Современные требования и подходы к работе по развитию самостоятельности воспитанников, коррекции их волевой сферы
материал
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_trebovaniya_i_podhody_k_rabote_po_razvitiyu.docx | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Кузедеевская школа – интернат»
Современные требования и подходы к работе по развитию
самостоятельности воспитанников, коррекции их волевой сферы.
(Доклад МО воспитателей)
Выполнила воспитатель:
И.Н. Пивкина
2021г.
Введение
Актуальность. Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.
Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Это позволяет нам предположить, что одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства, является самостоятельность. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.
Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись самостоятельно заправлять кровать, Андрей без подсказки помогает Ване правильно заправить кровать.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни. На самом деле у многих детей самостоятельность не сформирована. Не удивительно, что когда дети становятся старше, родители начинают задумываться, почему их ребенок ни к чему не приучен и ничего не умеет и, следовательно, начинают винить в этом всех окружающих. Но, прежде всего все зарождается в семье. Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют ничего сделать. Именно этим объясняется наше обращение к проблеме формирования самостоятельности у младших школьников.
Понятие самостоятельности в различных источниках трактуется по-разному.
В психологической энциклопедии самостоятельность определена как «волевое качество личности, которое заключается в умении по собственной инициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достижения и выполнять принятые решения».
В словаре по социальной педагогике самостоятельность определяется как «обобщенное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение». Анализ этих и других определений понятия «самостоятельность» позволяет нам сделать вывод, что самостоятельность представляет собой волевое качество личности, которое характеризуется инициативным, критическим, ответственным отношением к собственной деятельности, умением планировать эту деятельность, ставить перед собой задачи и искать пути их решения без посторонней помощи, опираясь при этом на имеющиеся в собственном опыте знания, умения и навыки. Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Однако в любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции.
1. Цели и задачи в работе по развитию самостоятельности воспитанников
В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда ребёнок приходит в школу и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.
Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, необходимо уделять особое внимание развитию самостоятельности у школьников.
Цель: — добиться максимальной самостоятельности и проявления активности воспитанников.
Задачи:
• изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в школьном возрасте;
• выявление уровней проявления самостоятельности у детей школьного возраста;
• формировать у детей навыки самообслуживания;
• учить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;
• воспитывать в детях духовно-нравственные качества путем создания
условий для организации и управления самостоятельной деятельностью воспитанников.
2. Современные требования и подходы к работе по развитию самостоятельности воспитанников.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Ведущим видом деятельности младшего школьника, по утверждению отечественных психологов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.А. Цукермани др.) является учебная деятельность (самоподготовка).
Самостоятельность в учебной деятельности выражается, прежде всего, в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Для того, чтобы способствовать развитию самостоятельности в учебной деятельности, психологи рекомендуют представлять ребенку возможность высказывать собственную точку зрения по тому или иному вопросу и стремиться к тому, чтобы учебные задания ребенок выполнял без посторонней помощи.
Большое место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность. В процессе сюжетно-ролевой игры дети могут овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни. Например, школьник, который плохо учится, берет себе роль отличника и старается, выполнив все игровые правила, полностью соответствовать роли. Такая ситуация будет способствовать усвоению младшим школьником требования, которые необходимо соблюдать, чтобы стать успевающим учеником.
Самостоятельность проявляется и развивается в выборе и в развертывании сюжетов ролевых игр, в умении принимать решения в различных ситуациях, а также контролировать свои действия и поступки.
В младшем школьном возрасте влияние на развитие самостоятельности оказывает, помимо учебной и игровой деятельности привитие навыков самообслуживания.
Так же обеспечивают эффективное развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста средствами хозяйственно – бытового труда.
2.1. Развитие самостоятельности на самоподготовке
Выполнение домашних заданий является одной из основных форм самостоятельной учебной работы учащихся. В процессе выполнения домашних заданий осуществляется дальнейшее закрепление и совершенствование умений и навыков, приобретенных на уроке. Домашнее задание выполняется воспитанниками самостоятельно под контролем воспитателя. По своей значимости самоподготовка является вторым режимным моментом после учебной работы на уроке. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы – формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться. Немаловажное значение имеет и организация самоподготовки. Время выполнения домашних заданий должно быть твердо установлено. При ежедневных регулярных занятиях, начинающихся в одни и те же часы, у детей вырабатывается привычка к систематической, самостоятельной работе, что способствует формированию у них ответственности. С решением этой задачи связаны коррекционно-воспитательные цели и задачи самоподготовки:
1. Воспитание у детей добросовестного отношения к выполнению задания.
2. Формирование у воспитанников устойчивого желания самостоятельно трудиться, проявление у них чувства долга по отношению друг к другу, к коллективу группы к учителю и воспитателю.
3. Воспитание упорства, усердия, целеустремленности, воли и любви к учению.
4. Развитие у воспитанников активности и интереса к выполняемой работе.
5. Развитие у воспитанников чувства ответственности, формирования умения работать в коллективе.
