Статья в сборник к МНПК "КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ"
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudryashova._statya.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

KINESIOLOGICAL PRACTICES IN WORKING WITH

PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

Кудряшова М.Ф., Максимова Г.А.,

учителя – дефектологи МАДОУ

 детский сад № 14 г. Туймазы

Аннотация. В статье раскрывается влияние кинезиологических упражнений на развитие умственных способностей детей с ОВЗ дошкольного возраста.

Abstract. The article reveals the influence of kinesiological exercises on the development of mental abilities of children with disabilities of preschool age.

Ключевые слова: инклюзия, кинезиология, коррекция, дошкольный возраст.

Keywords: inclusion, kinesiology, correction, preschool age.

Основной целью инклюзивного образования является включение всех детей в процесс обучения. Это могут быть и особые методы, рассчитанные на отдельные группы детей с ОВЗ.

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения, работает с детьми с ОВЗ по принципу признания индивидуальных особенностей каждого дошкольника и готовности создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей особенных детей. С этой целью в детском саду №14 г. Туймазы была реализована опытно-экспериментальная площадка по вопросу «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 5 -7лет средствами кинезиологических практик».

Кинезиология как наука существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались еще в свое время Гиппократ и Аристотель. Методы кинезиологии способствуют всестороннему развитию ребенка и корригируют проблемы различных психических процессов, а также влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья. Под действием кинезиологических упражнений в организме происходят значительные структурные изменения. [1]

В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в развитии, обучении, адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психо-коррекционной работы, составляющим элементом которой по праву является кинезиологическая коррекция. У детей с ограниченными возможностями здоровья выражен замедленный темп созревания психических функций. По показаниям неврологов эти дети имеют гипертонус центральной нервной системы, постоянную потребность в движении и снятии мышечного напряжения. Эти физиологические ощущения, вызывая дискомфорт в теле, отвлекают ребенка от мыслительной деятельности, тем самым нарушая ход усвоения учебного материала.

Кинезиологические упражнения выравнивают состояние тела и мозга, улучшают мозговое кровообращение, активизируют психические процессы, улучшают функциональное состояние центральной нервной системы, повышают умственную работоспособность ребенка.

Педагогика утверждает, что при использовании кинезеологических упражнений развитие ребенка осуществляется комплексно и взаимосвязано, а наиболее предпочитаемой детьми формой обучения является двигательная активность.

Психология констатирует, что маленький ребенок – это деятель и свою деятельность он осуществляет посредством глаз, языка, рук, ног. Чем больше двигается ребенок, тем больше информации поступает в полушария головного мозга и ребенок развивается интеллектуально быстрее.

Двигательная активность ребенка в течение дня должна составлять 50 – 60% времени и ее недостаток наносит удар по нервной, эндокринной, и другим функциональным системам организма, т.к. мышечная система тесно связана с главным регуляторным механизмом – центральной нервной системой. Система физических упражнений, проводимых в различных формах, составляет двигательный режим, который обеспечивает нормальное всестороннее развитие детей. Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромное влияние на весь организм, стимулирует интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда. [1]

Результат инновационной деятельности творческого коллектива был представлен в учебно – методических пособиях. Данные пособия содержат игровые кинезиологические упражнения по лексическим темам согласно циклограмме.

Они выстроены в модели двигательного режима дошкольного учреждения, который определяет двигательную нагрузку в течение дня, недели, месяца, квартала, года.

Двигательный режим в ДОУ

Формы работы

Количество времени

Сроки выполнения

1.

Подвижные игры во время утреннего приема детей

6 – 10 минут

ежедневно

2.

Утренняя гимнастика

6 – 10 минут

ежедневно

3.

Дыхательная гимнастика

3 – 5 минут

ежедневно

4.

Физкультурные занятия

15 – 30 минут

2 раза в неделю

5.

Фитбол – гимнастика

15 – 20 минут

1 раз в неделю

6.

Физкультурный досуг

15 – 25 минут

4 раз в год

7.

