Роль сказки в развитии связной речи детей
статья

Коновалова Елена Владимировна

В данной статье описан опыт работы учителя-логопеда по использованию сказки в развитии связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_konovalova_-_kopiya.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 «Сказка в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность

Слайд 2 Развитие речи - актуальная проблема в современном обществе. Формирование правильной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка.

    Существуют различные средства развития связной речи дошкольников. Все они эффективны. И все же формирование связной речи остается одной из важнейших задач в работе с дошкольниками.  

Слайд 3 Это подтверждается результатами диагностики, которую я провожу в начале и конце учебного года.  С целью изучения особенностей связной речи детей мною взята за основу методика, разработанная С.Б. Яковлевым и Я. Ю. Ковшик. Диагностику уровня развития связной речи провожу в несколько этапов, используя две серии заданий.

       Первая серия заданий: определение уровня синтаксических обобщений во фразовой речи.

      Вторая серия заданий: определение уровня синтаксических обобщений в связной монологической речи.

     Каждое задание оценивается по пяти бальной шкале.

Слайд 4 Результаты диагностики речевого развития воспитанников показывают недостаточность сформированности данной стороны речи. Наибольшему количеству детей недоступно построение сложносочиненного и сложноподчиненного распространённого предложения. Речь детей аграмматична, нарушен порядок слов в предложении и встречаются пропуски предлогов.

По итогам диагностики были получены следующие результаты:

  • Высокий уровень развития связной речи у детей  не выявлен.
  • Уровень выше среднего -17%
  • Средний уровень – 35%
  • Уровень ниже среднего – 39%
  • Низкий уровень – 9%

Для решения данной проблемы стал необходим поиск новых подходов и средств работы по развитию связной речи детей и разработки системы логопедических занятий.

      Изучив данную проблему, опыты работы других педагогов я решила использовать в развитии связной речи дошкольников сказки.

Слайд 5 Мой выбор связан с тем, что в современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Возникает низкая потребность к книгам у подрастающего поколения, как основного источника знаний для развития и воспитания. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, слабое развитие коммуникативных функций. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и формировании его как личности.

       Таким образом актуальность использования сказки в развитии связной речи обусловлена тем, что сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, диалогами, ритмической напевностью.

 Слайд 6    Цель моего опыта: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

 Задачи:

  1. Создать развивающую предметно-пространственную среду, стимулирующую развитие связной речи.
  2. Организовать взаимодействие с воспитателем по развитию связной речи в процессе ознакомления со сказкой.
  3.  Развивать лексико-грамматический и просодический компонент речи
  4. Обучать детей пересказу и составлению сказки с опорой на изображения и без них.
  5. Повышать педагогическую компетентность родителей по проблеме развития связной речи детей.

Новизна моего опыта состоит в комбинации элементов известных методик, способствующих развитию связной речи дошкольников.

Слайд 7 Система работы

      В работе использую как народные сказки, так и авторские. Работу по развитию связной речи разделила на этапы.

  1. Предварительный этап.  Предварительно ребенка знакомим с произведением, рассматриваем иллюстрации к нему (данную работу так же проводит или воспитатель группы, или родители).
  2. Основной этап. На этом этапе с ребенком разбираем содержание произведения в вопросно - ответной и игровой форме. Уделяю внимание героям сказки. Составляем план произведения.
  3.  Заключительный этап.   После этого ребенок пересказывает сказку с опорой на различные материалы, со стимулирующей помощью или без нее.

    Слайд 8 В ходе работы подобрала сказки, соответствующие лексическим темам. Совместно с воспитателями составили перспективный план чтения художественной литературы, куда вошли сказки народные и авторские. На предварительном этапе рекомендовала чтение художественных произведений и рассматривание иллюстраций воспитателям групп. Совместно с педагогами готовила детей к театрализованной деятельности. Предоставляла воспитателям лэпбуки, схемы, раскраски для игр с детьми.      

Слайд 9 В творческой работе я использую различные методические приемы и виды детской деятельности.

