Инновации в коррекционной работе учителя-логопеда
статья
Современные методы, коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ashhotova_.docx | 25.72 КБ |
statya_ashhotova_.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речь и сенсорными нарушениями
Авторы: Ашхотова Мария Юрьевна учитель-логопед
Ковалевская Елена Павловна учитель-дефектолог
ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Родниковской
В современном мире, в век технологи и прогресса, требования к личности являются крайне высокими. Одной из важнейших составляющих успешной личности, является правильная, грамотная речь. Поэтому так важно, выявлять и помогать детям с нарушениями речи. Не всегда это удается с помощью традиционных, давно сформированных методов. Именно поэтому так важно, будучи педагогом, заинтересованным в успешности своей работы и в том, что бы помочь детям с нарушениями речи и сенсорными нарушениями, исследовать, изучать и применять в своей работе инновационные технологии.
Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательности и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.
Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Инновационные образовательные технологии привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей; оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия; служат для создания благоприятного эмоционального фона; способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.
Интеллектуальные карты
Метод интеллект - карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление, а так же, помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.
Ментальные карты в логопедии можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, отработки грамматических конструкций, составления описательных рассказов. Результативно применяется данный метод в проектной деятельности.
План в виде интеллект карт помогает ребенку сосредоточиться на важных деталях и восстановить в памяти дополнительные сведения по изучаемой теме. Особенно эффективен данный прием при развитии монологической речи с использованием картин.
Степ-логоритмика
«Step» в переводе с английского языка означает «шаг». В конце 20 века Джина Миллер разработала новую методику - степ – аэробику.
Степ – логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песнок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия. Уникальное сочетание физических упражнений, степа, музыки, проговаривания стихов и ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подьем, чувство радости и удовольствия. Понимание логоритмики основано на использовании связи слов, музыки и движения.
Задачи:
-Обеспечить гармоническое физическое развитие ребёнка, укрепление психического и физического здоровья; Формировать потребность в двигательной активности; Развивать физические качества. Как базовую основу для формирования двигательных навыков (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость); Совершенствовать мышечно-двигательных навыки правильной осанки, через включение упражнений, воздействующие на мышцы брюшного пресса, груди и т.д., упражнения для дыхания и релаксации; Расширять функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; Развивать ориентировку в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей; Развивать чувство ритма, положительные эмоции через художественное слово, музыкальное сопровождение; Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, речевых умений и навыков; Развивать координацию движений.
Техника составления рифмованных текстов
Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.
Создать условия для развития у детей способности чувствовать и понимать выразительность и образный язык стихотворных форм.
Основная ценность стихосложения заключается в том, что дети начинают внимательно относиться к слову, глубже мыслить и чувствовать, приобретая интерес к поэзии и литературе в целом. Углубляясь в процесс стихосложения, дети получают всесторонний опыт во многих областях деятельности: описывание, воображение, фантазирование, рисование и т. д. Уроки стихосложения позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка и дать возможность его развития, сформировать активную жизненную позицию личности дошкольника.
Мнемотехника
Мнемотехника (искусство запоминания) — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Работа с мнемотаблицами проводится постепенно и последовательно. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, в которое заложена определенная информация. На каждое слово или фразу придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. д. Весь речевой материал зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, а текст и картинки соединяются в один сюжет. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при воспоминании, по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Поэтому мнемосхемы часто применяются в логопедической работе.
Сопряженная гимнастика
Сопряженная гимнастика – это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что позволяет назвать их театром пальцев и языка.
Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т. д., можно использовать как психогимнастику или разминку.
Актуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, ребёнок учится концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма.
Технология синквейн
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Для этой цели существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. А второе правило, оно же и более современное и более распространенное дидактическое, которое и стали так широко применять в учебных заведениях многих стран, в образовательных целях. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.
Технология «ТРИЗ»
Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
ТРИЗ:
- дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность;
- учит детей нестандартно мыслить;
- развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения, желание помочь;
- позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.
Криотерапия
Криотерапия (от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие).
Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.
В логопедических методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться рецепторный аппарат.
На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками пациента).
Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции.
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речь и сенсорными нарушениями
Авторы: Ашхотова Мария Юрьевна учитель-логопед
ГКОУ КК школа-интернат ст-цы Родниковской
В современном мире, в век технологи и прогресса, требования к личности являются крайне высокими. Одной из важнейших составляющих успешной личности, является правильная, грамотная речь. Поэтому так важно, выявлять и помогать детям с нарушениями речи. Не всегда это удается с помощью традиционных, давно сформированных методов. Именно поэтому так важно, будучи педагогом, заинтересованным в успешности своей работы и в том, что бы помочь детям с нарушениями речи и сенсорными нарушениями, исследовать, изучать и применять в своей работе инновационные технологии.
Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательности и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.
Инновационные технологии — это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.
Инновационные образовательные технологии привносят в логокоррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей; оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия; служат для создания благоприятного эмоционального фона; способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.
Интеллектуальные карты
Метод интеллект - карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление, а так же, помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.
Ментальные карты в логопедии можно использовать для автоматизации и дифференциации звуков, отработки грамматических конструкций, составления описательных рассказов. Результативно применяется данный метод в проектной деятельности.
План в виде интеллект карт помогает ребенку сосредоточиться на важных деталях и восстановить в памяти дополнительные сведения по изучаемой теме. Особенно эффективен данный прием при развитии монологической речи с использованием картин.
Степ-логоритмика
«Step» в переводе с английского языка означает «шаг». В конце 20 века Джина Миллер разработала новую методику - степ – аэробику.
Степ – логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песнок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия. Уникальное сочетание физических упражнений, степа, музыки, проговаривания стихов и ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подьем, чувство радости и удовольствия. Понимание логоритмики основано на использовании связи слов, музыки и движения.
Задачи:
-Обеспечить гармоническое физическое развитие ребёнка, укрепление психического и физического здоровья; Формировать потребность в двигательной активности; Развивать физические качества. Как базовую основу для формирования двигательных навыков (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость); Совершенствовать мышечно-двигательных навыки правильной осанки, через включение упражнений, воздействующие на мышцы брюшного пресса, груди и т.д., упражнения для дыхания и релаксации; Расширять функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем; Развивать ориентировку в пространстве, умение согласовывать свои действия с действиями других детей; Развивать чувство ритма, положительные эмоции через художественное слово, музыкальное сопровождение; Способствовать развитию речевого дыхания, артикуляционной моторики, речевых умений и навыков; Развивать координацию движений.
Техника составления рифмованных текстов
Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.
Создать условия для развития у детей способности чувствовать и понимать выразительность и образный язык стихотворных форм.
Основная ценность стихосложения заключается в том, что дети начинают внимательно относиться к слову, глубже мыслить и чувствовать, приобретая интерес к поэзии и литературе в целом. Углубляясь в процесс стихосложения, дети получают всесторонний опыт во многих областях деятельности: описывание, воображение, фантазирование, рисование и т. д. Уроки стихосложения позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка и дать возможность его развития, сформировать активную жизненную позицию личности дошкольника.
Мнемотехника
Мнемотехника (искусство запоминания) — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, мелкую моторику рук.
Работа с мнемотаблицами проводится постепенно и последовательно. Мнемотаблица – это рисуночное письмо, в которое заложена определенная информация. На каждое слово или фразу придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. д. Весь речевой материал зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, а текст и картинки соединяются в один сюжет. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при воспоминании, по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Поэтому мнемосхемы часто применяются в логопедической работе.
Сопряженная гимнастика
Сопряженная гимнастика – это инновационная технология по развитию речи через упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Все упражнения объединены простым сюжетом, что позволяет назвать их театром пальцев и языка.
Упражнения сопряжённой гимнастики, выполняемые детьми в достаточно быстром темпе, с весёлым настроением, со сменой поз (сидя на полу или на стульях, сидя на фитболах, стоя в кругу и т. д., можно использовать как психогимнастику или разминку.
Актуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, ребёнок учится концентрировать своё внимание, кисти рук и пальцы приобретают силу, облегчается овладение навыками письма.
Технология синквейн
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Для этой цели существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. А второе правило, оно же и более современное и более распространенное дидактическое, которое и стали так широко применять в учебных заведениях многих стран, в образовательных целях. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.
Технология «ТРИЗ»
Применение в практической деятельности учителя-логопеда методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития речи, мышления, воображения можно судить по речевому продукту, который создает ребёнок.
ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
ТРИЗ:
- дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность;
- учит детей нестандартно мыслить;
- развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, стремление найти выход из затруднительного положения, желание помочь;
- позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.
Криотерапия
Криотерапия (от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие).
Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.
В логопедических методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться рецепторный аппарат.
На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками пациента).
Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте
Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда...
Семейные фотографии как эффективное средство в коррекционной работе учителя–логопеда.
Опыт работы показывает, что хороших результатов в развитии связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) можно достигнуть при активном привлечении к занятиям всех людей, причастных к ф...
Программа коррекционной работы учителя-логопеда
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»
ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»
Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...
Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов»
Очень часто учитель-логопед сталкивается с тем, что учителя, встречают его появление в классе настороженно. Происходит это от того что, учителя особенно старшего поколения неправильн...