Беседа "Как сохранить и укрепить свое зрение"
план-конспект
Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни; формирование знаний об органах зрения.
Задачи:
1. Способствовать получению знаний о значении и строении глаз для функционирования всего организма;
2. Развивать восприятие, мышление, речь, умение принимать и решать проблемно-познавательную задачу;
3. Воспитывать стремление содержать свое тело в чистоте; осознанное отношение ребенка к важности соблюдения гигиенических требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sohranit_i_ukrepit_svoe_zrenie.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сохранить и укрепить свое зрение.
Цели и задачи: привитие навыков здорового образа жизни;
- воспитание правильного отношения к зрению.
Ход беседы.
Организационный момент.
- Ребята, чтобы узнать о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии отгадайте загадку.
Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза)
- Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)
-У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)
-Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)
- Почему так важны глаза?
- Потому что 95% внешней информации мы получаем за счет зрения. Именно глаза – наш главный инструмент для связи с внешним миром.
Послушайте стихотворение.
Для чего нужны глаза?
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Даня хочет быть пилотом -
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши
Переплыть мечтает Саша.
Будет наш Егор танкистом,
А Филипп — парашютистом.
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений
Нам необходимо зренье!
Глаза - орган зрения. Наши глаза похожи на два фотоаппарата или на две телекамеры, которые нацелены на окружающий мир и воспринимают свет.
Наружное отверстие камеры обычно прикрыто прозрачным стеклышком, чтобы внутрь не попала вода и грязь. Есть такое приспособление и в наших глазах. Это роговица – внешняя прозрачная оболочка глаза. Сделана она из клеток, хорошо пропускающих свет. Поэтому роговицу надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет. Роль смазки в наших глазах выполняют слезы.
В фотоаппарате свет проходит через круглое отверстие – диафрагму. Ее размер меняется. В яркий солнечный день диафрагма должна быть маленькой, в пасмурную погоду, когда света немного – большой. Роль диафрагмы в нашем глазу играет радужная оболочка. У разных людей эта оболочка различного цвета: голубая, серая, зеленая, коричневая. Посвети в глаз маленьким фонариком. Отверстие в центре радужки – зрачок – станет меньше. Автоматическая настройка глаза в действии!
Чтобы лучше запомнить как устроены наши глаза, посмотрите инсценировку стихотворения.
Как устроен глаз.
Глаз волшебный теремок.
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен-
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружен,
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей-
Ни крылечка, ни дверей,
Впереди кружочек тонкий-
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло-
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди, пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз — домок.
В центре радужки — зрачок.
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет — наш зрачок,
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой-
Тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинке посмотри
Оздоровительная минутка “Гимнастика для глаз”.
Если глаза устали, выполните такие упражнения:
- Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.
- Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторить 10 раз.
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за указательным пальцем, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторить 5 раз.
- Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Глаза под защитой.
Такой нежный и важный орган, как глаз, должен быть защищен! Помимо костей черепа, окружающих глаз (глазница), в защите глаз участвуют слезные железы, веки с ресницами и брови.
Слезные железы расположены в верхних наружных уголках глаз. Они выделяют слезную жидкость, которая не только постоянно увлажняет глаза, но и содержит различные противомикробные вещества.
Веки защищают глаза от пыли и других мелких посторонних частиц. Расположенные на их краях ресницы – очень прочные. При смыкании век верхние и нижние ресницы переплетаются, образуя для грязи непреодолимый барьер.
Брови защищают глаза в основном от пота, стекающего со лба.
- Итак, брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
- Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?
-Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные органы, в том числе и наши глаза.
Если витаминов у тебя нехватка,
В организме неполадка!
Надо зелень есть и фрукты,
Очень нужные продукты.
Чтобы с детства не болеть,
Надо всем употреблять
Печень, масло, сыр и яйца,
Морковь, лук, чеснок.
Если будешь витамины
В норме ты употреблять,
Не волнуйся, будешь сильным,
И учиться лишь на "пять".
