Рабочая программа по ФГОС. Русский язык . 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Зайцева Оксана Анатольевна

Рабочая программа по ФГОС. Русский язык . 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_yazyk_8_klass.doc412 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ –МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«ЛАРЬЯКСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

ПРИНЯТО                                                                     УТРЕРЖДЕНО

на заседании педагогического                                    приказом КОУ «Ларьякская школа-

совета (протокол от ____________№_)                     интернат для обучающихся с ОВЗ»

                                                                                       от ____________  №_____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

Учитель: Зайцева Оксана Анатольевна

Классы: 8

Учебный предмет: Русский язык

Разделы рабочей учебной программы

Страницы

Раздел I. Паспорт программы

3

Раздел II. Пояснительная записка

3

Раздел III. Содержание программы учебного курса. Тематический план.

10-12

Раздел IV. Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы.

12-15

Раздел V. Календарно-тематическое планирование

15-27

Раздел VI. Учебно- методические средства обучения

27-28

Приложение

Тип программы

Программа общеобразовательного учреждения

Статус программы

Рабочая программа учебного курса:

Русский язык 8класс

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана учебная программа.

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1.

Категория обучающихся

Обучающиеся 8 класса КОУ «Ларьякская  школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Сроки освоения программы

1 год

Объем учебного материала

134 часа

Форма организации учебной деятельности

Очная в образовательной организации

Режим занятий

4 часа в неделю

Раздел I. Паспорт программы

Раздел II. Пояснительная записка 

 Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный  документ: пояснительную записку; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки

учащихся; нормы оценивания учебно – познавательной деятельности учащихся; перечень

программно-методического обеспечения; контрольно-измерительные материалы.

 Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические  и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

 В специальной (коррекционной) школе 8 вида русский язык – один из основных учебных предметов. От того, как школьники овладеют русским языком, зависит успешность всего процесса обучения.

Цель данного курса:

* Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения (познавательная цель);

* Формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

 Программа по русскому языку в старших (5- 9) классах продолжает осуществлять задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном понятийном и речевом материале и имеет коммуникативную направленность.

Обучение русскому языку носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:

Задачи образовательные:

* Формировать навык фонетически правильного письма, а затем письма по правилам (простейшие случаи).

* Учить писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания.

*  Учить разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

* Формировать представление о частях речи.

* Формировать навык оформления деловых бумаг.

*  Учить писать небольшие по объёму изложения и сочинения творческого характера.

 * Формировать навык пользования словарём.

Задачи воспитательные:

*  Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

* Осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

 воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством  (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

 формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

 социальная адаптация в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальной задачей обучения русскому языку является коррекция речи и мышления школьников с психическим недоразвитием.

Коррекционно-развивающие задачи данного курса:

 Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

 развитие навыков каллиграфии;

 развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

 коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;

 коррекция и развитие памяти;

 коррекция и развитие внимания;

 формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,

величина);

 развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие различных видов мышления:

 развитие наглядно-образного мышления;

 развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

 развитие умения сравнивать, анализировать;

 развитие умения выделять сходство и различие понятий;

 умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

 умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

 развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

 формирование умения преодолевать трудности;

 воспитание самостоятельности принятия решения;

 формирование адекватности чувств;

 формирование устойчивой и адекватной самооценки;

 формирование умения анализировать свою деятельность;

 воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция и развитие речи:

 развитие фонематического восприятия;

 коррекция нарушений устной и письменной речи;

 коррекция монологической речи;

 коррекция диалогической речи;

 развитие лексико-грамматических средств языка.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся

средствами предмета:

 Линии, общие с курсом литературного чтения:

-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,

преобразование и использование текстовой информации);

-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

 Линии, специфические для курса «Русский язык»:

-приобретение и систематизация знаний о языке;

- овладение орфографией и пунктуацией;

- раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

- развитие чувства языка.

Данная программа рассчитана на 136 _часов в год (4 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться), в связи с неадекватным

состоянием воспитанников коррекционной школы. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

1. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллектуального развития. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию и социальной адаптации.

2. Содержание обучения имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к включению в жизнь и трудовую деятельность.

3. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»:

овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие

его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

4. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова  в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

5. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся

обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

6. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе

регулярного наблюдения над словами.

7. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих.

8. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи и делового письма.

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий.

В ходе реализации учебной программы по русскому языку предполагается формирование у учащихся основных ключевых компетенций:

 Ценностная - формирование нравственных, эстетико-эмоциональных, культурных ценностей;

 Учебно-познавательные – готовность обучающегося к посильной самостоятельной познавательной деятельности.

 Регулятивная - способность работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; готовность к преодолению трудностей; оптимистическое восприятие мира.

 Социальная – расширение картины мира учащихся и их представлений о взаимоотношениях между людьми;

 Коммуникативная – навыки устного и письменного общения, выбор уместного речевого поведения с учетом партнера общения, умение высказывать и обосновывать свое мнение, умение работать в группах, воспитание толерантности;

 Организационная – овладение навыками самоорганизации, способности нести личную ответственность за результат;

 Когнитивные – овладение навыками работы с источниками информации, инструкциями;

 Информационная – умение выискивать нужную информацию, используя различные источники.

Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного  курса и дополнена часами НРК, мероприятиями, рекомендованными МО РК, что отражено в тематическом планировании.

 Формами организации урока являются: фронтальная работа, индивидуальная и групповая работа, а также самостоятельная работа с дополнительной литературой.

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения

или сочинения и т.д.

Виды занятий: урок (40 мин)

Методы урока:

 словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

 наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр ;

 практические – упражнения, карточки, тесты.

При обучении русскому языку используются следующие принципы:

 принцип коррекционно-речевой направленности,

 воспитывающий и развивающий принципы,

 принцип доступности обучения,

 принцип систематичности и последовательности,

 принцип наглядности в обучении,

 принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные типы уроков:

 урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;

 урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

 урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

 комбинированный урок;

Образовательные технологии, обеспечивающие реализацию программы:

 технология уровневой дифференциации: педагогическая дифференциация по Воронковой;

 технология развивающего обучения;

 технология поэтапного формирования умственных действий;

 коммуникативные;

 тренинговые;

 игровые;

 интегрированные;

 здоровьесберегающие (валеологические);

 предметно – ориентированные;

 личностно – ориентированные;

 ИКТ - технология.

Характеристика учащихся класса по возможностям обучения по В.Воронковой:

1 уровень

Ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения, им доступен некоторый уровень обобщения. Выполняя новую работу, правильно используют имеющийся опыт. Все задания выполняют самостоятельно, не испытывают затруднения в овладении общеучебными умениями. При выполнении сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Савченко Т.

Климачев М.

Прасин А.

2 уровень

Ученики в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изученный материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность при выполнении заданий. Они нуждаются в организующей и активизирующей помощи учителя, а также в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но снижают темп работы, и они допускают ошибки. На начальном выполнении практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут. Самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются .

Каргин И.

Ковязин Г.

Ибрагимли Р

3 уровень

 Ученики с трудом усваивают программный материал. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей. Они не понимают фронтальное объяснение учителя, их отличает низкая самостоятельность, у них низкая способность к обобщению. Каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Забывание у этих школьников протекает интенсивно (особенно определения, выводы, формулировки правил). Испытывают значительные трудности при планировании предстоящих действий. Дети отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий; как правило, эти ученики обучаются по упрощённой программе по предмету.

Журавский М.

Камина В

Раздел III. Содержание программы учебного курса.

Тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во час.

Характеристика деятельности учащихся

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1

Предложение

13

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

-уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

-стремление к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные УУД:

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

-Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

•Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

Познавательные УУД:

-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

-  Самостоятельно предполагать  дополн-ная информация будет нужна для изучения незнакомого материала,  отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.

-Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из  различных источников     (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Коммуникативные УУД:

-коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;

-овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка.

-  уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения.

-анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к  определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

2

Состав слова

19

Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.

Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-),  ь приставка пере- ,единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

3

Имя существительное

20

 Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.

Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

4

Прилагательное

16

 Согласование  имени  прилагательного с именем  существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье  их склонение и правописание

5

Местоимение

19

Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

6

Глагол.

