Предупреждение и коррекция дизорфографии у учащихся 2-5 классов
рабочая программа
Формирование орфографических навыков у учащихся 2 – 5 классов, способствуя усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_i_korrektsiya_dizorfografii.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса
«Предупреждение и коррекция дизорфографии у учащихся 2 – 5 классов»
- Пояснительная записка:
Цель коррекционного курса: формирование орфографических навыков у учащихся 2 – 5 классов, способствуя усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Данный коррекционный курс направлен на:
1. Формирование фонематических процессов.
2. Формирование орфографической зоркости.
3. Формирование связной речи.
4. Формирование психических процессов.
Описание места коррекционного курса в учебном плане.
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – индивидуальные занятия.
Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение» и создает базу для успешного усвоения этих предметов.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Личностные результаты:
Курс ориентирован на:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
Курс обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивных
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
6) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательных
1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
5) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативных
1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:
- Последовательно пересказывать текст с опорой на вопросы, с ярко выраженной причинно-следственной связью, от первого (третьего) лица по графическим схемам, с опорой на серию картинок, сюжетную картинку.
- Выполнять выборочный, краткий, творческий пересказы.
- Составлять самостоятельные связные высказывания, рассказы повествовательного характера, рассказы по вопросам и картинке.
- Составлять сравнительные рассказы описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.
- Определять лексическое значение слов, употребленных в контексте.
- Понимать значение однозначных и многозначных слов.
- Находить в тексте и подбирать антонимы и синонимы к словам.
- Употреблять синонимы для преодоления неоправданного повторения слов.
- Понимать прямое и переносное значение слов, образные слова и выражения, фразеологизмы, фразеологические обороты, крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);
- итоговая диагностика (15-30 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
- Содержание коррекционного курса
Коррекционно–логопедическая работа проводится по разделам.
1. Формирование фонематических процессов:
- выделение гласных и согласных звуков из слов;
- определение количества и последовательности звуков в слове;
- слоговой анализ и синтез слов;
- выделение из слова ударных слогов и гласных букв;
- дифференциация звонких и глухих согласных;
- дифференциация мягких и твердых согласных;
- гласные второго ряда (обозначение двумя звуками);
- анализ значений слов-паронимов;
- фонетический разбор слов.
2. Формирование орфографической зоркости:
- родственные слова;
- дифференциация однокоренных слов со словами-омонимами;
- морфемный разбор слова;
- дифференциация близких по написанию и значению морфем;
- выделение «ошибкоопасных» мест в слове;
- подбор проверочных слов при проверке безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;
- подбор проверочных слов при проверке сомнительных согласных в корне слова;
- ассоциативные ряды при работе со словарными словами;
- выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании;
- падежные формы имен существительных;
- согласование прилагательных с существительными в падеже, роде, числе;
- согласование прилагательных, местоимений, числительных с существительными;
- согласование глаголов с существительными в роде, числе;
- личные окончания глаголов;
- употребление предлогов;
- дифференциация предлогов и приставок;
- правописание разделительных «ь» и «ъ»;
- правописание «ь» на конце существительных, глаголов, прилагательных;
- правописание -тся, -ться в глаголах.
3. Формирование связной речи:
- словосочетания и предложения;
- составление предложений из слов;
- составление текста из предложений;
- пересказ текста;
- составление текста по сюжетным картинкам;
- выделение логико-смысловых связей текста.
4. Формирование психических процессов:
- развитие пространственных представлений;
- развитие долговременной речеслуховой памяти;
- развитие произвольного слухового и зрительного внимания;
- развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления.
III. Тематическое планирование
В представленном тематическом планировании дан примерный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону, в зависимости от степени тяжести нарушения.
