Рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа
Рабочая программа для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 296 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
- Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педагогического совета № 82 от «30 » 08 20 20 г | УТВЕРЖДАЮ Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ______________ М.И.Иванова
приказ № 82 от «30 » 08 20 20 г |
Рабочая программа учителя-дефектолога
для детей с умственной отсталостью
умеренной и тяжёлой степени
2, 3,4 классы
Л.А. Самиева
г. Нефтеюганск-2020 г.
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
I. | Нормативное обеспечение программы | 2 |
II. | Пояснительная записка | 2 |
2.1 | Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся | 2 |
2.2 | Планируемые результаты освоения программы | 4 |
III. | Содержательный раздел | 13 |
3.1 | Содержание коррекционных занятий (дефектологических) | 14 |
3.2 | Содержание учебных предметов | 15 |
IV. | Приложения к программе | 21 |
I. Нормативное обеспечение программы
Программа составлена в соответствии с Программой коррекционной работы Адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья». Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
- нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
- Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях.
- правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
- Уставом ОО;
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
- Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
- Положением о внутренней системе оценки качества образования;
- Положением о формах обучения.
II. Пояснительная записка
2.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
Психологические особенности детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения
психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего
развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
1. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной
деятельности на другую.
2. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной,
механическая над логической, наглядная над словесной.
3. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп
переработки информации.
4. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем
наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
5. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
6. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и
сами игровые роли бедны.
7. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы
не сформированы.
8. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости,
вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
9. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической
неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей про
является недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности
2.1.1 Дети с нарушением слуха.
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым
процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками
слуха: Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для
накопления речевого запаса. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью,
затрудняющей речевое развитие.
2.1.2. Дети с нарушением зрения.
Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспо-
собности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это
обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными
особенностями детей.
2.1.3 Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние
на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети
имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную
адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Обладая полно-
ценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту,
дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синте
зом, сравнением и обобщением.
2.1.4 Олигофрены.
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в
результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный
(внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе
прижизненного развития) периоды.
У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность,
снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и
фонематического слуха.
2.1.5 Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются
периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно
собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или
иной деятельности
Память детей с задержкой психического развития также отличается
качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и
быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная
память.
2.1.6 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития
по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим
инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы
личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших
структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой
деятельностью.
Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП
1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.
2) Выраженность астенических проявлений – повышенная
утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что
также связано с органическим поражением ЦНС.
3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и
временных представлений.
2.1.7 Дети с расстройствами раннего детского аутизма
Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни
психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез.
- обособленность от окружающего мира;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным
движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание
на носках и пр.);
- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА
наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается
повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему
слова или слоги;
- характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при
котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд»
или взгляд мимо.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
- Принимать ребенка таким, какой он есть.
- Как можно чаще общаться с ребенком.
- Избегать переутомления.
- Использовать упражнения на релаксацию.
- Не сравнивать ребенка с окружающими.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он
должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
2.2 Планируемые результаты освоения программы
Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.
Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.
Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:
- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности;
- чтение;
- письмо;
- математика;
Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Результативность реализации программы определяется успешностью усвоения обучающимися программного материала и положительной динамикой личностных результатов. Личностные результаты отражают:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- овладение социально-бытовыми навыками на элементарном уровне;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
- ориентированность на достижение результата;
Критерии оценки результатов коррекционной работы
с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Категории обучающихся | Ожидаемый результат |
Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью | - овладеют базовыми учебными действиями, мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.; - будут способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя; - овладеют навыками адекватного поведения в общественных местах, умениями саморегуляции; |
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью | - будут поддерживать ситуативный контакт с окружающими, в процессе взаимодействия способны принимать помощь разъясняющего и обучающего характера; - будут понимать обращенную к ним речь; - с помощью взрослого смогут переносить усвоенные способы действий, способны выполнять практические действия - овладеют на доступном уровне элементами учебной деятельности |
Система оценки достижения планируемых результатов программы базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке развития ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:
Предметно - практическая деятельность, дидактические игры и упражнения, работа по алгоритму, предварительное проговаривание предстоящих действий, умение производить операцию сличения с намеченным планом, образцом (промежуточный и итоговый контроль).