16

Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).

Правописание  безударных  личных  окончаний  глаголов  I и  II  спряжения.

Правописание личных окончаний глаголов  I  и  II  спряжения, глаголов с -ться и -тся.

 Изменение  глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

7

Наречие.

10

Значение наречий в речи. Правописание наречий.

8

Предложение. Текст.

10

Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце  

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

9

Повторение

11

Повторение пройденного материала.

Раздел IV. Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы.   

  1.     Оценка устных ответов

       Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

       Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

        «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

        «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

       «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

       Оценка «1» за устные ответы не ставится.

  1. Оценка письменных работ учащихся

       Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

       Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

      При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

      Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ во II-IV классах – списывание и диктанты, в V-IX классах - диктанты.

      В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

       Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся специальных (коррекционных) классов.

      Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое  правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.

При проведении  контрольных диктантов или  списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.

Примерный объем текстов контрольных работ :

V – 45-50 слов;

VI – VII – 65-70 слов;

 VIII–IХ 75-80 слов;                                                                                                    

 Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.                                                

  При проведении  контрольных диктантов или  списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить.

Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.

Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.

V-IX классы

         Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.

         «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.

         «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

         «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

         «1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

          В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

  • повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);
  • недописывание слов;
  • пропуск одной части слова при переносе;
  • повторное написание одного и того же слова в предложении.

       Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звуко-буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

       При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:

       Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.

       «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.

       «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

       «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

       «1» ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

  1. Изложения и сочинения

        Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В IV-V классах для изложений даются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в VI-VII- 45-70 слов, VIII-IX классах – 70-100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в VIII-IX классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

      При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.

      При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.

      Отметка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.

       «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.

       «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.

       «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.

        «1» ставится в том случае, если ученик не справился с написанием изложения или сочинения.

        Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

        В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.

Количество контрольных и проверочных работ.

Период обучения

Тесты

Контрольные работы

Математические диктанты

Проверочные работы

Диагностические работы

1 четверть

1

1

1

1

2 четверть

1

2

3 четверть

2

1

4 четверть

1

1

1

Итого

3

6

2

2

Виды контрольно-измерительных материалов.

№ урока

Виды работы

По теме

11

Тест

Использование обращений в предложениях

12

Диагностическая контрольная работа

«Предложение»

30

Проверочная работа

«Состав слова»

31

Контрольная работа

«Состав слова»

50

Тест

«Склонение существительных»

51

Контрольная работа

«Имя существительное»

64

Контрольная работа

«Прилагательное»

85

Проверочная работа

«Местоимение»

86

Контрольная работа

«Личные местоимения»

101

Тест

« Различие глаголов по лицам и числам»

102

Контрольная работа

«Глагол»

112

Контрольная работа

«Наречие»

122

Контрольная работа

«Предложение»

132

Тест

«Повторение»

134

Диагностическая контрольная работа

 За учебный год

Раздел V. Календарно-тематическое планирование

                                    

Тема урока

Решаемые проблемы (цель)

Дата проведения

План

Факт

1 четверть – 37 часов

Повторение. Предложение - 13 часов

1

Предложение. Текст

Знать строение предложения, знаки препинания в конце  предложения, уметь разбирать предложение по членам

1.09

2

Простое и сложное предложения

Уметь отличать сложное предложение от простого, уметь разбирать предложение по членам

2.09

3-4

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях

Развитие речи через составление сложных предложений по опоре, по рисункам из басен И.Крылова.

6.09

7.09

5

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов

Сложное предложение с союзами «и», «а», «но». Развитие связной речи через дополнение предложений, развитие мышления через объяснение постановки запятых.

8.09

6

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов

Сложное предложение с союзами «и», «а», «но». Развитие связной речи через дополнение предложений, развитие мышления через объяснение постановки запятых.

9.09

7

Составление сложных предложений

Развитие связной речи через дополнение предложений, развитие мышления через объяснение постановки запятых.

13.09

8

Выделение однородных членов из предложения

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.

14.09

9

Использование однородных членов в предложении

Развитие мышления через подбор к схемам, составление предложений по схемам и опорным словам.

