ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ»
материал
Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.
Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение даёт знания, радость от контактов. Каждый ребенок — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
panchenko_n.v.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ СО КК «Армавирский реабилитационный центр»
352924, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Новороссийская, 145
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Панченко Наталия Владимировна
(Ф.И.О.)
Воспитатель
(Должность)
«Развитие социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ»
(Название темы)
2020
(Начало изучения темы)
2021
(Окончание изучения темы)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагога: Панченко Наталия Владимировна
Стаж работы в должности: 7 лет
Образование: высшее, «Армавирский государственный университет»
Специальность - «Русский язык и литература»,
Квалификация - «Учитель русского языка и литературы, социальный педагог»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель работы – создание условий для формирования социально-коммуникативных навыков детей с ОВЗ посредством коммуникативных игр.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по развитию социально-коммуникативных умений у детей с ОВЗ.
- Выявить особенности развития коммуникативных умений у детей с ОВЗ.
- Подобрать и апробировать различные виды игровых упражнений на формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
- Создать картотеку игр и упражнений на формирование коммуникативных навыков и проверить ее эффективность на практике.
- Обучать детей осознанно воспринимать эмоции, чувства и переживания, осваивать этические формы, способы поведения и отношения с людьми, оказывать помощь ребенку в преодолении неуверенности в себе, поддерживать положительную самооценку.
Этапы разработки:
1 этап. Организационно-подготовительный /изучение литературы, наблюдение за детьми.
2 этап. Основной/взаимодействие всех участников образовательного процесса после изучения темы, непосредственно образовательная деятельность детей, консультации родителей.
Написание непосредственно работы по самообразованию, по данной тематике.
3 этап. Заключительный/ анализ результатов, отчет по изучению данной темы самообразования
Основные ожидаемые результаты:
Для воспитателя: повысится собственный уровень знаний по данной теме.
Для детей: повысится уровень социально-коммуникативных навыков. Повысится уровень коммуникативной активности.
Для родителей: Развитие педагогического сотрудничества в вопросе развития детей с ОВЗ. Знакомство с особенностями психического развития детей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сентябрь
- Работа с документацией: изучение закона «Об образовании РФ», ФГОС ДО, ФГОС НОО, других нормативных документов по теме.
- Знакомство и анализ документации.
- Планирование работы с детьми на новый учебный год.
- Изучение литературы и интернет-источников по проблеме.
- Создание плана работы.
Октябрь
- Планирование психолого-педагогической работы с воспитанниками.
- Изучение литературы и интернет-источников по проблеме.
- Создание и разработка теоретической части.
- Педагогический мониторинг уровня социально-коммуникативного развития детей в группе.
Ноябрь
- Изучение литературы и интернет-источников по проблеме.
- Обмен опытом по проблеме.
Декабрь
- Работа над созданием материалов по теме.
- Реализация работы с детьми и родителями.
Январь
- Реализация работы с детьми и родителями
- Работа над созданием материалов по теме.
Февраль
1. Реализация работы с детьми и родителями
2. Работа над созданием материалов по теме.
Март
1. Реализация работы с детьми и родителями
2. Работа над созданием материалов по теме.
Апрель
- Защита по теме самообразования
- Выступление с презентацией на педагогическом совете.
Май
- Повторный педагогический мониторинг уровня социально-коммуникативного развития детей в группе.
- Подготовка итогового аналитического отчета.
Актуальность:
Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.
Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с ОВЗ отрицательно влияет на развитие личности ребенка, его межличностных отношений и затрудняет установление контактов с окружающими, отрицательно влияя на социализацию, тогда как современная педагогика и психология ставят перед собой цель создания условий успешной социализации ребенка с ОВЗ, что и делает данную работу актуальной.
Одно из основных направлений работы детей с ОВЗ и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности.
Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ:
Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Исследования показали, что в коммуникативной деятельности детей с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, обидчивостью. Дети с ОВЗ одновременно домогаются внимания и отторгают его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение; не умеют и не желают признать свою вину в конфликтной ситуации (доминируют защитные формы поведения в конфликтных ситуациях), не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, т.е. вместо развития произвольного поведения у них развивается ориентация на внешний контроль; вместо умения самому справляться с трудной ситуацией, дети склонны обижаться, перекладывать ответственность на других. Они не испытывают желания вступать в речевые и личностные контакты, обмениваться впечатлениями, договариваться о содержании предстоящей совместной деятельности. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.
При работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать:
- способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
- умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
- восприятие речи;
- умение подражать;
- умение соблюдать очередность в разговоре;
- умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Работа по формированию коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру, труд. На самоподготовке, воспитательных занятиях, прогулках, различных мероприятиях, в режимных моментах, в процессе трудовой деятельности детей необходимо систематически развивать навыки общения. Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т.е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности.
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру:
Умение общаться — большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение даёт знания, радость от контактов. Каждый ребенок — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Обучение детей с ОВЗ наиболее успешно осуществляется в повседневной жизни, путем интеграции естественных для детей видов деятельности, главной из которых является игра. Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния.
Через игру происходит развитие всех основных психических процессов, способностей ребенка, волевых и нравственных качеств личности, формирование элементов социальной активности детей.
Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.
Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
При формировании коммуникативных навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы нужно учитывать особенности разноуровневого развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Для этого необходимо помнить несколько простых правил:
1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.
2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за взрослыми.
3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.
5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.
Для детей с ОВЗ нужно создавать игровые ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную. Нужно заставлять повторять отдельные слова, разучивать слова и фразы, включающие просьбы.
Ежедневное включение в педагогический процесс игр на развитие коммуникативных навыков предполагает следующие виды: игры-инсценировки, игры-забавы, игры - соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать детям вести диалоги, приходя им на помощь всякий раз, когда они затрудняются сами выразить просьбу, желание, мысль в словесной форме.
Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В таких играх воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Сюжетно-ролевые игры я использую на внеклассных занятиях, когда мы проходим такие темы, как «В музее и на экскурсии», «В магазине», «Я - пассажир», «Общение в ученическом коллективе», «Правила поведения в общественных местах», «Учись быть вежливым».
Игры с правилами – дидактические, настольные - способствуют познавательному развитию, а также умению договариваться. В дидактических играх ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи, у них развиваются познавательные способности, умение сдерживаться и управлять своим поведением. Дети учатся применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, у них активизируются разнообразные умственные процессы, и они получают эмоциональную радость. Дидактические игры я применяю при проведении самоподготовки, чтобы активизировать внимание, память, сообразительность, настойчивость и подготовить детей к выполнению домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия - "Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста".
Может быть использован на уроках общения....
Программа развития социально-коммуникативных навыков "Лидерские навыки"
Программа развития социально-коммуникативных навыков "Лидерские навыки"...
Проект "Дети учат детей". Практика наставничества "Развитие социальной коммуникативности детей через ролевые игры"
Материал содержмит диагностику динамики влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся, а также примеры ролевых игр для развития социальной коммуникации у детей....
Краткосрочный проект по развитию социально-коммуникативных навыков обучающихся «группы риска» «Дорогою добра»
Как помочь повысить качество жизни и взаимодействия обучающимся "группы риска" Краткосрочный проект по оказанию внимания и поддержки данной категории школьников....
Особенности организации работы с учащимися при создании школьной прессы как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников
Школьная пресса выступает как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников. Создание номеров школьного журнала предполагает реализацию строго организованной программы взаимодействия ...
"Жизненные навыки" Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения реабилитационного процесса по коррекции и развитию социально-коммуникативной и эмоционально-личностной компетенций
Данная психолого-педагогическая программа относится к коррекционно-развивающим. Программа направлена на формирование и развитие у несовершеннолетних компонентов социально-коммуникативной и эмоциональн...
Папка воспитателя по самообразованию
Папка по самообразованию...