Рабочая программа учителя-дефектолога
рабочая программа

Рабочая программа для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_uchitelya-defektologa_-_kopiya.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

  • Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания педагогического совета

 82     от «30 » 08  20  20  г

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

______________ М.И.Иванова                    

 

приказ №  82 от «30 »  08  20  20   г

                                  Рабочая программа  учителя-дефектолога

                                     для детей с умственной отсталостью  

                                          умеренной и тяжёлой степени

                                         

                               2, 3,4 классы

                                                                                                                                  Л.А. Самиева

               

                                                        г. Нефтеюганск-2020 г.


     

Оглавление

Название раздела

Стр.

I.

Нормативное обеспечение программы

2

II.

Пояснительная записка

2

2.1

Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся

2

2.2

Планируемые результаты освоения программы

4

III.

Содержательный раздел

13

3.1

Содержание коррекционных занятий (дефектологических)

14

3.2

Содержание учебных предметов

15

IV.

Приложения к программе

21

                                                       I. Нормативное обеспечение программы

        Программа   составлена в соответствии с Программой коррекционной работы Адаптированной основной общеобразовательной программа КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья». Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня в сфере образования:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
  • нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
  • Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях.
  • правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
  • Уставом ОО;
  • Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
  • Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
  • Положением о внутренней системе оценки качества образования;
  • Положением о формах обучения. 

II. Пояснительная записка

2.1. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

 Психологические особенности детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения

психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего

развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

1. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной

деятельности на  другую.

2. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной,

механическая над логической, наглядная над словесной.

3. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп

переработки информации.

4. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем

наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

5. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

6. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и

сами игровые роли бедны.

7. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы      

    не сформированы.

8. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости,

      вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

9. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической

неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей про

является недостаточная  сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности

2.1.1 Дети с нарушением слуха.

Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым

процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками

слуха: Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для

накопления речевого запаса. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью,

 затрудняющей речевое развитие.

2.1.2. Дети с нарушением зрения.

Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспо-

собности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это

обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными

особенностями детей.

2.1.3 Дети с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние

на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети

имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную

адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Обладая  полно-

ценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту,

дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синте

зом, сравнением и обобщением.

2.1.4 Олигофрены.

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в

результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный

 (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе

 прижизненного развития) периоды.

У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность,

снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и

фонематического слуха.

2.1.5 Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются

периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно

собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или

иной деятельности

Память детей с задержкой психического развития также отличается

качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и

быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная

память.

2.1.6 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития

по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим

инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы

личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших

структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой

деятельностью.

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП

1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.

2) Выраженность астенических проявлений – повышенная

утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что

также связано с органическим поражением ЦНС.

3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.

Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и

временных представлений.

2.1.7 Дети с расстройствами раннего детского аутизма

Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни

психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез.

- обособленность от окружающего мира;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным

движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание

на носках и пр.);

- речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА

наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается

повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему

слова или слоги;

- характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при

котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд»

или взгляд мимо.

Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,

имеющие ограниченные возможности здоровья

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он

должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

 

 2.2  Планируемые результаты освоения программы

Основной целью программы является овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков по общеобразовательным и коррекционным курсам, необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Программа составлена с учетом основных дидактических принципов: доступности, научности, систематичности и коррекционной направленности.

Программа включает в себя следующие общеобразовательные предметы:

- развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений

окружающей действительности;

 - чтение;

 - письмо;

- математика;

Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности  освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Результативность реализации программы определяется успешностью усвоения обучающимися программного материала   и положительной динамикой личностных результатов. Личностные результаты отражают:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • овладение социально-бытовыми навыками на элементарном уровне;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
  • ориентированность на достижение результата;

Критерии оценки результатов коррекционной работы

с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категории

 обучающихся

Ожидаемый результат

Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью

- овладеют базовыми учебными действиями, мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.;

- будут способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя;

- овладеют навыками адекватного поведения в общественных местах,  умениями саморегуляции;

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью

- будут поддерживать ситуативный контакт с окружающими, в процессе взаимодействия способны принимать помощь разъясняющего и обучающего характера;

- будут понимать обращенную к ним речь;

- с помощью взрослого смогут переносить  усвоенные способы действий, способны выполнять практические действия

- овладеют на доступном уровне элементами учебной деятельности

Система оценки достижения планируемых результатов программы базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке развития ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося.

        Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:

Предметно - практическая деятельность, дидактические игры и упражнения, работа по алгоритму, предварительное проговаривание предстоящих действий, умение производить операцию сличения с намеченным планом, образцом (промежуточный и итоговый контроль).

Реализация индивидуального и дифференцированного подходов и представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке обучаемости ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося. В ходе динамического наблюдения у обучающихся выявляется:

  • темп работы, работоспособность;
  • отношение школьника к учебной работе, характер учебной мотивации;
  • отношение обучающегося к оценке учителя, сформированность самооценки;
  • обучаемость: восприимчивость школьника к помощи, виды помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), способность переноса на аналогичные задания;
  • уровень умственного развития.

 Динамические результаты отражаются в дефектологическом представлении на обучающегося  (Приложение 1.)

Результативность программы обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

  • оказание дозированной помощи, индивидуальной коррекционно-педагогической поддержки;
  • использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;
  • сочетание  игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций;
  • пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию  трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания.

Планируемые образовательные результаты освоения предмета учебного плана АООП

Название

раздела

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

Диагностическое обследование

Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки).

Пользуются речевыми       и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов.

Используют элементарные формы речевого этикета.

Личностные.

Осознают себя как ученика    

Коммуникативные:   Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет  совместные действия по речевой инструкции; отвечает   на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации;

Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки)

Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке;

Коррекция пробелов в

знаниях по письму

 Достаточный уровень:

 Знание основных элементов рукописных букв   Алфавита. 

 Умение списывать слоги, слова.
  Умение написать свой домашний адрес, своё Ф.И.О., адрес школы.

Минимальный уровень

 - Знать основные элементы рукописных букв   Алфавита. 

 - Умение писать             буквы, слоги  
  - Умение написать свое имя, фамилию

Коррекция пробелов в

знаниях по математике

   

Достаточный уровень

Уметь:

- соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
пересчитывать предметы в доступных пределах.

 - Знать счёт прямой и обратный в пределах 0 – 20.
Выполнять сложение и вычитание с опорой до 10.

 -Умение различать части суток.

 - Различать геометрические фигуры.

- Умение обводить по шаблону, построение по точкам при помощи линейки треугольника.

Минимальный

уровень

Уметь:

 - соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
его цифрой.
пересчитывать предметы в доступных пределах.

 - Знать счёт прямой и обратный в пределах 0 – 10.
Выполнять сложение и вычитание с опорой до 5.

 - Называть геометрические фигуры.

 -Умение различать части суток.

Умение обводить по шаблону.

Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки);

- пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- используют элементарные формы речевого этикета.

Личностные.

Осознают себя как ученика    

Коммуникативные:   Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет  совместные действия по речевой инструкции; отвечает   на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации;

Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки)

Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке;

Развитие устной речи

Достаточный уровень:  ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;   составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух тестов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок,  стихотворений участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;  

                                                          Обучающиеся с РАС

Название

раздела

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

Диагностическое обследование

Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контакта

Вступает в контакт, работает  с несложной по содержанию и структуре информацией, пользуются   знаками, символами, предметами-заместителями;  

понимает действия, изображенные на картинке;

Альтернативное чтение

Минимальный уровень

Показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук, на основе произношения педагога;
на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученные;
составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слова из букв разрезной азбуки слоги-слова (ау ,уа),  затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), слова;
стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;

           

         Планируемые результаты освоения предмета учебного плана АООП

                                 (легкая степень умственной отсталости)

Название

раздела

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

 Коррекция пробелов в

знаниях по письму и развитию речи

Достаточный уровень

Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему;

Образовывают слова с новым значением с опорой на образец;

Различают части речи по вопросу и значению;

Используют на письме орфографических правил после предварительного разбора текста;

Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды;

Находят в тексте однородные члены предложения;

Минимальный уровень

Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

Образовывают слова с новым значением с опорой на образец;

Различают части речи по вопросу и значению (с помощью учителя);

Используют на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе составленного алгоритма;

Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя);

Находят в тексте однородные члены предложения (с помощью учителя);

Обучающиеся с легкой степенью отсталости:

 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире:

 - Знание правил поведения в школе, правил поведения школьника.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия:

 -Знание правил коммуникации

  -Способность вести себя с принятыми в обществе правилами и нормами поведения

 - Способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку

 - Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми

 - Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Принятие и освоение социальной  роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности 

 - Положительно воспринимает обучение, проявляет любознательность и интерес к новому

 Активное участие в процессе обучения.