15.09

10

Обращение. Знаки препинания при обращении

Развитие мышления через подбор к схемам, составление предложений по схемам и опорным словам.

16.09

11

Использование обращений в предложениях. Тест

Развитие мышления через подбор к схемам, составление предложений по схемам и опорным словам.

20.09

12

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Выявить уровень знаний по теме. Коррекция памяти через использование изученных правил.

21.09

13

Работа над ошибками

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала.

22.09

Состав слова (19ч.)

14

Корень. Однокоренные слова.

Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова» ; учить выделять корень в словах; формирование умения находить корень слов и подбирать однокоренные слова; развитие умения рассуждать и делать выводы.

23.09

15

Приставка, суффикс, окончание.

Вспомнить изученный материал по теме «Состав слова» ; формировать понятие об изменении части слов; обогащать словарный запас; развивать умение анализа и синтеза.

27.09

16

Разбор по составу

Учить выделять корень в словах; формирование умения находить корень слов и подбирать однокоренные слова; развитие умения рассуждать и делать выводы.

28.09

17

Проверка орфограмм в корне. Безударные гласные в корне

Закрепить умение находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова, писать корень в однокоренных словах единообразно. Воспитывать внимание, аккуратность при письме.

29.09

18

Проверка орфограмм в корне. Звонкие и глухие согласные в корне

Закрепить умение находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова, писать корень в однокоренных словах единообразно. Воспитывать внимание, аккуратность при письме.

30.09

19

Проверка орфограмм в корне. Непроизносимые согласные в корне

Развитие связной речи через составление текста с опорой на рисунок и слова

4.10

20

Нахождение  орфограмм в корне и их проверка

Развитие речи через продолжение сказки по опорным словосочетаниям.

5.10

21

Нахождение  орфограмм в корне и их проверка

Развитие речи через продолжение сказки по опорным словосочетаниям.

6.10

22

Правописание приставок

Учить образовывать слова с помощью приставок.

7.10

23

Орфограммы в корне и приставке

Закрепить умения обнаруживать орфограмму в словах и применять.

Способы проверки орфограмм в корне слова, умение работать со словарём.

11.10

24

Составление плана текста

Обобщить сведения о тексте, известные учащимся; учить давать определение текста; формировать умение выявлять основные признаки текста; формировать и совершенствовать умения характеризовать текст по его признакам; развитие коммуникативных навыков.

12.10

25

Сложные слова с соединительными гласными О,Е

Познакомить с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной.

13.10

26

Сложные слова без соединительной гласной

Познакомить с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной.

14.10

27

Сложные слова без соединительной гласной и без неё

Познакомить с образованием сложных слов с помощью сложения двух основ и соединительной гласной.

18.10

28

Состав слова. Закрепление знаний

Расширение кругозора через обогащение словарного запаса, развитие речи через составление предложений со словами из словаря.

19.10

29

Состав слова. Закрепление знаний

20.10

30

Состав слова. Проверочная  работа.

21.10

31

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

Выявить уровень знаний по теме. Коррекция памяти через использование изученных правил. Развитие орфографической зоркости через самопроверку написанного.

25.10

32

Работа над ошибками

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала.

26.10

Части речи. Имя существительное  (20 час)

33

Части речи. Различение частей  речи

Развитие мышления на основе различения частей речи

27.10

34

Имя существительное как часть речи. Значение существительных в речи

Уточнить представления об именах существительных как названиях предметов, людей, их качеств, явлений природы и др Развитие речи через подбор близких по значению существительных.

28.10

35

Существительные, близкие по значению

Развитие мышления через вставку пропущенных слов.

1.11

36

Род, число и падеж существительных.

Углублять знания об именах существительных, продолжить обучать выделять из текста имена существительные, определять грамматические признаки имени существительного.

2.11

37

Род, число и падеж существительных.

3.11

II четверть (31 ч.)

38

Определение склонения существительных

Закрепить знания о падежах существительных; формировать умение определять склонение.

8.11

39

Склонение имен существительных в ед.ч.

9.11

40

Ударные и безударные окончания существительных

Уметь определять особенности имён существительных: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, тип склонения, число, падеж; научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных первого склонения

10.11

41

Правописание падежных окончаний существительных 1 скл.

