Методическая разрботка занятия на тему "Осенняя пора".
методическая разработка
Занятие разработано для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennyaya_pora.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект воспитательского часа на тему:
«Осенняя пора – очей очарованье»
Подготовили и провели:
Миняева А.М.
Санкт-Петербург
2020 – 2021 учебный год
Классный час «Осенняя пора – очей очарованье…»
Цель: воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе; раскрытие творческого потенциала детей; сплочение коллектива.
Оборудование: магнитофон, кассета с записью композиций П.И.Чайковского, песен «Листья желтые», «Листопад», «Отговорила роща золотая».
Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».
Ход вечера
Воспитатель. Нашу программу мы назвали «Наедине с осенью». Это название одной из книг замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Недаром пушкинская Болдинская осень стала символом наивысшего творческого расцвета, олицетворением поры лучших человеческих свершений.
Воспитатель.
Осень... Это время природы особого света,
Неяркого солнца, нежнейшего зноя.
Оно называется бабье лето.
И в прелести спорит с самою весною.
Уже на лицо осторожно садится
Летучая лёгкая паутина…
Как звонко поют запоздалые птицы!
Как нежно и грозно пылают куртины! (О. Берггольц.)
Воспитатель. Пушкин, Тютчев, Пришвин, Левитан, Паустовский и многие другие творческие личности ждали осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. «Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, омывала дождями зелень, рощи делались сквозными. Тёмные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом...» (К. Паустовский.)
1-й чтец. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
(Ф. Тютчев.)
Воспитатель. И вот сентябрь! Замедляя свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его, в зерцале зыбком вод,
Неверным золотом трепещет.
(Е. Баратынский.)
Воспитатель. Осень – это удивительно прозрачный воздух, солнечный свет, иногда ярче летнего, но мягкий, ласкающий, не греющий; плывущие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу...
2-й чтец. А помнишь приволье
Осени рыжей?
Росу в паутине
В берёзовой роще,
И стаи утиной
Размашистый почерк?
(В. Вихорев.)
1-й чтец. Я кликнул в поле. Глухое поле
Перекликалось со мной на воле.
А в выси мчались, своей долиной,
Полёт гусиный и журавлиный.
Там кто-то сильный, ударяя в бубны,
Раскинул свисты и голос трубный.
И кто-то светлый раздвинул тучи,
чтоб треугольник принять летучий.
Кричали птицы к своим пустыням,
Прощаясь с летом, серея в синем...
(К. Бальмонт.)
Исполняется песня «Осень».
Осень, она не спросит,
Осень, она придёт.
Осень немым вопросом в синих глазах замрёт.
Осень дождями ляжет, листьями заметёт.
По опустевшим пляжам медленно бредёт.
Может быть, ты увидишь рыжую грусть листвы?
Может быть, ты заметишь? Что вспоминаешь ты?
Или вот это небо, синее, как вода?
что же ты раньше не был, не приходил сюда?
Пусть тебе снится лето, я тебе улыбнусь,
А под бровями где-то чуть притаилась грусть.
Где-то под сенью вёсен кто-нибудь загрустит,
Тихо ложится осень листьями на пути...
Воспитатель. «Осень в этом году стояла сухая и тёплая, я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд, вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкали журавли». (К. Паустовский.)
Воспитатель. Птицы летели в воздухе и издавали такие звуки, как будто перекидывали друг другу хрустальные бусы. Это был красивый, мелодичный звук.
2-й чтец. «Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, будто от керосиновой лампы, свет шёл снизу из окна и ярче всего освещал бревенчатый потолок, странный свет, неяркий и неподвижный, был не похож на солнечный. Это светили осенние листья... От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрыли слоем воска». (К. Паустовский.)
1-й чтец. «Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождём облетевшей листвы. Этот дождь шёл неделями...» (К. Паустовский.)
Воспитатель. Листья, опадая, создавали мягкий, душистый ковёр. Хорошо идти по такому ковру, шурша листьями, вдыхая пряный воздух, вглядываясь в прозрачные дали. Тишина, умиротворённость и в природе, и в душе...
Звучит песня «Листья жёлтые», стихи Я. Петерса, русский текст И. Шаферана, муз. Р. Паулса.
2-й чтец. «Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов, осин, медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. Тихо в осеннем лесу...» (И. Соколов-Микитов.)
Звучит песня «Листопад», стихи Л. Розановой, муз. Г. Шангин-Березовского.
На улицах Москвы вечерняя толпа,
по шумным мостовым гуляет листопад.
Такой, наверняка, шумит в лесных просторах,
Где даль заволокла сиреневая мгла,
Где слушает листва журчание и шорох,
Где этим летом я жила.
Теперь там не поют знакомые дрозды,
Там ёлки достают до утренней звезды,
И так же к вечеру река моя искрится,
Хоть мы и не поём, хоть медленно вдвоём
По мокрому ковру, по пояс в медунице,
с тобою рядом не идём.
в сиреневом дыму бульвары хороши,
Осенний листопад Москву запорошил.
Не знаю, почему мне вдруг напомнил лето
Шальной осенний листопад.
Воспитатель. Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели.
Воспитатель. Осень веет тоской,
Осень веет разлукой.
(И. Бунин.)
Воспитатель. Улыбается осень сквозь слезы,
в небеса улетает мольба,
И за кружевом тонкой берёзы
Золотая запела труба.
(А. Блок.)
Воспитатель. «Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном птицы». (К. Паустовский.)
Воспитатель. «Луна стояла над пустынными серебристо-туманными лугами… Осенняя печаль и красота». (И. Бунин.)
1-й чтец. Ещё и солнце радует,
И синий воздух чист.
Но падает и падает
С деревьев мёртвый лист.
Ещё рябины алые
Всё ждут к себе девчат,
Но гуси запоздалые
«Прости-прощай» кричат.
(М. Исаковский.)
Звучит песня «Отговорила роща золотая», стихи С. Есенина,
муз. Г. Пономаренко.
Воспитатель. Многие русские художники создавали картины об осени. Каких художников вы знаете?
Воспитатель. Но самым замечательным мастером осеннего пейзажа был Исаак Левитан. во всех его картинах к изображениям речушек и ольшаников, бледного неба и лесных косогоров всегда примешивалась капля грусти. Осень на картинах Левитана разнообразна. Им были написаны около ста осенних пейзажей.
Демонстрируются картины Левитана.
«Октябрь» «Золотая осень» «Осень»
Воспитатель. А как любил осень А. С. Пушкин! «Осень подходит, – писал Пушкин Плетнёву. – Это мое любимое время, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает».
Трижды в осеннее, любимое им время посещал Пушкин село Болдино... Здесь день за днем перед глазами поэта развертывалась картина долгой осени, со всеми ее оттенками и переменами, от солнечной и ясной поры сентября до ноябрьской непогоды, с непролазной грязью, дождями и снегопадами. В последние годы поэт не раз мечтал о спокойной и независимой жизни в Болдине, об отъезде в эту «обитель дальнюю трудов и чистых нег», но так и не смог осуществить своё желание...
2-й чтец. Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье.
в багрец и золото одетые леса.
1-й чтец. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей:
Дохнул осенний хлад, дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей...
2-й чтец. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
с печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
стоял ноябрь уж у двора.
1-й чтец. Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье своей родной
К себе меня влечёт, сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной...
Воспитатель. А вот стихи Константина Бальмонта об осени.
2-й чтец. За утром, преждевременно студёным,
Июльский полдень – в полдень сентября,
в лесах цветёт древесная заря
Рубиново-топазным перезвоном.
Обрызган охрой редкий изумруд.
Шафранные ковры затрепетали,
И лисьим мехом выкрасились дали.
Излом всех линий в сети веток крут.
«Туда! Туда! Ото всего, что тут!» –
Отчаливая, птицы прокричали.
(Сентябрь.)
1-й чтец. Посмотри, как простор углубился вблизи и вдали.
Закурчавился ветер, летит, налетает с размаха,
Улетают с душой далеко за моря журавли.
Разбросалась брусника.
Развесились гроздья рябины.
(Северный венец.)
Исполняется студенческая песня «Брусника».
Ты мне письмо прислать рискни-ка,
Хоть это всё, наверно, зря.
Над поздней ягодой брусникой
Зажглась осенняя заря.
Опять к теплу уходит зверь.
Ах, наши старые обманы.
Вы стали правдою теперь.
И над осенним птичьим криком,
Листвой осеннею соря,
Над поздней ягодой брусникой
Горит холодная заря.
Воспитатель. Прекрасно знал русскую природу Иван Сергеевич Тургенев, вот как описывает он осень в лесу:
2-й чтец. «... И как же хорош лес поздней осенью, ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни шума; в мягком воздухе разлит осенний запах, подобный запаху вина».
Воспитатель. Друзья, давайте и мы с вами попробуем рассказать любите ли вы бродить по осеннему лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению интерактивной формы проведения занятий, методическое обеспечение занятий в интерактивных формах
Интерактивные формы обучения используются преподавателем в объеме не меньшем, чем предусмотрено учебным планом, а также в соответствии с программой учебной дисциплины. Преподаватель может и...
Методическая разработка занятия на тему "Осенняя пора"
Занятие рассчитано на коррекционные классы...
Методическая разработка занятия в ГПД: "Осення пора"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....
Внеклассное занятие "Школа военной поры"
Внеклассное занятие проходит в музее тружеников тыла. Ученики узнают, как работала школа во время войны....