№ п/п | Тема логопедического занятия | Содержание работы | Кол-во часов |
1 | Слова-действия, слова-предметы. | Учить различать существительные и глаголы. Учить различать существительные собственные и нарицательные. Развивать языковой анализ. Развивать произвольное внимание. | 1 |
2-3 | Слоговой анализ и синтез. | Закреплять представление о слогообразующей роли гласных. Закреплять навык деления слов на слоги. Учить видеть «ошибкоопасные» места в различных морфемах. Учить разбирать слово по составу. Учить проверять окончания глаголов. Активизировать словарь. Развивать концентрацию и устойчивость внимания, долговременную память. | 2 |
4 | Морфемный анализ слова. | Развивать навык морфемного анализа слов. Формировать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык переключения внимания. | 1 |
5 | Слова-признаки. | Учить задавать вопросы к прилагательным. Развивать навык согласования прилагательных с существительными. Закреплять навык дифференциации гласный первого и второго ряда. Развивать долговременную память. | 1 |
6 | Согласование существительных и прилагательных. | Развивать навык склонения прилагательных по падежам. Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. Развивать произвольное внимание. | 1 |
7 | Согласование прилагательных и существительных в числе. | Учить подбирать однокоренные слова. Развивать навык постановки ударения в зависимости от значения слова. Развивать навык употребления мягкого знака. Учить подбирать правило, по которому проверяется орфограмма. Развивать произвольное внимание, долговременную память. | 1 |
8 | Согласование прилагательных и существительных в роде и чесле. | Развивать навык согласования прилагательных и существительных в роде. Учить подбирать проверочные слова. Закреплять навык фонематического анализа. Развивать произвольное внимание, долговременную память. | 1 |
9 | Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. | Развивать навык согласования прилагательных с существительными. Учить выделять словосочетания прилагательное+существительное из текста. Учить определять окончания существительных и прилагательных по падежу. Развивать долговременную память. | 1 |
10 | Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. | Развивать навык правописания окончаний существительных и прилагательных. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
11 | Однокоренные (родственные) слова. | Развивать умение подбирать однокоренные слова. Учить видеть орфограммы в различных частях слова. Развивать умение выделять гласные в сильных и слабых позициях. Развивать фонематический слух. Развивать навык переключения внимания. | 1 |
12 | Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова. | Развивать умение подбирать однокоренные слова. Развивать умение выделять «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навыки контроля и самоконтроля. | 1 |
13 | Слова с безударными гласными в корне. | Учить проверять безударные гласные в корне слова. Учить разбирать слова по составу. Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание. | 1 |
14 | Формирование орфографической зоркости в процессе развития навыков фонематического анализа. | Формировать орфографическую зоркость. Формировать фонематический анализ. Развивать долговременную память. | 1 |
15 | Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением. | Развивать навык морфемного анализа слова. Учить подбирать правило для проверки орфограмм. Развивать долговременную память. | 1 |
16 | Безударные гласные, не проверяемые ударением. Словарные слова. | Развивать навык выделения орфограммы в слове. Учить строить ассоциативные ряды. Развивать произвольное внимание. | 1 |
17 | Формирование орфографической зоркости. Звонкие и глухие согласные. | Развивать навык различения звонких и глухих согласных. Развивать фонематический слух. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное и произвольное внимание, долговременную память. | 1 |
18 | Правописание предлогов и приставок со словами. | Развивать навык раздельного правописания предлогов. Развивать навык слитного правописания приставок. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
19 | Правописание предлогов со словами. Слова-паронимы. | Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки в словах, словосочетаниях, предложениях. Развивать фонематическое восприятие. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное восприятие и логическое мышление. | 1 |
20 | Дифференциация предлогов. Падежные окончания имен существительных. | Развивать навык правописания предлогов с существительными. Учить выделять по значению слова-паронимы. Формировать навык правописания падежных окончаний. Развивать произвольное внимание. | 1 |
21 | Правописание местоимений с предлогами. Склонение местоимений. | Развивать навык правописания местоимений с предлогами. Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание. | 1 |
22 | Дифференциация приставок в словах и предлогов со словами. | Развивать навык раздельного написания предлогов. Развивать навык слитного написания приставок. Формировать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 1 |
23-24 | Сочетания -оро-, -оло-, -еле-, ере-. | Формировать орфографическую зоркость. Развивать фонематические процессы. Развивать связную речь. Развивать долговременную память, логическое мышление. | 2 |
25 | Гласные о-а в корнях. | Формировать орфографическую зоркость. Учить подбирать проверочные слова. Развивать долговременную память. | 1 |
26 | Гласные и-е в корнях. | Формировать орфографическую зоркость. Развивать навык правописания «ь» после шипящих на конце существительных и глаголов. Развивать долговременную память. | 1 |
27 | Развитие орфографической зоркости. | Формировать орфографическую зоркость. Учить подбирать однокоренные слова. | 1 |
28 | Сомнительные согласные в корне слова. | Развивать навык подбора проверочных слов. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память и концентрацию внимания. | 1 |
29 | Сочетания -жи, -ши. -ча, -ща, -чу, -щу. | Развивать орфографическую зоркость. Формировать фонематическое восприятие. Развивать зрительную память и внимание. | 1 |
