Методическая разработка занятия на тему "Новый Год"
методическая разработка
Занятие разработано для обучающихся начальной и основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_god.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что за праздник Новый год?»
Цель: Формирование представления детей об обычаях и традициях празднования Нового года.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представления детей о зимних явлениях природы;
- познакомить детей где и как живёт Дед Мороз;
- познакомить детей с новогодними традициями России и других стран;
- формировать понятие о традициях празднования Нового года на Руси, их возникновения.
Развивающие: расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, речь.
Воспитательные: воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей
природе, активность, самостоятельность, интерес к обычаям и традициям русского
народа.
Интегративные образовательные области: коммуникация, художественная литература, социализация, физическая культура, здоровье, художественное творчество.
Приоритетная образовательная область: познание (формирование целостной картины мира).
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Дидактический и наглядный материал: глобус, кукла или картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, Санта Клауса, ветка ели или сосны.
Ход занятия:
В гости к детям пришел домовенок Кузя. кузя спрашивает какое сейчас время года? Домовенок предлагает детям вспомнить загадки о зиме, затем предлагает отгадать его загадки:
После осени пришла
И сугробы намела… (зима)
Дополнить наши знания о зиме нам помогут ещё загадки:
Покружились звездочки,
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке… (снежинки)
Белое покрывало,
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло… (снег)
Ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья… (мороз)
На морозе не дрожу,
Нос морковкою держу,
Но не жалуюсь, привык.
Как зовусь я?. (снеговик)
Двор в снегу. Белы дома.
Это к нам пришла. (зима)
Мы вдвоем скатали ком,
Шляпа старая на нём.
Нос приделали, и вмиг
Получился. (снеговик)
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Колкая, зеленая
К нам приходит в дом. (ёлка)
Дед мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка… (Снегурочка).
На дворе снежок идет,
Скоро праздник. (Новый год)
В: - У нас в России теперь стоит зима. А вы знаете, что в некорых странах сейчас лето? Если путешествовать по миру, то можно узнать много интересного и необычного. Что мы можем увидеть и узнать?
Кузя: Можно открыть для себя новые страны, побывать на других материках, увидеть необычную природу, познакомиться с другими людьми, узнать как живут разные народы планеты Земля.
В: -Какие праздники отмечают люди во многих странах, общие для разных людей? (Новый год, Рождество)
Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по особому. Посмотрите на глобус - это модель нашей планеты. Здесь нарисованы разные страны. Их очень -очень много. Сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год.
(Дети путешествуют вместе с Кузей по глобусу. Место путешествия можно отмечать снежинкой).
Гимнастика для глаз.
«Елка».
Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)
Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)
Есть на елке даже шишки, (Посмотреть вверх.)
А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)
И сосет в берлоге лапу. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.)
История праздника.
А знаете ли вы, как появился праздник Новый год?
В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.
И вот больше 300 лет назад (накануне 1700 года) русский царь Пётр І издал указ праздновать Новый год по другому обычаю (европейскому) – 1 января. Пётр предложил всем украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Пётр І вышел на площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Так начался салют в честь новогоднего праздника.
— А как отмечают праздник — Новый год у нас в стране?
— А как в ваших семьях отмечают Новогодний праздник? (ответы детей).
Дети: наряжают ёлку, украшают улицы и дома, готовят праздничные открытки, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки, зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда. И около 12 часов ночи под бой самых главных часов слушают поздравление президента России.
Воспитатель: Сколько раз бьют кремлевские куранты?
Дети: 12 раз.
В: -Ребята, а кто приходит к российским детям в Новый год с подарками? (Дед Мороз)
- Как он выглядит? (по иллюстрации). Правильно, российский Дед Мороз - это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой. А как ее зовут? Правильно Снегурочка. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг.
- Какие новогодние традиции вы уже знаете? (наряжать елку, дарить подарки, веселиться)
Путешествие по странам с Кузей.
-В разных странах принято по своему встречать Новый год. Во многих странах Новый год отмечают в разное время. Поскольку народы мира пользуются разными календарями.
