Работа по совершенствованию техники чтения у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
статья (9 класс)
Выработка беглого и осознанного чтения у ребенка, обучающегося по адаптированной общеобразовательной программе в общеобразовательной школе, была и остается одной из главных задач для всех специалистов, работающих по программе коррекционного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья , в том числе логопеда, тьютора. Наблюдения по динамике чтения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) за время обучения в 5-9 классах в школе представлены в таблице .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_statya_s_tablitsey.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по совершенствованию техники чтения у обучающегося с ОВЗ
Выработка беглого и осознанного чтения у ребенка, обучающегося по адаптированной общеобразовательной программе в общеобразовательной школе, была и остается одной из главных задач для всех специалистов, работающих по программе коррекционного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ИН) , в том числе логопеда, тьютора.
Когда я начинала работать с ребенком, а это было в начальной школе, то не видела большой разницы между ним и его сверстниками, которые обучались в том же классе обычной общеобразовательной школы. Ребенок имел достаточно развитые учебные навыки, многое умел, старался активно работать на всех уроках…Но чтение давалось с большим трудом. У детей с нарушением интеллекта, как правило, страдают все стороны речи. Ведь нарушение интеллекта – это нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга, что приводит к разнообразию нарушений в развитии высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) . Педагогическим критерием для диагностики таких детей считается их низкая обучаемость.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, развитии ребенка, все специалисты, которые работали с учеником на уроках , в том числе на уроках русского языка, литературного чтения, на индивидуальных занятиях в рамках коррекционной работы (логопед, тьютор) использовали различные приемы, методы, упражнения, повышающие качество обучения.
Так наш день начинается с речевой разминки: дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения с игрушками, упражнения на правильное произношение звуков, чтение скороговорок и др. по материалам, подготовленным логопедом школы: «дудочка», «шарики»,«окошко», «чашечка», «месим тесто»; «Клава ловко лук полола», «Вот веселый колобок покатился как клубок», «Карл у Клары украл кораллы» и т.д.
В течение дня провожу упражнения на развитие внимания, расширение оперативного поля чтения, развития правильности восприятия текста и т. Д.(таблицы Шульца, пазлы, устные и письменные рассказы по картинке, составление предложений из отдельных слов, составление предложений по карточкам и т.д.)
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
К ошибочному чтению такие факторы: несовершенство зрительного восприятия, неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата, незнание орфоэпических норм, незнание лексического значения слова, отсутствие гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого- чтение осуществляется по смысловой догадке, и это является причиной неправильного восприятия.
Наблюдения по динамике чтения ребенка представлены в следующей таблице:
Результаты тестов по проверке чтения обучающейся с ОВЗ 5-9 класс
Класс | Кол-во слов за 1 мин. при чтении | Динамика | Характеристика чтения | Пересказ | |
устно | письменно | ||||
5 | 20 | Чтение послоговое, читает тихо- почти шёпотом, искажения читаемых слов. Называет основные события, основных героев, дает характеристику-плохой/хороший. В простом тексте может выделить главную мысль. | При помощи вспомогательных вопросов | - | |
6 | 25 | +5 | Чтение послоговое, читает тихо, повторяет слова от начала предложения по 2-3 раза.. Называет основные события, основных героев, дает характеристику плохой/хороший. В простом тексте может выделить главную мысль. | При помощи вспомогательных вопросов пересказывает простые короткие тексты, а также знакомые тексты, например, сказки. | Составляет текст 5-10 предложений по образцу. |
7 | 31 | +7 | Чтение послоговое, читает тихо, монотонно, повторяет слова от начала предложения по 2-3 раза.. Называет основные события, основных героев. | Пересказывает простые короткие тексты | Пересказать текст письменно затрудняется. Может придумать и записать свои короткие истории, составляет предложения из отдельных слов |
8 | 41 | +10 | Читает медленно, монотонно, тихо, повторяет слова от начала предложения . Называет основные события основных героев. | Пересказывает простые короткие тексты | Пересказывает простые короткие тексты, выполняет устные и письменные рассказы по картинке, составляет предложения из отдельных слов. |
9 | 35 | -6 | Читает монотонно, тихо с большими паузами между словами. Слова проговаривает разборчиво, иногда нарушает интонацию в предложении. Называет основные события, основных героев, тему текста. | Пересказывает простые короткие тексты. | Пересказывает простые короткие тексты, выполняет устные и письменные рассказы по картинке, составляет предложения из отдельных слов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".
Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...
Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.
Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...
СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...
Система работы классного руководителя "Адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях".
Система классного руковдителя воспитательного воздействия на учащегося....
Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество
Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество...
Модель работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной с...
«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».
Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...