Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы у обучающихся с РАС на логопедических занятиях
статья
Ключевым аспектом модернизации специального образования в России рассматривается проблема интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основанная цель специалиста- генерализация знаний и навыков обучающегося. Формирование и развитие социально направленной личности и повышение уровня усвоения программного материала в процессе изучения предмета на основе осуществления метапредметной и транспредметной интеграции.
Цель занятий-развивать спонтанную речь в быту, игре и в обучающей ситуации; формирование социального опыта обучающихся средствами игровой деятельности.
Обучение проведено на основе междисциплинарного взаимодействия, осуществляется на применении разных психолого – педагогических технологий: объяснительно — иллюстративного обучения; реализации личностно — ориентированного подхода и дифференциации обучения; развивающего обучения и установки логических связей;коммуникативно — диалоговой деятельности.
В процессе проведения занятия использованы разнообразные методы и приемы обучения, занимательные задания, коррекционно – кинезиологические упражнения, вопросно – ответная форма деятельности.
Широкое использование богатого речевого материала, различных видов целенаправленной деятельности формирует и корригирует речевое развитие детей, что обуславливает их познание, чувственное восприятие и эмоциональную окраску окружающего мира, взаимодействия и взаимоотношения людей. Обучающиеся учатся эмоциональному контакту, вступают и ведут диалог, улавливают интонационную выразительность и тональность фраз. У них стимулируются и активизируются коммуникативные компетенции, пополняется и обогащается словарь, расширяются семантические поля. Они обучаются связному высказыванию, принятию и пониманию ситуативных решений, мотивации поступков детей и взрослых, что положительно сказывается на формировании их социального опыта и социальной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnye_ssvyazi_log_i_pr.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование метапредметных результатов освоения образовательной программы у обучающихся с РАС на логопедических занятиях»
Учитель-логопед: Петренко Д.П.
Ключевым аспектом модернизации специального образования в России рассматривается проблема интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основанная цель специалиста- генерализация знаний и навыков обучающегося. Формирование и развитие социально направленной личности и повышение уровня усвоения программного материала в процессе изучения предмета на основе осуществления метапредметной и транспредметной интеграции.
Цель занятий-развивать спонтанную речь в быту, игре и в обучающей ситуации; формирование социального опыта обучающихся средствами игровой деятельности.
Обучение проведено на основе междисциплинарного взаимодействия, осуществляется на применении разных психолого – педагогических технологий: объяснительно — иллюстративного обучения; реализации личностно — ориентированного подхода и дифференциации обучения; развивающего обучения и установки логических связей;коммуникативно — диалоговой деятельности.
В процессе проведения занятия использованы разнообразные методы и приемы обучения, занимательные задания, коррекционно – кинезиологические упражнения, вопросно – ответная форма деятельности.
Побуждение к речевой деятельности (составление ответов на вопросы и предложений), использование приема «проблемной» ситуации, работа над интонационно — выразительной стороной речи, переключение видов деятельности — все это способствовало:
- повышению познавательной активности;
- формированию коммуникативной компетентности и творческого потенциала учащихся;
- систематизации знаний по предмету;
- решению задач коррекции речевого развития;
- личностных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Широкое использование богатого речевого материала, различных видов целенаправленной деятельности формирует и корригирует речевое развитие детей, что обуславливает их познание, чувственное восприятие и эмоциональную окраску окружающего мира, взаимодействия и взаимоотношения людей. Обучающиеся учатся эмоциональному контакту, вступают и ведут диалог, улавливают интонационную выразительность и тональность фраз. У них стимулируются и активизируются коммуникативные компетенции, пополняется и обогащается словарь, расширяются семантические поля. Они обучаются связному высказыванию, принятию и пониманию ситуативных решений, мотивации поступков детей и взрослых, что положительно сказывается на формировании их социального опыта и социальной компетентности.
Пример логопедического занятия:
Тип урока: занятие – ролевая игра.
Задачи:
Формируем:
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо» и т.п.)
- планирование предстоящей деятельности
- уважение к труду взрослых
- экономический кругозор ребенка
Развивать:
- навык построения связного высказывания;
- представление о продуктах питания: цвет, форма, вкус,
- устный счет, минуя опору на числовой ряд
Закреплять:
- правила поведения в магазине
- словарный запас на примере лексической тем («Магазин», «Продуты питания», «Профессии»)
- Знание функции и представления ценности денег
Образовательные: Формировать у учащихся умение слушать и слышать, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навыки фонематического восприятия.
Коррекционно-развивающие: корригировать внимание путём выполнения заданий по раздаточному материалу, сопровождающихся наводящих вопросов со стороны учителя, ведущие к правильному выполнению задания; ориентация в пространстве, выработка навыка для определения необходимых предметов, соотнесение цифр и количества денег, отработка навыка диалога.
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учебной деятельности, интерес к предмету, путём проведения игровых моментов.
Оборудование: муляжи: продуктов, кассы, денег.
Ход урока:
- В начале занятия перед обучающимися раскладываются муляжи продуктов и денег. Педагог объясняет, что будет входить в занятие.
- Каждому обучающему дается возможность достать «список продуктов», написанный от руки и определенное количество денег.
- Обучающийся заходит в «магазин» и проходит разные отделы в поисках необходимых продуктов.
- Все продукты складываются в корзину. Подходя к кассе проверяет список и продукты.
- Диалог с продавцом. Набор стандартных фраз: здравствуйте; нужен ли пакет; есть ли карта магазина; как будет производится оплата). На все эти фразы обучающийся отвечает.
- Оглашение цены. Обучающийся должен либо на слух, либо на кассе увидеть цифры, которые сконвертирует с сумму.
- Обучающийся рассчитывается на кассе.
- После получения сдачи, обучающийся пересчитывает. Если неправильно дали сдачу, то говорит об этом кассиру, если все правильно переходит к финальной части.
- Заключительный диалог с продавцом.
- После ролевой игры педагог и обучающийся рефлексируют. Все ли удалось, не ошибся ли где-то. Что было трудно, а что далось легко.
- Обсуждение с другими обучающимися. Что бы они сделали по-другому, что понравилось. Ходят ли они самостоятельно в магазин или с родителями.
- В конце занятия дети помогают собрать муляжи.
Метапредметные связи, которые применяют обучающиеся на занятии:
- Навык социально-бытовой ориентировки
- Навык чтения с рукописного текста (чтение и русский язык)
- Применяют знания о продуктах питания (окружающий мир, естествознание, биология)
- Диалог (речевая практика, этика)
- Узнавание цифр и их конвертация в сумму; сложение цифр (ценников) в общую сумму и вычитания из суммы. (математика)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и средства оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы на уровне основного общего образования
.Уважаемые коллеги,предлагаемая презентация содержит .на мой взгляд, интересный материал по реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе с помощью пректной деятельности...
Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»
Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната, ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...
Педсовет «Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формирование личностных результатов освоения образовательной программы».
Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений, так и учителям, интересующимся вопросом социализации и формировани...
Роль педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы
Педагогический совет...
Доклад по теме: «Урок географии. Формирование личностных результатов освоения образовательной программы»
Выступление на медодическом объединении...