Коммуникативные

Вступают  и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия

Познавательные 

Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Регулятивные

Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней

Коррекция пробелов в знаниях по математике

Достаточный уровень:

Знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;

письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);

знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;

решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;

распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их.

Минимальный уровень

Умение пользоваться таблицей   умножения;

письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);

знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин с помощью учителя;

решение простых арифметических задач;

распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их по алгоритму,  с помощью учителя.

Обучающиеся с легкой степенью отсталости:

 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире:

 Знание правил поведения в школе, правил поведения школьника.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия:

  Знание правил коммуникации

  Способность вести себя с принятыми в обществе правилами и нормами поведения

  Способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку

  Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми

  Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Принятие и освоение социальной  роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности 

  Положительно воспринимает обучение, проявляет любознательность и интерес к новому

  Активное участие в  

 процессе обучения.

Коммуникативные

Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия

Познавательные 

Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Регулятивные

Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

  Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

п.п

Нозологии

Наименование оборудования, технические средства обучения, наглядный материал

Формы, методы и приемы

 работы  с обучающимися

1.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением зрения

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактический материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин,
  • Портреты русских художников.
  • Изделия декоративно-прикладного искусства;
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток, глазодвигательной гимнастики
  • Метод наглядности (большие размеры предметов, насыщенность и контрастность цветов, используются красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета);
  • Метод дистанционного управления (управление действиями ученика на расстоянии посредством команд);
  • Метод слова (беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, устное оценивание);
  • Метод практических упражнений (многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим)
  • Метод стимулирования двигательной активности (создание ситуации успеха)

2.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением опорно – двигательного аппарата

  • Интерактивная доска Hitachi;
  • Ноутбук HP;
  • Комплексы физминуток
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)

Изделия декоративно-прикладного искусства;

  • Щадящий индивидуальный двигательный режим
  • Практические методы и приемы обучения:

-целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

-многократное повторение практических и умственных действий;

-наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

-подражательные упражнения;  дидактические игры;

  • Наглядные методы:  

- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

- наблюдения за предметами и явлениями окружающего;

- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий;

  • Двигательно-кинестетические методы:

- дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

- пассивная гимнастика;

3.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, дети РАС

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • «Волшебный сундук логопеда»
  • печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;
  • технические средства обучения;
  • экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы.
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материала в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • демонстрационного материала ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки);
  • демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,
  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток
  • Наборы муляжей
  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)
  • Система коммуникации обменом изображениями PECS из нескольких фаз: а) «как» вступать в коммуникацию, б) настойчивость и преодоление расстояния для коммуникации, в) выбор нужного изображения, г) структура предложения, д) просьба в ответ на вопрос и е) комментирование;
  • Подсказки (вербальная, жестовая или физическая помощь);
  •  Положительное поощрение;
  • Структурированная группа для игр;
  • Визуальная поддержка;
  • Физические упражнения (повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение)

4.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью, с нарушением слуха

-Интерактивная доска Elite Panaboard;

-Принтер Pantum;

-Ноутбук HP 625;

-Печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения;

-Учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам

-Дидактического материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе

-Демонстрационный материал ― измерительные инструменты и приспособления: размеченные и неразмеченные линейки, мерки

-Демонстрационных пособий для изучения геометрических величин,

-Изделия декоративно-прикладного искусства;

-Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности

-Комплексы физминуток

 -Коллекция семян и плодов

-Коллекция шишек

-Гербарий различных растений

-Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)

-«Волшебный сундук логопеда»

  • Требования к речи учителя, формам и условиям ее предъявления:

-хорошее освещение лица говорящего;

- четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения, исключение утрированной артикуляции;

- постепенное наращивание темпа и приближение его к темпу нормальной разговорной речи.

