Воспитание и обучение детей с девиантным поведением
методическая разработка
В данной статье я хотела бы раскрыть актуальную тему: «Воспитание и обучение детей с девиантным поведением». Как педагогу мне эта тема близка и я не могла оставить ее без внимания. Работая воспитателем в школе для детей с ОВЗ, я могла бы прировнять воспитательную работу к работе психолога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_i_obuchenie_detey_s_deviantnym_povedeniem.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание и обучение детей с девиантным поведением
Автор: Масленникова Екатерина Владимировна
Организация: ГБОУ школа № 13 Приморского района Санкт-Петербурга
В данной статье я хотела бы раскрыть актуальную тему: «Воспитание и обучение детей с девиантным поведением». Как педагогу мне эта тема близка и я не могла оставить ее без внимания. Работая воспитателем в школе для детей с ОВЗ, я могла бы прировнять воспитательную работу к работе психолога.
Направления, формы и методы социально-педагогической поддержки детей с девиантным поведением
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.
Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:
- создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
- создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
- создание групп поддержки из специалистов различного профиля,обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;
- организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;
- создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);
- организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка;
- информационно-просветительскую работу.
Основными видами профилактики являются:
- первичная, рассматриваемая как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних;
- вторичная - комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и перехода к уголовно-наказуемым;
- третичная - комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности.
По типу профилактики специалисты различают общесоциальную(неспецифическую) - не затрагивающую непосредственно проблему отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а влияющую на нее косвенно, т.е. через административные механизмы, педагогические средства и информационные технологии, а также специфическую профилактику, направленную оказывать влияние на конкретные проявления девиантного поведения.
Наряду с этим, можно выделить три основных уровня профилактики. На личностном уровне воздействие на целевую группу направлено на формирование таких качеств личности, которые создают основу социально-приемлемого поведения несовершеннолетнего. Семейный уровень предполагает организацию влияния на семью несовершеннолетнего и его ближайшее окружение для предотвращения зарождения и развития девиантного поведения. Социальный уровень профилактики способствует изменению общественных норм в отношении девиантного поведения, что создает благоприятные условия для организации профилактической работы на личностном и семейном уровнях.
В профилактических технологиях выделяется, прежде всего, информационный подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении детей и подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают, а, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.
Подход, основанный на альтернативности - организация досуга, культурные и оздоровительные программы, увеличение количества секций, кружков, клубов по интересам.
Поведенческий подход, где основное внимание уделяется формированию жизненных навыков, помогающих справиться с ситуациями риска зависимостей. Этот подход базируется на укреплении защитных факторов личности: развитии положительной самооценки; терпимости к разнообразию людей и их жизненных позиций; тренировке сопротивления негативным процессам.
Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения. Так, отсутствие целевой информации о последствиях, например, употребления наркотиков, приводит несовершеннолетних, которые их употребляют, к уголовной ответственности, так как практически все уверены, что употребление наркотика - это личное дело каждого, а привлечь можно лишь за их распространение, не зная, что в связи с принятием нового закона о наркотических и психотропных веществах, уголовная ответственность наступает даже за их употребление.
Среди основных направлений профилактики девиантного поведения, особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т. е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость. Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога. Следующий подход - социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности. У подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты его поведения:
- быть хозяином своего слова и дела;
- тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;
- концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;
- ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.
Принципы работы с детьми девиантного поведения:
- Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Для социального педагога недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении подростка, строить согласно этому деятельность социального педагога.
- Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило, хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.
- Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.
- Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных детей опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка - главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми.
Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи.
Заключение
Девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания детей и подростков.
К социально-психологическим характеристикам детей и подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы можно отнести: повышенную тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность и др., которые принимают устойчивый характер обычно в процессе стихийно-группового общения, складывающегося в разного рода компаниях. Данная система отношений, в том числе и строящихся на законах девиантных подростковых групп, выступает в большинстве случаев лишь как ситуация замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых. Социально-психологический микроклимат этой группы оказывает решающее влияние на формирование поведенческой стратегии подростка, способы ассимиляции им девиантной (или делинквентной) субкультуры, на возникновение смысловых барьеров во взаимоотношениях с взрослыми.
Распространение девиаций среди детей и подростков диктует необходимость принятия срочных мер по их социально - педагогической поддержке.
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением основывается на соблюдении норм международного и российского законодательства.
Социально-педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология. Развитие психологии, углубление личностно ориентированных и развивающих парадигм создают основу для разработки моделей социально - педагогической поддержки личности учащегося.
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления, среди которых выделяются профилактическое и реабилитационное, которые, в свою очередь, отличаются разнообразием форм и методов, направленных на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи.
Список литературы
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - 199 с.
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства / Л.С. Выготский //Собр. Соч.: В 6 т. - М.: Наука, 1983. Т.5. - 537 с.
- Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль/ Я.И. Гилинский. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 322 с.
- Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В.Змановская. - М.: Академия, 2003. - 288 с.
- Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах / Ю.А. Клейберг. - М.:НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 304 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон.- М.: Аст - Пресс, 1989.- 246 с.
- Конвенция о правах ребёнка // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 7 ноября 1990 г. N 45 ст.955.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М.: «УРАО», 1998. - 318 с.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 416 с.
- Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г.И. Макартычева. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия,200. - 316 с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 1997. - 428 с.
- Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних / под ред. И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. - М., 2006. - 288 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 395 с.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга. - М.: Дар, 2007.- 371 с.
- Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений/ под ред. Е.Ю. Ляпина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.
- Социальная педагогика / под ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2002.- 492 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие
Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" В настоящей работе рассмотре...
Особенности мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением
Заместитель директора по УВР Ефимова С.В. ГКСУВУ «СОШ № 1 (закрытого типа) Санкт-Петербург Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интен...
Патриотическое воспитание учащихся на занятиях истории и обществознания в условиях закрытой школы для детей с девиантным поведением.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...
Особенности воспитания и обучения школьников с девиантным поведением
Выступление на педагогическом совете...
Правовое воспитание обучающихся, как средство профилактики девиантного поведения. Игровая практика правового воспитания «Сказочный юрист»
Мастер-класс «Применение игровых форм в профилактике девиантного поведения при реализации персонифицированного подхода»...