"В стране Знаек"
рабочая программа

"В стране Знаек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_znaek.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Смоленска

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол  от ___    ________ 2019    №__

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СШ №1»

города Смоленска

___________ Л.П. Мирошкина

 

приказ от ___   _______ 2019  №_______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В СТРАНЕ ЗНАЕК»

В 1А, 1Б КЛАССАХ

Ващенковой Светланы Николаевны,

учителя-логопеда

первой квалификационной категории

2019/ 2020  учебный год


Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «В стране Знаек» для учащихся 1 класса, составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2010 года № 373;

- Примерной программы по внеурочной деятельности, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования;

- Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «СШ №1» города Смоленска;

- Положением о рабочих программах МБОУ «СШ №1» города Смоленска;

- Учебного плана МБОУ «СШ №1» города Смоленска.

В учебном плане МБОУ «СШ №1» города Смоленска на изучение  внеурочной деятельности «В стране Знаек» в 1 классе отведено 33 часа (1 час в неделю).

Основными целями являются:

  1. Выявление у всех учащихся творческих способностей.
  2. Развитие у учащихся познавательных, коммуникативных и интеллектуальных интересов на основе системы развивающих заданий.
  3. Формирование у учащихся логического и творческого мышления.
  4. Развитие мотивации к познанию и творчеству, способствовать расширению кругозора.
  5. Создание условий для формирования интеллектуальной активности учащихся.

Основные задачи учебного предмета:

  1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы.
  2. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
  3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения.
  4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
  5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
  6. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
  7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Общая характеристика внеурочной деятельности.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить.  А  также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.  Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.        

Актуальность  программы  позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития  интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.

Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- понимание каждым учащимся причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль результата, рефлексия соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;

- понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

- учиться высказывать свое предположение (версию);

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

- формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

- учиться овладевать измерительными инструментами.

- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

- перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем);

- овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

Коммуникативные УДД:

- учиться выражать свои мысли;

- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

- развивать доброжелательность и отзывчивость;

- учиться аргументировать, доказывать.

Предметные результаты:

- сравнивать предметы по заданному свойству;

- устанавливать общие признаки;

- находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

- находить истинные и ложные высказывания;

- наделять предметы новыми свойствами;

- переносить свойства с одних предметов на другие;

- применять правила сравнения;

- задавать вопросы;

- находить закономерность в числах, фигурах и словах;

- строить причинно-следственные цепочки;

- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

- находить ошибки в предметах;

- делать умозаключения;

- выделять свойства предметов;

- обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

- сопоставлять части и целое для предметов и действий;

- проводить аналогию между разными предметами;

- выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ.

Результаты  изучения внеурочной деятельности

Учащийся научится:

- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,  классификации, систематизации;

- сравнивать предметы, понятия;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

- самостоятельно выполнять задания;

         - осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей, рассуждать;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы.

Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

реализовывать право на свободный выбор.

- работать в группе, коллективе;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнении, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- учитывать мнения других людей, отличные от собственной позиции, и координировать действия в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формы деятельности:

• просмотр мультфильмов;

• конкурсы, викторины;

• беседы;

• наблюдения.

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса обеспечивает преемственность с программным материалом, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме. Решение задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. В целом курс «В стране Знаек» будет способствовать интеллектуально-логическому развитию младших школьников: развитию умений использовать знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического мышления, речевого развития, стремлению использовать полученные знания в повседневной жизни.

Программа включает в себя следующие направления:

  • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
  • развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
  • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
  • речевое развитие; формирование учебной мотивации;
  • развитие личностной сферы.

ТСО:

  • Компьютер;
  • Мультимедиапроектор;
  • Экран.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Учебно-методический комплект по внеурочной деятельности.

  1. В.Волина «Веселая грамматика»
  2. Развивающие игры для младших школьников», Академия развития,2012
  3. И.Г.Сухин « Литературные викторины для младших школьников». Издательство «Новая школа», 2012 г.
  4. В.Т. Голубь «Графические диктанты», М. Вако, 2013 г.
  5. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2015
  6. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов - на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2012.
  7. Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2012
  8. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «В стране Знаек», 1 класс

(1 час в неделю, всего 33 часа)

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Описание примерного содержания занятия

1

Инструктаж по ТБ. Вводное занятие

Правила поведения на занятии. Познакомить учащихся с программой курса

2

Игра «Лабиринт»

Прохождения лабиринтов разной сложности. Лабиринт-кроссворд (чтение высказывания)