Спортивный праздник

30 - 40 минут

2 раз в год

8.

Коррекционная ритмика

15 – 20 минут

1 раз в неделю

9.

Музыкально - ритмические упражнения

5 – 10 минут

2 раза в неделю

10.

Физкультминутка на НОД

2 – 3 минуты

ежедневно

11.

Артикуляционная гимнастика

2 – 3 минуты

ежедневно

12.

Пальчиковая гимнастика

2 – 4 минуты

ежедневно

13.

Пальчиковый массаж

3 – 5 минут

1 раз в неделю

14.

Психогимнастика

3 – 5 минут

ежедневно

15.

Су Джок

3 – 5 минут

1 раз в неделю

16.

Дыхательно - звуковая гимнастика

2 – 3 минуты

2 раза в неделю

17.

Релаксация после НОД

1 – 3 минуты

ежедневно

18.

Час игры

15 – 20 минут

1 раз в неделю

19.

Подвижные игры во время прогулки

7 – 9 минут

ежедневно

20.

Игровые упражнения по основным движениям на прогулке

7 – 9 минут

ежедневно

21.

Оздоровительный бег

3 – 4 минут

ежедневно

22.

Закаливающие мероприятия: гимнастика пробуждения, босохождение, «дорожки здоровья»

6 – 8 минут

ежедневно

23.

Корригирующая гимнастика (вторник, четверг)

7 – 9 минут

2 раза в неделю

24.

Профилактика и коррекция плоскостопия

(понедельник, среда, пятница)

8 – 10 минут

3 раза в неделю 3 месяца в год

25.

Занятия на детских тренажерах

(пятница по 2 месяца в год)

20 минут

1 раз в неделю

26.

Релаксация в сухом бассейне

7 – 9 минут

ежедневно

27.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

индивидуально с каждым ребенком под руководством воспитателя

ежедневно

не менее 45 мин.

28.

Итого

3 часа 40 минут –

6 часов 15 минут

Упражнения могут быть частью любого занятия (ООД) или проводиться в специально отведенные для этого режимные моменты.

Кинезиологические практики способствуют преодолению проблемы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья при определенных общих и специфических особенностях двигательного режима в детском саду компенсирующего вида с учетом возможностей детей с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и недостатками слуха, а также помочь педагогам выстроить коррекционно-развивающий процесс более успешно и результативно, сделав потребность  движения надежным ключом к формированию здоровья и умственной активности малыша. [2]

Список литературы

1. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. – М.: Педагогика, 1973.

2. Программа «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте 5 – 7 лет средствами кинезиологических практик». Авторский коллектив педагогов МБДОУ детский сад № 14 г. Туймазы, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва

Публикация статьи в сборнике "Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации, социальное партнерство 2013 г.Москва...

Статья в сборнике КФУ (стр 83) Основные сложности работы с одарёнными детьми и пути их преодоления (см ссылку)

https://cloud.mail.ru/public/BHaK/zQHtQaETZВ статье затрагиваются проблемы выявления одарённых детей, выстраивания работы с ними на протяжении нескольких лет обучения. Особое внимение уделяется психол...

Публикации. Статья в сборнике научных статей по материалам Международной НПК "К вопросу об актуальности педагогического стимулирования технического творчества учащихся подросткового возраста"

Статья аспиранта кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Кулавского Ивана Владимировича. Руководитель: Шукшина Т...

Методическая статья в сборнике научных работ

Данная методическая статья содержит рекомендации и подробное описание одного из методов определения значения постоянной План...

Статья в сборнике КФУ (стр 83) Основные сложности работы с одарёнными детьми и пути их преодоления

В статье затрагиваются проблемы выявления одарённых детей, выстраивания работы с ними на протяжении нескольких лет обучения. Особое внимание уделяется психологическому аспекту в общении педагога, учен...

Сборник лучших моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике деструктивного поведения подростков

Сборник лучших моделей и практик воспитательной работы и работы по профилактике деструктивного поведения подростков "ЛУЧШИЕ МОДЕЛИ И ПРАКТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ"...