Методическая разработка занятия на тему "Тайна наших имен"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayna_nashih_imyon.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие ГПД « Тайна наших имён» 04.02.2019.

Цель: Всесторонне развитие и повышение культурного уровня обучающихся

Задачи: 

1. Познакомить уч-ся со значением их имён, с ритуалом имя наречения на Руси.

2. Познакомить уч-ся с тем, из каких стран к нам пришли их имена.

3. Дать ответ на вопрос, какого цвета наши имена.

4. Учить делать выводы на основе полученной информации в ходе опроса уч-ся.

5. Расширять кругозор уч-ся, развивать творческие способности: читать стихи, разыгрывать сценки, выступать перед аудиторией.

Оборудование: карточки с объяснением значения имени.

                                                             Ход занятия

- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя!

- Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.

- Не знаю, не знаю, - пробормотал Комар.

- Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…», - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, кого-то там!

- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь.

Воспитатель: Ребята, думаю, вы узнали сцену из произведения

Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

У каждого есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда.

Между живущих людей безыменным никто не бывает вовсе;

В минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

-А на земле живет очень много людей - миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (ответы детей)

- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, формой носа и рта, характером, походкой… И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку.

Есть у папы,

Есть у мамы,

Есть у сына,

Есть у внучки.

Чтобы его узнать, надо вслух назвать.

Сегодня нас ждет необычайное путешествие. Мы побываем в прошлом и будущем при помощи машины времени и узнаем много интересного о наших именах. Взгляните на панель управления машиной времени. Эти три значка указывают время прошлое, настоящее и будущее (нарисованы фигурки). Как вы думаете, какой значок отправит нас в прошлое, когда вы были совсем маленькими? А с помощью какой кнопки можно попасть в ваше будущее? (ответы детей). А на какую кнопку нужно нажать, что бы вернуться в настоящее время, в сегодняшний день? Итак, при нажатии кнопки мы отправляемся по лабиринту времени. Сейчас мы отправимся в «прошлое» … жмет на кнопку .

"Прошлое"

-Сейчас мы узнаем, как в Древней Руси детям давали имена.

Мы попали в прошлое, когда вы только родились (взять в руки куклу). Как же все обрадовались вашему появлению на свет!

А здесь у нас выставка фотографий. Будем угадывать вас сегодняшних в этих малышах на фотографиях. (Обсуждения)

 Но ребенку необходимо имя. И вот ваши родные выбрали для вас имена.

Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека. 
Обсуждение исследования: «Почему вас так назвали?»
 
Воспитатель:  Мы решили выяснить, какие имена самые популярные в классе и, по какой причине каждый получил свое имя.
 Оказалось, что самыми популярными в нашем школе являются имена: Анастасия,  Алексей, Алина, Елена. Есть в школе дети и с очень редкими именами, например, Марьям, Эмил, Армен. С помощью взрослых мы выяснили, что среди учащихся начальной школы есть имена когда-то популярные. Среди девочек это имена Екатерина, Ксения, Татьяна, Юлия. А среди мальчиков - Александр и Владимир.
 Оказалось, что кто- то из ребят в нашей школе получили имена благодаря выбору мам, пап, потому что красивое имя, кто- то из ребят получил в дар своё имя в честь бабушек и дедушек, прабабушек или прадедушек, кто - то в честь других известных имен,  кто-то получил своё имя по «Святцам». Значит, источников имен очень много. 

Воспитатель: 

Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пора возвращаться в настоящее, Пройдём к машине времени. Нажимаем на кнопку

 «настоящее» и путешествуем по лабиринту времени.