3

Дорисуй рисунок

Дорисовать рисунок недостающими элементами. Подобрать цветовую гамму

4

Срисуй по клеточкам

Научить составлять и срисовывать имеющиеся  рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге

5

Играем в «ромашку». Три периода осени

Познакомить детей с правилами игры в «ромашку», учить инсценировать короткие диалоги. Участвовать в обсуждении вопросов по теме «Три периода осени: ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Осенние явления природы», рисовать по клеточкам, участвовать в играх

6

Чему нас учат книги

Книги в нашей жизни. Содержание книг. Детские авторы

7

Игра «В мире цифр»

Роль цифр в нашей жизни. Возникновение чисел. Инструменты для счета. Виды цифр для составления числа. Игра со спичками

8

Необычные задачки

Решение логических задачек

9

Отгадай загадки – отыщи отгадки

Отгадывание загадок на заданную тему и отыскивание правильных ответов на картинках

10

Словесные забавы

Игры с буквами: «Составь слово», «Отгадай слово»,

«Буква потерялась»

11

Рифма. Доскажи словечко

Понятие «рифма». Словарик рифм

12

Расшифруй сообщение

Правила построения текста. Чтение текста. Расшифровка текста по цифрам (ключворд)

13

Что такое? Кто такой?

Игры и задания на развитие внимания, памяти, воображения

14

Найди отличия. Чем похожи?

На предложенных картинках отыскать отличия и сходство

15

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет»

Узнавание предмета по его описанию

16

Новый год к нам идет

Истрия праздника. Как отмечают праздник во всех станах мира. Что дарить на Новый год?

17

Викторина «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Знакомство с цветами радуги. Смешивание цветов  

18

По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят»

Познакомить с содержанием сказки «Волк и семеро козлят». Учить сочинять варианты окончания сказки. Участие в обсуждении добрых и злых поступков, добра и зла в отношениях. Научиться пользоваться головоломкой «танграм»

19

Сказочные герои. Сказочные задания

Познакомить с признаками сказок. Играть в игры «Расшифруй героя». «Запомни пары слов», «Что изменилось?»

20

«Там на неведомых дорожках»

Обобщить имеющиеся у учащихся знания о животных и их роли в жизни человека.

Поддерживать беседу, рисовать по клеточкам животных, играть в игру «Глаз – фотограф», писать графический диктант «Животные»

21

Пернатые друзья

Сообщить интересные сведения из жизни птиц: соловей, синица, попугай. Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Писать графический диктант «Павлин»

22

Знаменитые малыши

Сделать подборку сказок, героями которых являются малыши. Вспомнить героев сказок – коротышек, рисовать их

23

В мире растений

Обобщение знаний о растениях, роли растений в жизни человека и животных. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края

24

Ловим рыбку

Подготовить материал об атрибутах рыбалки и особенностях рыбалки как вида отдыха

Рисуем по клеточкам «Рыбка», играть в игру «Найди рыбку для аквариума», «Выбери пословицу»

25

Профессии от А до Я

Познакомить учащихся с профессиями, требованиям к профессиям

26

Он сказал: «Поехали!»

История первого полета человека в космос

27

Рисуй, как я

Графические диктанты, самостоятельное составление подобных диктантов

28

Игра «Цветик – семицветик»

Интеллектуальная игра – путешествие. Игровые и развлекательные задания про цветы

29

Симметрия. Симметричные фигуры

Понятие «Симметрия», учимся строить симметричные фигуры

30

Интеллектуальная игра «Обо всем на свете»

Занимательные вопросы из разных областей

21

Игра «Четыре стихии»

Игра на развитие реакции. Земля (овощ), вода (фрукт), воздух (насекомое), огонь (помахать руками)

32

Запомни. Повтори

Запоминание фраз, картинок, расположение предметов и расположение их по памяти

33

Конкурс Эрудитов

Игры на развитие логики, мышления, внимания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Test 12 Страна/страны изучаемого языка и родная страна.

Иренировочный тест для подготовки к ГИА...

Интеллектуальный конкурс "Турнир Знаек"

Сценарий интеллектуального конкурса для 5-6 классов...

Конспект внеурочного мероприятия "Путешествие в страну Знаек"

Внеурочное мероприятие разработано с целью уточнения сформированности знаний обуючащихся 2 класса а задержкой психического развития по ученбым предметам....

Путешествие на остров знаек

Этот сценарий может быть использован, как итоговое занятие в конце учебного года...