Я и мир вокруг меня.
календарно-тематическое планирование
Программа внеурочной деятельности с детьми с интеллектуальными нарушениями.1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_1_klass_2021-2022_u.g.docx | 695.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Школа-интернат – это дом, в котором каждый ребенок открывает свои способности, таланты, обретает друзей. Это мастерская культуры умственной, коммуникативной, эмоциональной и этической деятельности, это заведение, готовящее к жизни среди людей. Дети и подростки с нарушением интеллекта обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития воспитанники коррекционной школы отличаются проблемами эмоционально - личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2017 г. (в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ, 1 вариант).
Рабочая программа составлена на основании нормативных документов:
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ».
4. Письмо Минобрнауки РФ от 10.03.2016 № ВК -449-07 «О направлении методических рекомендаций».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4,3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цели образования с учётом специфики предмета
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
формирование умений, навыков социального общения людей;
развитие способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;
укрепление доверия к другим людям;
Общая характеристика учебного предмета
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с ОВЗ, организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Внеурочная деятельность» включён в учебный план школы, изучается в 1 классе. Данная рабочая программа по внеурочной деятельности разработана для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений . На изучение предмета по учебному плану отводится: 4 часа в неделю, всего 132 часа в год.
Основные личностные результаты внеурочной деятельности:
― ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
― ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
― осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;
― элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.
― эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
― уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
― готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
― готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
― понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;
― потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
― развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
― расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;
― принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;
― владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
― способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;
― способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;
― способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
― мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности:
- сообщение новых знаний;
- формирование и закрепление знаний, умений и навыков;
- обобщение и систематизация знаний;
- контроль, оценка и коррекция знаний.
Методы, используемые на занятиях:
- словесный;
- практический;
- наглядный.
Приёмы работы на занятиях:
- беседы;
- презентации;
- просмотр мультфильмов;
- сюжетно-ролевые игры;
- конкурсы;
- выставки;
- экскурсии;
- викторины;
- соревнования;
- экскурсии;
- КВН.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности в 1 классе предусматривает включение в учебную программу следующих разделов:
Понедельник - «Азбука вежливости»
Вторник - «Мир творчества»
Среда - «Я познаю мир»
Четверг - «Юный пешеход».
«Азбука вежливости»
Речевой этикет
Что такое этика и этикет.
Специфика речевого общения.
Роль мимики, жестов и позы в общении.
Вежливые слова.
Правила знакомства.
Обращение. Просьба. Вежливые формы отказа.
Приветствие и прощание.
Выражение благодарности. Поздравляем и желаем.
О сопереживании в радости и в горе.
Общение по телефону.
Викторина «Вежлив ли я?»
Культура поведения
Мы на уроке.
Зачем нужны перемены.
Мы в школьной столовой.
Я среди людей
Правила поведения на улице. Экскурсия.
Правила поведения в транспорте.
Сюжетно-ролевая игра «Я – пассажир».
Правила поведения в общественных местах.
Экскурсия в библиотеку.
Приглашение гостей. Как вести себя в гостях.
Умей накрыть стол.
Как выбирать и дарить подарки?
Повседневный этикет.
Викторина «Знаю ли я правила поведения?
Мой класс.
Умею ли я дружить?
Один за всех и все за одного.
Самолюб никому не люб.
Уважительное отношение к старшим и младшим.
Культура внешнего вида
Поговорим о внешнем виде.
Каждой вещи своё место.
Бережливость.
Праздник
Праздник «Будьте вежливы».
«Мир творчества»
Наблюдаем и изображаем осень.
Введение в предмет. Все дети любят рисовать. (Рисование красками).
Мы знакомимся с волшебными красками. (Рисование красками).
Какого цвета осенняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве». (Рисование красками).
Осенний букет. (Аппликация из бумаги).
Ветер в осеннем лесу. (Аппликация из бумаги).
Осень - пора плодородия. Овощи. (Лепка из пластилина).
Осень - пора плодородия. Фрукты. (Лепка из пластилина).
В чем красота зимы?
Мы готовимся к зиме. (Рисование красками).
Коллективная работа «Первый снег». (Аппликация из пластилина).
Наши зимние забавы. Снеговик. (Лепка из пластилина).
Наши зимние забавы. Снеговик. (Аппликация из бумаги).
Морозные узоры. Снежинка. (Рисование красками).
Морозные узоры. Снежинка. (Аппликация из бумаги).
Коллективная работа «Зимний день на природе». (Лепка из пластилина).
Мы и наши друзья.
Мы в цирке. (Лепка из пластилина).
Мир нашего аквариума. Красивые рыбы. (Аппликация из бумаги).
Мир нашего аквариума. Подводный мир. (Рисование красками).
Домик для собачки. (Рисование красками).