11.11

42

Правописание падежных окончаний существительных 2склонения

Совершенствовать навыки правописания падежных окончаний имен существительных;  формировать навыки грамотного и красивого письма, развивать речь детей, внимание, наблюдательность.

15.11

43

Правописание падежных окончаний существительных  3 склонения

16.11

44

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе

Совершенствовать навыки правописания падежных окончаний имен существительных;  формировать навыки грамотного и красивого письма, развивать речь детей, внимание, наблюдательность.

17.11

45

Изменение по падежам существительных во множественном числе

18.11

46

Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе.

22.11

47

Падежные окончания существительных во множественном числе. Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе.

Развитие фонематического слуха через постановку ударений, развитие мышления через выбор проверочных слов

23.11

48

Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном  числе

Развитие мышления через дифференциацию существительных.

24.11

49

Окончания родительного падежа существительных во множественном числе

25.11

50

Склонение существительных. Закрепление знаний. Тест

Закрепить знания о падежах существительных; формировать умение определять склонение.

29.11

51

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Выявить уровень знаний по теме. Коррекция памяти через использование изученных правил. Развитие орфографической зоркости через самопроверку написанного.

30.11

52

Работа над ошибками                                        

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала.

1.12

Прилагательное ( 16 часов )

53

Значение прилагательных в речи.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

2.12

54

Прилагательные, близкие по значению

Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи; уметь ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий; анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью.

6.12

55

Словосочетания с прилагательными.

Развитие мыслительной деятельности через составление словосочетаний

7.12

56

Род и число прилагательных.

Формирование навыков определения падежей имен прилагательных по падежам имён существительных;  обобщение и систематизация знаний учащихся  об имени прилагательном; воспитание интереса к языку; коррекция памяти и внимания.

8.12

57

Склонение прилагательных в единственном числе.

9.12

58

Изменения прилагательных по вопросам

13.12

59

Постановка вопросов к прилагательным

14.12

60

Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

Способствовать формированию знаний об имени прилагательном; развивать умения находить имена прилагательные в речи и определять все его грамматические категории.

15.12

61

Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста.

Развитие связной речи через составление сказки из частей.

16.12

62

Выделение словосочетаний с прилагательными во множественном числе. Изменение прилагательных во мн. числе по падежам

Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи; уметь ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий; анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью.

20.12

63

Постановка вопросов к прилагательным во множественном числе.

Определить лексическое значение имён прилагательных, их изменения по родам, числам и падежам; обозначить зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного.

21.12

64

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Выявить уровень знаний по теме. Коррекция памяти через использование изученных правил. Развитие орфографической зоркости через самопроверку написанного.

22.12

65

Работа над ошибками.

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала.

23.12

3 четверть

66

Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном  числе

Определить лексическое значение имён прилагательных, их изменения по родам, числам и падежам; обозначить зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного.

67

Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном  числе.

68

Склонение прилагательных. Закрепление знаний.

Обобщение и систематизация знаний учащихся  об имени прилагательном; воспитание интереса к языку; коррекция памяти и внимания.

Местоимение (19 часов )

69

Местоимение. Значение местоимений в речи

Понятие о личных местоимениях.

Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами.

70

Различение  местоимений по лицам и числам

Актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению; обобщить, повторить и закрепить на практике знания о местоимении; совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;

навыки контроля и самоконтроля.

71

Склонение местоимений 1-го лица

Склонение местоимений 1 лица. Лексико-грамматическое значение местоимений, их функция в речи.

Понятие о личных местоимениях.

Употребление личных местоимений в речи.

Правописание личных местоимений с предлогами.

72

Склонение местоимения 1-го лица единственного числа

73

Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица множественного числа

74

Склонение местоимения 1-го лица множественного числа.

75

Склонение местоимений 1-го лица единственного и множественного числа.

76

Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа

Склонение местоимений 2 лица. Лексико-грамматическое значение местоимений, их функция в речи.

Понятие о личных местоимениях.

Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами

77

Склонение местоимения 2-го лица единственного числа.

78

Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица множественного числа.

79

Склонение местоимения 2-го лица множественного числа.