Самоподготовка, по сути, является продолжением учебного процесса, однако значительно отличается от урока методикой организации и проведения. Задача воспитателя – закреплять у воспитанников знания, полученные на уроках, учить их работать самостоятельно.
Одним из условий успешной самоподготовки является оптимальная дозировка домашних заданий. Кроме того, задание должно быть доступно детям с ограниченными возможностями здоровья, рассчитано на самостоятельное выполнение ими и невелико по объему. Воспитатель осуществляет также дифференцированный подход к воспитанникам в процессе самоподготовки.
При выполнении домашних заданий учитывается объем, сложность задания, степень изученности на уроке заданного учебного материала, функция домашних заданий (закрепление знаний, умений, навыков, полученных на уроке), а также использование наглядных пособий и дидактического материала. При использовании наглядных пособий ученики самостоятельно стараются выполнить задание, например, решая задачи, составляют краткую запись. А при выполнении задания по русскому языку, используют дидактический материал, проверяя правописание безударных гласных. Класс должен быть чистым и проветренным. Во время самоподготовки основная обязанность воспитателя – создать условия для самостоятельной работы детей. Большинство детей нуждаются в помощи воспитателя, если воспитанник не справляется с заданием, то предлагается ему вспомнить или прочитать по учебнику нужное правило, указывается на допущенную ошибку. Слабых учеников следует постоянно подбадривать, внушать им уверенность в своих силах, помочь добрым словом или просто улыбкой.
Для проверки выполненных домашних заданий применяются различные способы: самоконтроль, взаимопроверка, связанная со взаимопомощью, контроль со стороны воспитателя.
От умения школьников проверить выполненное домашнее задание в значительной степени зависит эффективность самоподготовки. Взаимопроверка организовывается среди сильных и средних учеников. Дети читают наизусть друг другу стихотворение или пересказывают прочитанный текст, поправляют друг друга. Часто даются задания творческого характера: найти в тексте описание природы, подобрать подпись к иллюстрации в учебнике. Такого рода задания способствуют выработке навыков самостоятельной работы. В процессе взаимопроверки эти навыки закрепляются особенно успешно. Дети становятся внимательнее, возрастает их активность, самостоятельность и интерес к занятиям.
2.2. Воспитание самостоятельности на основе игровых технологий
Младший школьный возраст, по мнению психологов и педагогов, является ключевым для развития у детей различных качеств, с помощью которых они смогут реализовать себя в жизни. Рассмотрим, где и каким образом может наиболее полно проявляться и развиваться самостоятельность младших школьников. Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создаёт игровая среда. Игровые действия ребят сопровождаются эмоциональным подъёмом, являются наиболее мощным стимулом его активности. Посредством игры усиливается, выявляется, развивается творческий потенциал воспитанников. Поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности детей.
При организации различных игр даются указания, что способствует проявлению таких волевых качеств, как ответственности, упорства, настойчивости, решительности, выдержки. При проведении игровых моментов должны учитываться несколько принципов:
- принцип эмоционального комфорта и активности (призван обеспечить эмоциональную поддержку каждому ребёнку, стимулировать активное поведение детей посредством самостоятельного выбора видов игровой деятельности);
- принцип открытости и индивидуальности (призван дать широкий диапазон впечатлений от новых эмоций; каждый ребёнок должен в игре найти свою «нишу» и реализовать себя). Полезно также играть в дидактические игры (сюжетно-ролевые, предметные, соревновательные, игры-загадки, игры-путешествия.)
Самостоятельность обнаруживается в замысле и развёртывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить задание. Элементы игры способны приобщать к решению практических задач, вызывать положительные эмоции, способствовать накоплению жизненного опыта. Игры с правилами и игры-соревнования - способствует развитию навыков выдержки и самообладания. Коллективно дидактические игры ставят ребёнка перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить свою точку зрения, учесть пожелания партнёров и скоординировать с ним свои действия. Играя в ролевые игры, воспитанники стремятся овладеть теми качествами личности, которые привлекают их в реальной жизни, или в зависимости от задачи, которая перед ними стоит. Поэтому правильно организованная игровая деятельность ребенка способствует развитию самостоятельности воспитанников и коррекции таких волевых качеств, как ответственность, упорство, настойчивость, решительность, выдержка.
2.3.Самообслуживание – первый шаг к самостоятельности.
