Доклад "Использование интерактивной доски в работе учителя-логопеда".
статья
Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-компьютерные технологии обучения для повышения мотивации детей с ОВЗ. Интерактивная доска SMART Board - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnaya_doska.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад:
«Использование интерактивной доски в работе учителя - логопеда»
Внедрение мультимедийных технологий сегодня является обязательным условием в образовательном процессе. Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-компьютерные технологии обучения для повышения мотивации детей с ОВЗ. Интерактивная доска SMART Board - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Технология работы этой интерактивной доски является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. И первоначальным этапом работы стало изучение устройства интерактивной доски, изучение программы Smart Board, освоение навыков работы на интерактивной доске. Следующей задачей стало использование интерактивной доски в непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками. Доска достаточно проста в управлении, и дети с легкостью и большим удовольствием начали осваивать работу на интерактивной доске. Все манипуляции интуитивно понятны, рукой - передвигаем объекты, берем маркер - пишем, берем ластик - стираем. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Эргономичный дизайн доски, лотка, маркеров и ластика максимально удобен для детей любого возраста.
В последнее время в логопедической работе особое место занимает интерактивная доска. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс увлекательным, динамичным, красочным, получить обратную связь с учащимися. Интерактивная доска (ИД) - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т.д.
Какие возможности предоставляет использование «волшебной доски» на логопедических занятиях?
для учителя-логопеда:
• организовать объективный контроль развития и деятельности детей;
• по-новому использовать на занятиях известные дидактические игры и упражнения;
• создавать собственный авторский качественный и долгосрочный дидактический материал;
• расширять спектр невербальных заданий;
• использовать различные средства мультимедиа, т.е. расширять свои ИКТ - компетенции;
• активно изменять материал прямо на занятии: выделять или делать пометки поверх изображения; уточнять, добавлять объекты электронными маркерами, возможность изменять цвет и толщину линии.
• устанавливать прочный эмоциональный контакт с ребенком, выступая в качестве партнёра ребёнка, отдавая контроль на откуп игровому персонажу;
• творческая самореализация.
для ребенка:
• повышается мотивация к логопедическим занятиям,
• создается благоприятный эмоциональный фон для ускорения коррекционного процесса и улучшения его результативности: поведение ребёнка становится более раскрепощённым, повышается его самооценка;
• расширяется сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности;
• визуализируются акустические компоненты речи;
• преодолевается речевой негативизм, т.к. формируется мотивация к речевой коммуникации;
• ускоряется процесс автоматизации звуков в спонтанной речи;
• повышается уровень развития лексико-грамматического строя речи;
• появляются значительные возможности в развитии высших психических функций: схематизации, символизации мышления; формирования планирующей функции мышления и речи;
• осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память;
• развиваются такие коммуникативные компетенции как сотрудничество, высказывание своих суждений и т.д.;
• развивается мелкая моторика рук;
• совершенствуется познавательная и творческая активность детей, любознательность, воображение, образное мышление.
На наших логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации.
У детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения речи различного уровня, выявляется недостаточное понимание и различение грамматических форм; затруднения, а иногда и невозможность связно, последовательно, логично передать содержание текста; недостаточность объема словаря; вербальные замены; при осложненном варианте общего недоразвития речи имеют место определенные сложности при автоматизации поставленных звуков. Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи - трудоемкий процесс. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у учеников коррекционной школы интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность.
Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда помогает решать следующие задачи:
Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.
Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики.
Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Таким образом, мой опыт доказывает, что использование интерактивной доски на логопедических занятиях, имеет преимущества, являясь наиболее мощным средством мотивации и развития ребенка, способным быстро реализовывать коррекционные задачи и создавать наилучшие условия для приобретения детьми собственного опыта и навыков.
Литература
- Кадочникова Н.К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях // Логопед, №1, 2012.
- Пышненко А.Э. Использование интерактивной доски “Smart Board” при организации и проведении письменных проверочных работ на логопедических занятиях с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.
- Резцова М.М Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
- Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г. - http://nsportal.ru/node/89365
Навдаева Т.И.,
учитель-логопед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логопедических игр в работе учителя-логопеда школы VIII вида в процессе коррекции нарушений чтения.
Формирование познавательного интереса очень важно не только для оформление программы по всем предметам, в том числе и программы логопедической коррекции, но и для повышения учебной мотивации. При нали...
«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»
Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...
Доклад «Использование интерактивной доски на занятиях"
Доклад "Использование интерактивной доски на занятиях". В докладе содержится материал, применяемый на занятиях в коррекционном классе....
Использование авторских интерактивных игр в работе учителя-логопеда на разных этапах автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.
Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.Автоматизация звука – это выработка ...
Использование интерактивной песочницы в работе учителя-логопеда
Интерактивная песочница для ребёнка это интересная увлекательная игра, для педагога большие возможности мотивации познавательной деятельности детей....
- Мне нравится (1)