  • Наглядные методы:

-показ способа действий (должен быть точным, выразительным, разделенным на части, может быть полным или частичным)

  • Методические  приемы,  усиливающие  словесные методы (сравнение, повторение, интонация)

5.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Интерактивная доска Elite Panaboard;
  • Принтер Pantum;
  • Ноутбук HP 625;
  • учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам
  • дидактического материал в виде: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе
  • комплекты предметных, сюжетных картин,  серий  сюжетных  картин

                  Изделия декоративно-           прикладного искусства;

  • Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности
  • Комплексы физминуток
  • «Волшебный сундук логопеда»

  • Коллекция семян и плодов
  • Коллекция шишек
  • Гербарий различных растений
  • Плакаты (цветы, деревья, кустарники, овощи, фрукты)

 «Ремесло»

  • Инструкционные карты;
  • Инструменты: тазы, метлы, грабли, лопаты для чистки снега, ведра
  • Игровые методы и приемы  (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;
  •  Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время;
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.

Ш Содержательный раздел

Программа включает направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее. Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка, выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок), наблюдение за обучающимися в учебной фронтальной деятельности и по необходимости дополнительное изучение сформированности школьных умений и навыков.

Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-15 сентября). По его результатам происходит: определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление обучающихся на индивидуальные или групповые занятия. 

В ходе наблюдение за школьниками во время учебной деятельности, изучения письменных работ обучающихся, выявилось, что значительные трудности у школьников вызывает пространственная ориентировка по словесной инструкции и самостоятельное определение и называние пространственных отношений. Нарушение пространственного восприятия   проявляется в нарушениях чтения, письма, в овладения математическими операциями. Недостаточность ориентировки в пространстве является одной из причин, вызывающих сложности при овладении детьми школьными навыками, затрудняет пространственно-временную организацию жизни и деятельности обучающихся в целом: двигательную сферу, продуктивные виды деятельности, бытовые и трудовые навыки. Между тем, формирование пространственных представлений - одна из важнейших задач коррекционного обучения т.к. это базовая функция, входящая в любой вид деятельности, является существенным фактором компенсации нарушений в развитии обучающихся.

        Также у обучающихся наблюдаются трудности в формировании временных представлений: допускают ошибки в дифференциации временных связей и отношений, неточности употребления временной терминологии, ошибки в определения времени по часам, в соотношения единиц измерения времени, их конкретной наполняемости. Школьники испытывают большие трудности в соотношении событий и дат личной жизни во времени, в определении длительности определенных периодов своей жизни. В связи с этим в качестве основных направлений коррекционной работы определены следующие:

  • формирование (коррекция) пространственного восприятия и пространственной ориентировки; 
  • формирование ( коррекция)  временных представлений;
  • коррекция пробелов в знаниях.

        Коррекционная направленность программы реализуется с учетом рекомендаций медико-психолого-педагогического консилиума, через деятельностный подход и создание специальных условий для обучающихся. Эффективность коррекционных занятий обеспечивается посредством взаимодействие с учителем, логопедом, психологом, родителями и другими участниками сопровождения.

         Осуществление межпредметных связей предусматривается при изучении каждой темы программы.  Так, при изучении, связанных с ориентировкой на плоскости, при формировании временных представлений устанавливается взаимосвязь с уроками математики; ориентировка на листе бумаги разного формата, рисования по инструкции с различным пространственным расположением предметов, графические диктанты предполагают учет сформированных знаний на уроках  физической культуры, математика, изобразительного искусства; ориентировка на плоскости упражнения на крупную моторику (согласованность движений различных частей тела), ориентировка на плоскости требует знания основных правил, предъявляемых к детям на уроках физической культуры. Формирование межпредметных связей обеспечивает более успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Интегративность курса достигается главным образом, за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка.  

Содержание программы для индивидуальных занятий интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, математика, чтение и развитие речи, развитие устной речи и  направлено на расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря, коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, на преодоление трудностей в усвоении программного материала по данным предметам. При этом учитывается темп прохождения программы по основным предметам (математика, письмо, развитие устной речи) и соответственно отбираются содержание и методические приемы работы с обучающимися для индивидуальной коррекции.

Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: предметно-практической, конструктивной, изобразительной, игровой и др. Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. В занятия включены упражнения для формирования личностных характеристик школьников.  Предусмотрено использование информационно - коммуникационных технологий, в частности использование тренажеров, компьютерных презентации.

.

