Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка"
статья
Коррекционная педагогика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка" | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках русского языка
1) при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point )
2) закрепление изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы) (электронные пособия: «1С:Репетитор», «Фраза»);
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы) (электронные пособия: «1С:Репетитор», «Фраза», «Семейный наставник»);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы: «Репетитор», энциклопедии, словари).
При изучении темы «Чередование гласных в корне слова» я использую материал учебника. С целью углубления знаний по этой теме провожу работу с программой «1С: Репетитор», где учащиеся знакомятся с такими чередующимися корнями, как клан-клон, плав - плов, зар-зор и другие. В учебнике о правописании этих корней не сказано. Таким образом, ИКТ способствуют углублённому изучению отдельных разделов науки о языке.
Для первичного закрепления коллективно выполняем задания тренажёра «Фраза», сначала простые, а затем более сложные. Далее продолжаем традиционную работу с учебником.
На уроке обобщения изученного материала использую презентацию «Правописание гласных в корне слова», а на этапе итогового контроля знаний, умений и навыков использую программу-тренажёр «Фраза». Все ученики одновременно (если есть такая возможность) выполняют контрольный тест, который занимает 5 минут. И тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно. Такие тесты представляют собой четкое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа. Для учителя тест служит средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и дистанционного.
Школьники с удовольствием отвечают на вопросы, ученик сам задает темп работы, сразу же получая за нее оценку. Можно воспользоваться подсказкой, посмотреть количество допущенных ошибок. Это дает возможность проанализировать, насколько глубоко усвоен данный материал. В случае неудовлетворительного результата школьник может вернуться к тестированию после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря этому дети приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.
Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить к каждому ребёнку.
Ребёнок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно. Кроме этого, происходит открытая объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка, он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и количество своих знаний.
Ещё К.Д.Ушинский отметил, что «знания будут тем прочнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются».
Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании. То, что ученик видит на большом экране, надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.
Используются следующие формы работы с интерактивной доской:
- работа с текстом и изображениями;
- создание заметок с помощью электронных чернил;
- коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;
- коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ «1С: Репетитор. Русский язык», «Фраза».
- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами
Согласно мнению родителей и моему наблюдению, у учащихся сокращается время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ученик лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память обучающихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. Это немаловажный фактор в оздоровлении детей.
Работая с тестами, обучающиеся могут:
- Подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку;
- Психологически подготовиться к процедуре тестирования;
- На основе тестирования выявить пробелы в знаниях по предмету.
Не всегда можно подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, поэтому возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы. Для того чтобы разнообразить и облегчить подготовку к экзамену, я использую опорные схемы, таблицы, алгоритмы действий и памятки (их можно применять в работе на компьютере, для индивидуальной работы на ноутбуке, при использовании интерактивной доски или широкоформатного экрана). Разработаны тестовые задания и упражнения на отработку каждого задания в отдельности. Исходя из опыта работы, особое внимание обращаю на трудные случаи выполнения отдельных заданий. Этот же материал используется на этапе изучения нового и подготовки к выпускным экзаменам. Подготовка к тестированию требует особого подхода. Прежде всего постепенное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов.
7. Варианты применения ИКТ
На уроках русского языка использую следующие варианты применения ИКТ:
- Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний школьников и использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного (например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку «Фраза»).
- Электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабженные гиперссылками, анимацией, интерактивными заданиями, мультимедийными эффектами.
- Создание слайдов с текстовым изображением. Используя представленные на дисках словари и энциклопедии, (например: «В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка», «Т.Ф.Ефремова. Новый словарь русского языка», «1С: Репетитор»), дети создают слайды по следующим разделам:
словарно-орфографическая работа;
работа с литературоведческой статьей;
изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).
- Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания ученика на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ребята в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У школьника, таким образом, формируются учебно-информационные умения и навыки.
8. Итоги использования компьютерных технологий таковы:
- повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности детей на уроке);
- осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
- расширение объема предъявляемой учебной информации;
- улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
- повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;
- включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;
- повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;
- включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
На урочных и внеурочных занятиях по русскому языку и литературе компьютер выполняет самые различные функции:
- источника учебной информации;
- наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации;
- тренажера;
- средства диагностики и контроля;
- текстового редактора.
Вместе с тем уроки с использованием компьютера провожу наряду с обычными занятиями. Компьютерная поддержка должна быть одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
9. Преимущества ИКТ в образовательном процессе:
- позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
- способствуют совершенствованию практических умений и навыков школьников;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка;
- активизируют познавательную деятельность обучающихся; развивают их творческий потенциал; делают урок современным.
- увеличивается эффективность восприятия информации за счёт наглядности;
- разнообразие видов деятельности на уроке.
- появляется возможность создавать и хранить собственные презентации, дидактические материалы на электронных носителях, многократно повторять, осуществлять пошаговую демонстрацию, использовать Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...