Специфика организации уроков физической культуры для детей – инвалидов и детей с ОВЗ в рамках работы общеобразовательной школы.
статья

Наличие в классе ребенка с ОВЗ влияет на построение структуры урока физической культуры. Длительность подготовительной части урока небольшая (5-8 минут) и может включать в себя как ранее разученные «тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, коррекцию, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений.

  В основной части урока необходимо выделить образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объѐма учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 минут до 10-12 минут. В свою очередь, двигательный компонент – представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотносится с поставленными педагогическими задачами.

Продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.

Эффективнеыми показали себя такие подходы:

Использование дифференцированного обучения с целью большей индивидуализации обучения, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, это: 

  • введение специальных разделов в рабочую программу для детей с ОВЗ, отсутствующих в образовательных программах нормально развивающихся школьников; 
  • систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний (если таковые имеются); (слабовидящие (Приложение 1),слабослышащие ( дети с задержкой психического развития (Приложение 3), дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (Приложение 4), с искривлением позвоночника .

Готовясь к урокам, для этих детей готовлю индивидуальные карточки – задания.  При подготовке спортивных состязаний для них комбинирую варианты заданий, которые они отрабатывают в рамках занятий по внеурочной деятельности. 

Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный. 

Использование разнообразных средств, для предотвращения утомления: 

  • чередование двигательной и практической деятельности,
  • выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами,  
  • использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности для активизации обучающихся. 
  • физические упражнения;
  • корригирующие упражнения;
  • коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
  • материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; нетрадиционное оборудование.

Повышение уровня активности. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Это необходимое условие успешности процесса обучения школьников с ОВЗ на уроках физкультуры. 

Использование специальных методов (наглядных (иллюстрация, демонстрация), практических (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля), приѐмов и средств обучения, способствующих познавательной деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки на уроках физкультуры, способствующих раскрытию и развитию потенциала ребенка, в том числе специализированные компьютерные технологии. 

Специфические методы.

  1. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:                                                     
    • наличие твѐрдо предписанной программы движений техника, порядок 

повторений, изменения и связи друг с другом;                                                        

  • точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнений, а так же нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;               
  • создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребѐнка распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажѐров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за еѐ воздействием и т.д.

Этот метод направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных  умений и навыков, развитие психофизических качеств.

  1. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребѐнок передвигается по заданному кругу, выполняя определѐнные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода-достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.                                                                    

При использовании этого метода нужно:       

  • начинать с нагрузки не более 20-30% от максимальных возможностей каждого ребѐнка;                                  
  • оптимальное          количество          упражнений        6-8    подбираются      в соответствии с индивидуальными возможностями ребѐнка;  постепенно повышать скорость преодоления кругов. 

Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке: 

  1. Воздействие на разные группы мышц  или системы жизнедеятельности организма и выполнение этих упражнения на каждом из снарядов, расположенных в        определѐнной     последовательности.            
  2. Подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки.                                        
  3. Использование упражнений с различными предметами.
  1. Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать следующее:                
    • тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий, можно повысить количество упражнений или интенсивность выполнения.                                                                                               
    • Повышать темп выполнения упражнений с учѐтом индивидуальных

способностей ребѐнка до максимального.                                                                

  • Соблюдать интервалы отдыха после выполнения упражнений.
  1. Игровой метод отражает методические особенности игры и игр. Упражнений, которые широко используются в физическом воспитании .Он близок к ведущей деятельности ребѐнка, даѐт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и не сюжетные,  а так же спортивные игры. Метод даѐт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, моральноволевые качества, формируют поведение ребѐнка. 
  2. Соревновательный метод. Способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Широко используются общедидактические  методы :наглядный, вербальный, практический.
  3. Наглядные методы формируют представления в движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.                                                    
  4. Вербальные активизируют сознание ребѐнка, способствуют осмыслению задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.                                                                                                                         
  5. Практические обеспечивают проверку двигательных действий ребѐнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы строго регламентированы.

