Работа по совершенствованию техники чтения у обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
статья (9 класс)

Екатеринчева Ольга Анатольевна

Выработка беглого  и осознанного чтения у  ребенка, обучающегося по адаптированной  общеобразовательной программе  в общеобразовательной школе,  была  и остается одной  из главных задач   для  всех специалистов, работающих по программе коррекционного развития ребенка  с ограниченными возможностями здоровья ,  в том  числе  логопеда,   тьютора. Наблюдения по динамике  чтения ребенка  с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) за время  обучения  в  5-9 классах  в школе  представлены  в  таблице . 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_statya_s_tablitsey.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  по совершенствованию  техники чтения   у обучающегося  с  ОВЗ

Выработка беглого  и осознанного чтения у  ребенка, обучающегося по адаптированной  общеобразовательной программе  в общеобразовательной школе,  была  и остается одной  из главных задач   для  всех специалистов, работающих по программе коррекционного развития ребенка  с ограниченными возможностями здоровья (ИН) ,  в том  числе  логопеда,   тьютора.

Когда я  начинала   работать с   ребенком,  а это было в начальной школе, то не видела  большой  разницы  между  ним и его  сверстниками, которые обучались в том  же  классе  обычной общеобразовательной школы. Ребенок имел достаточно  развитые учебные навыки, многое  умел,  старался активно работать  на всех  уроках…Но чтение  давалось с большим трудом. У детей с нарушением интеллекта, как правило, страдают все стороны речи.  Ведь  нарушение интеллекта  – это нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга, что приводит к разнообразию нарушений в развитии  высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) . Педагогическим критерием для диагностики таких детей считается их низкая обучаемость.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, развитии   ребенка,  все  специалисты, которые работали  с учеником  на уроках , в том числе  на уроках русского языка, литературного чтения, на  индивидуальных занятиях   в  рамках коррекционной работы (логопед, тьютор) использовали различные приемы, методы, упражнения, повышающие качество  обучения.

Так наш день начинается с речевой разминки: дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения с игрушками, упражнения на правильное произношение звуков,   чтение  скороговорок и др.  по материалам, подготовленным  логопедом школы: «дудочка», «шарики»,«окошко», «чашечка», «месим тесто»; «Клава ловко лук полола», «Вот веселый колобок покатился как клубок», «Карл у Клары украл кораллы» и т.д.

В течение  дня провожу упражнения на  развитие внимания, расширение оперативного поля чтения,  развития правильности  восприятия   текста и т. Д.(таблицы Шульца,  пазлы, устные и письменные  рассказы по картинке, составление предложений   из отдельных слов, составление  предложений   по карточкам  и т.д.)

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

К  ошибочному чтению такие факторы: несовершенство зрительного восприятия, неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата, незнание орфоэпических норм, незнание лексического значения слова, отсутствие  гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого- чтение осуществляется по смысловой догадке, и это является причиной неправильного восприятия.

        Наблюдения  по динамике  чтения  ребенка  представлены  в  следующей таблице:

Результаты   тестов   по проверке   чтения   обучающейся    с ОВЗ   5-9 класс

Класс

Кол-во слов

 за  1 мин.

при чтении

Динамика

Характеристика чтения

Пересказ

устно

письменно

5

20

Чтение послоговое, читает тихо- почти шёпотом, искажения читаемых слов.

Называет основные события,  основных героев, дает характеристику-плохой/хороший. В простом тексте может выделить главную мысль.

При помощи вспомогательных вопросов

-

6

25

+5

Чтение послоговое, читает тихо, повторяет  слова от начала предложения  по 2-3 раза..

Называет основные события,  основных героев, дает характеристику плохой/хороший. В простом тексте может выделить главную мысль.

При  помощи  вспомогательных вопросов пересказывает простые короткие тексты, а также знакомые тексты, например, сказки.

Составляет текст 5-10

предложений   по образцу.

7

31

+7

Чтение послоговое, читает тихо, монотонно, повторяет  слова от начала предложения  по 2-3 раза..

Называет основные события,  основных героев.

Пересказывает простые короткие тексты

Пересказать текст письменно  затрудняется.

Может придумать и записать  свои короткие    истории,  составляет предложения   из отдельных слов

8

41

+10

Читает медленно, монотонно, тихо, повторяет  слова от начала предложения . Называет  основные события основных героев.

Пересказывает простые короткие тексты

Пересказывает простые короткие тексты,  выполняет устные и письменные  рассказы по картинке, составляет предложения   из отдельных слов.

9

35

-6

 Читает монотонно,  тихо с большими паузами между словами. Слова  проговаривает  разборчиво,  иногда  нарушает интонацию в предложении. Называет основные события, основных героев,  тему текста.

Пересказывает простые короткие тексты.

Пересказывает простые короткие тексты, выполняет устные и письменные  рассказы по картинке, составляет предложения   из отдельных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...

Социально-психологические аспекты работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях Лекотеки.

Формирование информационной компетентности родителей - первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в...

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество

Совершенствование социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья с целью их интеграции в общество...

Модель работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обуче­нии, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, пси­хопатии, органические поражения центральной нервной с...

«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».

Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...