Одним из видов труда детей является – самообслуживание. Самообслуживание – это удовлетворение естественных потребностей в еде чистоте, одежде. Навыки самообслуживания формируются в группах на режимных моментах. Начиная с 1 класса, воспитатели приучают ребенка к порядку. У каждого воспитанника есть свое место в шкафу, там все должно лежать если не в идеальном, то в разумно организованном порядке. Тоже самое можно сказать и о стирке. Тяжелые для детей вещи (куртки, постельное бельё и другие крупные вещи) наши дети не стирают. А вот свои носочки, трусики, маечки дети начинают стирать уже с начальной школы. Большое внимание уделяю внешнему виду детей: приучаю их следить за чистотой школьной и повседневной одежды, доверяю глажку вещей. Дети учатся самообслуживанию, самостоятельно выполняя влажные уборки, наводят порядок в помещениях, осуществляют мелкий ремонт одежды, учатся накрывать столы. Умывание, одевание раздевание, прием пищи, уход за внешним видом могут только условно рассматриваться в содержании трудового воспитания, однако большое воспитательное значение и жизненная необходимость навыков, приобретаемых детьми в процессе самообслуживания, выдвигают его как один из важных видов труда. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его жизненную необходимость, направленную на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду.
Методы формирования самообслуживания:
1.Показ действий воспитателем
2. Подробные словесные объяснения
3. Последовательность выполнения действий
4. Результат выполнения
Основным методическим приемом формирования навыков является показ каждого элементарного действия и их последовательности. Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в тоже время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе.
По мере формирования навыков воспитатель постоянно переходит от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову воспитателя, а в последствии, самостоятельно.
Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Взрослые должны внимательно относиться к тому, как дети трудятся, вместе с ними разобраться, что тут хорошо, а что плохо и почему. Так дети быстрее поймут свои ошибки, утвердятся в достигнутом и сумеют в следующий раз сделать самостоятельно.
Что дает детям самообслуживание:
- меньшую зависимость от взрослого;
- уверенность в своих силах;
- желание и умение преодолевать препятствия.
2.4.Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей
Правильное участие детей в хозяйственно-бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченный физически и духовно маленький ребёнок имеет возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в помещении, на участке, с уборкой посуды, стиркой вещей для куклы и пр. Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность. В процессе его не только повторяются трудовые операции, но и возникают типично жизненные ситуации. При этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствуют формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности. Развитие самостоятельности у детей средствами хозяйственно-бытового труда будет эффективным, если педагог создает условия: - стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий для хозяйственно-бытового труда; - поощряет инициативу ребят в стремлении заметить и устранить нарушения порядка в группе и на участке; - предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера. Но не только в этом влияние хозяйственно-бытового труда. Он создаёт большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы (например, участие в наведении порядка в групповой комнате), предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать свою работу хорошо и своевременно. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его. В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию.
Заключение
Какие трудности возникают при реализации самостоятельной деятельности?
В ходе своей работы я выявила ряд недоработок в этом вопросе со стороны родителей:
– отсутствие у родителей готовности умело направлять, развивать, обогащать самостоятельную деятельность детей;
– недостаточное использование различных ситуаций для формирования детской самостоятельности;
– безразличие некоторых родителей к деятельности своего ребёнка. Ребёнок предоставлен самому себе, его инициатива не поддерживается родителями.
В результате проведенной мной работы заметила, что дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, понимают значение слова «самостоятельность», свободно оперируют этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.
Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода нахождения ребенка в школе.
Я считаю себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.
Особое значение для развития воспитанников имеет стимулирование и максимальное использование самостоятельности в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития детей, приносит большую пользу, у ребёнка закрепляется жизненно полезная личностная черта – самостоятельность, формируются такие волевые качества, как настойчивость, упорство, ответственность.
Самостоятельность также играет огромную роль в подготовке воспитанников к их дальнейшей жизни и трудовой деятельности, независимо от того, в какой области он будет себя реализовывать.
В дальнейшем планирую продолжить работу по этой теме, но уже по таким направлениям:
- развитие самостоятельности в проектной деятельности;
- формирование самостоятельности в творческом развитии детей; - воспитание самостоятельности в трудовой деятельности.
Литература
СмирноваН.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 2008.
- Худенко Е. Д., Г. Ф.Гаврилычева, Е. Ю.Селиванова. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. -2-е изд. испр. и доп.-М.:АРКТИ,2006
- Быстрова, Т.В. Особенности самостоятельности младших школьников в учебной деятельности / Т.В. Быстрова // Формирование младшего школьника как субъекта учебной деятельности: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990. - С. 52-64
- Калинина, Н.В и др. Учебная самостоятельность младшего школьника. Диагностика и развитие / , 2008.- 80 с.. - ISBN 978-5-89415-698-9.
- Маханева М. Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться: метод.пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 62с.
- Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова. – М.: Речь, 2002. -79 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.
Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...
Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы у обучающихся с РДА (методические рекомендации)
Данные методические рекомендации адресованы педагогам-психологам, практическим психологам, работающим с детьми с синдромом РДА. Целью данных методических рекомендаций является оказание методической п...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 6-10 классов
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и адаптивных форм поведенияЗадачи программы:- Формирование способности распознавать и дифференциацировать эмоциональные состояния;- Развитие произ...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста. Основными задачами коррекционного сопровождения ребенка по данной программе является, во-первых, коорекция отклонений в эмоционально-волевом раз...
Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
Подборка упражнений направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР ...