Предупреждение и коррекция дизорфографии у учащихся 2-5 классов
рабочая программа

Формирование орфографических навыков у учащихся 2 – 5 классов, способствуя усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_i_korrektsiya_dizorfografii.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                               

Рабочая программа коррекционного курса

«Предупреждение и коррекция дизорфографии у учащихся 2 – 5 классов»

  1. Пояснительная записка:

Цель коррекционного курса:  формирование орфографических навыков у учащихся 2 – 5 классов, способствуя усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Данный коррекционный курс направлен на:

1. Формирование фонематических процессов.

2. Формирование орфографической зоркости.

3. Формирование связной речи.

4. Формирование психических процессов.

    Описание места коррекционного курса в учебном плане.

В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.

Частота занятий 2 раза в неделю, форма организации – индивидуальные занятия.

Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение»  и создает базу для успешного усвоения этих предметов.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

    Личностные результаты:

Курс ориентирован на:

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  2. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения на логопедических занятиях;
  3. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  4. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ситуациях общения и совместной деятельности, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

Курс  обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивных

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, сформулированную учителем-логопедом;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

6)  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательных

1) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

2) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и  жанров в соответствии с целями и задачами;

3) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

5)  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативных

1) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

2) формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

3) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

4) формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

5) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

   

Предметные результаты:

    Обучающийся получит возможность научиться в устной и письменной речи:

  1. Последовательно пересказывать текст с опорой на вопросы, с ярко выраженной причинно-следственной связью, от первого (третьего) лица по графическим схемам, с опорой на серию картинок, сюжетную картинку.
  2. Выполнять выборочный, краткий, творческий пересказы.
  3. Составлять самостоятельные связные высказывания, рассказы повествовательного характера, рассказы по вопросам и картинке.
  4. Составлять сравнительные рассказы описательного характера с использованием графических (знаковых) схем.
  5. Определять лексическое значение слов, употребленных в контексте.
  6. Понимать значение однозначных и многозначных слов.
  7. Находить в тексте и подбирать антонимы и синонимы к словам.
  8. Употреблять синонимы для преодоления неоправданного повторения слов.
  9. Понимать прямое и переносное значение слов, образные слова и выражения, фразеологизмы, фразеологические обороты, крылатые слова и выражения, пословицы и поговорки.

    Система оценки достижения планируемых результатов

Во время прохождения программы предусмотрены:

-   входящая (первичная) диагностика (1-15 сентября);

-   итоговая диагностика (15-30 мая).

    Входящая и итоговая диагностика осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.

  1.  Содержание коррекционного курса

Коррекционно–логопедическая работа проводится по разделам.

1. Формирование фонематических процессов:

- выделение гласных и согласных звуков из слов;

- определение количества и последовательности звуков в слове;

- слоговой анализ и синтез слов;

- выделение из слова ударных слогов и гласных букв;

- дифференциация звонких и глухих согласных;

- дифференциация мягких и твердых согласных;

- гласные второго ряда (обозначение двумя звуками);

- анализ значений слов-паронимов;

- фонетический разбор слов.

2. Формирование орфографической зоркости:

- родственные слова;

- дифференциация однокоренных слов со словами-омонимами;

- морфемный разбор слова;

- дифференциация близких по написанию и значению морфем;

- выделение «ошибкоопасных» мест в слове;

- подбор проверочных слов при проверке безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением;

- подбор проверочных слов при проверке сомнительных согласных в корне слова;

- ассоциативные ряды при работе со словарными словами;

- выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании;

- падежные формы имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными в падеже, роде, числе;

- согласование прилагательных, местоимений, числительных с существительными;

- согласование глаголов с существительными в роде, числе;

- личные окончания глаголов;

-  употребление предлогов;

-  дифференциация предлогов и приставок;

-  правописание разделительных «ь» и «ъ»;

-  правописание «ь» на конце существительных, глаголов, прилагательных;

-  правописание -тся, -ться в глаголах.

3. Формирование связной речи:

- словосочетания и предложения;

- составление предложений из слов;

- составление текста из предложений;

- пересказ текста;

-  составление текста по сюжетным картинкам;

- выделение логико-смысловых связей текста.

4. Формирование психических процессов:

-  развитие пространственных представлений;

-  развитие долговременной речеслуховой памяти;

-  развитие произвольного слухового и зрительного внимания;

-  развитие словесно-логического, наглядно-образного мышления.

      III.  Тематическое  планирование

В представленном тематическом планировании дан примерный перечень тем коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону, в зависимости от степени тяжести нарушения.

п/п

Тема логопедического занятия

Содержание работы

Кол-во часов

1

Слова-действия, слова-предметы.

Учить различать существительные и глаголы. Учить различать существительные собственные и нарицательные. Развивать языковой анализ. Развивать произвольное внимание.

1

2-3

Слоговой анализ и синтез.

Закреплять представление о слогообразующей роли гласных. Закреплять навык деления слов на слоги. Учить видеть «ошибкоопасные» места в различных морфемах. Учить разбирать слово по составу. Учить проверять окончания глаголов. Активизировать словарь. Развивать концентрацию и устойчивость внимания, долговременную память.