3.1.Содержание коррекционных занятий

Содержание дефектологической программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, математика, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов  в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Дефектологическая направленность программы реализуется через предметно-практическую деятельность и систему специальных упражнений, корригирующих  познавательную деятельность обучающихся:

Развитие аналитико-синтетической сферы

           Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

Развитие внимания

Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.

Развитие воображения

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.

Развитие памяти

Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память). Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие навыков совместной деятельности.

Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

3.2. Содержание учебных предметов

№ п/п

Раздел

Формы организации учебных (коррекционных) занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

1.

 -Ориентировка в пространстве, плоскости и времени.

Специальные коррекцион-ные занятия

Учебная экскурсия

Занятия-конкурсы

Практические исследователь-ские занятия

Домашняя учебная работа

Урок-закрепление

Урок-зачёт

Ориентировка в пространстве

Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать правую и левую руки.

-Схема своего тела

-Определение правой, левой стороны, понятия «верх», «низ», «посередине», предлоги НА, В, ПОД, ЗА, НАД.

-Определение направления местонахождения предметов по отношению к себе «Что где находится?». (количество предметов 2-6).

-Передвижение в заданном направлении. «Куда пойдёшь и что найдёшь?», «Найди предмет».

-Расположение предметов на плоскости в указанном направлении (вверху, внизу, слева, справа).

Разрезные картинки, пазлы.

-Времена года (определение по картинкам, словесному описанию, стишкам). Д./И. « Продолжай».

«Кто скажет правильно?»

«Что изменилось?»

«Угадай, что где находится?»

«Составь такой же узор»

«Где звенит колокольчик?»

«Кто ушел и где стоял?»

«Куда бросили мяч?»

2.

Развитие

анализаторов:

слуховых, кожно-осязательных, кожно-мышечных.

Специальные коррекцион-ные занятия

Урок-сказка

Практические исследовательские занятия

  • Формировать умения идти по указанию взрослого по направлению к предмету.

Игры и упражнения на развитие умения находить знакомые предметы по их словесному обозначению.

Упражнения на развитие умения выделять из фона и узнавать объекты на ощупь.

  • Упражнения на развитие умения выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь. Игры «Чудесный мешочек», «Узнай предмет», «Что изменилось» и т.д.
  • Д/И «Чей это домик?» (учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами; находить правильное решение путём проб).

Игра: «Холодно – тепло – горячо».

3.

  • Развитие познавательных процессов

- Развитие наблю-дательности при восприятии (цвета, формы, времени) различ-ного материала.

Учебная экскурсия

Занятие-зачёт

Урок-конкурс

-формировать умение фиксировать взгляд на неподвижном предмете;

- формировать умение узнавать и различать цвет объектов.

-формировать умение различать свойства материалов.

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных призна-ков: форма, цвет, различать и называть эталоны формы (круг, квадрат…)

«Что изменилось?».

  • Составление узоров из фигур, чередующихся по форме, цвету, величине; «парадов» из изображений предметов.
  • Нахождение и выделение в тексте (наборе значков) заданной буквы, цифры, формы.
  • Таблицы с изображением предметов с недостающими деталями.
  • Классификация предметов по форме, цвету, величине.
  • Выкладывание изображений из геометрических фигур и счётных палочек.

4.

- Развитие памяти

- Овладение общими понятиями, мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Урок-путешествие

Спектакль (сказка)

Практические исследователь-ские занятия

  • Формировать умение прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию.

  • -Узнать предмет в рисунке.

-Определять направ-ления звука в прост-ранстве (справа – слева – спереди – сзади).

Игра «Что изменилось?».

Игра на развитие слуховой памяти «Чудесные слова».

«Кто позвал тебя, узнай» (умение узнавать по голосу своего сверстника

Д/И «Четвёртый лишний»

Назови одним словом.

  • Что лишнее?
  • Продолжи ряд.
  • Картинки с изображе-нием нелепых ситу-аций. «Что не пра-вильно?».
  • Дорисовывание геометрических фигур до изобра-жения «На что это похоже».

5.

Бытовая ориентировка и социальная адаптация

Практическая исследовательская деятельность

Коррекционное занятие

Учебная экскурсия

Урок-закрепление

-расширять представ-ления об окружающей действительности;

-формировать представления о предметах и явлениях  окружающего мира;

-формирование моти-вации к целенаправ-ленной познаватель-ной деятельности;

Формировать умение узнавать и различать продукты по вкусу и виду.

