Технология проектной деятельности как базовая технология реализации ФГОС ОВЗ
статья

Курбетьева Наталья Ивановна

Целенаправленная организация учебной и воспитательной работы содействует развитию и реализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ, выработке навыков культурного поведения. Идёт коррекция недостатков, присущих этим детям, их социальная адаптация и реабилитация, что способствует включению их после окончания школы в трудовую жизнь нашего общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx380.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности как базовая технология реализации ФГОС ОВЗ

 

 Целенаправленная организация учебной и воспитательной работы содействует развитию и реализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ, выработке навыков культурного поведения. Идёт коррекция недостатков, присущих этим детям, их социальная адаптация и реабилитация, что способствует включению их после окончания школы в трудовую жизнь нашего общества.

 Основным симптомом детей с ОВЗ является недоразвитие познавательной деятельности вследствие низкой способности к мышлению. Внимание ослаблено и неустойчиво. Память ослаблена. Слабая ориентировка в задании, неумение планировать, неуверенность в своих силах, стремление обойти встречающиеся трудности, отклонение от поставленной цели, подмена её сходной, более лёгкой.

 Наряду с  недоразвитием познавательной деятельности недоразвита и эмоционально-волевая сфера. Детям свойственна примитивность эмоций и переживаний. Они не могут подавить обиду, влечение, желание, не умеют понять, адекватно и критически оценить своё поведение, неспособны отстоять свои убеждения.

 Личность ребёнка формируется и развивается под влиянием повседневного быта, окружающей природы и других объективных факторов.

 Учитывая выше перечисленные факторы, в нашей школе широко применяется проектная деятельность. Этот метод помогает решить ряд проблем как в обучении, так и в воспитании. Оказывает огромное влияние как на личность каждого человека, на класс, так и на весь ученический и учительский коллектив.

  Проектная деятельность в начальной школе - это актуальное на сегодняшний день направление педагогических технологий. Она помогает повысить качество знаний, умений и навыков обучающихся. Идёт мотивация получить знания не только на уроке, но и самостоятельно вести исследования по теме. Начало проектной деятельности начинается у каждого ребёнка индивидуально, в зависимости от его индивидуальных и возрастных особенностей. В период такой подготовки и работы идёт объединение ученика, учителя, родителей. Это достаточно сложный, но интересный и увлекательный процесс.

1. Старт проводится в форме линейки. На ней сообщается тема, цель, задачи, этапы, задания по этапам. Информация должна быть яркой и запоминающейся, такой, чтобы каждому захотелось принять участи в проекте.

2.  Промежуточный. Проводится в классах. Главная цель - накопление знаний, умений. Результатом является: выпуск газет, плакатов, кроссвордов, поделки, макеты и др. Заканчивается этап школьной выставкой творческих работ, в которой может принять участие  каждый. Работы могут быть коллективные, индивидуальные, семейные, единственное условие, чтобы они соответствовали теме проекта. Каждый самостоятельно выбирает форму и вид творчества.

3. Итогом любого проекта становятся театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, конкурсы, КВН и т.д. Здесь же подводятся итоги проектов. Лучшие участники получают дипломы, грамоты, медали и т.п.

4.  Анализ. В каждом классе проводят анализ проектной работы. Для педагога это педагогическая диагностика. Основные вопросы: Как было организовано дело? Что мы узнали друг о друге? Что делал лично я, чему научился, что узнал? Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

Главной целью проектной деятельности является:  научить обучающихся  организовывать свою деятельность. Уметь определять главные цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике. Взаимодействовать с другими людьми. Оценивать достигнутые результаты.

Организация проектной деятельности выглядит так:

Методы проблемные, исследовательские, поисковые.

Деятельность при этом может быть самостоятельной, творческой, поисковой.

Результат значимый для каждого участника проекта.

Виды проектов выбираются учителями в зависимости от темы, возрастных особенностях обучающихся, актуальности проблемы.

  • исследовательско -творческие. Обучающиеся проводят эксперименты по заданной теме. Результаты оформляют в виде презентации или постера.
  • ролевые-игровые. Дети через персонажей сказки решают поставленные проблемы.
  • информационно-практико-ориентированные. Здесь в работу включаются родители. Обучающиеся с их помощью собирают информацию и реализуют под руководством учителя.
  • творческие. В школе проходят тематические и предметные недели, внеклассные мероприятия, где приветствуется свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

  В процессе работы над проектом ребята приобретают навыки общения, навыки монологической речи. Выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, перед младшими и старшими ребятами, создают ситуацию демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. Обучающиеся учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.

Литература:

Агеева Л.В. Проектная деятельность в начальной школе в рамках ФГОС

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000г.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа - 2005г.

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. - М. 2002г.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО

Организация проектной деятельности учащихся в рамках реалихации ФГОС ООО...

Публичный отчёт учителя географии «Проектная деятельность школьников в условиях реализации ФГОС»

В данной работе описан опыт учителя географии по организации проектной деятельности школьников...

Организация учебно-проектной деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС

Доклад, представленный на методическом объединении+презентация-сопровождение...

Проектная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС

Цель данной статьи- рассмотреть некоторые виды проектов на уроках русского языка и литературы....

Удостоверение №9070-АП, 21.04.2019г. о прохождении курса самообразования и саморазвития «Исследовательская и проектная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС»

Данный документ подтверждает, что я прошла курс смообразования и саморазвития «Исследовательская и проектная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС» в объеме 108 часов в апр...

Использование цифровых инструментов в реализации технологии проектной деятельности на уроках технологии

Сегодня актуальной педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навы...