Артикуляционная гимнастика
консультация
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика для коррекции звукопроизношения.
Упражнения для формирования общей артикуляционной моторики.
Упражнения для лицевых мышц
« Улыбачка, заборчик » - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
« окошечко » - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
«хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
«бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
«воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
Упражнения для мышц языка
«лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
«наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
«иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
«часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
«вкусное варенье» - рот открыть, круговыми движениями языка облизать губы по часовой стрелке 3-4 раза и против часовой стрелки 3-4 раза.
«змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
«футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ Л, Ль
1. « Улыбочка, заборчик » - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. « Окошечко» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
9. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.
10. «вкусное варенье» - рот открыть, облизать губы круговыми движениями языка 3-4 раза вправо, 3-4 раза влево.
11. «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
12. «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
13. «качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
14. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
15. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ Р, Рь
1. «улыбочка, заборчик » - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 3-7 сек.
9. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз
10. . «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
11. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.
12. «лошадка» -губы в «улыбке», рот приоткрыт, присасывать язык к небу, щелкать языком10-12 сек., стараться не двигать нижней челюстью.
13. «грибок» - губы в «улыбке», присосать язык к небу, сильно оттянуть нижнюю челюсть, язык не должен отрываться от неба, удерживать 3-10 сек.
14. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.
15. «барабанщик» - зубы сомкнуты, губы в «улыбке», на сильном выдохе произносить д-д-д-д-д-д…… 10 сек.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
1. «Улыбочка,заборчик» - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «трубочка» - из «лопаточки» округлив губы, загнуть боковые края языка вверх, подуть в получившуюся трубочку 3-10 сек.
9. «горка» - рот открыт, губы в «улыбке», кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка выдвинуть вперед и прижать верхними зубами, удерживать 5-7 сек.
10. «почистить нижние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне нижних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и нижней губой 5-7 раз.
11. «иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его сделать узким 5-7 сек.
12. «часики» - сделать «иголочку», двигать языком влево-вправо в темпе маятника 10-12 раз.
13.«качели» - сделать «иголочку», двигать языком вверх-вниз в темпе маятника 10-12 раз.
14. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.
15. «змейка» - сделать «иголочку», язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта 5-7 раз.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
1. « Улыбочка, заборчик » - зубы сомкнуть, растянуть губы как можно шире к ушам. «Рот до ушей, хоть завязочки пришей», удерживать 5-7 сек.
2. «Большой калач» - рот широко открыт, губы округлить, как для звука О 5-7 сек.
3. «хоботок» - зубы сомкнуты, тянуть губы как можно дальше вперед 5-7 сек.
4. «бублик» - зубы сомкнуты, губы округлить, удерживать 5-7 сек.
5. «воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
6. «лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на расслабленную нижнюю губу. Следить, чтобы губа не напрягалась и не подворачивалась, а язык не дрожал. Если язык дрожит, то выполнить упражнение
7. «наказать непослушный язычок» - постучать верхней губой по языку: пя-пя-пя.
8. «футбол» - рот закрыт, упирать язык попеременно в правую и в левую щеку по 3 сек
9. «почистить верхние зубы» - рот открыть, проводить языком по внутренней стороне верхних зубов влево-вправо 5-7 раз, проводить языком между зубами и верхней губой 5-7 раз.
10. «чашечка» - рот широко открыть, из «лопаточки» поднять боковые края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 3-7 сек.
11. «маляр» - рот открыть, проводить языком по небу вперед-назад 7-9 раз
12. «индюк» - рот приоткрыт, губы в «улыбке», двигать языком вперед-назад, задевая за верхние зубы.
13. «вкусное варенье» - рот открыть, плоским языком облизывать верхнюю губу сверху вниз 5 – 7 раз.
14. «кобра» - сделать «чашечку» и убрать ее за верхние зубы, рот при этом остается широко открытым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для артикуляционной гимнастики
Для повышения мотивации при выполнении артикуляционной гимнастики можно использовать следующую презентацию. Использованы картинки - символы для выполнения упржнений для верхнего подЪема языка...
Артикуляционная гимнастика с опорными картинками
Классические комплексы артикуляционной гимнастики с картинками, которые являются опорным планом для детей, ориентиром в последовательности упражнений....
Презентация "Артикуляционная гимнастика"
Презентация предназначена для подготовки артикуляционного аппарата ребенка. Может быть использована для улучшения звукопроизношения. Презентация является наглядным пособием к открытому занятию "Бурати...
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционая гимнастика для дошкольников и младших школьников с элементами глобальногочтения...
Как проводить артикуляционную гимнастику.
Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнени...
Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики
От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...
Презентация. Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей.
В презентации представлены основные отличия в работе логопеда и воспитателя. Описана работа логопеда ДОУ по формированию правильного звукопроизношения. Предлагаются комплексы артикуляционной гимнастик...