Сообщение по теме: "Подходы к дифференциации и определению содержания работы с детьми после КИ на разных этапах реабилитации"
статья
Сообщение по теме: "Подходы к дифференциации и определению содержания работы с детьми после КИ на разных этапах реабилитации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ki_teoriya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подходы к дифференциации и определению содержания работы с детьми после КИ на разных этапах реабилитации
Конечной целью КИ можно (условно) считать то, что с помощью КИ глухой ребенок будет слышать и понимать устную речь, а также говорить и использовать ее для общения. Однако КИ заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуковые колебания в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы понимать речь, человек должен не только слышать звуки, но и обладать еще 4 «мозговыми» составляющими:
- Слуховые центры мозга ребенка должны уметь анализировать речь как звуковые сигналы – должны быть сформированы слуховые процессы анализа речевой информации. То есть мозг ребенка должен уметь обнаруживать, различать и опознавать разные речевые сигналы: фонемы, слоги, слова, фразы. Кроме того, в его памяти должны храниться слуховые образы этих сигналов.
- Ребенок должен владеть системой родного языка, т.е. он должен знать и хранить в памяти различную лингвистическую информацию – значение множества слов (семантика, лексика), их звуковой состав (фонология), правила изменения (морфология) и соединение слов в предложении (синтаксис).
- У ребенка должны быть сформированы процессы порождения и образования устной речи – он должен порождать и развивать замысел высказывания, преобразовывать иерархическую структуру замысла в линейную последовательность речевых единиц. У ребенка должны быть сформированы двигательные программы дыхательных, голосообразующих и артикуляционных органов, которые обеспечивают генерацию речевых сигналов с соответствующими акустическими характеристиками.
- Ребенок должен владеть правилами использования речи для общения (прагматика), а также уметь извлекать информацию из речи собеседника.
Однако составляющие не возникнут внезапно после включения КИ. Это задача реабилитации – длительной, целенаправленной коррекционной работы, которая включает в себя следующие этапы (периоды): адаптационный, первоначальный и основной.
В адаптационный период должны быть достигнуты параметры настройки речевого процессора, позволяющие воспринимать все звуки речи. Длиться этот этап от двух недель до нескольких месяцев, в зависимости от степени адаптации (легкая, средняя, тяжелая). К факторами, влияющими на протяженность адаптационного периода относят:
- возраст к моменту проведения КИ;
- качество настройки речевого процессора;
- состояние устной речи до КИ;
- опыт слухового восприятия до КИ;
- адекватная медико-психолого-педагогическая помощь;
- наличие речевой среды;
- активность родителей;
- индивидуальные особенности ребенка.
В этот период основными задачами являются:
- Развитие эмоционального общения с ребенком.
- Побуждение ребенка к общению.
- Общее развитие ребенка.
- Формирование/развитие слухового восприятия.
- Формирование/развитие речи.
- Формирование произвольной стороны речи.
В первоначальный период должны быть достигнуты оптимальные и стабильные параметры настройки процессора КИ, а главное – должны быть сформированы процессы анализа звуковых сигналов.
Целью первоначального периода является реконструкция взаимоотношений глухого ребенка с окружающим миром. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- Реконструкция (восстановление или преобразование) сенсорной основы коммуникации и самой основы коммуникации.
- Вовлечение ближнего окружения ребенка в процесс тесного эмоционального взаимодействия.
Как правило, первоначальный период длиться от нескольких месяцев до нескольких лет и параметрами его окончания можно считать: стабильность настройки речевого процессора; появление четкой реакции на звук; возникновение интереса к звуку и его источнику; сформированность потребности в речевом общении; понимание речи в ситуации и вне ситуации наглядного выбора; появление первых слов, усвоенных ребенком самостоятельно в процессе общения.
В основной период у ребенка накапливаются знания о значении слов и их звучании (пассивный словарь, лексика), правилах их изменения и соединения в предложении (грамматика – морфология и синтаксис), правилах использования речи для общения.
Это самый длительный период слухоречевой реабилитации детей с КИ. Его длительность сопоставима с периодом овладения родным языком у нормальнослышащих детей и составляет 3-7 лет. Он может длиться до 10 лет и характеризуется тем, что у ребенка происходит дальнейшее развитие понимания речи и собственной речи за счет развития системы родного языка.
Для успешной послеоперационной реабилитации пациентов следует разделить на группы:
- оглохшие дети с речью;
- дети с ранней медико-психолого-педагогической поддержкой и ранним слухопротезированием;
- дети, имплантированные в раннем возрасте;
- дети, имплантированные в возрасте от трех до семи лет;
- дети, имплантированные в школьном возрасте;
- дети, со сложной структурой нарушений.
У всех этих групп имеются свои цели, задачи и свое содержание послеоперационной реабилитации. Такое разделение дает возможность адекватно составить образовательный маршрут для каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы.
Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реабилитации детей с большими потерями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но ...
Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации
В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слух...
Работа с детьми после кохлеарной имплантации. Технология различения часто используемых слов и простых фраз.
В статье представлено содержание педагогической работы с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации, раскрыт этап по различению часто используемых слов и простых фраз. Это один из ...
Из опыта работы. Подготовка к итоговой аттестации на разных этапах обучения.
Статья является обощением работы по подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, итоговому сочинению....
Сообщение по теме: «Подходы в определении ключевых компетентностей»
В настоящее время в рамках компетентностного подхода ученые по-разному определяют ключевые компетентности....
«Содержание и методика преподавания темы «Деньги» на разных этапах обучения».
Методическая разработка осуществлена в рамках участия в проекте "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" на площадкеСанкт-...
Статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения"
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в стране находится под пристальным вниманием педагогических сообществ, родителей не случайно 2009 год был объявлен «Годом равных во...