В гостях у сказки» Рефлексия занятия «Прощание» | 22.11 – 26.11 | |||
4 | Познай себя | Приветствие «Цвет настроения» Самоанализ «Кто я? Какой я?» «Вот я какой! Угадали?» Рефлексия занятия | 29.11 – 03.12 | |||
5 | Новичок в средней школе | Приветствие «Воображала» «Новичок Том» Рефлексия занятия | 06.12 – 10.12 | |||
6 | Понимаем ли мы друг друга? | Приветствие «Где я?» «Рисунок по инструкции» «Умеете ли вы слушать?» «Пойми меня» Рефлексия занятия | 13.12 – 17.12 | |||
7 | Мир эмоций | Приветствие 1. «Угадай эмоцию» 2. «Фигуры эмоций» 3. «Назови эмоцию» 4. «изобрази эмоцию» Рефлексия занятия | 20.12 – 24.12 | |||
8 | Вот тебе моя рука | Приветствие 1. «Осенний лес» 2. «Мостики дружбы» 3. «Рука друга» Рефлексия занятия | 10.01 – 14.01 | |||
9 | Страна рисования | Приветствие 1. «Воспоминание» 2. «Изотерапия» Рефлексия занятия | 17.01 – 21.01 | |||
10 | Я + Я = МЫ | Приветствие 1. «Светофор» 2. «Портрет класса» Рефлексия занятия | 24.01 – 28.01 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.
Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...
Программа тренинговых занятий по профориентации в рамках внедрения ФГОС нового поколения
Данная программа представляет собой сборник тренинговых занятий по профориентации, направленных на развитие личностной, социальной и профессиональной компетенции учащихся в рамках внедрения ФГОС новог...
Программа тренинговых занятий, направленных на развитие основных познавательных процессов
В период подросткового возраста особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей. Расширяется их сфера знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознания подростка находи...
Программа тренинговых занятий "Ораторское искусство. Основы эффективной самопрезентации"
Программа для учащихся 8-11 классов....
Программа тренинговых занятий по социальной адаптации подростков
Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.Цель группы: развитие социальной компетент...
Программа тренинговых занятий с подростками. Курс «Школа лидера».
Актуальность программы связана с возникшей в условиях современной политической и экономической обстановки в стране потребностью в воспитании нового типа личности – человека, ув...
Программа адаптационных встреч пятиклассников «Я - пятиклассник»
Программа адаптационных встреч пятиклассников, с целью оказания психологической поддержки в период их адаптации к условиям обучение в средней школе....