Беседа "Полезные и вредные продукты"
план-конспект

Лобанова Ольга Павловна

Цель: Формировать представления детей о здоровом образе жизни, о правилах здорового питания.

Задачи: Образовательные: - расширять представления детей о вредной и полезной пище, и ее необходимости для жизнедеятельности организма человека, формировать представление о правильном питании, познакомить с понятиями: «здоровая пища», «полезные продукты», «вредные продукты». Развивающие: - развивать умения выбирать продукты питания, полезные для здоровья. Воспитательные: - воспитывать интерес к своему организму, желание заботиться о своем здоровье, воспитывать положительное отношение к полезным и отрицательное отношение к вредным продуктам питания, воспитывать культуру питания, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_i_vrednye_produkty.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Полезные и вредные продукты»

                                                              «Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье»

 Генрих Гейне.

Цель: Показать учащимся взаимосвязь между питанием и химией; дать рекомендации по здоровому питанию.

Задачи: 1. Познакомить со статистикой заболеваний от тех или иных продуктов питания; указать на примеры нарушений в производстве продуктов питания.

2. Воспитывать самостоятельность в выборе продуктов питания, в возможности выбирать между экологически чистым продуктом и наоборот.

3. Развивать память учащихся.

1.Орг.момент. слайд 1

2.Эмоциональный настрой.

 Человеку нужно есть,

Чтобы  встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

 Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть

 Нужно правильно питаться

С самых  юных лет уметь.

3.Объявление темы  мероприятия.

-  Добрый день, уважаемые гости. Мы рады видеть вас на нашем мероприятии.

Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на планете Земля. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по - своему. «Здоровый образ жизни» - это словосочетание в последнее время слышится очень часто. 
    “Здоровый образ жизни” включает в себя несколько компонентов. И один из них - очень важный - здоровое питание. Но вся ли пища, которую мы едим, одинакова полезна? Какую еду нужно выбирать, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы?

Тема нашего открытого мероприятия - “о Еде полезной и вредной ”.
4. Введение в тему

-   Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно. О «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался.

(Слайд 2) За последние 100 - 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Благодаря гастрономической революции готовить стало легче, а переваривать труднее.

Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот-догами, чипсами и шоколадными батончиками.

-    Супчики из пакетика, лапша моментального приготовления, бульонные кубики вытеснили со стола здоровую еду.

 -    А какой же должна быть еда в современном мире? (Вкусной, разнообразной, полезной, полноценной)

-    Это пока  ваши предположения. А предположения необходимо проверять. В этом нам помогут доктора. Они раскроют нам секреты здорового питания. И в конце занятия мы подведем итоги: что можно есть, а что опасно и вредно.

-    А вот мне интересно, что вообще любят наши дети есть?  

-    Назовите, какие продукты вы выбрали. Объясните свой выбор.

-    Мы видим, что вкусы и предпочтения у всех разные.

-    А знаете ли вы, какие питательные вещества должны содержаться в нашей пище?( Слайд 3)

Чтобы вырасти ты мог,

В пище должен быть белок.

Для защиты и тепла

Жир природа создала.

Как будильник без завода

Не пойдёт ни тик, ни так,

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак.

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед нами отвернут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие.

(Слайд 4) Итак, ребята, доктора раскрыли вам первый секрет здорового питания. Оно должно быть полноценным, т.е. разнообразным. Мы ежедневно должны употреблять в пищу необходимое количество белков, жиров, углеводов и витаминов.

– Ребята, посмотрите на слайд  какие по-вашему мнению продукты вредные? Дайте объяснение своему выбору.
Обжора Сладкоежкин: 
Я – Обжора Сладкоежкин, 
Люблю вкусно я поесть.
Чипсы и пирожное, 
Вкусное мороженое!
Пирожки, ватрушки, 
Сдобные пампушки, 
Шоколад и мармелад
Обожаю – это факт!
Знаю точно, что «Пикник»
Развивает аппетит.
Не люблю делиться, 
Всё мне пригодится.
Это чипсы мне, 
И рулетик мне, 
И конфетки мне, 
Ты не подходи ко мне.
 -    Ребята, а вы тоже любите всё это?
(Слайд 5) – Что получается, вы любите сухарики, чипсы, лимонады. А если не любите, то точно покупали и пробовали эти продукты хоть однажды. А многие ли из вас интересовались из чего состоят эти продукты? 
(Слайд 6) – Ребятам, я предлагаю прочитать состав Кока-колы.

Состав Кока-колы: вода, сахар, диоксид углерода, краситель, регулятор кислотности (ортофосфорная кислота), натуральные ароматизаторы, кофеин.

– А кто из вас, ребята, знает о влиянии этих веществ на организм человека?
– Предлагаю вам познакомиться с этой информацией.