Учимся делать из бумаги собачку. (Работа с бумагой).
Сделаем подарок нашим папам. (Аппликация из бумаги).
Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка». (Рисование красками).
Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет». (Рисование красками).
Лепим любимых животных. Ох уж эти кошки! (Лепка из пластилина).
Мы рисуем своих друзей. (Рисование красками).
Какого цвета весна и лето?
Какого цвета небо? (Рисование красками).
Деревья проснулись. (Аппликация из бумаги).
Деревья любуются своим отражением. (Лепка из пластилина).
Красота природы. Цветы. (Рисование красками).
Мы изображаем весенние цветы. (Лепка из пластилина).
Весенний букет. (Аппликация из бумаги).
Аппликация «Разноцветные букашки». (Аппликация из бумаги).
Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц». (Аппликация из бумаги).
Здравствуй, лето! Игра-путешествие. (Аппликация из природного материала).
«Я познаю мир»
Я и мир вокруг
Мы теперь не просто дети…
Родной край.
Времена года
Осень.
Осенние месяцы.
Экскурсия.
Осенние изменения в природе.
Растения осенью.
Листья жёлтые летят.
Занятия людей осенью.
Что растёт на огороде?
Что растёт в саду?
Что растёт в поле?
Жизнь животных осенью. Осень в моём краю.
Экскурсия.
Зимняя сказка.
Зимние изменения в природе.
Жизнь животных зимой.
Живой уголок.
Занятия людей зимой.
Весна.
Весенние месяцы.
Экскурсия.
Весенние изменения в природе.
Растения весной.
Жизнь животных весной.
Занятия людей весной.
Экскурсия.
Летние изменения в природе.
Что растёт на лугу?
Мы – жители планеты Земля
Экскурсия на водоём
Что растёт у водоёма?
Жизнь животных летом
Занятия людей летом.
«Юный пешеход».
Ориентировка в окружающем мире
Викторина «Знаешь ли ты ПДД?»
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта.
Тематическое распределение количества часов
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1. | Азбука вежливости | 33 |
2. | Мир творчества | 33 |
3. | Я познаю мир | 33 |
4. | Юный пешеход | 33 |
ИТОГО: | 132 |
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
1) воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
2) эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с ОВЗ социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися с ОВЗ начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности
Печатная литература:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва, «Просвещение», 2017 г.
- Матвеева Л. И. «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 .
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984.
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975.
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980.
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994.
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986.
- Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2008.
- Неменский Б.М. Методическое пособие по ИЗО. 1-4 класс. М.:Просвещение, 2005.
- Неменская Л.А. Каждый народ художник. М.: Просвещение .2007.
- Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Издательство «Просвещение», 2005 .
- Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Ростов н /Д., БАРО - ПРЕСС, 2003 .
- Круглов Ю. Г. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. М., Просвещение, 1990 .
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Б. Новые 135 уроков здоровья. М., Просвещение, 2008 .
- Н.Н. Каландарова. Уроки речевого творчества. Мастерская учителя.
1 класс. М.: «ВАКО», 2008.
16. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - С.П., 2014.
17. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В.Программа по основам безопасности жизнедеятельности «Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности» - М.,2014.
18. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 2014.
19. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников - М.,2014.
20. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Д. В.Григорьев, П. В. Степанов - М.: Просвещение, 2014.
21. «365 уроков безопасности». Л.Логинова-«Айрис Пресс», Москва. 2014.
22. «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги, Москва, 2014.
Электронные пособия и интернет-ресурсы
«Уроки осторожности» - ТО «Маски», Москва, 2014.
«Уроки хорошего поведения» - ТО «Маски», Москва, 2014.
«Азбука безопасности. Смешарики» - ООО «Смешарики», концепция сериала и персонажи, 2014-2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку:"Люди вокруг меня и я в мире людей"
Классный час на тему: «Люди вокруг меня и я среди людей» (1 слайд) Цель: 1. познакомить учащихся с понятиями самопознания и саморазвития; 2.воспитание социальной восприимчивости; 3. продол...
Положение о конкурсе фотографий "Стоп-кадр" или «Здоровый образ жизни вокруг меня»
Представляем положение о конкурсе фотографий, который можно провести в рамках декады ЗОЖ...
Проект "Мир вокруг меня - Интернет"
Проект в рамках участия в научно-практической конференции...
Презентация программы для начальной школы "Мир вокруг меня"
Особенности работы по программе...
Дополнительная образовательная программа "Мир вокруг меня"
Психологическая компетентность - это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополу...
Тактильное панно "Мир вокруг меня".
Тактильное панно....
Мир вокруг меня 6 класс
Разработана программа «Мир вокруг меня”(модифицирована)с использованием методического конструктора (Д. Григорьев, П. Степанов)....