Беседа "Этикет в гостях"
классный час
Цель: знакомство с правилами поведения за столом.
Задачи: -формировать у детей правила культурного поведения во время приёма пищи;
-развивать мышление, внимание, наблюдательность;
-воспитывать положительное отношение к правилам этикета, уважение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам;
Оборудование:
Столовые приборы (вилки, ложки, стакан, тарелки, ножи, салфетки,
чай, печенье, фрукты, конфеты.
(Заранее подготовлены стол. На столе столовые приборы, вазы с салфетками.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_etiket_v_gostyah.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Этикет в гостях»
Цель: знакомство с правилами поведения за столом.
Задачи: -формировать у детей правила культурного поведения во время приёма пищи;
-развивать мышление, внимание, наблюдательность;
-воспитывать положительное отношение к правилам этикета, уважение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам;
Оборудование:
Столовые приборы (вилки, ложки, стакан, тарелки, ножи, салфетки,
чай, печенье, фрукты, конфеты.
(Заранее подготовлены стол. На столе столовые приборы, вазы с салфетками.)
Ход беседы:
(У воспитателя в руках книга.)
-Воспитатель: Ребята! Я принесла вам очень интересную книгу! Она называется очень необычно «Этикет для малышей». Какое интересное название. Вы слышали, когда - ни будь это слово? (варианты ответов)
Существует большое количество видов этикета. Прежде всего- это правила поведения в гостях. Однако, разновидностей этикета для детей несколько меньше, чем для взрослых, к ним относят:
Выходной (к данному виду этикета относятся правила поведения в общественных местах, таких как театр, музей и т. д.)
Гостевой (нормы поведения в гостях)
Пассажирский (правила поведения в транспорте)
Речевой (правила общения)
Семейный (правила общения в семье)
Телефонный (правила общения по телефону)
Учебный (правила поведения в школе и детском саду)
Столовый (правила поведения за столом)
Взрослые учат, как надо себя вести? (ответы детей)
Сегодня мы с вами проведём необычную беседу «Как вести себя за столом». За столом мы проводим достаточно много времени. Мы завтракаем, обедаем и ужинаем в школе, в домашнем кругу, в кругу друзей и родственников.
Но не всегда и не все из вас задумывались о существующих правилах этикета во время приёма пищи. Вот сегодня мы с вами поговорим о том, как вести себя во время еды, как правильно брать пищу с общих тарелок,
А ещё о том, что и как едят за столом.
Только сегодня,
Только сейчас,
Только у нас.
Только для вас,
Правила поведения за столом.
Сколько правил!
Столько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным, и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь.
1. Как брать пищу?
-Еду кладут на тарелку вилками и ложками, находящимися на блюде, не касаясь ими своей тарелки и не забывая положить их обратно на блюдо.
Еду берут с блюда или из миски подряд, начиная с края. Выбирать разрешается только при подаче жаркого из птицы. Кусок, который случайно накалывают вилкой, не кладут обратно на блюдо. Еду не кладут на тарелку горкой. Это выглядит некрасиво и неаппетитно.
-Если вы хотите пропустить какое-либо блюдо, то причин объяснять не следует, достаточно будет сказать «спасибо». Не принято, отказываясь от еды,говорить: «спасибо, я этого не ем», «мне этого нельзя» и т. п. Предлагая кушанья, никого не нужно принуждать есть.
-Как поступить, если на столе салат находится далеко от вас?
(Мнения детей)
-Некоторые люди, не желая беспокоить соседей, встают и тянутся через весь стол. Но этим они причиняют соседям ещё больше беспокойства, не говоря уже о том, что в подобной ситуации легко опрокинуть стакан или задеть краем пиджака тарелку с пищей. Если нужное блюдо находится далеко, просят поблизости передать его.
-Поиграем? Разыгрываем ситуацию. (За стол садятся дети. Блюдо находится далеко от одного сидящего за столом. Задание: положить салат в свою тарелку. Один из участников должен вежливо отказаться от предлагаемого блюда.)
2. Как вести себя во время еды.
-Скажите, а как нужно сидеть правильно за столом? (Выслушиваем мнение детей)
-За столом нужно сидеть, слегка наклонившись вперёд и на всё сиденье, а не на краешке его. Сидеть за столом нужно прямо. Поворачивая при разговоре только голову. Ноги перед собой не вытягивают. А держат их вместе возле стула. На столе могут находиться только кисти рук. Но никак не локти. Локти по возможности прижаты к туловищу. Если едят только одной рукой, вторая тоже находится на столе. Пальцы сложены вместе.