Реализация индивидуального и дифференцированного подходов и представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке обучаемости ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося. В ходе динамического наблюдения у обучающихся выявляется:
- темп работы, работоспособность;
- отношение школьника к учебной работе, характер учебной мотивации;
- отношение обучающегося к оценке учителя, сформированность самооценки;
- обучаемость: восприимчивость школьника к помощи, виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания;
- уровень умственного развития.
Динамические результаты отражаются в дефектологическом представлении на обучающегося (Приложение 1.)
Результативность программы обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:
- оказание дозированной помощи, индивидуальной коррекционно-педагогической поддержки;
- использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
- сочетание игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций;
- пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания.
Планируемые образовательные результаты освоения предмета учебного плана АООП
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | |
Диагностическое обследование | Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки). Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов. Используют элементарные формы речевого этикета. | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; | |
Коррекция пробелов в знаниях по письму | Достаточный уровень: Знание основных элементов рукописных букв Алфавита. Умение списывать слоги, слова. Минимальный уровень - Знать основные элементы рукописных букв Алфавита. - Умение писать буквы, слоги | ||
Коррекция пробелов в знаниях по математике
| Достаточный уровень Уметь: - соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой. - Знать счёт прямой и обратный в пределах 0 – 20. -Умение различать части суток. - Различать геометрические фигуры. - Умение обводить по шаблону, построение по точкам при помощи линейки треугольника. Минимальный уровень Уметь: - соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать - Знать счёт прямой и обратный в пределах 0 – 10. - Называть геометрические фигуры. -Умение различать части суток. Умение обводить по шаблону. | Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки); - пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, - используют элементарные формы речевого этикета. | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; |
Развитие устной речи | Достаточный уровень: ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух тестов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, стихотворений участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; |
Обучающиеся с РАС
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | |
Диагностическое обследование | Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контакта | Вступает в контакт, работает с несложной по содержанию и структуре информацией, пользуются знаками, символами, предметами-заместителями; понимает действия, изображенные на картинке; | |
Альтернативное чтение | Минимальный уровень Показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук, на основе произношения педагога; |
Планируемые результаты освоения предмета учебного плана АООП
(легкая степень умственной отсталости)
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | |
Коррекция пробелов в знаниях по письму и развитию речи | Достаточный уровень Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему; Образовывают слова с новым значением с опорой на образец; Различают части речи по вопросу и значению; Используют на письме орфографических правил после предварительного разбора текста; Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды; Находят в тексте однородные члены предложения; Минимальный уровень Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; Образовывают слова с новым значением с опорой на образец; Различают части речи по вопросу и значению (с помощью учителя); Используют на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе составленного алгоритма; Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя); Находят в тексте однородные члены предложения (с помощью учителя); | Обучающиеся с легкой степенью отсталости: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: - Знание правил поведения в школе, правил поведения школьника. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия: -Знание правил коммуникации -Способность вести себя с принятыми в обществе правилами и нормами поведения - Способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку - Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми - Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности - Положительно воспринимает обучение, проявляет любознательность и интерес к новому Активное участие в процессе обучения. | Коммуникативные Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Познавательные Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; Регулятивные Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней |
Коррекция пробелов в знаниях по математике | Достаточный уровень: Знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления; письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин; решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия; распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их. Минимальный уровень Умение пользоваться таблицей умножения; письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин с помощью учителя; решение простых арифметических задач; распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их по алгоритму, с помощью учителя. | Обучающиеся с легкой степенью отсталости: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: Знание правил поведения в школе, правил поведения школьника. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия: Знание правил коммуникации Способность вести себя с принятыми в обществе правилами и нормами поведения Способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности Положительно воспринимает обучение, проявляет любознательность и интерес к новому Активное участие в процессе обучения. | Коммуникативные Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Познавательные Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; Регулятивные Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ п.п | Нозологии | Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения |
|
|
2. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата |
Изделия декоративно-прикладного искусства; |
-целенаправленные действия с дидактическими игрушками; -многократное повторение практических и умственных действий; -наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); -подражательные упражнения; дидактические игры;
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); - наблюдения за предметами и явлениями окружающего; - рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;
- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж; - пассивная гимнастика; |
3. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, дети РАС |
|
|
4. | Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением слуха | -Интерактивная доска Elite Panaboard; -Принтер Pantum; -Ноутбук HP 625; -Печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения; -Учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам -Дидактического материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе -Демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки -Демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, -Изделия декоративно-прикладного искусства; -Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности -Комплексы физминуток -Коллекция семян и плодов -Коллекция шишек -Гербарий различных растений -Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты) -«Волшебный сундук логопеда» |
-хорошее освещение лица говорящего; - четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции; - постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи.