В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязанных чулочках.
Финский Дед Мороз носит красную шапку и красную куртку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. Он носит лохматую красную шубу и раздает подарки только тем детям, которые хорошо себя вели весь год.
Есть на свете такая страна Италия. Здесь нет Деда Мороза. Вместо него через трубу дома на метле влетает волшебница Бефане и у каждой кроватке оставляет новогодние подврки. В Италии в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, старые вещи. Летят на мостовую цветочные горшки, стулья, сапоги. Люди стремятся освободить свой дом для всего хорошего, что несет с собой год грядущий. Чем больше выбросить старых вещей, тем больше богатства принесет Новый год.
В Швеции вместо Деда Мороза подарки детям дарит сутулый дед с шишковатым носом, которого зовут Юлтомтеннен. вместе с ним ходит карлик Юлниссар. В новогодний пирог кладут монеты, бутоны роз. Тот кто найдет в пироге монету, будет богатым, а кто откусит кусочек пирога с бутоном, будет счастливым.
Китайцы празднуют наступление Нового Года два раза. В первый раз - 1 января, согласно своему лунному календарю. По китайскому календарю начало Нового Года выпадает между 21 января и 19 февраля. Китайцы, где бы они не жили, отмечают свой Новый год ритуальным танцем дракона и фейерверком, который призван спугнуть злых духов. Был в Китае и еще один замечательный обычай - в первые новогодние дни - настрого запрещалось браниться и ругаться.
В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотели бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний 108 раз. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается праздник.
В Индии помимо официального Нового года существует большое количество неофициальных празднований этой даты. Новы год здесь может наступить и в апреле и в мае. В этот день запрещается и ссориться, полагается быть вежливыми, иначе согласно поверью, будешь грубияном весь год. Елкой здесь служат гирлянды пышных цветов.
Новогодняя разминка
Игра «Доскажи словечко»
Есть одна игра для вас:
я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идет,
скоро праздник.
- Новый год!
Мягко светятся иголки,
хвойный дух идет.
- От елки!
Ветви слабо шелестят,
бусы яркие.
- Блестят!
И качаются игрушки -
флаги, звездочки,.
- Хлопушки!
Нити пёстрой мишуры,
колокольчики.
- Шары!
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,.
- Снегурки!
Белоус и краснонос
Под ветвями.
- Дед Мороз!
И верхушку украшая,
там сияет, как всегда,
очень яркая, большая,
пятикрылая.
- Звезда!
Ну а елка, просто диво!
Как нарядна, как.
- Красива!
В: Ребята, в каждой стране люди украшают ёлку. А знаете ли вы, почему именно ель украшают, а не какое – то другое дерево?
Новый год совпадает с христианским праздником – Рождеством Христовым. Послушайте, как ель стала украшением новогодних праздников.
Существует красивая легенда о том, как все деревья в рождественскую ночь отправились поклониться младенцу Христу. Первыми прибыли недалеко растущие от Вифлеема пальмы, потом кипарисы, буки, ивы, дубы и другие деревья, а самой последней пришла маленькая северная елочка. Другие деревья загораживали ее от Иисуса, но вдруг с неба стали падать звезды и садиться прямо на елку, от чего та стала сверкать и светиться.
Коллективная работа "Украсим елочку"
Цель игры: развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
Заключительная часть.
В: - О каком празднике мы сегодня говорили? (Ответы детей).
— Подведем итог, какие традиции и обычаи встречи Нового года в России мы с вами вспомнили? (Ответы детей).
- Как вы будете готовиться к этому празднику? (Ответы детей).
-Как люди в Новый год поздравляют друг друга? (Дарят подарки, отправляют поздравительные открытки, посылки, письма, звонят по телефону и т. д.).
Давайте и мы подготовим праздничное поздравление, что пожелаем нашим родным и друзьям? (высказывания детей).
В: - Вы сегодня были очень умные, веселые, дружные, находчивые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
закрепить знания о стилях речи...