2

4

Морфемный анализ слова.

Развивать навык морфемного анализа слов. Формировать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык переключения внимания.

1

5

Слова-признаки.

Учить задавать вопросы к прилагательным. Развивать навык согласования прилагательных с существительными. Закреплять навык дифференциации гласный первого и второго ряда. Развивать долговременную память.

1

6

Согласование существительных и  прилагательных.

Развивать навык склонения прилагательных по падежам. Учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. Развивать произвольное внимание.

1

7

Согласование прилагательных и существительных в числе.

Учить подбирать однокоренные слова. Развивать навык постановки ударения в зависимости от значения слова. Развивать навык употребления мягкого знака. Учить подбирать правило, по которому проверяется орфограмма. Развивать произвольное внимание, долговременную память.

1

8

Согласование прилагательных и существительных в роде и чесле.

Развивать навык согласования прилагательных и существительных в роде. Учить подбирать проверочные слова. Закреплять навык фонематического анализа. Развивать произвольное внимание, долговременную память.

1

9

Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах.

Развивать навык согласования прилагательных с существительными. Учить выделять словосочетания прилагательное+существительное из текста. Учить определять окончания существительных и прилагательных по падежу. Развивать долговременную память.

1

10

Согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже.

Развивать навык правописания окончаний существительных и прилагательных. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

11

Однокоренные (родственные) слова.

Развивать умение подбирать однокоренные слова. Учить видеть орфограммы в различных частях слова. Развивать умение выделять гласные в сильных и слабых позициях. Развивать фонематический слух. Развивать навык переключения внимания.

1

12

Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова.

Развивать умение подбирать однокоренные слова. Развивать умение выделять «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навыки контроля и самоконтроля.

1

13

Слова с безударными гласными в корне.

Учить проверять безударные гласные в корне слова. Учить разбирать слова по составу. Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание.

1

14

Формирование орфографической зоркости в процессе развития навыков фонематического анализа.

Формировать орфографическую зоркость. Формировать фонематический анализ. Развивать долговременную память.

1

15

Безударные гласные в корне слова, проверяемые и не проверяемые ударением.

Развивать навык морфемного анализа слова. Учить подбирать правило для проверки орфограмм. Развивать долговременную память.

1

16

Безударные гласные, не проверяемые ударением. Словарные слова.

Развивать навык выделения орфограммы в слове. Учить строить ассоциативные ряды. Развивать произвольное внимание.

1

17

Формирование орфографической зоркости. Звонкие и глухие согласные.

Развивать навык различения звонких и глухих согласных. Развивать фонематический слух. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное и произвольное внимание, долговременную память.

1

18

Правописание предлогов и приставок со словами.

Развивать навык раздельного правописания предлогов. Развивать навык слитного правописания приставок. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

19

Правописание предлогов со словами. Слова-паронимы.

Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки в словах, словосочетаниях, предложениях. Развивать фонематическое восприятие. Формировать орфографическую зоркость. Развивать зрительное восприятие и логическое мышление.

1

20

Дифференциация предлогов. Падежные окончания имен существительных.

Развивать навык правописания предлогов с существительными. Учить выделять по значению слова-паронимы. Формировать навык правописания падежных окончаний. Развивать произвольное внимание.

1

21

Правописание местоимений с предлогами. Склонение местоимений.

Развивать навык правописания местоимений с предлогами. Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание.

1

22

Дифференциация приставок в словах и предлогов со словами.

Развивать навык раздельного написания предлогов. Развивать навык слитного написания приставок. Формировать фонематический слух. Развивать долговременную память.

1

23-24

Сочетания -оро-, -оло-, -еле-, ере-.

Формировать орфографическую зоркость. Развивать фонематические процессы. Развивать связную речь. Развивать долговременную память, логическое мышление.

2

25

Гласные о-а в корнях.

Формировать орфографическую зоркость. Учить подбирать проверочные слова. Развивать долговременную память.

1

26

Гласные и-е в корнях.

Формировать орфографическую зоркость. Развивать навык правописания «ь» после шипящих на конце существительных и глаголов. Развивать долговременную память.

1

27

Развитие орфографической зоркости.

Формировать орфографическую зоркость. Учить подбирать однокоренные слова.

1

28

Сомнительные согласные в корне слова.

Развивать навык подбора проверочных слов. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память и концентрацию внимания.

1

29

Сочетания -жи, -ши. -ча, -ща, -чу, -щу.

Развивать орфографическую зоркость. Формировать фонематическое восприятие. Развивать зрительную память и внимание.

1

30

Правописание гласных в корне слова.

Учить находить безударную гласную в корне слова. Закреплять навык разбора слова по составу. Развивать избирательность восприятия.

1

31

Двойная роль гласных е, ё, ю, я.

Закреплять навык дифференциации гласных 1-го и 2-го ряда. Развивать орфографическую зоркость. Развивать фонематические процессы. Развивать слухоречевую память.

1

32

Согласование существительных и числительных.

