Презентация "Нарушение речи"
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявлятся в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.
Брадилалия
Брадилалия - это патологически замедленный темп речи. Замедленность речи обусловлена затруднениями артикуляции вследствие поражения бледного шара и черного вещества головного мозга или мозжечка.
Выделяют так называемую мозжечковую брадилалию , обусловленную поражением мозжечка и его путей, которая нередко сочетается с другими нарушениями речи, например со скандированной или неправильно модулированной речью.
Брадилалия может отмечаться при общей психической заторможенности, деменции, психо-органическом синдроме. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства речи определяются как патологические.
Выделяют наследственную природу, экзогенные факторы (интоксикация), психологические причины (воспитание). Брадилалия может быть как самостоятельное нарушение темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, при органических заболеваниях центральной нервной системы, опухолях головного мозга. Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых.
Речевая характеристика брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса. Голос теряет модуляцию. Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые.
Симптомами брадилалии являются: замедленность темпа внешней и внутренней речи; замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии); монотонность голоса; удлинение пауз между словами; растянутое произношение звуков.
При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и речи. Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.
Основные упражнения: 1. Произношение речевого материала различной сложности, чтение. 2. Занятия по логопедической ритмике. 3. Упражнения, активизирующие внимание.
Рекомендуемые упражнения 1. Счет в быстром темпе. В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100. Как вариант задания: посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.), - посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа), - посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).
2. Произнесение слогов со стечением согласных. - Четко произносить слоги, например: фра-вра фро-вро пру-бру пры-бры 3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Например: мак - рак - бак.
Тахилолия - излишне ускоренная речь.
Дислалия
Дислалия – нарушение звукопроизношения. Неразборчивость речи, обусловленная нечеткой артикуляцией одного или группы звуков. Сложные звуки: р, рь, л, ль, ш, ж, с, сь.
Особенностью нарушения речи при дислалии является то, что неправильное произношение не оказывает значительного влияния на остальные стороны речи - словарный запас, грамматический строй речи, умение правильно выстраивать предложения.
Однако подчас вместе с неправильным произношением у ребенка формируется и неправильное восприятие звуков речи, что приводит, к трудности звукового анализа, необходимого для овладения навыками грамотной речи, чтения и письма.
В теории и практике данного вопроса принято различать сложную и простую дислалии.
Простая дислалия - это нарушение одного звука, какой-либо одной группы звуков, например, свистящих [С, Сь, З, Зь, Ц] или шипящих [Ш, Ж, Щ] или звуков [Р, Л].
Сложная дислалия - это неправильное произнесение нескольких групп звуков, а ряд звуков может неверно оглушаться или озвончаться (вместо правильного суП, малыш произносит суБ и т.д.).
Очень важным представляется и то, что зачастую вместе с неправильно произносимыми звуками речи дети и воспринимают их искаженно, не различая в устной речи сходные звуки, а в дальнейшем и буквы при письме (вместо каШка, слышат каСка, Дочка - Точка и др.)
Но даже при выявлении у ребенка сложной дислалии не стоит отчаиваться. При оказании своевременной и квалифицированной помощи, у подавляющего большинства детей дислалия проходит бесследно!!!
Ринолалия
Ринолалия - гнусавая речь,обусловленна дефектом носоглотки.
Ринолалия - вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств мягкого нёба.
Гнусавость — изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. Здесь различают два варианта Г.
Г закрытая , наступающая в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки. Этот дефект соответствует логопедическим понятиям ринофония/палатофония.
Г открытая , характеризующаяся тем, что во время произнесения всех звуков речи воздух проходит не только через рот, но и через нос.
Различают открытую, закрытую и смешанную Р
Р закрытая - расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса.
Причинами являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора, в связи с чем выделяют органическую и функциональную Р закрытую.
Р закрытая образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем; при этом фонемы [м], [н], [н’] звучат как [б], [д], [д’]; одним из внешних признаков является постоянно открытый рот.
Р закрытая задняя - нарушение звукопроизношения, являющееся следствием аденоидных разращений, закрывающих: а)верхний край хоан, б)половину или одну из них, в)обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью.
Р закрытая передняя -нарушение звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением носовой перегородки, полипами в носу, сильным насморком и др.
Р открытая - патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого нёба, параличи и парезы мягкого нёба) или при механических дефектах твердого и мягкого нёба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.
Р смешанная - состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор; на произношении это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при ринолалии открытой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»
Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи на уроках русского языка как средство формирования...
Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)
Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Текст. Различные сферы употребления устной публичной речи. Культура речи. Критерии культуры речи.
Лекция по разделу "Развитию речи"...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...
Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...