Артикуляционная гимнастика
учебно-методический материал

Ахмерова Лия

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. 

Артикуляционные упражнения для детей 3-7 лет способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные полноценные движения артикуляционных органов, улучшают дикцию, поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

❖Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.Каждое упражнение следует выполнять по 5-10 раз. Старатесь заниматься ежедневно по 5-7 минут.

❖Артикуляционную гимнастику нужно выполнять перед зеркалом, вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему.

❖Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

❖ В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Артикуляционная гимнастика для дошкольников Учителя-логопеды: Калинкина Ю.Ю. Ахмерова Л.Ф.

Слайд 2

Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, нёбо. Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата , формируют правильные полноценные движения артикуляционных органов, улучшают дикцию. Поэтому артикуляционная гимнастика необходима для формирования правильного произношения. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 3

РЕКОМЕНДАЦИИ: Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись . Каждое упражнение следует выполнять по 5-10 раз. Старайтесь заниматься ежедневно по 5-7 минут. Артикуляционную гимнастику нужно выполнять перед зеркалом , вначале хорошо выполнять упражнения перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. В дальнейшем можно обходиться и без зеркала. Но не забывайте, что ребенок овладевает речевыми навыками, подражая взрослым. Поэтому почаще показывайте ребенку, как делать то или иное движение, приучайте его смотреть на взрослого и подражать ему. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Слайд 6

«ЛОПАТКА» Улыбнуться, открыть рот . Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в спокойном состоянии на счёт до пяти. Нижнюю губу не подгибать.

Слайд 8

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Слайд 9

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Слайд 10

«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Слайд 11

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Слайд 12

«СДУЙ ЯЗЫКОМ ВАТКУ С НОСА» Положить на кончик носа кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно плотно прижать к верхней губе. Плавно и длительно дуть на кончик сдувая кончик языка, сдувая ватку с носа.

Слайд 13

«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Слайд 14

«ЛОШАДКА » Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем быстрее (50-100 щелчков подряд).

Слайд 15

« ГРИБОК » Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

Слайд 16

«ДЯТЕЛ» Губы в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна. Произносим: « Ды-ды-ды ». При выполнении упражнения стучим языком за верхними зубами по твердому нёбу. Упражнение модно делать с ударением на последний слог. Часто ребенок делают ошибки, двигая нижней челюстью или делает упражнение без напряжения. Нужно следить, чтобы при выполнении упражнения все было напряжено. Вся энергия сосредоточена на кончике языка

Слайд 17

Улыбнуться, открыть рот. Стучать твёрдым кончиком языка в дёсны верхних зубов, произнося «д-д-д-д-д». Повторить 6-8 раз.

Слайд 18

«ПАРОХОД ГУДИТ» Широко улыбнуться, прикусить кончик языка передними зубами. Удерживая такое положение, длительно и громко «гудеть» в течение 10 секунд. Должен послышаться длительный звук ЛЛЛЛЛ. Повторить 5 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для артикуляционной гимнастики

Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...

Артикуляционная гимнастика с опорными картинками

Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....

Презентация "Артикуляционная гимнастика"

Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционая гимнастика для дошкольников и младших школьников с элементами глобальногочтения...

Как проводить артикуляционную гимнастику.

Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнени...

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.

В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...