  • Слайд 10 Лэпбуки по сказкам, в которые включены  задания, направленные на развитие различных сторон речи. С помощью лэпбука детально прорабатываем сказку. Играя, ребенок осмысливает содержание сказки. Используя лэпбук, закрепляю пройденный материал. («Гуси-лебеди, Незнайка, Бычок-смоляной бочок», Дядя Миша»)
  • Слайд 11 Наглядное моделирование, т.е. воспроизведение существенных свойств объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мы с детьми замещаем объекты геометрическими фигурами. Дети участвуют в составлении схем- моделей, что вызывает у них большой интерес, мотивируя на активность при составлении и пересказе сказок. (Сказки «Рукавичка», «Теремок» «Лиса и заяц»)
  • Слайд 12 Изобразительную деятельность (рисование, дорисовывание сюжета, раскрашивание).  Ребенок раскрашивает картинку (изображенное на картинке событие). Это не бездумное раскрашивание картинки без смысловой связи, а восстановление в уме целостного контекста случившегося. Дорисовывание сюжета учит прогнозированию развития событий жизни героя, начиная от любой точки отсчета во времени.
  • Слайд 13 Театрализованную деятельность (проигрываем изученные сказки куклами би-ба-бо, пальчиковым театром, бумажным театром, театром на фланелеграфе). Театрализация помогает создать такие ситуации, в которых даже самые застенчивые дети вступают в речевое общение и раскрываются с другой стороны.
  • Слайд 14 Сочинение сказки (мы с детьми  сочиняем новую сказку со знакомыми героями либо преобразовываем уже известную). После этого создаем свою книжку. Сочинение сказки происходит по нескольким вариантам:

- Придумывание предложения и завершение сказки (мною сообщается начало сказки, завязка, а события и героев придумывают дети)

-Придумывание сказки по моему плану в разговорной форме

-Придумывание сказки по теме, предложенной мной (без плана)

Слайд 15 В рамках программы развития учреждения, совместно с другими педагогами, принимала участие в   разработке и реализации проекта   «Учим детей говорить правильно». Одно из направлений проекта – развитие связной речи дошкольников посредством использования сказок.

      Мною были разработаны и проведены викторины для детей старшего и среднего возраста по теме «Незнайка» Н.Н Носова и «Дядя Миша» В. Г. Сутеева, проведен семинар-практикум, составлены буклеты и рекомендации для воспитателей общеразвивающих групп,.

Слайд 16 Считаю, что проблема формирования связной речи у детей может быть успешно решена только при условии совместной работы педагогов и родителей. Для родителей проводились индивидуальные консультации и семинары-практикумы. Был создан буклет со списком рекомендуемой литературы, соответствующей возрасту ребенка. Родители являлись активными участниками проекта. Вовлекала родителей в создание книжек-малышек по сказкам.

Результативность:    

Слайд 17 Наблюдения за детьми показали, что у них стал более развит познавательный интерес, фразовая и связная речь улучшилась. Дошкольники стали более смело воспроизводить сюжеты и придумывать новые. Уменьшилось количество грамматических ошибок, словарный запас стал богаче. А также у детей улучшились голосовые модуляции, речь более интонационно выразительна. Итоги сравнительной диагностики можно проследить в диаграммах.

Считаю, что мой опыт может быть использован не только учителями – логопедами дошкольного образовательного учреждения. Но и воспитателями.

     Работу по развитию связной речи планирую продолжать, совершенствуя методы и приемы. Планирую создать лэпбуки по всем сказкам, соответствующим лексическим темам. Так же разработать модели сказок в соответствии с тематикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы "Ручеек" по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2011-2013 уч. год

МБДОУ «Детский сад «Мастерок»План кружковой работыпо развитию связной речи детей с ОНР  IIIуровнястаршего дошкольного возраста «Ручеёк» (2й год обучения) Учитель-логопед: Рогалева Н.А....

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Развитие связной речи детей дошкольного возраста

Одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве является овладение родным языком.  Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок н...

Опыта работы по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами наглядного моделирования"

Непосредственно образовательная деятельность учителя -логопеда по теме "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования. (Лексическая тема: "Зима"...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Мастер-класс "Роль пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет"

В группе 1мл возраста «Почемучки» воспитатель Липатова О.С. провела родительское собрание-мастер-класс для родителей «Роль пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 л...