"В стране Знаек"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Смоленска
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от ___ ________ 2019 №__ | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ №1» города Смоленска ___________ Л.П. Мирошкина
приказ от ___ _______ 2019 №_______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В СТРАНЕ ЗНАЕК»
В 1А, 1Б КЛАССАХ
Ващенковой Светланы Николаевны,
учителя-логопеда
первой квалификационной категории
2019/ 2020 учебный год
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «В стране Знаек» для учащихся 1 класса, составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2010 года № 373;
- Примерной программы по внеурочной деятельности, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования;
- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ №1» города Смоленска;
- Положением о рабочих программах МБОУ «СШ №1» города Смоленска;
- Учебного плана МБОУ «СШ №1» города Смоленска.
В учебном плане МБОУ «СШ №1» города Смоленска на изучение внеурочной деятельности «В стране Знаек» в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю).
Основными целями являются:
- Выявление у всех учащихся творческих способностей.
- Развитие у учащихся познавательных, коммуникативных и интеллектуальных интересов на основе системы развивающих заданий.
- Формирование у учащихся логического и творческого мышления.
- Развитие мотивации к познанию и творчеству, способствовать расширению кругозора.
- Создание условий для формирования интеллектуальной активности учащихся.
Основные задачи учебного предмета:
- Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
- Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
- Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
- Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
- Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
- Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
- Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика внеурочной деятельности.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Актуальность программы позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.
Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- понимание каждым учащимся причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль результата, рефлексия соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
- понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- учиться высказывать свое предположение (версию);
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
- учиться овладевать измерительными инструментами.
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем);
- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
- развивать доброжелательность и отзывчивость;
- учиться аргументировать, доказывать.
Предметные результаты:
- сравнивать предметы по заданному свойству;
- устанавливать общие признаки;
- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
- находить истинные и ложные высказывания;
- наделять предметы новыми свойствами;
- переносить свойства с одних предметов на другие;
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в предметах;
- делать умозаключения;
- выделять свойства предметов;
- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- проводить аналогию между разными предметами;
- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ.
Результаты изучения внеурочной деятельности
Учащийся научится:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей, рассуждать;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
- работать в группе, коллективе;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- учитывать мнения других людей, отличные от собственной позиции, и координировать действия в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формы деятельности:
• просмотр мультфильмов;
• конкурсы, викторины;
• беседы;
• наблюдения.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. В целом курс «В стране Знаек» будет способствовать интеллектуально-логическому развитию младших школьников: развитию умений использовать знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического мышления, речевого развития, стремлению использовать полученные знания в повседневной жизни.
Программа включает в себя следующие направления:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
- развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- речевое развитие; формирование учебной мотивации;
- развитие личностной сферы.
ТСО:
- Компьютер;
- Мультимедиапроектор;
- Экран.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Учебно-методический комплект по внеурочной деятельности.
- В.Волина «Веселая грамматика»
- Развивающие игры для младших школьников», Академия развития,2012
- И.Г.Сухин « Литературные викторины для младших школьников». Издательство «Новая школа», 2012 г.
- В.Т. Голубь «Графические диктанты», М. Вако, 2013 г.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2015
- Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов - на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2012.
- Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2012
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «В стране Знаек», 1 класс
(1 час в неделю, всего 33 часа)
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Описание примерного содержания занятия |
1 | Инструктаж по ТБ. Вводное занятие | Правила поведения на занятии. Познакомить учащихся с программой курса | |
2 | Игра «Лабиринт» | Прохождения лабиринтов разной сложности. Лабиринт-кроссворд (чтение высказывания) | |
3 | Дорисуй рисунок | Дорисовать рисунок недостающими элементами. Подобрать цветовую гамму | |
4 | Срисуй по клеточкам | Научить составлять и срисовывать имеющиеся рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге | |
5 | Играем в «ромашку». Три периода осени | Познакомить детей с правилами игры в «ромашку», учить инсценировать короткие диалоги. Участвовать в обсуждении вопросов по теме «Три периода осени: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы», рисовать по клеточкам, участвовать в играх | |
6 | Чему нас учат книги | Книги в нашей жизни. Содержание книг. Детские авторы | |
7 | Игра «В мире цифр» | Роль цифр в нашей жизни. Возникновение чисел. Инструменты для счета. Виды цифр для составления числа. Игра со спичками | |
8 | Необычные задачки | Решение логических задачек | |
9 | Отгадай загадки – отыщи отгадки | Отгадывание загадок на заданную тему и отыскивание правильных ответов на картинках | |
10 | Словесные забавы | Игры с буквами: «Составь слово», «Отгадай слово», «Буква потерялась» | |
11 | Рифма. Доскажи словечко | Понятие «рифма». Словарик рифм | |
12 | Расшифруй сообщение | Правила построения текста. Чтение текста. Расшифровка текста по цифрам (ключворд) | |
13 | Что такое? Кто такой? | Игры и задания на развитие внимания, памяти, воображения | |
14 | Найди отличия. Чем похожи? | На предложенных картинках отыскать отличия и сходство | |
15 | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет» | Узнавание предмета по его описанию | |
16 | Новый год к нам идет | Истрия праздника. Как отмечают праздник во всех станах мира. Что дарить на Новый год? | |
17 | Викторина «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» | Знакомство с цветами радуги. Смешивание цветов | |
18 | По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят» | Познакомить с содержанием сказки «Волк и семеро козлят». Учить сочинять варианты окончания сказки. Участие в обсуждении добрых и злых поступков, добра и зла в отношениях. Научиться пользоваться головоломкой «танграм» | |
19 | Сказочные герои. Сказочные задания | Познакомить с признаками сказок. Играть в игры «Расшифруй героя». «Запомни пары слов», «Что изменилось?» | |
20 | «Там на неведомых дорожках» | Обобщить имеющиеся у учащихся знания о животных и их роли в жизни человека. Поддерживать беседу, рисовать по клеточкам животных, играть в игру «Глаз – фотограф», писать графический диктант «Животные» | |
21 | Пернатые друзья | Сообщить интересные сведения из жизни птиц: соловей, синица, попугай. Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Писать графический диктант «Павлин» | |
22 | Знаменитые малыши | Сделать подборку сказок, героями которых являются малыши. Вспомнить героев сказок – коротышек, рисовать их | |
23 | В мире растений | Обобщение знаний о растениях, роли растений в жизни человека и животных. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края | |
24 | Ловим рыбку | Подготовить материал об атрибутах рыбалки и особенностях рыбалки как вида отдыха Рисуем по клеточкам «Рыбка», играть в игру «Найди рыбку для аквариума», «Выбери пословицу» | |
25 | Профессии от А до Я | Познакомить учащихся с профессиями, требованиям к профессиям | |
26 | Он сказал: «Поехали!» | История первого полета человека в космос | |
27 | Рисуй, как я | Графические диктанты, самостоятельное составление подобных диктантов | |
28 | Игра «Цветик – семицветик» | Интеллектуальная игра – путешествие. Игровые и развлекательные задания про цветы | |
29 | Симметрия. Симметричные фигуры | Понятие «Симметрия», учимся строить симметричные фигуры | |
30 | Интеллектуальная игра «Обо всем на свете» | Занимательные вопросы из разных областей | |
21 | Игра «Четыре стихии» | Игра на развитие реакции. Земля (овощ), вода (фрукт), воздух (насекомое), огонь (помахать руками) | |
32 | Запомни. Повтори | Запоминание фраз, картинок, расположение предметов и расположение их по памяти | |
33 | Конкурс Эрудитов | Игры на развитие логики, мышления, внимания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Test 11 Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности
тренировочный тест для подготовке к ГИА...
Test 12 Страна/страны изучаемого языка и родная страна.
Иренировочный тест для подготовки к ГИА...
Интеллектуальный конкурс "Турнир Знаек"
Сценарий интеллектуального конкурса для 5-6 классов...
Конспект внеурочного мероприятия "Путешествие в страну Знаек"
Внеурочное мероприятие разработано с целью уточнения сформированности знаний обуючащихся 2 класса а задержкой психического развития по ученбым предметам....
Путешествие на остров знаек
Этот сценарий может быть использован, как итоговое занятие в конце учебного года...