Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы у обучающихся с РАС на логопедических занятиях
статья

Балашевич Дарья Петровна

Ключевым аспектом модернизации специального образования в России рассматривается проблема интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основанная цель специалиста- генерализация знаний и навыков обучающегося. Формирование и развитие социально направленной личности и повышение уровня усвоения программного материала в процессе изучения предмета на основе осуществления метапредметной и транспредметной интеграции.

Цель занятий-развивать спонтанную речь в быту, игре и в обучающей ситуации; формирование социального опыта обучающихся средствами игровой деятельности.

Обучение проведено на основе междисциплинарного взаимодействия, осуществляется на применении разных психолого – педагогических технологий: объяснительно — иллюстративного обучения; реализации личностно — ориентированного подхода и дифференциации обучения; развивающего обучения и установки логических связей;коммуникативно — диалоговой деятельности.

В процессе проведения занятия использованы разнообразные методы и приемы обучения, занимательные задания, коррекционно – кинезиологические упражнения, вопросно – ответная форма деятельности.

Широкое использование богатого речевого материала, различных видов целенаправленной деятельности формирует и корригирует речевое развитие детей, что обуславливает их познание, чувственное восприятие и эмоциональную окраску окружающего мира, взаимодействия и взаимоотношения людей. Обучающиеся учатся эмоциональному контакту, вступают и ведут диалог, улавливают интонационную выразительность и тональность фраз. У них стимулируются и активизируются коммуникативные компетенции, пополняется и обогащается словарь, расширяются семантические поля. Они обучаются связному высказыванию, принятию и пониманию ситуативных решений, мотивации поступков детей и взрослых, что положительно сказывается на формировании их социального опыта и социальной компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye_ssvyazi_log_i_pr.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы у обучающихся с РАС на логопедических занятиях»

Учитель-логопед: Петренко Д.П.

Ключевым аспектом модернизации специального образования в России рассматривается проблема интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основанная цель специалиста- генерализация знаний и навыков обучающегося. Формирование и развитие социально направленной личности и повышение уровня усвоения программного материала в процессе изучения предмета на основе осуществления метапредметной и транспредметной интеграции.

Цель занятий-развивать спонтанную речь в быту, игре и в обучающей ситуации; формирование социального опыта обучающихся средствами игровой деятельности.

Обучение проведено на основе междисциплинарного взаимодействия, осуществляется на применении разных психолого – педагогических технологий: объяснительно — иллюстративного обучения; реализации личностно — ориентированного подхода и дифференциации обучения; развивающего обучения и установки логических связей;коммуникативно — диалоговой деятельности.

В процессе проведения занятия использованы разнообразные методы и приемы обучения, занимательные задания, коррекционно – кинезиологические упражнения, вопросно – ответная форма деятельности.

Побуждение к речевой деятельности (составление ответов на вопросы и предложений), использование приема «проблемной» ситуации, работа над интонационно — выразительной стороной речи, переключение видов деятельности — все это способствовало: 

  • повышению познавательной активности;
  • формированию коммуникативной компетентности и творческого потенциала учащихся;
  • систематизации знаний по предмету;
  • решению задач коррекции речевого развития;
  • личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). 

Широкое использование богатого речевого материала, различных видов целенаправленной деятельности формирует и корригирует речевое развитие детей, что обуславливает их познание, чувственное восприятие и эмоциональную окраску окружающего мира, взаимодействия и взаимоотношения людей. Обучающиеся учатся эмоциональному контакту, вступают и ведут диалог, улавливают интонационную выразительность и тональность фраз. У них стимулируются и активизируются коммуникативные компетенции, пополняется и обогащается словарь, расширяются семантические поля. Они обучаются связному высказыванию, принятию и пониманию ситуативных решений, мотивации поступков детей и взрослых, что положительно сказывается на формировании их социального опыта и социальной компетентности.


Пример логопедического занятия:

Тип урока: занятие – ролевая игра.

Задачи:

Формируем:

  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо» и т.п.)
  • планирование предстоящей деятельности
  • уважение к труду взрослых
  • экономический кругозор ребенка

Развивать:

  • навык построения связного высказывания;
  • представление о продуктах питания: цвет, форма, вкус,
  • устный счет, минуя опору на числовой ряд

Закреплять:

  • правила поведения в магазине
  • словарный запас на примере лексической тем («Магазин», «Продуты питания», «Профессии»)
  • Знание функции и представления ценности денег

Образовательные: Формировать у учащихся умение слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия.

Коррекционно-развивающие: корригировать внимание путём выполнения заданий по раздаточному материалу, сопровождающихся наводящих вопросов со стороны учителя, ведущие к правильному выполнению задания; ориентация в пространстве, выработка навыка для определения необходимых предметов, соотнесение цифр и количества денег, отработка навыка диалога.

Воспитательные: воспитывать мотивацию к учебной деятельности, интерес к предмету, путём проведения игровых моментов.

Оборудование: муляжи: продуктов, кассы, денег.

Ход урока:

  • В начале занятия перед обучающимися раскладываются муляжи продуктов и денег. Педагог объясняет, что будет входить в занятие.  
  • Каждому обучающему дается возможность достать «список продуктов», написанный от руки и определенное количество денег.
  • Обучающийся заходит в «магазин» и проходит разные отделы в поисках необходимых продуктов.
  • Все продукты складываются в корзину. Подходя к кассе проверяет список и продукты.
  • Диалог с продавцом. Набор стандартных фраз: здравствуйте; нужен ли пакет; есть ли карта магазина; как будет производится оплата). На все эти фразы обучающийся отвечает.
  • Оглашение цены. Обучающийся должен либо на слух, либо на кассе увидеть цифры, которые сконвертирует с сумму.
  • Обучающийся рассчитывается на кассе.
  • После получения сдачи, обучающийся пересчитывает. Если неправильно дали сдачу, то говорит об этом кассиру, если все правильно переходит к финальной части.
  •  Заключительный диалог с продавцом.
  • После ролевой игры педагог и обучающийся рефлексируют. Все ли удалось, не ошибся ли где-то. Что было трудно, а что далось легко.  
  • Обсуждение с другими обучающимися. Что бы они сделали по-другому, что понравилось. Ходят ли они самостоятельно в магазин или с родителями.
  • В конце занятия дети помогают собрать муляжи.

Метапредметные связи, которые применяют обучающиеся на занятии:

  • Навык социально-бытовой ориентировки
  • Навык чтения с рукописного текста (чтение и русский язык)
  • Применяют знания о продуктах питания (окружающий мир, естествознание, биология)
  • Диалог (речевая практика, этика)
  • Узнавание цифр и их конвертация в сумму; сложение цифр (ценников) в общую сумму и вычитания из суммы. (математика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и средства оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы на уровне основного общего образования

.Уважаемые коллеги,предлагаемая презентация содержит .на мой взгляд, интересный материал по реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе с помощью пректной деятельности...

Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»

Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната,   ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...

Педсовет «Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формирование личностных результатов освоения образовательной программы».

Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений, так и учителям, интересующимся вопросом социализации и формировани...