Статья.Здоровье школьника: работа по здоровьесбережению
статья

Розанова Людмила Алексеевна

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий позволяет снизить утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._rozanova_l.a.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Розанова Людмила Алексеевна

 ГБОУ школа № 487 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Здоровье школьника: работа по здоровьесбережению

За последние десятилетия все чаще и чаще на разных уровнях поднимаются вопросы о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье школьников. В обществе здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Во многом ухудшение здоровья школьников связано и с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников.

В здоровьесберегающем, как и в личностно-ориентированном образовании, заложена аналогичная идеология: приобретение ребенком личного и личностного опыта, в т. ч. здоровьесбережения, наиболее ценно для его развития, поскольку ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром. Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока ещѐ не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача педагогов и руководителей – обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы – и собственную, и в ОУ - по здоровьесбережению.

Очевидно, что и родители играют огромную роль в сохранении и формировании здоровья детей. Несомненно, большинство родителей стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением его физического здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у детей необходима целенаправленная, систематическая совместная работа педагогов и родителей. Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста. Здоровьесберегающее образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование эмоционально-положительного отношения к природе, окружающему миру, ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдение им определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций.

Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью. Цель здоровьесберегающих педагогических технологий – обеспечить (до)школьнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в ОУ, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Данные принципы отражают насущные общественные потребности и определяют цели ЗОТ. Они выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общеметодические и специфические принципы. Это: 1. Принцип системности и повторения (в результате системы работы и многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы); 2. Принцип постепенности (предполагает преемственность от одной ступени к другой); 3. Принцип доступности и индивидуализации (его назначение – в исключении негативных и вредных последствий для организма каждого ребѐнка вследствие чрезмерных требований и заданий); 4. Принцип непрерывности (предполагает построение процесса здоровьесбережения как целостного процесса с системным чередованием нагрузок и отдыха); 5. Принцип цикличности (заключается в повторяющейся последовательности занятий); 6. Принцип оздоровительной направленности (решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения и воспитания); 7. Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию (взаимодействие педагогов и медицинских работников); 8. Принцип активного обучения (использование различных интерактивных форм и методов обучения, а также разнообразных форм работы самих детей: индивидуальной коллективной, групповой, парной и др.); 9. Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих; 10. Принцип связи теории с практикой (применение своих знаний на практике). Для достижения целей здоровьесбережения применяются следующие группы средств: 1. Средства двигательной направленности (эмоциональные разрядки и «минутки покоя», психогимнастика, тренинги и др.); 2. Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе, ароматерапия, витаминотерапия и др.); 3. Гигиенические мероприятия (режим питания и сна, обучение приемам здорового образа жизни, оказание первой помощи, ограничение предельного уровня нагрузки дошкольников во избежание переутомления и др.); 4. Различные виды арт-терапии и арт-педагогики (изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.). В заключении хочу сказать: школьное образование в наши дни предоставляет благоприятные условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Мы сами можем сохранять своё здоровье и учить этому детей. Очевидно, что комплексное использование этих средств позволяет более эффективно решать все основные задачи здоровьесбережения в ОУ. Решение задач здоровьесбережения ребенка в ходе занятий (уроков) в ОУ возможно при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития.

Работая в условиях требований ФГОС, у учителей появилась уникальная возможность за счет занятий внеурочной деятельности внедрять здоровьесберегающие технологии в учебный процесс. Данная возможность реализуется мною через курсы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «От игры к спорту» и «Уроки здоровья». Курс «Уроки здоровья» предполагает как проведение еженедельных занятий, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – «интенсивами» (экскурсии, КВН, коллективные тренинги, встречи, участие в спортивных оздоровительных мероприятиях, исследовательские проекты, практические работы) и направлен на формирование у детей ценностных ориентиров здорового образа жизни: • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий позволяет снизить утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "здоровое питание школьника"

Данная статья познакомит родителей с основными принципами здорового питания школьников. Родители узнают о продуктах, необходимых для полноценного питания школьников....

Статья: Здоровый образ жизни у школьников

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привыч...

Статья: Здоровый образ жизни у школьников

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привыч...

Статья "Здоровый образ жизни школьника"

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.В стать...

Проектно-исследовательская деятельность школьников как средство активизации работы по здоровьесбережению

Проектно-исследовательская деятельность становится одним из направлений модернизации современного образования, развития концепции профильной школы. Данный вид деятельности - это деятельность по проект...

Статья " Здоровый образ жизни школьника"

Мы говорим: «Будущее наших детей - в наших руках». Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая культура и спорт постоянным, н...

Выступление Онишиной В.В. 15.04.19г. на конференции в Люберцах: Развитие интеллекта школьника в технологии здоровьесбережения

Выступление Онишиной В.В. 15.04.19г. на конференции в Люберцах: Развитие интеллекта школьника в технологии здоровьесбережения...