Практические действия с предметами.

Развивающие игры по теме «Фрукты».

Развивающие игры по теме «Овощи».

Развивающие игры. Вещи вокруг нас.

Развивающая игра на обучение классифицировать и объединять объекты в пары «Найди пару».

Развивающая игра «Дары природы».

Лото «Мир вокруг нас».

 Тематическое планирование индивидуальных занятий (обучающиеся с умеренной умственной отсталостью)

Название

раздела

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

Диагностическое обследование

Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки).

Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов.

Используют элементарные формы речевого этикета.

Личностные.

Осознают себя как ученика    

Коммуникативные:   Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет  совместные действия по речевой инструкции; отвечает   на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации;

Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки)

Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке;

Коррекция пробелов в

знаниях по письму

 Достаточный уровень:

Знание основных элементов рукописных букв   Алфавита. 

  • Умение списывать слоги, слова.
     Умение написать свой домашний адрес, своё Ф.И.О., адрес школы.

Минимальный уровень

  • Знать основные элементы рукописных букв   Алфавита. 
  • Умение писать буквы, слоги  
     Умение написать свое имя, фамилию

Коррекция пробелов в

знаниях по математике

   

Достаточный уровень

Уметь:

  • соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
    его цифрой.
    пересчитывать предметы в доступных пределах.
  • Знать счёт прямой и обратный в пределах 0 – 20.
    Выполнять сложение и вычитание с опорой до 10.
  • Умение различать части суток..

Минимальный

уровень

Уметь:

  • соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать
    его цифрой.
    пересчитывать предметы в доступных пределах.
  • Знать счёт прямой и обратный в пределах 0 – 10.
    Выполнять сложение и вычитание с опорой до 5.
  • Называть геометрические фигуры.
  • Умение различать части суток.

Умение обводить по шаблону.

Проявляют мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки);

- пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов,

- используют элементарные формы речевого этикета.

Личностные.

Осознают себя как ученика    

Коммуникативные:   Обращаются за помощью и принимают помощь. Выполняет  совместные действия по речевой инструкции; отвечает   на поставленные вопросы доступными средствами коммуникации;

Регулятивные: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрения, получить хорошие отметки)

Познавательные: Работают с несложной по содержанию и структуре информацией, понимает действия, изображенные на картинке;

Развитие устной речи

Достаточный уровень:  ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;   составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

Минимальный уровень: формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

   

 Тематическое планирование индивидуальных занятий (обучающиеся с РАС)

Название

раздела

Кол-во часов

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

Диагностическое обследование

8

Пользуются речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контакта

Вступает в контакт, работает  с несложной по содержанию и структуре информацией, пользуются   знаками, символами, предметами-заместителями;  

понимает действия, изображенные на картинке;

Альтернативное чтение

60

Минимальный уровень

Показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый звук, на основе произношения педагога;
на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученные
составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слова из букв разрезной азбуки слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), слова;
стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;

Тематическое планирование индивидуальных занятий (легкая степень умственной отсталости)

Название

раздела

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

 Коррекция пробелов в

знаниях по письму и развитию речи

Достаточный уровень

Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему;

Образовывают слова с новым значением с опорой на образец;

Различают части речи по вопросу и значению;

Используют на письме орфографических правил после предварительного разбора текста;

Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды;

Находят в тексте однородные члены предложения;

Минимальный уровень

Разбирают слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;

Образовывают слова с новым значением с опорой на образец;

Различают части речи по вопросу и значению (с помощью учителя);

Используют на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе составленного алгоритма;

Находят главные и второстепенные члены предложения без деления на виды (с помощью учителя);

Находят в тексте однородные члены предложения (с помощью учителя);

Обучающиеся с легкой степенью отсталости:

 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире:

-Знание правил поведения в школе, правил поведения школьника.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия:

-Знание правил коммуникации

-Способность вести себя с принятыми в обществе правилами и нормами поведения

-Способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку

-Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми

-Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Принятие и освоение социальной  роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности 

-Положительно воспринимает обучение, проявляет любознательность и интерес к новому

-Активное участие в процессе обучения.

Коммуникативные

Вступают  и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия

Познавательные 

Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Регулятивные

Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней

Коррекция пробелов в знаниях по математике

Достаточный уровень:

Знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления;

письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);

знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;

решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;

распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их.

Минимальный уровень

Умение пользоваться таблицей   умножения;

письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи);

знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин с помощью учителя ;

решение простых арифметических задач;

распознавание, различение и называние геометрических фигур, построение их по алгоритму,  с помощью учителя.

Обучающиеся с легкой степенью отсталости:

 Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире:

  • Знание правил поведения в школе, правил поведения школьника.

Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия:

  • Знание правил коммуникации
  • Способность вести себя с принятыми в обществе правилами и нормами поведения
  • Способность адекватно реагировать на внешний контроль и оценку

 Способность инициировать поддерживать коммуникацию с взрослыми

 Способность накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

Принятие и освоение социальной  роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности 

  • Положительно воспринимает обучение, проявляет любознательность и интерес к новому
  • Активное участие в процессе обучения.

Коммуникативные

Вступают и поддерживают коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия

Познавательные 

Используют усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Регулятивные

Обладают готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

 

IV. Приложение к программе

Примерный перечень игр и игровых упражнений

1. Дидактические игры и упражнения по развитию речи:

 Развитие речевого общения

 Обогащение пассивного и активного словарного запаса

 Развитие делового и эмоционального общения на разных уровнях (вербального

и невербального, с помощью системы символов)

2. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим миром:

 Развитие представлений и живой и неживой природе

 Развитие социальных представлений (явления общественной жизни)

3. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления.

4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию:

 Развитие зрительного восприятия (восприятие цвета, формы, величины)

 Развитие слухового восприятия

 Развитие тактильно-двигательного восприятия

5. Дидактические игры и упражнения на развитие ручной моторики (развитие

хватания, развитие соотносящих действий, развитие движений пальцев, кистей и

рук).

6. Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных

количественных представлений.

7. Дидактические игры по формированию игровых навыков и умений в сюжетной и

театрализованной игре.

Примеры игр и упражнений

 Настольно – печатные: “Домино”, “Парные картинки”, “Цветные кубики” и

др.

 Для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти,

зрительно – пространственных представлений: «Где звучит колокольчик»,

«Домино» (различные варианты по форме, цвету, величине), «Мозаика», «Найди

погремушку», «Подбери пару», «Расставь по местам», «Цвет и форма»”,

«Разложи по цвету/форме», Пирамидки, Матрешка, Бочка, геометрические

вкладыши, «Подбери по цвету», «Разложи по величине зонтики», «Бабочки и

цветы», «Спрячь мышку», лото, «Найди игрушку», «Грибочки», «Сложи узор»,

«Чей домик», «Контуры», «Чья тень», «Цвета», «Геометрические формы», , паззлы,

разрезные картинки, конструктор и др.

 На вызывание речевого подражания: “Кормление куклы”, “Кто как кричит?”,

“Кто пришёл в гости?”, “Репка”, “Узнай игрушку” и др.

 Для развития общей, ручной и артикуляторной моторики: игры – потешки

«Сорока – ворона», «Этот пальчик – дедушка» и др.; «Переложи игрушки»,

Пирамидки, матрешка, мозаика, бусы, шнуровки и пр.

 Конструктивные игры: “Забор из кубиков и кирпичиков”, “Построим

башню”, “Спрячь матрёшку” и др.

 Для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения,

обобщения, классификации: вкладыши, «Домик фигурок», «Собери картинку»,

«Матрешка», стаканчики-вкладыши, Бочка и др.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2001 г.

 2.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П. Н.Д. Соколова Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой, 2012 г.

3.Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., И.Г Вечканова Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. СПб.: ЦДК профессора Л.Б. Баряевой,

4.Зарин А.С. Кудрина «От букве к букве».СПб, Изд-во Каро.2004

 5.СтребелеваЕ. А. Коррекционно-развивающее обучение в процессе дидактических игр» Москва, Владос, 2008г.

6.Стребелева Е. А.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста./М «Просвещение»2009г.

 7.Зарин А Содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Карта развития ребенка./СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2010г. 8.Баряева Л.Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии». - Спб. Союз, 2002.

9. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Коррекционо -развивающие занятия для работы с детьми с ЗПР./М: 2007г.

10. «Формирование мышления», Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....

Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида

Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...

Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....

Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.

программы  разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....

Рабочая программа учителя-дефектолога

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....