Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью
материал

Мелкая моторика-совокупность координированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании с зрительной системой и выполнении мелких и точных движений кистей и пальцев рук и ног

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад18.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ Республики Марий Эл «Октябрьский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ДОКЛАД

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Подготовила педагог-психолог

Манина Елена Петровна

п. Октябрьский

2022г.

Цель: развитие двигательных и познавательных способностей.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Всем известно, какие трудности испытывают дети с нарушением интеллекта, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, уверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребёнка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук и крупные движения тела, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка.

У детей с умственной отсталостью долго не выделяется ведущая рука, нет согласованности в действии обеих рук. Нарушение моторики руки мешает движения точности силы и координированности. Большинство детей с интеллектуальной недостаточностью действуют хаотично при обследовании предметов, не умеют работать 2-мя руками одновременно. Например, при работе с бумагой, пластилином. У ребенка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления этого требуется проведение целенаправленной коррекционно- педагогической работы.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений. Так же существуют различные виды упражнений по формированию мелкой моторики.

  1. Кинезиологические упражнения.

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы чтения и письма.

1. «Кулак-ребро-ладонь»

Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе.

2. «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. «Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук.

4. «Дом-ежик-замок»

Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить. Затем, поставить ладони под углом друг к другу; расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки. Затем, ладони прижать друг к другу; пальцы переплести.

5. «Лягушка»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак. Другая – на плоскости стола (ладошка). Задание – одновременно и разнонаправленно изменять положение рук.

  1. Упражнения с карандашом.

Исходное положение – захватить карандаш щепотью снизу. Перебирая пальцами, подняться вверх до конца карандаша, а потом, медленно перебирая пальцами, опуститься вниз (3-4 раза).

  1. Исходное положение - захватить карандаш щепотью посередине. 1- повернуть его вправо; 2- повернуть влево; 3- вправо; 4- влево (3-4 раза).
  1. Исходное положение – карандаш зажать между указательным и средним пальцами посередине. 1-8 -- покрутить карандашом вправо-влево. Аналогично выполнять движения, держа карандаш между большим и указательным пальцами, между указательным и средним, между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем (по 6-8 покачиваний каждой парой пальцев).
  1. Исходное положение – карандаш в кулаке, рука вытянута вперед. 1-4 – повороты кисти руки влево-вправо (8-10 раз).
  1. Исходное положение – карандаш между ладонями. 1-20 –покрутить карандаш между ладонями (в вертикальном и горизонтальном положениях) (повторить 3-4 раза).
  1. Исходное положение - левая рука вытянута вперед, карандаш в правой руке, захват щепотью посередине. 1-10 – выполнять касания карандашом по руке, продвигаясь снизу- вверх (от ладони к плечу), а затем медленно опускаться вниз (от плеча к кончикам пальцев) (3-4раза).
  1. Исходное положение – карандаш в правой руке внизу. 1- легко коснуться карандашом кончика носа; 2- руку опустить (2-3 раза).
  1. Исходное положение – карандаш в правой руке внизу. По команде взрослого легко касаться кончикам карандаша: 1- правого уха, 2- левого уха (по 3-4 раза со сменой задания.
  1.  Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

4. Пальчиковые игры

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории.

“Паучок”

Паучок ходил по ветке,                     (Руки скрещены, пальцы каждой руки “бегут”
А за ним ходили детки.                      По предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил ,             (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие
Паучков на землю смыл.                    Движения; хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,                  (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять,                          пальцы растопырены, качаем руками.)
А за ним ползут все детки,                 (Действия аналогичны первоначальным.)
Чтобы погулять по ветке.                   (“Паучки” ползают по голове.)

«Гусь»

- Где ладошки? Тут?                             (Спрятать руки за спинную)

- Тут!                                                      (Протянуть руки вперед ладонями вверх.)

- На ладошках пруд?

- Пруд!

- Палец большой – это гусь молодой. .(Поочередно загибать пальцы обеих рук.)

Указательный поймал,

Средний гуся ощипал,

Этот палец печь топил.

Этот палец суп варил.

Полетел гусь в рот,,                           (Разжать кулаки, поднять руки вверх, встряхнуть кистями

А оттуда - в живот!

Вот!                                                     Хлопнуть в ладоши.)

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,                           (Движения прямыми кистями вниз-вверх.

Мы морковку трем,                            Движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,                            Движения пальцев, имитирующие посыпку солью.

Мы капусту жмем.                             Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)

«Замок».
На двери висит замок,                        (пальцы ритмично соединяются в замок

Кто его открыть бы смог?                     несколько раз.)

Потянули, потянули                              (Руки тянутся в разные стороны)

Покрутили, покружили                        (покрутить сцепленными пальцами),

Постучали, постучали,                      (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)

И открыли!                                          (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

« Алые цветки»

Наши алые цветки                                (Ладони соединены в форме тюльпана.

Распускают лепестки.                          Пальцы медленно раскрываются. Плавно

Ветерок чуть дышит,                            покачиваются, затем они медленно

Лепестки колышет.                             закрываются. Кисти рук покачиваются.)

Наши алые цветки                                 Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,                                      Головками качают.

5.Работа с мелкими предметами:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- шнурование ботинок;

- шнуровка на специальных рамках;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- сортировка мозаики по ячейкам;

- игры с конструкторами;

- перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

6.Упражнения из практической жизни для развития общей и тонкой моторики.

7.Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

В итоге, от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с умственной отсталостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...

Методическое пособие: «Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью»

У детей с умственной отсталостью значительно отстает развитие мелкой моторики рук. Считаю необходимым ориентировать родителей детей на развитие мелкой моторики в домашних условиях, взаимодействовать с...

Коррекционная деятельность по развитию психических функций в процессе развития мелкой моторики у незрячих детей с глубоким нарушением интеллекта

Рабочая программа по развитию мелкой моторики( VIII вид)1 класс (34 часа)1 час в неделю.Ориентировка в собственном теле. Голова, туловище, руки, ноги (на себе, на товарище, стоящем перед собой). Части...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках адаптивной физической культуры

В настоящее время процент детей с задержкой психического развития растет, а данная патология предполагает последующее выравнивание или незначительное отставание. Необходимо большее внимание уделять да...

Презентация "Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью посредством техники Бисероплетения"

Развитие мелкой моторики детей с умственной отсталостью – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овлад...

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с умственной отсталостью, ТМНР и НОДА»

У детей с умственной отсталостью, ТМНР и НОДА значительно отстает развитие мелкой моторики рук. Считаю необходимым ориентировать родителей детей на развитие мелкой моторики в домашних услов...