К специфическим принципам работы по адаптированной рабочей программе относятся: 

  • Создание мотивации 
  • Согласованность активной работы и отдыха 
  • Непрерывность процесса 
  • Необходимость поощрения  Социальная направленность занятий
  • Активизации нарушенных функций 
  • Сотрудничество с родителями 
  • Воспитательная работа

Опираясь на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии, применяю такие эффективные приемы, как:  

  • игровые ситуации
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими  
  • психогимнастика и релаксация,

          Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:

  • не лишать ребѐнка возможности заботиться о себе самом;
  • поощрять любые проявления его инициативы,
  • отмечать его успехи в физическом развитии;
  • по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребѐнка не создалось впечатления о потере внимания к нему.
  • необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;
  • продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же, чтобы у ребѐнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение, что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.

На уроках или на дополнительных занятиях подхожу индивидуально к каждому ребѐнку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчѐркивая его состояние.

  • даю посильные задания для выполнения;
  • контролируя выполнение домашнего задания;
  • не выделяю среди сверстников;
  • привлекаю во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для помощи в судействе;
  • если состояние здоровья позволяет выполнять то или иное упражнение, принимаю зачѐты по программе, чтобы ребѐнок не чувствовал ущербность от сверстников;

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даѐт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. В данном случае, мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение образовательной программы школьниками с ОВЗ. Конечно, всѐ это должно осуществляется на доступном детям уровне и с помощью учителя. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, я учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, стараюсь не допускать излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то я ставлю задачу, адекватную возможностям каждого ученика.

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, оказание своевременной помощи каждому ребѐнку с отклонением в развитии, формирование уверенности в собственных силах и возможностях. 

Численность детей с проблемами в развитии здоровья увеличивается, так как жѐсткая образовательная система не полностью готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Эти дети становятся обособленными и невольно исключаются из общей системы. Правильно организованное инклюзивное образование поможет предотвратить дискриминацию в отношении таких детей, поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.

Важнейшей частью своей работы считаю регулярные контакты с родителями детей с отклонениями в состоянии здоровья. Эти контакты позволяют расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний, об элементарных навыках в физическом воспитании своих детей. Не всѐ получалось сразу, я стал приглашать родителей на свои занятия; на уроки, на дополнительные занятия, они увидели собственных детей как бы со стороны, почувствовали изъяны в их физической подготовленности, многие родители пошли на контакт. Сейчас все родители приветствуют домашние задания по физической культуре, помогают выполнять правильно упражнения.

Введение инклюзивного образования положительно влияет не только на детей с ОВЗ, но и на детей с нормальным развитием. Из всего выше написанного можно сделать следующие выводы:

Для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить), оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.

Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают "ограниченные возможности", и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.

Помимо данных положительных влияний инклюзивные уроки физической культуры имеют еще ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции.  

Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка-инвалида важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале.  

Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и здоровые дети. Для них эти уроки это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие ребѐнка с ОВЗ как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима.  Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети с ОВЗ учатся толерантному отношению друг к другу.

 Согласно литературным и интернет источникам можно сказать что – инклюзивное образование – это один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Таким образом, в своей работе я подтверждаю что, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика организации уроков физической культуры для детей – инвалидов и детей с ОВЗ в рамках работы общеобразовательной школы.

Наличие в классе ребенка с ОВЗ влияет на построение структуры урока физической культуры. Длительность подготовительной части урока небольшая (5-8 минут) и может включать в себя как ранее разученные «тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, коррекцию, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Главное, чтобы используемые упражнения не характеризовались значительными физическими нагрузками, приводящими к утомлению, не вызывали ярко выраженных эмоциональных напряжений.

  В основной части урока необходимо выделить образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя учебные знания и способы физкультурной деятельности и в зависимости от объѐма учебного материала его продолжительность может составлять от 3-4 минут до 10-12 минут. В свою очередь, двигательный компонент – представлен обучением двигательным действиям и развитием физических качеств, и его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотносится с поставленными педагогическими задачами.

Продолжительность заключительной части урока будет зависеть от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части.

Описание используемых в работе: способов организации урока, средств, методов и приемов

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я применяю такие подходы: 

Использование дифференцированного обучения с целью большей индивидуализации обучения, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, это:  

  • введение специальных разделов в рабочую программу для детей с ОВЗ, отсутствующих в образовательных программах нормально развивающихся школьников;  
  • систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний (если таковые имеются); (слабовидящие (Приложение 1),слабослышащие (Приложение 2), дети с задержкой психического развития (Приложение 3), дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (Приложение 4), с искривлением позвоночника (Приложение 5).