80

Склонение местоимений 2-го лица единственного и множественного числа.

81

Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица единственного числа.

Склонение местоимений 3 лица. Лексико-грамматическое значение местоимений, их функция в речи.

Понятие о личных местоимениях.

Употребление личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами

82

Склонение местоимения 3-го лица единственного числа.

83

Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица множественного числа.

84

Склонение местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

85

Местоимение. Проверочная работа

 Закрепление употребления личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений с предлогами.

86

Контрольный диктант по теме «Личные местоимения».

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

87

Работа над ошибками.

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Глагол ( 16 часов)

88

Значение глаголов в речи.

Расширять представления детей о значении глаголов в речи. Учить детей использовать различные по значению глаголы при составлении связных высказываний. Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.

89

Глаголы, близкие по значению.

Продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов;

90

Частица не с глаголами.

Расширить знания детей о служебных частях речи познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами выработать навык правильного письма частицы не с глаголами на основе алгоритма; формировать коммуникативные умения детей;

91

Неопределённая форма глагола.

Развитие речи через составление предложений к иллюстрациям.

92

Изменение глаголов по временам и числам

Совершенствовать умения определять время и число глагола; развитие орфографической зоркости.

93

Знакомство с глаголами 1-го лица.

Глагол. Морфологические и синтаксические признаки. 1 лицо глагола.

Развитие мышления через постановку глаголов в одном времени.

94

Постановка вопросов к глаголам 1-го лица

Употребление глаголов в 1- м лице единственного и множественного числа.

95

Знакомство с глаголами 2-го лица

Постановка вопросов к глаголам 2-го лица.

Формировать орфографическую зоркость учащихся. научить находить глаголы 1, 2, 3 лица; воспитывать интерес к предмету; развитие мелкой моторики; развитие мышления.

Развитие мышления через вставку подходящих по смыслу глаголов.

96

Правописание глаголов 2 –го лица единственного числа.

97

Употребление глаголов в 2- м лице единственного и множественного числа.

98

Знакомство с глаголами 3-го лица

Постановка вопросов к глаголам 3-го лица.

99

Употребление глаголов в 3- м лице единственного и множественного числа.

100

Правописание глаголов, которые заканчиваются -тся и –ться.

Формирование представлений о глаголах неопределённой формы и умений определять их в устной и письменной речи. Развитие познавательной деятельности учащихся, критического мышления, умений ставить вопросы и находить ответы, умений самоанализа и самооценки своей деятельности.

101

Различие глаголов по лицам и числам. Глагол .Закрепление знаний. Тест

Повторение и обобщение пройденного по теме «Глагол»; Формировать навыки определения морфологических признаков глагола; Воспитывать любовь к искусству, развивать творческое воображение.

102

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

103

Работа над ошибками.

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала.

Наречие (10 часов)

104

Наречие как часть речи. Наречие- неизменяемая часть речи .

Понятие о наречии.

Употребление наречий в речи. Правописание наречий.

105

Значение наречий в речи.

Актуализация знаний о наречии, выработка умений и навыков по их применению; обобщить, повторить и закрепить на практике знания о наречии; совершенствовать навык правильного употребления наречий в речи;

навыки контроля и самоконтроля.

106

Образование наречий от прилагательных

Наречия, противоположные и близкие по значению

Развитие мышления через запись предложений в порядке схем.

107

Образование наречий от прилагательных

Наречия, противоположные и близкие по значению

Развитие речи через дополнение предложений однородными членами. Развитие памяти через заучивание и письмо по памяти

108

Наречия, отвечающие на вопрос как? где?

Развитие речи через восстановление текста с опорой на словосочетания

109

Наречия, отвечающие на вопрос когда? куда? откуда?

Развитие мышления через выбор схемы.

110

Постановка вопросов к наречиям Подбор наречий с опорой на вопросы

Развитие мышления через запись предложений в порядке схем.

111

Наречие. Закрепление знаний

Повторение по теме.

112

Контрольная работа по теме «Наречие»

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

113

Работа над ошибками

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала;

Предложение. Текст  (10 часов)

114

Простое предложение с однородными членами

Упражнять в комментировании для выработки аргументов пояснения правописания; Вырабатывать прочные умения для перевода в навык. Накапливать активный словарь и коммуникативные умения.