-Сидя за столом, не критикуют то, что на столе, и тех. Кто за ним сидит или обслуживает сидящих. Не следят за тем, кто сколько ест. Пищу на тарелке не перебирают, а берут всё подряд. Едят и пьют спокойно, бесшумно. Не гримасничая.
Воспитанный человек ест спокойно, умеренно. Не обгоняя и не отставая от остальных. Рот не набивают пищей и не берут больших кусков, жевать нужно с закрытым ртом. С полным ртом не разговаривают и не смеются. Во- первых, это некрасиво, во- вторых, пища может либо выпасть изо рта, либо попасть в дыхательное горло и вызвать приступ кашля.
О невоспитанности свидетельствует также чистка зубов, то есть когда для очистки зубов от остатков пищи втягивают между зубами воздух. Считается, что зубы можно очищать, только если вы один. На людях избегают делать всё то, что может вызвать брезгливость. По той же причине не нужно размазывать на тарелке пищу или придавать еде неаппетитный вид. Например, раздавливая в соусе картофель и овощи и т. д. некрасиво выглядят несъедобные остатки пищи, такте, как рыбные косточки и прочее, разбросанное на тарелке.
Разыгрываем ситуацию. (За стол садятся другие дети. Правильная посадка за столом, если едят одной рукой.)
- Как поступить, если во время еды вам попадёт в рот хрящ, косточка, камешек (Выслушиваем мнение детей)
Их опускают губами на вилку или ложку, поднесённые ко рту, и кладут на край тарелки так, чтобы они не соскользнули ни на скатерть, ни обратно в тарелку. При еде следует стараться, чтобы тарелка была запачкана по возможности меньше.
- Как быть с теми остатками пищи, которых не съесть? (Выслушиваем мнение детей).
Этого вопроса не возникает, если положить себе на тарелку не слишком большую порцию. Но бывают случаи, когда садятся за стол, на котором уже расставлены готовые порции (суп, сладкое).
- Можно ли оставить еду на тарелке? (Выслушиваем мнение детей).
Правила предусматривают, что после еды тарелка должна быть пуста. Это требование предписывается, прежде всего, чувством такта. Во-первых, для того, чтобы не оставлять впечатления, будто пища была невкусной; во-вторых, обильные остатки затрудняют сбор и мытьё посуды; в-третьих, это перевод пищи. Во всяком случае, если вы видите в гостях, что не сможете справиться с предлагаемой вам порцией. Попросите положить поменьше. Если такой возможности нет, нужно руководствоваться, прежде всего, состоянием своего здоровья. Есть нужно по потребности и не больше.
- Как пользоваться салфеткой? (Выслушиваем мнение детей)
Салфетку берут с тарелки, когда начинают подавать на стол. Её кладут, сложив вдвое, на колени, а не засовывают, как когда-то за воротник.
(Проводится демонстрация)
Салфеткой не вытирают посуду и столовые приборы. Это было бы оскорбительно для хозяйки, так как подвергло бы сомнению её чистоплотность.
В наши дни никому не приходит в голову вытирать краем скатерти руки, ложки или рот. Даже белоснежной салфеткой редко вытирают рот. Обычно её только прикладывают ко рту. (Показ). Это делают перед тем, как пить, чтобы на стекле не осталось следов жирных губ. В случае надобности вытирают рот и после еды. Закончив, есть, салфетку кладут на стол слева от тарелки. Её не мнут и не складывают по заглаженным складкам. Бумажную салфетку слегка сминают и кладут на тарелку из-под еды. (Показ).
3. Физкультминутка. Я приготовила для вас вазочку с яичками от «Киндер-сюрприза». В них пословицы. Выбирайте, а я их прочту:
Без ножа хлеба не отрежешь.
Без соли, без хлеба - половина обеда.
Будет хлеб - будет и обед.
Всякому нужен и обед, и ужин.
Голодному Федоту и пустые щи в охоту.
4. Как правильно пользоваться ложкой и вилкой?
-Ложку держат между большим и указательным пальцами. (Показ). Причём её ручка слегка упирается в средний палец. Ко рту её подносят немного наискось (не боком) и в рот не засовывают. Ложку наполняют настолько, чтобы её можно было донести до рта, не пролив ни капли. (упражняются 2-3 мальчика).