Готовясь к урокам, для этих детей готовлю индивидуальные карточки – задания. (Приложение 6) При подготовке спортивных состязаний для них комбинирую варианты заданий, которые они отрабатывают в рамках занятий по внеурочной деятельности.  

Способы организации детей на занятии – фронтальный, поточный, индивидуальный.  

Использование разнообразных средств, для предотвращения утомления:  

  • чередование двигательной и практической деятельности,
  • выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами,  
  • использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности для активизации обучающихся.  
  • физические упражнения;
  • корригирующие упражнения;
  • коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр;
  • материально-технические средства адаптивной физической культуры: спортивные тренажеры, спортивный инвентарь; нетрадиционное оборудование.

Повышение уровня активности. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Это необходимое условие успешности процесса обучения школьников с ОВЗ на уроках физкультуры.  

Использование специальных методов (наглядных (иллюстрация, демонстрация), практических (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля), приѐмов и средств обучения, способствующих познавательной деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки на уроках физкультуры, способствующих раскрытию и развитию потенциала ребенка, в том числе специализированные компьютерные технологии.  

Специфические методы.

  1. Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:                                                          
  • наличие твѐрдо предписанной программы движений техника, порядок  

повторений, изменения и связи друг с другом;                                                        

  • точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнений, а так же нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками;                
  • создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребѐнка распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажѐров, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль за еѐ воздействием и т.д.

Этот метод направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных  умений и навыков, развитие психофизических качеств.

  1. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребѐнок передвигается по заданному кругу, выполняя определѐнные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода-достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.                                                                    

При использовании этого метода нужно:        

  • начинать с нагрузки не более 20-30% от максимальных возможностей каждого ребѐнка;                                  
  • оптимальное         количество         упражнений         6-8         подбираются         в соответствии с индивидуальными возможностями ребѐнка;  постепенно повышать скорость преодоления кругов.  

Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:  

  1. Воздействие на разные группы мышц  или системы жизнедеятельности организма и выполнение этих упражнения на каждом из снарядов, расположенных         в         определѐнной         последовательности.            
  2. Подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки.                                        
  3. Использование упражнений с различными предметами.
  1. Используя интервальный метод круговой тренировки, необходимо учитывать следующее:                    
  • тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий, можно повысить количество упражнений или интенсивность выполнения.                                                                                                
  • Повышать темп выполнения упражнений с учѐтом индивидуальных

способностей ребѐнка до максимального.                                                                

  • Соблюдать интервалы отдыха после выполнения упражнений.
  1. Игровой метод отражает методические особенности игры и игр. Упражнений, которые широко используются в физическом воспитании .Он близок к ведущей деятельности ребѐнка, даѐт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми широко используются сюжетные и не сюжетные,  а так же спортивные игры. Метод даѐт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, моральноволевые качества, формируют поведение ребѐнка.  
  2. Соревновательный метод. Способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Широко используются общедидактические  методы :наглядный, вербальный, практический.
  3. Наглядные методы формируют представления в движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности.                                                    
  4. Вербальные активизируют сознание ребѐнка, способствуют осмыслению задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях.                                                                                                                          
  5. Практические обеспечивают проверку двигательных действий ребѐнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы строго регламентированы.

К специфическим принципам работы по адаптированной рабочей программе относятся:  

  • Создание мотивации  
  • Согласованность активной работы и отдыха  
  • Непрерывность процесса  
  • Необходимость поощрения  Социальная направленность занятий
  • Активизации нарушенных функций  
  • Сотрудничество с родителями  
  • Воспитательная работа

Опираясь на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии, применяю такие эффективные приемы, как:  

  • игровые ситуации
  • игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими (Приложение 8);  
  • психогимнастика и релаксация,

          Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:

  • не лишать ребѐнка возможности заботиться о себе самом;
  • поощрять любые проявления его инициативы,
  • отмечать его успехи в физическом развитии;
  • по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребѐнка не создалось впечатления о потере внимания к нему.
  • необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;
  • продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же, чтобы у ребѐнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение, что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.

На уроках или на дополнительных занятиях подхожу индивидуально к каждому ребѐнку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчѐркивая его состояние.