115

Распространение предложений однородными членами.

Однородные члены в предложении, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах; закреплять умение различать научный и художественный стили речи; закреплять умение.

116

Сложное предложение без союзов.

Дать общее представление об основных видах сложных предложений. Тренировать в умении строить схемы сложных предложений разного вида; воспитывать у учеников истинное понимание доброты, стремление поступать по- доброму, быть неравнодушным к людям.

117

Сложные предложения с союзами И, А, НО.

118

Составление сложных предложений с союзами И, А, НО

119

Сравнение простых и сложных предложений

развёртывать текст-описание на основе данного начала, по опорным словам, правильно употреблять предложения в структуре текста. развивать устную и письменную речь обучающихся; развивать произвольное внимание, мыслительные процессы: обобщение, классификация на основе работы со словарными словами, сравнение – на основе работы с лексическим материалом; прививать интерес к предмету.

120

Распространение  простых и сложных предложений

121

Предложение. Закрепление знаний

122

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Выявить уровень знаний по теме. Коррекция памяти через использование изученных правил. Развитие орфографической зоркости через самопроверку написанного.

123

Работа над ошибками

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала.

Повторение.( 14часов)

124

Состав слова.

Закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; расширять словарный запас учащихся

125

Состав слова. Сложные слова.

126

Существительное. Склонение существительных.

Развитие речи через подбор родственных слов

127

Существительное. Склонение существительных.

Развитие речи через подбор родственных слов.

128

Прилагательное. Склонение прилагательных.

Развитие мышления я проверку окончаний прилагательных путем вопросов.

129

Изложение стр. 243 упр. 336

128

Прилагательное. Склонение прилагательных.

Развитие мышления я проверку окончаний прилагательных путем вопросов.

130

Местоимение. Склонение местоимений.

Употребление личных местоимений в речи.

Правописание личных местоимений с предлогами.

131

Местоимение. Склонение местоимений.

Употребление личных местоимений в речи.

Правописание личных местоимений с предлогами.

132

Глагол. Правописание глаголов. Тест.

Умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов.

133

Наречие. Правописание наречий.

Употребление наречий в речи. Правописание наречий.

134

Итоговый контрольный диктант.

Выявить уровень знаний по теме. Коррекция памяти через использование изученных правил. Развитие орфографической зоркости через самопроверку написанного.

135

Работа над ошибками.

Работа над западающими темами, подробный анализ ошибок; взаимопомощь, практическая работа с толковым словарем; закрепление материала.

136

Простое предложение.

Развитие речи через составление сложных предложений путем соединения их частей по смыслу.

 Сложное предложение.

Сложные предложения с союзами и союзными словами.

Раздел VI. Учебно- методические средства обучения

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. 6-е изд. – М.: Просвещение, 2020. .

Программы:

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с.

Рабочие тетради

Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова «Русский язык» 5 – 9 класс

Дополнительные образовательные программы

Программы для 5 – 9 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья (дидактические игры)

Печатные пособия

Карточки с заданиями

Технические средства обучения

Наименование объектов

Примечание

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок

Электронные приложения к учебникам

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Компьютер, принтер, сканер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Экспозиционный экран

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике (по возможности).

Слайды, соответствующие тематике программ по математике (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по математике.

Ресурсы интернета (электронные библиотеки)

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: зоопарк, транспорт, магазин и др.).

Настольные развивающие игры, лото, наглядный материал.

Оборудование классов

Ученические столы одно-и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФГОСам/ русский язык 5-9 классы по уч. Разумовской М.М.

Данная прграмма разработана по всем правилам новых стандартов!!!...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Русский язык» ФГОС ООО 5- 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" 5-9 класс ФГОС ООО...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «РУССКИЙ ЯЗЫК» ФГОС ООО 7 класс

Индивидуальная адаптированная программа учебного курса "Русский язык"  ФГОС ООО 7 класс....

Рабочая программа по ФГОС. Русский язык. 9 класс

Рабочая программа по ФГОС. Русский язык. 9 класс...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС ООО по курсу 5-9 класс

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ...