Консультация для педагогов "Логопедические игры с математической составляющей"
консультация
Презентация опыта по интеграции области "Познание" в область "Речевое развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rechevye_igry_s_matematicheskim_soderzhaniem.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОБУ «Детский сад № 8 «Ручеёк» г. Дальнегорска
Консультация для педагогов ДОУ
«Логопедические игры с математической составляющей»
Автор: Долгобородова Е.В.
учитель-логопед, высшая квалификационная категория
Дальнегорск
январь, 2021 г.
Образовательная область «Коммуникация» прослеживается практически во всех образовательных областях, в том числе и в познании. В ходе интеллектуального развития детей и развития у них познавательных интересов при интеграции с образовательной областью «Познание» у дошкольников формируется понимание лексико-грамматических категорий (изменение различных частей речи по родам, числам, падежам, их согласование, пространственное значение предлогов, некоторые способы словообразования). Развиваются и закрепляются навыки их практического употребления, понимание разных видов синтаксических конструкций.
В рамках образовательной области «Познание» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.
- Программа «Детство» по разделу "Первые шаги в математику" включает пять разделов: "Свойства", "Отношения", "Числа", "Сохранение", "Алгоритм".
- Цель- развитие познавательных и творческих способностей детей
Содержание классическое: доматематические виды деятельности (сравнение, уравнивание, комплектование), математические виды деятельности (счет, измерение, вычисление) и плюс элементы логики и математики
Ни для кого не секрет, что через игру познается окружающий мир, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются их личностные качества. По мнению российских ученых, у детей, мало играющих, не формируются произвольность и осознанность поведения, независимость, ответственность, самоконтроль, самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, коммуникабельность, а в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы все выше обозначенное заложено в интегративных качествах, которые должны быть сформированы на выходе ребенка из детского сада.
Народная мудрость издала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения. В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Дидактические игры с математическим содержанием в работе с детьми с ОНР направлены на решение задач по накоплению и активации словаря, отработки лексико-грамматических категорий, коррекции звукопроизношения, развитие чувства ритма и выразительности речи, совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, устранения недостатков слоговой структуры речи, обучению связной речи, развитие психических процессов.
Дидактические игры и пособия с математическим содержанием используемые мною в коррекционно-логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи.
Дидактические игры объединенные одним содержанием, где решаются задачи согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже, обогащение речи существительными и прилагательными.
Дидактическая игра: Посчитай
(Закрепление счета в пределах пяти, словоизменение существительных и прилагательных)
Дидактическая игра: Волшебники.
(Закрепление знания о цветах и их оттенках, образование прилагательных сравнительной, превосходной степени)
Дидактическая игра: Варежки, перчатки.
(Развитие орентировки в пространстве, автоматизация поставленных звуков)
Дидактическая игра: Кто где?
(Развитие орентировки в пространстве, закрепление предлогов)
Дидактическая игра: Скажи красиво.(по А.З. Заку)
(Развитие мышления, закрепление геометрических фигур, автоматизация звуков в предложении)
Игры способствуют обогащению словаря совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи.
Активность детей, направленная на познание, реализовывается через систему по развитию у ребенка логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и материалов развивающего характера: блокам Дьенеша. Играя в логико-математические игры дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам; уметь находить сходство и различие; они выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.
Дидактическая игра: Игра с двумя обручами.
(Развитие фонематического слуха, мыслительные операции)
В каждой, даже самой простой игре есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Чтобы правило выделилось в сознании ребенка и действительно регулировало его поведение, оно должно быть не только усвоено им и не механически выполняться, но приобрести определенную привлекательность, значимость.
Рассмотрим как происходит процесс освоения правил в игре. Первоначально дети включаются в игру чисто эмоционально и непосредственно (см. Рис. 4). Их привлекают возможность общения со взрослым и с другими детьми, игровой материал. Здесь бесполезно предварительно объяснить малышу, что, как и когда ему нужно делать. Правило действия на этом этапе существует для него лишь как скрытая форма – он его как бы не замечает. Однако если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на то, что и когда следует делать, поддерживает его правильные действия, малыш все более подстраивает свое поведение к требуемым действиям. Это подготавливает следующий этап – открытий, или осознания правила.
Осознание правила наиболее ярко проявляется в замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в случае его нарушения. Однако способность соблюдать правило на этом этапе еще неустойчива и требует дополнительной поддержки со стороны взрослого. Без его активного участия игра сразу распадается и дети «забывают» все ее правила. Такая поддержка предполагает постоянное и непосредственное участи взрослого в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль за соблюдением правил, одобрение правильных действий. Длительность же этапа усвоения правила зависит от его сложности и доступности в каждом конкретном случае. И только тогда когда дети начинают самостоятельно играть по правилам, показанным взрослым, и при этом сами следят за соблюдением правил, можно говорить о том, что они уже овладели правилом действия и способны контролировать свое поведение независимо от взрослого.
В многочисленных психологических исследованиях доказано, что формирование у детей навыков и привычек организованного поведения, умение действовать по инструкции, способности без посторонней помощи взаимодействовать со сверстниками развиваются в играх «на удачу» - настольная игра «гусек» (или («ходилки», как мы их называем).
Дидактическая игра: Соревнования Смешариков.
(Формировать навыки фонематического анализа и синтеза. Развитие психических процессов: долговременная память, внимание, самоконтроль, взаимоконтроль, мыслительные операции: аналогия, логика. Закрепить знание чисел и цифр от 1 до 6., счет в пределах 6. Учить детей соблюдать правила во время игры.)
Проводя занятия в интересной, увлекательной форме, воспитатель, с одной стороны, способствует формированию необходимых представлений, с другой – воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес, в-третьих – дети с общим недоразвитием речи усваивают достаточно трудные грамматические понятия о согласовании существительного с числительным, падежные окончания.
Список использованной литературы
1. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова – СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011
2. Гриченко И.С. Игра в теории,обучении, воспитании и коррекционной работе, 2002
- Смирнова Е.О. Во что играют наши дети?, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играем пальчиками и развиваем речь"
В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Простые движения рук поммогают убрать на...
Консультация для родителей "Игра в речевом развитии детей".
Консультация для родителей "Игра в речевом развитии детей" с детьми 6-7 лет....
Консультация для родителей "Игры на кухне"
В этой статье рассказывается о том как кухня может стать местом для игр, развивающих такие важные процессы как память, внимание мышление....
Консультация для родителей "Играем дома"
Я предлагаю несколько вариантов игр для дома , в которые дети будут играть с большим удовольствием!...
Сценарий математической игры «Поле математических чудес».
Представлен сценарий математической игры «Поле математических чудес» для разновосрастной группы 12-14 лет....
«Ролевые игры как важнейшая составляющая коммуникативного метода преподавания английского языка в средней образовательной школе»
Настоящая статья посвящена анализу возможности применения ролевых игр и учебных материалов в системе среднего специального образования независимо от специфики конкретного образовательного учреждения....
Игра Остров Квизариума март 2022 - интеллектуальная игра по математической грамотности среди 9 классов
Игра Остров Квизариума март 2022 - математическая грамотность среди 9 класса...