1. Сахар в народе называют «сладкой смертью». Его чрезмерное потребление ведет к разрушению зубов. Особенно вредны для зубов сладкие прохладительные напитки. В одном стакане Кока-колы содержится пять чайных ложек сахара. 
2. Кофеин вызывает нарушения сна (ребенок, выпив на ночь два стакана колы, труднее засыпает). Но самое опасное, что к кофеину может возникнуть привыкание.
3. Углекислый газ раздражающе действует на желудок, вызывает изжогу и воспаление в нем. Кислота (фосфорная) разрушает зубную эмаль.
4. Чтобы почистить раковину, вылейте банку Колы и не смывайте в течение часа. Лимонная кислота удалит пятна.
(Слайд 7) – Ребята, а теперь я попрошу зачитать состав чипсов.

(Слайд 8)Состав чипсов:картофель, растительное масло, идентичный натуральному ароматизатор «Зелёный лук» (соль, луковый порошок, сухая молочная сыворотка, сахар усилители вкуса и аромата (глутамат натрия, 5-рибонуклеотид натрия), сухое обезжиринное молоко, лактоза, натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества, сырный порошок, регулятор кислотности (лимонная кислота), краситель, чесночный порошок, мальтодекстрин, сухое обезжириное молоко).

– А кто из вас, ребята, знает о влиянии этих веществ на организм человека?
– Предлагаю вам познакомиться с этой информацией

1. Чипсы содержат большое количество жира. Если на чистую салфетку положить большой чипс, согнуть салфетку пополам, при этом нажать посильнее на то место, где расположен чипс, то мы увидим большое жирное пятно. 
2. В чипсах много крахмала. Если мы возьмём раствор йода и капнем на чипс, через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала. Крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это – идеальная питательная среда для кариесных бактерий.
3. В чипсах содержится опасное вещество – акриламид. При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного акриламида, который считается ядом для нашего организма, поражающий нервную систему, печень и почки..

  Газированные напитки ( Слайд 9)

-    Ребята, а можем ли мы газированные напитки назвать полезным продуктом? Почему?

-    В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на желудочно-кишечный тракт школьников.

Обычная сладкая газированная вода не содержит ни витаминов, ни минеральных веществ, так нужных растущему организму.

-    Ребята, в некоторых продуктах есть еще и замаскированные вредные вещества - красители, усилители вкуса и запаха. Почему они замаскированные? Потому что на упаковке чипсов написаны безобидные буквы: Е 320, Е 211 и т. д. А на самом деле - это опасные вещества, которые при частом употреблении могут вызывать болезни желудка и других органов. Если вы покупаете лимонад или «чупа-чупс» яркого цвета, то знайте - вы отравляете красителями свою печень и каждый раз разрушаете ее.

-   Я очень надеюсь , что вы поняли, какие продукты для вас вредны, и что нужно их есть как можно реже.

(Слайд 11)  - У детей, которые питаются в основном чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.

-    А теперь давайте разберёмся с продуктами, которые вы считаете можно смело употреблять в пищу.

-    А какие  полезные продукты вы можете назвать?

(Ответы детей: фрукты, овощи, мясо, рыба, творог ,соки…)

- Молодцы, вы дали правильные ответы. А теперь давайте вспомним, какую именно пользу приносят упомянутые продукты нашему организму.

(Слайд 12) - Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. В них много витаминов.

-    А что такое витамины? (Ответы детей).

-    Витамины - это вещества, необходимые организму человека. Они содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет.( Слайд 13)

     Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям надо съедать в день 500- 600 г овощей и фруктов. Кроме питательных веществ организму человека требуются витамины. При их недостатке человек быстро устает, плохо выглядит.

Кто такие витамины?
Для чего проникли в лук,
В молоко и в мандарины,
В черный хлеб, в морковь, в урюк?
Рассмотрю-ка их в окрошке,
Через дедовы очки -
Кто они? Соринки? Мошки?
Человечки? Паучки?
Может в перце и петрушке,
Незаметные на взгляд,
Очень маленькие пушки
По бактериям палят?!

Если так, то Витамины
Мне нужны наверняка -
Съем на полдник мандарины,
На ночь выпью молока!

Витамин А ( Слайд 14)

  - У вас снижается зрение ? Нечетко видите предметы в вечернее время?   Вам, конечно, не хватает меня . Догадались кто я ? Витамин А! Меня можно найти в молочных продуктах, в моркови, салате, шпинате, икре. Я буду рад встрече с вами ребята!

 Витамин В. (Слайд 15)

  - Ну а если вам не хватает –витаминов группы В, обращайтесь к таким продуктам , как: хлеб, каши, молоко, сыр, яйца. Как же определить, что вам не хватает витаминов группы В? Достаточно посмотреть на себя в зеркало: ведь при нехватке нас у вас образуются трещины, язвочки в уголках рта, шелушение кожи…

 Витамин С ( Слайд 16)

-   А вот и я –самый популярный витамин. Я содержусь почти во всех свежих овощах, плодах,  ягодах: в плодах шиповника, в лимонах, капусте, картофеле, луке, укропе  и т.д. Догадались, кто я? Конечно витамин С! Если вы простудились и ваш организм перестал сопротивляться болезням, то немедленно ешьте продукты с витамином С.