«Настоящее»

Воспитатель: 

Вот мы и в настоящем. С давних времен люди придавали большое значение имени человека. Имя с самого рождения давало характеристику человека, и сопровождало его всю жизнь. Например, раньше имя «острый глаз»- означало, что у человека «хорошее зрение», «утренняя заря»- рано встает, «молния»- быстро бегает, «твердая рука» - сильные руки. И в наше время все имена что-то означают. У вас было домашнее задание: вместе с родителями найти значение вашего имени. Вы готовы? Берем мяч и передаем из рук в руки и называем значение своего имени. Начинаем свой ответ со слов: «Мое имя … означает…»

Воспитатель: У каждого имени есть своя история и родина!
 - Давайте узнаем, откуда пришли ваши имена. Оказывается, что 53% имён нашего класса греческого происхождения, это имена...( Анастасия, Егор, Екатерина, Ксения, Кристина и т.д.), 21% имён латинского происхождения, это имена...( Максим, Виктории, Валерия, Наталья и т.д.), 11% имён пришли к нам из арабских стран, это имена..( Аделина, Фаина и т.д.). 7% еврейского происхождения, это имена..( Семён, Елизавета и Даниил и т.д. Но есть и имена исконно русские, славянские. Они составили всего 3,5%. Это имена ... ( Святослав, Богдан, Всеволод и т.д.)

Воспитатель:

 Чем больше мы узнавали о наших именах, тем становилось интереснее. Как выяснилось, что с древних времен каждому цвету придавалось определенное значение. Вероятно, существует язык красок, понятный всем народам во все времена. Тона, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное влияние - они глубоко воздействуют на наш характер. Точно такое воздействие оказывают на нас и имена.

«Будущее»

Воспитатель: 

А теперь, не хотите ли заглянуть ненадолго в будущее, в то время, когда вы станете большими? Я приглашаю вас нажать на кнопку «будущее».

А вот мы и в вашем будущем. Вы стали взрослыми людьми, получили образование, работаете. К вам обращаются теперь иначе. В нашей стране, обращаясь к взрослому человеку, произносят имя и отчество. Например: Наталья Михайловна. Слово «отчество» произошло от слова «отец». Моего отца зовут Михаил. В некоторых странах употребляют только имена, а есть страны, где вместо отчества используют имя матери. Например: Луиза Мария.

Д/игра «Ивановичи и Татьяновичи»

Предлагаю вам, назвать свое имя и отчество так, как принято у нас, а затем так, как если бы вместо имени отца нужно было использовать имя матери. Например: Наталья Михайловна- Наталья Зоевна. (По кругу все дети произносят)

Пройдут годы, вы сами станете мамами и папами. И тогда вам придется уже выбирать имена для ваших деток. Есть много красивых женских и мужских имен. У вас еще много времени, чтобы подумать и выбрать.

Ну что же нам пора возвращаться. Я нажимаю кнопку и мы отправляемся по лабиринту времени.

Ребята, какое интересное и познавательно у нас получилось занятие! Вы молодцы! Интересно было? Что понравилось, а что не очень? Что было сложно? Спасибо за занятие!

До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий. Тема: Коллективная работа: Улица нашего города.

Методическая разработка занятия, с презентацией. На занятии использовались следующие современные технологии: Коллективная деятельность, здоровьезберегающая, игровая, информационно-коммуникативная техн...

Методическая разработка занятия по развитию эмоционально - личностного отношения к природе "Наши питомцы- щенок" для детей 6-7 лет.

Данное занятие проводится с детьми дошкольного возраста и направленно на развитие эмоционально-личностного отношения к миру природы....

Методическая разработка занятия по развитию эмоционально - личностного отношения к природе "Наши питомцы- котенок" для детей 6-7 лет.

Данное занятие проводится с детьми дошкольного возраста и направленно на развитие эмоционально-личностного отношения к миру природы....

Методическая разработка занятия "Мир глазами наших предков"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия "Природа - наше богатство"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия по социально-бытовой ориентации в социально-трудовом отделении по программе «Наше будущее в наших руках» Тема: «Торговля. Продовольственные магазины»

Ф.И.О. педагога: Воронович Ольга ВасильевнаРаздел программы: «Торговля»Урок 7.Тема: «Продовольственные и промтоварные магазины. Магазины самообслуживания. Поведение в магазине. Ознак...