-Какие еще продукты надо употреблять, чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось. (Морковь, яблоки, мясо, курицу, рыбу.)
- Послушайте стихотворение, определите, что вредно для глаз.
Береги свои глаза.
Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
“Храните, как зеницу ока! “
И чтоб глаза твои дружок,
Могли на долго сохранится ,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:
Глаз поранить очень просто-
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя-
Тоже портятся глаза.
Телевизор в доме есть –
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не пиши, склонивши низко,
Не держи учебник близко,
И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра-
От стола до самых глаз
Должно быть 40 сантиметров!
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
- Если вы внимательно слушали стихотворение, вы легко ответите на вопросы.
Игра «Полезно - вредно».
Если это для глаз полезно – хлопаем в ладоши, если это для глаз вредно – топаем ногами.
- Читать лежа.
- Смотреть телевизор с близкого расстояния.
- Оберегать глаза от ударов.
- Промывать глаза по утрам.
- Смотреть на яркий свет, на солнце.
- Тереть глаза грязными руками.
- Читать при хорошем освещении.
(После ответов учеников учитель вместе с детьми формулирует правила бережного отношения к глазам).
Правила бережного отношения к глазам.
- Умываться по утрам.
- Смотреть телевизор не более 1-1,5 часа в день.
- Сидеть на расстоянии 3 метров от телевизора.
- Не читать лежа.
- Не читать в транспорте.
- Оберегать глаза от травм (ушибов, инородных тел).
- При чтении и письме свет должен падать слева.
- Расстояние от глаз до текста должно быть 30-35 см.
- Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец).
- Делать гимнастику для глаз.
- Укреплять глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
- Как вы думаете, гимнастика для глаз, упражнения влияют на сохранность зрения?
- Вот сейчас мы с вами проведем несколько таких упражнений.
Упражнения для тренировки глаз
1)Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)
2)Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)
3)Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)
4)Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)
5)Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)
- А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.
1. Саша с Васей играют в "догонялки" между деревьями. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.
2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.
3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.
4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.
5. Света сильно любит читать сказки. Она их читает даже ночью под одеялом с фонариком.
6. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.
7. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.
8. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.
9. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.
10. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.
- Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"
Подведение итогов.
-Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? ( Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)
С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.
Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.
На глазах – как пелена, как в тумане все дома.
Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?
Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.
Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:
-Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.
Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:
Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».
Но когда очки надела, жалко стало их снимать.
Сквозь очки на белом свете можно много увидать!
Номер каждого трамвая издалека видит Майя,
И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.
- Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его!
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Открытая беседа
« Как сохранить и укрепить свое зрение »
Подготовил: воспитатель Лобанова О.П.
Инсар 2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Сохрани мою и свою жизнь"
Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием детей....
Внеклассное мероприятие «Что такое здоровье, как его сохранить и укрепить».
Разработка внеклассного мероприятия «Что такое здоровье, как его сохранить и укрепить» , цель которого расширение и углубление знаний по биологии, психологии, расширение кругозора учащихся, обога...
Танцы - отличный способ укрепить свое здоровье
Плавные и эксперссивыне движения распремляют позвоночник, укрепляют мышцы и улучшают осанку. Танцы сами по себе обнаруживают прекрасное в движениях лица, рук, уорпуса и ног; первым признаком красоты в...
Методические рекомендации для учащихся "Как сохранить свое зрение"
Глаза - наши окна в этот мир.Возможность видеть, читать, наслаждаться четкостью и красками всего, что вокруг... Как тяжело и страшно это утратить!Огромная нагрузка на зрение, которую испытывает соврем...
Музейный урок "Сохраним в сердцах своих память светлую о них"
Каждый год, когда приближается День Победы, мы вспоминаем участников войны, поздравляем ветеранов, проводим торжественные мероприятия. Я разработала музейный урок, который поможет многим учителям в фо...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих, коммуникационных, психолого–педагогических технологий «Укрепим свое здоровье»
Занятие для дошкольников социально-педагогического отдела...
Беседа "Как сохранить хороший слух"
Беседа по программе охраны жизни и здоровья обучающихся...