-показ способа действий (должен быть точным, выразительным, разделенным на части, может быть полным или частичным)
|
5. | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
Изделия декоративно- прикладного искусства;
«Ремесло»
|
|
Ш Содержательный раздел
Программа включает направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка, выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок), наблюдение за обучающимися в учебной фронтальной деятельности и по необходимости дополнительное изучение сформированности школьных умений и навыков.
Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-15 сентября). По его результатам происходит: определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление обучающихся на индивидуальные или групповые занятия.
В ходе наблюдение за школьниками во время учебной деятельности, изучения письменных работ обучающихся, выявилось, что значительные трудности у школьников вызывает пространственная ориентировка по словесной инструкции и самостоятельное определение и называние пространственных отношений. Нарушение пространственного восприятия проявляется в нарушениях чтения, письма, в овладения математическими операциями. Недостаточность ориентировки в пространстве является одной из причин, вызывающих сложности при овладении детьми школьными навыками, затрудняет пространственно-временную организацию жизни и деятельности обучающихся в целом: двигательную сферу, продуктивные виды деятельности, бытовые и трудовые навыки. Между тем, формирование пространственных представлений - одна из важнейших задач коррекционного обучения т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности, является существенным фактором компенсации нарушений в развитии обучающихся.
Также у обучающихся наблюдаются трудности в формировании временных представлений: допускают ошибки в дифференциации временных связей и отношений, неточности употребления временной терминологии, ошибки в определения времени по часам, в соотношения единиц измерения времени, их конкретной наполняемости. Школьники испытывают большие трудности в соотношении событий и дат личной жизни во времени, в определении длительности определенных периодов своей жизни. В связи с этим в качестве основных направлений коррекционной работы определены следующие:
- формирование (коррекция) пространственного восприятия и пространственной ориентировки;
- формирование ( коррекция) временных представлений;
- коррекция пробелов в знаниях.
Коррекционная направленность программы реализуется с учетом рекомендаций медико-психолого-педагогического консилиума, через деятельностный подход и создание специальных условий для обучающихся. Эффективность коррекционных занятий обеспечивается посредством взаимодействие с учителем, логопедом, психологом, родителями и другими участниками сопровождения.
Осуществление межпредметных связей предусматривается при изучении каждой темы программы. Так, при изучении, связанных с ориентировкой на плоскости, при формировании временных представлений устанавливается взаимосвязь с уроками математики; ориентировка на листе бумаги разного формата, рисования по инструкции с различным пространственным расположением предметов, графические диктанты предполагают учет сформированных знаний на уроках физической культуры, математика, изобразительного искусства; ориентировка на плоскости упражнения на крупную моторику (согласованность движений различных частей тела), ориентировка на плоскости требует знания основных правил, предъявляемых к детям на уроках физической культуры. Формирование межпредметных связей обеспечивает более успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Интегративность курса достигается главным образом, за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка.
Содержание программы для индивидуальных занятий интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, математика, чтение и развитие речи, развитие устной речи и направлено на расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, на преодоление трудностей в усвоении программного материала по данным предметам. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, письмо, развитие устной речи) и соответственно отбираются содержание и методические приемы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции.
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: предметно-практической, конструктивной, изобразительной, игровой и др. Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. В занятия включены упражнения для формирования личностных характеристик школьников. Предусмотрено использование информационно - коммуникационных технологий, в частности использование тренажеров, компьютерных презентации.
.
3.1.Содержание коррекционных занятий
Содержание дефектологической программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, математика, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК.
Дефектологическая направленность программы реализуется через предметно-практическую деятельность и систему специальных упражнений, корригирующих познавательную деятельность обучающихся:
Развитие аналитико-синтетической сферы
Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
Развитие внимания
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.
Развитие воображения
Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.
Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.
Развитие памяти
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память). Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.
Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие навыков совместной деятельности.
Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.