-Вилка и нож. Вилку держат в левой руке. А нож в правой руке.
(упражняются мальчики). Когда едят одной вилкой, её держат в правой руке. Ручки ножа и вилки находятся в ладонях. Кончиком указательного пальца можно упираться в стык ручки и острия, но не ниже. Так же держат вилку, выпуклостью кверху.
-Нож используется для нарезания и как вспомогательный инструмент для накладывания пищи на вилку, например, овощей. Когда едят ножом и вилкой, их держат всё время в руках, даже в тот момент, когда едят только вилкой.
-Если нож и вилку во время еды нужно положить, то их кладут на тарелку накрест. Ручка ножа направлена вправо, вилки – влево. По окончании еды нож и вилку (Выпуклостью вниз) кладут на тарелку параллельно друг другу. Ручки находятся справа. Это означает, что вы закончили есть.
5. Что и как едят за столом? (Рассказывают подготовленные дети)
1) Чтобы остудить суп, не дуйте на него, просто обождите, пока он остынет. Чтобы съесть весь суп из тарелки, её наклоняют левой рукой от себя, то есть к центру стола.
2) Жаркое едят при помощи ножа и вилки. Для расчленения мягкого мяса (котлет, рулета и т. п.) используют только вилку.
3) Рыбу обычно не едят ножом, корочкой хлеба придерживают рыбу.
4) Картофель и овощи, как и прочую мягкую пищу, не режут ножом, а расчленяют на кусочки вилкой, находящейся в левой руке, нож только придерживает картофель.
5) Хлеб берут всегда рукой с общей тарелки, стараясь не дотрагиваться до других ломтиков, и, положив на свою тарелку, отламывают кусочки.
6) Пельмени кладут вилкой целиком в рот, чтобы из них не вытекал сок.
7) Печенье едят, отламывая его по небольшому кусочку.
8) Конфеты берут пальцами. За праздничным столом конфету сначала кладут на свою тарелку, на которой её развёртывают.
9) Яблоко и грушу разрезают на тарелке вдоль на четыре или на восемь частей. Затем их очищают от кожицы, удаляют сердцевину и откусывают по кусочкам.
10) Если хотят с кем-нибудь поделиться каким-нибудь плодом, его разрезают пополам и предлагают большую и лучшую часть. Себе оставляют половинку с хвостиком, сердцевиной или косточкой.
6. Итог. Коллективная игра «Да или нет».
Сейчас я проверю, кто был внимательным, кто разобрался в правилах поведения за столом? Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте на них словом «да» или «нет».
-Рук не мыть, когда обед? (Нет)
-Будем прыгать за столом? (Нет)
-Не жалеть для друга хлеба? (Да)
-Грязь смывать всегда и без следа? (Да)
-Фантик выбросить под стол? (Нет)
-Хлеб беру всегда рукой? (Да)
-Солнце, воздух и вода? (Да)
-Мы лентяям шлём привет? (Нет)
-А тем, кто трудится всегда? (Да)
-Я вижу, что все вы осознаёте, как нужно вести себя культурному человеку. Чему мы с вами учились? (Ответы детей)
Воспитанным быть и культурным попробуй,
Тут хитрости вовсе не надо особой.
Послушать, запомнить и нужно исполнить-
Одно удовольствие, честное слово!
7. Чаепитие.
-Сегодня я приглашаю вас в гости на чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"
Урок – театрализованное представлениеФестиваль «В гостях у Сказки»...
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "В гости на лужайку"
Сценарий экологического развлечения для детей 5 - 6 лет с песнями и танцами....
Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях"
Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях" рассчитана для детей 6-летнего возраста и может быть использована для занятий с дошкольниками в детском саду...
«Прием гостей. Правила поведения в гостях».
Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями...
Внеклассное мероприятие на английском языке в 3 классе. "В гостях у Кенги" (правила этикета и приема гостей).
Тема: «В гостях у мамы Кенги» (правила этикета приема гостей).Актуальность: основы этикета, навыки общения.Тип мероприятия: Костюмированное представление.Цель: Формирование у детей основ этикета.Задач...
«Прием гостей. Правила поведения в гостях».
Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями; - да...
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая
Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу. Программа под названием «М...