Организация логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушения речевого развития
презентация к уроку

Подоплелова Светлана Викторовна

В презентации представлены нормативно-правовые документы, регламентирующие обучение учащихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). А также  структура программы коррекционной работы с обучающимися с ЗПР учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.pptx606.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ, имеющих нарушения речевого развития Подоплелова Светлана Викторовна учитель-дефектолог ГБУ ДО ЦППМСП Курортного района 28.10.2021

Слайд 2

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ Статья 2. Основные понятия 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ; 28 ) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Слайд 3

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования Обучающимся предоставляются академические права на : 2 ) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции ; 3 ) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Слайд 4

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф Статья 44 . Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся 3 . Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: 1)выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. 8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. 4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования.

Слайд 5

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 1 . Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 3 . Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья . 4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Слайд 6

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся 9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Слайд 7

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 ) Общие положения II. Требования к структуре АООП НОО III. Требования к условиям реализации АООП НОО 4. Требования к результатам освоения АООП НОО Приложение N 1. Требования к АООП НОО для глухих обучающихся Приложение N 2. Требования к АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся Приложение N 3. Требования к АООП НОО для слепых обучающихся Приложение N 4. Требования к АООП НОО для слабовидящих обучающихся Приложение N 5. Требования к АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Приложение N 6. Требования к АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Приложение N 7. Требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития Приложение N 8. Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Слайд 8

П исьмо Министерства Просвещения Российской Федерации АБ-1362_07 от 27.08.2021 регламентирует организацию основного общего образования обучающихся с ОВЗ. В настоящее время Минпросвещения России разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287, далее – ФГОС ООО), обеспечивающий, в том числе, преемственность с ФГОС НОО ОВЗ. Для организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 учебном году организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут разрабатывать адаптированные основные общеобразовательные программы основного общего образования обучающихся с ОВЗ с учетом требований ФГОС ООО. До утверждения примерных адаптированных основных образовательных программ основного общего образования при разработке адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования обучающихся с ОВЗ, в том числе программы коррекционной работы, целесообразно опираться на программные материалы, подготовленные ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» по заказу Минпросвещения России в целях пролонгации работы, начатой при организации образования обучающихся с ОВЗ на уровне начального общего образования, и размещенные на сайте https://ikp-rao.ru/frc-ovz /.

Слайд 9

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования » Проекты примерных АООП ООО Проект ПАООП ООО Слабовидящие 20.05.2021 Проект ПАООП ООО Слепые 20.05.2021 Проект ПАООП ООО ЗПР 06.07.2021 Проект ПАООП ООО НОДА 14.07.2021 Проект ПАООП ООО РАС 06.07.2021 Проект ПАООП ООО ТНР 12.07.2021 Проект ПАООП СЛУХ Часть 1 вар. 1.1, 1.2 14.07 Проект ПАООП СЛУХ Часть 2 вар. 2.2.1, 2.2.2 14.07.

Слайд 10

Группы обучающихся с ОВЗ Вариант Глухие обучающиеся 1.1 1.2 1.3 1.4 Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся 2.1. 2.2 2.3 - Слепые обучающиеся 3.1 3.2 3.3 3.4 Слабовидящие обучающиеся 4.1 4.2 4.3 - Обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 5.1 5.2 - - Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) 6.1 6.2 6.3 6.4 Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) 7.1 7.2 - - Обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) 8.1 8.2 8.3 8.4

Слайд 12

Структура АООП АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный . Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел включает: программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности ; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности. Организационный раздел включает: учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности; систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Слайд 14

Консультативная работа

Слайд 16

Литература https://fgosreestr.ru / КОМПЛЕКТ ПРИМЕРНЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ И КОРРЕКЦИОННЫМ КУРСАМ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КОМПЛЕКТ ПРИМЕРНЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ И КОРРЕКЦИОННЫМ КУРСАМ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2 КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КОМПЛЕКТ ПРИМЕРНЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ И КОРРЕКЦИОННЫМ КУРСАМ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2 КЛАСС) КОМПЛЕКТ ПРИМЕРНЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ И КОРРЕКЦИОННЫМ КУРСАМ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (3 КЛАСС) ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА" (из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся....

Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Некоторые особенности организации логопедического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях ресурсного центра.(из опыта работы)

В статье рассматривается значение ресурсного центра в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и особенности организации логопедического сопровождения обучающихся...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 1 «Б»  класса 2022- 2023 учебный год...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 6 «А»  класса 2022- 2023 учебный год...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 8 «А» класса 2022- 2023 учебный год

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся по АООП с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1) 8 «А»  класса 2022- 2023 учебный г...