Витамин Д( Слайд 17)

-   Я - редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов –витамин Д !  Меня можно найти в сливочном масле, в яйце,  в говяжьей печени, в рыбе. А еще со мной можно встретиться летом под солнышком. Как  и всему живому, вам для хорошего роста необходимо солнышко. А дефицит моего витамина в организме у ребенка вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит.

Музыкальная пауза. Песня «Витамины». ( Слайд 18)

 - Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней. Но купленные в магазинах овощи и фрукты не советую есть. Т.к. для длительного хранения их обрабатывают особыми веществами. Ешьте плоды со своего огорода и сада!

Знают все, в сырых растеньях есть живительная сила,

А полезных в них веществ, просто-напросто не счесть!

Эти чудо-вещества помогают нам друзья

Сильным стать, поправиться, и с болезнью справиться.

-   Ну что ж, ребята, как выяснилось, все овощи важны и полезны.

Их в вашем рационе должно быть как можно больше. ( Слайд 19)

-    Ну что же вы теперь знаете о некоторых полезных и вредных продуктах. Насколько вы были внимательны, я сейчас проверю. Давайте поиграем в игру «Полезное-вредное». Если вы услышите полезный продукт – хлопайте, если я назову продукт, который является вредным – топайте.

Яблоко, торт, огурцы, рыба, конфеты, морковь, творог, жвачка, свёкла, фанта, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр, чипсы, сосиски , кириешки.

(Слайд 21)-  СЕКРЕТ третий «Ваше питание, ребята, должно быть сбалансированным»

Какое сложное слово. А что это значит?

-   Баланс значит «равновесие». И содержание различных питательных веществ в нашей пище должно быть уравновешано.

-   А как же его уравновесить? Всё взвешивать на весах?

-    Нет. Достаточно соблюдать «правило пищевой тарелки». Оно поможет без труда составить свой дневной рацион.

-   Итак, ребята, представьте, что на тарелке лежит еда, которую вы должны

съесть в течение дня. Половину этой еды должны составлять овощи. Четвёртую часть – макароны и крупы. Ещё четверть тарелки должны занимать мясо, рыба, молочные продукты, яйца и бобовые. Например, если вы на завтрак ели кашу, на обед мясо с тушёными овощами, то на ужин полезно приготовить зелёный салат.

- Давайте сейчас вы все вместе в группе составите меню на один день (завтрак. обед, полдник, ужин) ( Слайд 22, 23, 24, 25)

-    Учёные считают, что у детей 10-11 лет по 25% всей пищи, которую вы съедаете за сутки, должно приходиться на завтрак и ужин. 15% - на полдник, и больше всего- 35% на обед.

(Слайд 26.) Подведём итог нашего разговора о полезной и вредной еде.  Какие выводы вы для себя сегодня сделали? (свободные высказывания)

Заключение.

-   Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы - наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система.(Слайд 27)

Желаем вам цвести, расти

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.


Литература и другие источники
Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М., Знание, 1990.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года.- М., 2003.

Куинджи Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.

Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе» - М., Просвщение, 2001.

Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. 2005. № 6.

Стихотворение С.В.Михалкова -http://www.lukoshko.net/mihal/mihal44.shtml

Иллюстрация обложки книги -http://www.infanata.org/lastnews/page/4322/

М.М.Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании» Праздники –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007

www/green mama/ru

http://www.za-partoi.ru

http://www.7ya.ru

http://deti.mail.ru

http://zdorovoe-pitanie.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Полезные и вредные продукты питания"

Работа включает в себя презентацию и текстовое сопровождение к ней. Расширение знаний учащихся о полезных и вредных продуктах питания, их значении в жизни человека....

Для классного часа о вредных продуктах

Для классного часа о вредных продуктах...

«Полезные и вредные продукты. Мой выбор-здоровый образ жизни.»

Эд Уин: «Богатство и слава – это ерунда, если нет здоровья». О том, что здоровье – самая большая ценность, всякий из нас начинает задумываться, когда его теряет.Важнейшими факторами сохранения здоровь...

Региональный семинар директоров школ. Урок по внеурочной деятельности "Полезные и вредные продукты"

Региональный семинар директоров  школ.  Урок по   внеурочной деятельности "Полезные и вредные продукты"...

Полезные и вредные продукты

конспект беседы "Полезные и вредные продукты"...

Памятка "Полезные и вредные продукты"

Памятка "Полезные и вредные продукты"...

Конспект дидактической игры для детей младшего дошкольного возраста: «Полезные и вредные продукты»

Цель: способствовать формированию у детей представлений о роли полезной и вредной еды в жизни человека....


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Важная тема.Спасибо. а беседа переходит в образовательный проект?