30 | Правописание гласных в корне слова. | Учить находить безударную гласную в корне слова. Закреплять навык разбора слова по составу. Развивать избирательность восприятия. | 1 |
31 | Двойная роль гласных е, ё, ю, я. | Закреплять навык дифференциации гласных 1-го и 2-го ряда. Развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематические процессы. Развивать слухоречевую память. | 1 |
32 | Согласование существительных и числительных. | Развивать умение согласовывать существительные с порядковыми числительными. Развивать умение дифференцировать «ь» и «ъ». Развивать произвольное внимание. | 1 |
33 | Изменение глаголов по родам. | Учить изменять глаголы по родам. Формировать языковой анализ. Развивать навык морфемного разбора. Развивать долговременную память. | 1 |
34 | Мягкие знак на конце существительных и глаголов. | Учить отличать существительные 3-го скл., оканчивающихся на шипящую, от существительных 1-го скл., в Р.п.(рожь — много рож). Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание. | 1 |
35- 36 | Морфемный анализ слов. Падежные окончания существительных. | Развивать навык разбора слова по составу. Учить подбирать однокоренные слова. Учить дифференцировать приставки и предлоги. Развивать произвольное внимание. | 2 |
37 | -Ться-, -тся- в глаголах. | Развивать навык правописания -тся, -ться в глаголах. Учить различать глаголы в тексте. Развивать навык правописания личных окончаний глаголов. Формировать орфографическую зоркость. Учить обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах. Развивать произвольное внимание. | 1 |
38 | Окончания глаголов во множественном числе. Не-с глаголами. | Формировать орфографическую зоркость. Учить проверять личные окончания глаголов. Закреплять навык правописания -ться, -тся. Развивать навык правописания не с глаголами. Развивать слуховое внимание. | 1 |
39 | Согласование существительных и местоимений с прилагательными в косвенных падежах. | Формировать орфографическую зоркость. Учить изменять местоимения, существительные, прилагательные по падежам. Закреплять навык правописания предлогов с местоимениями. | 1 |
40 | Согласование местоимений с предлогами. | Учить согласовывать местоимения и существительные с предлогами. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
41 | Правописание предлогов и приставок с различными частями речи. | Закреплять навык раздельного написания предлогов со словами. Формировать орфографическую зоркость. Учить различать ш-щ в словах, предложениях, тексте. Развивать фонематический слух. Развивать устойчивость внимания. | 1 |
42 | Формирование орфографической зоркости. | Развивать навык разбора слова по составу. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание. | 1 |
43 | Непроизносимые согласные в корне слова. | Формировать орфографическую зоркость. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 1 |
44 | Разделительный «ь», «ъ». Что такое орфографическая задача. | Формировать орфографическую зоркость. Учить решать орфографическую задачу. Развивать произвольное внимание. | 1 |
45 | Орфограммы в корне слов. | Закреплять навык выделения сомнительных согласных в корне. Формировать фонематические процессы. Развивать долговременную память. | 1 |
46 | Гласные и согласные в корне слова. Слова-омонимы. | Учить выделять «ошибкоопасные» места в словах. Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Учить различать слова-омонимы и слова-синонимы. Развивать зрительное внимание. | 1 |
47 | Орфограммы в приставках. | Формировать орфографическую зоркость. Развивать навык разбора слова по составу. Развивать фонематический синтез. Развивать произвольное внимание. | 1 |
48 | Орфограммы в приставках и корнях. | Учить подбирать проверочные слова. Учить выделять орфограмму в слове. Развивать фонематические процессы. Развивать произвольное внимание. | 1 |
49 | Орфограммы в суффиксах. | Учить выделять орфограммы в различных частях слова. Развивать умение подбирать правило для проверки орфограмм. Учить графически обозначать орфограммы. Развивать произвольное внимание. | 1 |
50-51 | Обобщение знаний о различных способах проверки орфограмм в корнях слов (2 занятия: 1 — подготовка к написанию рассказа по сюжетным картинкам; 2 — запись рассказа в тетрадь). | Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 2 |
52 | Формирование орфографической зоркости. | Учить видеть «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык языкового анализа. Развивать произвольное внимание, долговременную память. | 1 |
53 | Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в приставках). | Развивать навык выделения в слове приставки. Учить подбирать правило для проверки «ошибкоопасных» мест. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память. | 1 |
54 | Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в окончаниях). | Развивать навык правильного написания окончаний существительных и прилагательных. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить, искать проверочные слова к словам с безударными гласными. Развивать произвольное внимание. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку
Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку ...
КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Дизорфография-избирательное нарушение письменной речи, наиболее часто встречающееся расстройство среди учащихся общеобразовательных школ. Особая социальная значимость эт...
Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов
Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...
предупреждение и коррекция дизорфографии
Значимость успешного овладения правописанием детьми очевидна.Я. К. Гроту, одному из крупнейших лингвистов и методистов, принадлежит высказывание о том, что «безошибочное правописание составляет азбуку...
Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"
Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Начиная со 2 класса, в письменных работах н...
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5-8 классов
Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда с учащимся 5-8 классов по коррекции нарушений письменной речи....