3.2. Содержание учебных предметов
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных (коррекционных) занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
1. | -Ориентировка в пространстве, плоскости и времени. | Специальные коррекцион-ные занятия Учебная экскурсия Занятия-конкурсы Практические исследователь-ские занятия Домашняя учебная работа Урок-закрепление Урок-зачёт | Ориентировка в пространстве Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать правую и левую руки. | -Схема своего тела -Определение правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине», предлоги НА, В, ПОД, ЗА, НАД. -Определение направления местонахождения предметов по отношению к себе «Что где находится?». (количество предметов 2-6). -Передвижение в заданном направлении. «Куда пойдёшь и что найдёшь?», «Найди предмет». -Расположение предметов на плоскости в указанном направлении (вверху, внизу, слева, справа). Разрезные картинки, пазлы. -Времена года (определение по картинкам, словесному описанию, стишкам). Д./И. « Продолжай». «Кто скажет правильно?» «Что изменилось?» «Угадай, что где находится?» «Составь такой же узор» «Где звенит колокольчик?» «Кто ушел и где стоял?» «Куда бросили мяч?» |
2. | Развитие анализаторов: слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных. | Специальные коррекцион-ные занятия Урок-сказка Практические исследовательские занятия |
Игры и упражнения на развитие умения находить знакомые предметы по их словесному обозначению. Упражнения на развитие умения выделять из фона и узнавать объекты на ощупь. |
Игра: «Холодно – тепло – горячо». |
3. |
- Развитие наблю-дательности при восприятии (цвета, формы, времени) различ-ного материала. | Учебная экскурсия Занятие-зачёт Урок-конкурс | -формировать умение фиксировать взгляд на неподвижном предмете; - формировать умение узнавать и различать цвет объектов. -формировать умение различать свойства материалов. - анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных призна-ков: форма, цвет, различать и называть эталоны формы (круг, квадрат…) | «Что изменилось?».
|
4. | - Развитие памяти - Овладение общими понятиями, мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). | Урок-путешествие Спектакль (сказка) Практические исследователь-ские занятия |
-Определять направ-ления звука в прост-ранстве (справа – слева – спереди – сзади). | Игра «Что изменилось?». Игра на развитие слуховой памяти «Чудесные слова». «Кто позвал тебя, узнай» (умение узнавать по голосу своего сверстника Д/И «Четвёртый лишний» Назови одним словом.
|
5. | Бытовая ориентировка и социальная адаптация | Практическая исследовательская деятельность Коррекционное занятие Учебная экскурсия Урок-закрепление | -расширять представ-ления об окружающей действительности; -формировать представления о предметах и явлениях окружающего мира; -формирование моти-вации к целенаправ-ленной познаватель-ной деятельности; Формировать умение узнавать и различать продукты по вкусу и виду. | Практические действия с предметами. Развивающие игры по теме «Фрукты». Развивающие игры по теме «Овощи». Развивающие игры. Вещи вокруг нас. Развивающая игра на обучение классифицировать и объединять объекты в пары «Найди пару». Развивающая игра «Дары природы». Лото «Мир вокруг нас». |
Тематическое планирование индивидуальных занятий (обучающиеся с умеренной умственной отсталостью)
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | |
Диагностическое обследование | Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки). Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов. Используют элементарные формы речевого этикета. | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; | |
Коррекция пробелов в знаниях по письму | Достаточный уровень: Знание основных элементов рукописных букв Алфавита.
Минимальный уровень
| ||
Коррекция пробелов в знаниях по математике
| Достаточный уровень Уметь:
Минимальный уровень Уметь:
Умение обводить по шаблону. | Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки); - пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, - используют элементарные формы речевого этикета. | Личностные. Осознают себя как ученика Коммуникативные: Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет совместные действия по речевой инструкции; отвечает на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации; Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки) Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке; |
Развитие устной речи | Достаточный уровень: ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; |
Тематическое планирование индивидуальных занятий (обучающиеся с РАС)
Название раздела | Кол-во часов | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | ||
Диагностическое обследование | 8 | Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контакта | Вступает в контакт, работает с несложной по содержанию и структуре информацией, пользуются знаками, символами, предметами-заместителями; понимает действия, изображенные на картинке; | |
Альтернативное чтение | 60 | Минимальный уровень Показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук, на основе произношения педагога; |
Тематическое планирование индивидуальных занятий (легкая степень умственной отсталости)
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Личностные | БУД | |
Коррекция пробелов в знаниях по письму и развитию речи | Достаточный уровень Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему; Образовывают слова с новым значением с опорой на образец; Различают части речи по вопросу и значению; Используют на письме орфографических правил после предварительного разбора текста; Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды; Находят в тексте однородные члены предложения; Минимальный уровень Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; Образовывают слова с новым значением с опорой на образец; Различают части речи по вопросу и значению (с помощью учителя); Используют на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе составленного алгоритма; Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя); Находят в тексте однородные члены предложения (с помощью учителя); | Обучающиеся с легкой степенью отсталости: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире: -Знание правил поведения в школе, правил поведения школьника. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия: -Знание правил коммуникации -Способность вести себя с принятыми в обществе правилами и нормами поведения -Способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку -Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми -Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности -Положительно воспринимает обучение, проявляет любознательность и интерес к новому -Активное участие в процессе обучения. | Коммуникативные Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Познавательные Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; Регулятивные Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней |
Коррекция пробелов в знаниях по математике | Достаточный уровень: Знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления; письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин; решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия; распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их. Минимальный уровень Умение пользоваться таблицей умножения; письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин с помощью учителя ; решение простых арифметических задач; распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их по алгоритму, с помощью учителя. | Обучающиеся с легкой степенью отсталости: Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире:
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия:
Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности
| Коммуникативные Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия Познавательные Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; Регулятивные Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
IV. Приложение к программе
Примерный перечень игр и игровых упражнений
1. Дидактические игры и упражнения по развитию речи:
Развитие речевого общения
Обогащение пассивного и активного словарного запаса
Развитие делового и эмоционального общения на разных уровнях (вербального
и невербального, с помощью системы символов)
2. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим миром:
Развитие представлений и живой и неживой природе
Развитие социальных представлений (явления общественной жизни)
3. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию:
Развитие зрительного восприятия (восприятие цвета, формы, величины)
Развитие слухового восприятия
Развитие тактильно-двигательного восприятия
5. Дидактические игры и упражнения на развитие ручной моторики (развитие
хватания, развитие соотносящих действий, развитие движений пальцев, кистей и
рук).
6. Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных
количественных представлений.
7. Дидактические игры по формированию игровых навыков и умений в сюжетной и
театрализованной игре.
Примеры игр и упражнений
Настольно – печатные: “Домино”, “Парные картинки”, “Цветные кубики” и
др.
Для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти,
зрительно – пространственных представлений: «Где звучит колокольчик»,
«Домино» (различные варианты по форме, цвету, величине), «Мозаика», «Найди
погремушку», «Подбери пару», «Расставь по местам», «Цвет и форма»”,
«Разложи по цвету/форме», Пирамидки, Матрешка, Бочка, геометрические
вкладыши, «Подбери по цвету», «Разложи по величине зонтики», «Бабочки и
цветы», «Спрячь мышку», лото, «Найди игрушку», «Грибочки», «Сложи узор»,
«Чей домик», «Контуры», «Чья тень», «Цвета», «Геометрические формы», , паззлы,
разрезные картинки, конструктор и др.
На вызывание речевого подражания: “Кормление куклы”, “Кто как кричит?”,
“Кто пришёл в гости?”, “Репка”, “Узнай игрушку” и др.
Для развития общей, ручной и артикуляторной моторики: игры – потешки
«Сорока – ворона», «Этот пальчик – дедушка» и др.; «Переложи игрушки»,
Пирамидки, матрешка, мозаика, бусы, шнуровки и пр.
Конструктивные игры: “Забор из кубиков и кирпичиков”, “Построим
башню”, “Спрячь матрёшку” и др.
Для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации: вкладыши, «Домик фигурок», «Собери картинку»,
«Матрешка», стаканчики-вкладыши, Бочка и др.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2001 г.
2.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Н.Д. Соколова Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2012 г.
3.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., И.Г Вечканова Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой,
4.Зарин А.С. Кудрина «От букве к букве».СПб, Изд-во Каро.2004
5.СтребелеваЕ. А. Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр» Москва, Владос, 2008г.
6.Стребелева Е. А.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста./М «Просвещение»2009г.
7.Зарин А Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Карта развития ребенка./СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010г. 8.Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». - Спб. Союз, 2002.
9. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Коррекционо -развивающие занятия для работы с детьми с ЗПР./М: 2007г.
10. «Формирование мышления», Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 2001 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....

Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида
Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...
Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....

Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.
программы разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....

Рабочая программа учителя-дефектолога
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...
Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)
Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....