Развивать умение согласовывать существительные с порядковыми числительными. Развивать умение дифференцировать «ь» и «ъ». Развивать произвольное внимание.

1

 33

Изменение глаголов по родам.

Учить изменять глаголы по родам. Формировать языковой анализ. Развивать навык морфемного разбора. Развивать долговременную память.

1

34

Мягкие знак на конце существительных и глаголов.

Учить отличать существительные 3-го скл., оканчивающихся на шипящую, от существительных 1-го скл., в Р.п.(рожь — много рож). Формировать орфографическую зоркость. Развивать произвольное внимание.

1

35- 36

Морфемный анализ слов. Падежные окончания существительных.

Развивать навык разбора слова по составу. Учить подбирать однокоренные слова. Учить дифференцировать приставки и предлоги. Развивать произвольное внимание.

2

37

-Ться-, -тся- в глаголах.

Развивать навык правописания -тся, -ться в глаголах. Учить различать глаголы в тексте. Развивать навык правописания личных окончаний глаголов. Формировать орфографическую зоркость. Учить обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах. Развивать произвольное внимание.

1

38

Окончания глаголов во множественном числе. Не-с глаголами.

Формировать орфографическую зоркость. Учить проверять личные окончания глаголов. Закреплять навык правописания -ться, -тся. Развивать навык правописания не с глаголами. Развивать слуховое внимание.

1

39

Согласование существительных и местоимений с прилагательными в косвенных падежах.

Формировать орфографическую зоркость. Учить изменять местоимения, существительные, прилагательные по падежам. Закреплять навык правописания предлогов с местоимениями.

1

40

Согласование местоимений с предлогами.

Учить согласовывать местоимения и существительные с предлогами. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

41

Правописание предлогов и приставок с различными частями речи.

Закреплять навык раздельного написания предлогов со словами. Формировать орфографическую зоркость. Учить различать ш-щ в словах, предложениях, тексте. Развивать фонематический слух. Развивать устойчивость внимания.

1

42

Формирование орфографической зоркости.

Развивать навык разбора слова по составу. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать произвольное внимание.

1

43

Непроизносимые согласные в корне слова.

Формировать орфографическую зоркость. Формировать навык подбора нужного правила к орфограмме. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память.

1

44

Разделительный «ь», «ъ». Что такое орфографическая задача.

Формировать орфографическую зоркость. Учить решать орфографическую задачу. Развивать произвольное внимание.

1

45

Орфограммы в корне слов.

Закреплять навык выделения сомнительных согласных в корне. Формировать фонематические процессы. Развивать долговременную память.

1

46

Гласные и согласные в корне слова. Слова-омонимы.

Учить выделять «ошибкоопасные» места в словах. Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Учить различать слова-омонимы и слова-синонимы. Развивать зрительное внимание.

1

47

Орфограммы в приставках.

Формировать орфографическую зоркость. Развивать навык разбора слова по составу. Развивать фонематический синтез. Развивать произвольное внимание.

1

48

Орфограммы в приставках и корнях.

Учить подбирать проверочные слова. Учить выделять орфограмму в слове. Развивать фонематические процессы. Развивать произвольное внимание.

1

49

Орфограммы в суффиксах.

Учить выделять орфограммы в различных частях слова. Развивать умение подбирать правило для проверки орфограмм. Учить графически обозначать орфограммы. Развивать произвольное внимание.

1

50-51

Обобщение знаний о различных способах проверки орфограмм в корнях слов (2 занятия: 1 — подготовка к написанию рассказа по сюжетным картинкам; 2 — запись рассказа в тетрадь).

Учить подбирать проверочные слова. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память.

2

52

Формирование орфографической зоркости.

Учить видеть «ошибкоопасные» места в словах. Развивать навык слогового анализа и синтеза. Развивать навык языкового анализа. Развивать произвольное внимание, долговременную память.

1

53

Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в приставках).

Развивать навык выделения в слове приставки. Учить подбирать правило для проверки «ошибкоопасных» мест. Развивать фонематический слух. Развивать долговременную память.

1

54

Формирование орфографической зоркости («ошибкоопасные» места в окончаниях).

Развивать навык правильного написания окончаний существительных и прилагательных. Учить согласовывать прилагательные с существительными. Учить, искать проверочные слова к словам с безударными гласными. Развивать произвольное внимание.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку

Коррекция дизорфографии у учащихся 5 – 6 классов на занятиях по русскому языку                  ...

КОРРЕКЦИЯ ДИЗОРФОГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ

Дизорфография-избирательное нарушение письменной речи, наиболее часто встречающееся расстройство среди учащихся общеобразовательных школ. Особая социальная значимость эт...

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов

Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...

предупреждение и коррекция дизорфографии

Значимость успешного овладения правописанием детьми очевидна.Я. К. Гроту, одному из крупнейших лингвистов и методистов, принадлежит высказывание о том, что «безошибочное правописание составляет азбуку...

Программа "Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы"

Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи у учащихся массовых школ является дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза.  Начиная со 2 класса, в письменных работах н...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5-8 классов

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда с учащимся 5-8 классов по коррекции нарушений письменной речи....