  • даю посильные задания для выполнения;
  • контролируя выполнение домашнего задания;
  • не выделяю среди сверстников;
  • привлекаю во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для помощи в судействе;
  • если состояние здоровья позволяет выполнять то или иное упражнение, принимаю зачѐты по программе, чтобы ребѐнок не чувствовал ущербность от сверстников;

Работая с детьми с ОВЗ, считаю, что естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даѐт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. В данном случае, мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение образовательной программы школьниками с ОВЗ. Конечно, всѐ это должно осуществляется на доступном детям уровне и с помощью учителя. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, я учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, стараюсь не допускать излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то я ставлю задачу, адекватную возможностям каждого ученика.

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, оказание своевременной помощи каждому ребѐнку с отклонением в развитии, формирование уверенности в собственных силах и возможностях.  

Численность детей с проблемами в развитии здоровья увеличивается, так как жѐсткая образовательная система не полностью готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Эти дети становятся обособленными и невольно исключаются из общей системы. Правильно организованное инклюзивное образование поможет предотвратить дискриминацию в отношении таких детей, поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.

Важнейшей частью своей работы считаю регулярные контакты с родителями детей с отклонениями в состоянии здоровья. Эти контакты позволяют расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний, об элементарных навыках в физическом воспитании своих детей. Не всѐ получалось сразу, я стал приглашать родителей на свои занятия; на уроки, на дополнительные занятия, они увидели собственных детей как бы со стороны, почувствовали изъяны в их физической подготовленности, многие родители пошли на контакт. Сейчас все родители приветствуют домашние задания по физической культуре, помогают выполнять правильно упражнения.

 

 

Введение инклюзивного образования положительно влияет не только на детей с ОВЗ, но и на детей с нормальным развитием. Из всего выше написанного можно сделать следующие выводы:

Для детей с ОВЗ: участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры во время инклюзивных игровых групп, чем во время игры в неинклюзивных группах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить), оно дает возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет задействовать групповую учебную деятельность.

Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают "ограниченные возможности", и более высокие баллы по шкалам принятия людей с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные группы.

Помимо данных положительных влияний инклюзивные уроки физической культуры имеют еще ряд преимуществ. «Особые» дети получают доступный пример для двигательного подражания; формируется способность к преодолению физических, и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; осознается необходимость своего личного вклада в жизнь общества; появляется желание улучшать свои физические кондиции.  

Принципы инклюзивного образования построены на поддержке, взаимопомощи, равноправии и дружбе. Для ребенка-инвалида важно осознать, что он может общаться на равных со здоровыми, понять, какие качества нужны для общения с другими детьми, снять налет иждивенчества и преодолеть желание самоизоляции, убедиться в собственном физическом потенциале.  

Несомненно, положительный опыт таких уроков выносят и здоровые дети. Для них эти уроки это новые навыки общения и развития эмоциональной сферы, преодоление эгоистических установок или комплекса превосходства. Это восприятие ребѐнка с ОВЗ как равного, проявление чувства ответственности за другого человека, развитие умения соизмерять свои желания с возможностями другого, осознание важности адекватной помощи в ситуации, когда она действительно необходима.  Участвуя совместно в образовательном процессе, здоровые дети и дети с ОВЗ учатся толерантному отношению друг к другу.

 Согласно литературным и интернет источникам можно сказать что – инклюзивное образование – это один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Таким образом, в своей работе я подтверждаю что, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.  

       

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Их необходимо  адапт...

Возможности дистанционного образования детей-инвалидов как одна из форм социализации в условиях общеобразовательной школы

В ближайшем будущем дистанционное образование позволит детяс с ограниченными возможностями здоровья, изолированным от общества, полноценно приобщиться к его ценностям, реализовывать свой творческий по...

Выступление: "Создание условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья МКОУ «Клеменовская школа-интернат» для получения качественного образования".

Одной из главных задач образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья является их социализация. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественны...

Методическая разработка из опыта работы "Организация урока физической культуры с использованием модели смешанного обучения и индивидуально-ориентированного подхода"

Разработка открытого урока с целью знакомства обучающихся 2-3 классов с комплексом ГТО, используя ИКТ-технологии и метод круговой тренировки. Данный урок разработан на основе рабочей программы по физи...