Рабочая программа коррекционного курса «психокоррекционные занятия»
рабочая программа
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.13 КБ |
Предварительный просмотр:
краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ачинская школа № 3»
Утверждаю:
Директор школы
/И.Л. Шадрина
Приказ № от
« » 202___г.
Рабочая программа коррекционного курса
«психокоррекционные занятия»
(коррекционно-развивающая область)
1– 4 классы (вариант УО 1)
Разработала:
Учитель – дефектолог
КГБОУ « Ачинская школа №3»
Розанчугова Н.В.
Пояснительная записка.
Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ОВЗ, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в школе и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования. Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Данная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО детьми с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-Ф3);
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
3. Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
4. АООП НОО КГБОУ «Ачинская школа №3».
Цель: психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения.
Задачи коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагоги- ческой помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением. Общая характеристика коррекционного курса.
В рамках реализации программы коррекционного курса «психокоррекционных занятий» определены следующие направления работы:
- Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.
- Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.
- Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.
- Групповые и индивидуальные консультации с педагогами
- Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.
- Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
- сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
- психолого-педагогический эксперимент,
- наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
- беседы с учащимися, учителями и родителями,
- изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
- оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
- занятия индивидуальные и групповые,
- игры, упражнения, этюды,
- психокоррекционные методики и технологии,
- беседы с учащимися,
- организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы
работы:
беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
- индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
- лекции для родителей,
- анкетирование педагогов, родителей,
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Механизм реализации программы:
Программа строится на основе дифференцированного обучения. Состав подгрупп имеет подвижный характер, определяется степенью подготовленности детей.
В структуре занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного и моторного развития детей.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
В основе программы лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
Место коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» входит в коррекционно развивающую область учебного плана КГБОУ «Ачинская школа №3»
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Диагностическая и консультативная работа проводится в рабочее время согласно плана работы. При реализации программы педагогом-психологом предусмотрены задания для работы воспитателя вместе с детьми. Это упражнения на улучшение мозговой активности, подвижные игры и упражнения на координацию, ловкость, кинестетическое и кинетическое развитие, развитие моторной сферы и игровой деятельности.,
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации психокоррекционной работы с обучающимися.
Психокоррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.
Педагог-психолог с учетом рекомендаций ПМПК, в зависимости от характера психологических, интеллектуальных, речевых и характерологических особенностей детей, комплектует группы.
Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 15-20 минут. Подгрупповые занятия проводятся в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.
Индивидуальные занятия с каждым ребенком планируются с учетом установленного нарушения развития и проводится по отдельному плану и расписанию.
Индивидуальная работа носит опережающий характер, направленный на подготовку ребенка к усвоению учебного материала, либо направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики основных разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические и ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы социального взаимодействия.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.
Оценка эффективности коррекционной программы: осуществляется на протяжении всего учебного года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе.
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Характеристика базовых учебных действий.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия — осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик- класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать; писать; выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Предметные результаты.
1 класс
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- выделять из текста предложений на заданную тему;
- анализировать и сравнивать предметы, выполнять классификацию по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
- различать и называть основные цвета;
- составлять предмет из 2 - 3 частей;
- определять на ощупь и зрительно величину хорошо знакомых предметов, называть отличительные и общие признаки двух предметов;
- ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
- выделять времена года, части суток;
- понимать проявление основных эмоций;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- выполнять правила организации рабочего места по инструкции;
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух по слогам и целыми словами;
- отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
- выбирать правильные средства интонации с опорой на образец речи и анализ речевой ситуации;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- ориентироваться на сенсорные эталоны; узнавать предметы по заданным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- ориентироваться в пространстве относительно себя;
- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем и учителем;
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу;
- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
2 класс
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
- целенаправленно и точно выполнять действия по двух-трехзвенной инструкции педагога;
- согласовывать движения руки и глаза, обеих рук, рисовать и обводить по трафарету, штриховать, правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;
- пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам, выделять из текста предложений на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста, в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- определять различия между предметами по форме, величине, цвету, анализировать их и обозначать их словом;
- различать и называть основные цвета и их оттенки;
- узнавать предмет по его части, конструировать предметы из 3-4 геометрических фигур;
- определять на ощупь величину и разные свойства предметов (поверхность, вес, температура) и называть их, сравнивать изменение объемов сыпучих веществ и жидкостей;
- находить различия и сходство в двух близких предметах, аналогичных сюжетных картинках;
- выполнять элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
- различать речевые и неречевые звуки, звуки музыкальных инструментов, характер мелодий и направление звука в пространстве;
- ориентироваться относительно себя и в помещении, двигаться в заданном направлении в пространстве;
- соотносить времена года с названием месяцев, выделять части суток и определять порядок дней недели;
- понимать проявление основных эмоций; участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с личностными и речевыми возможностями;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответчать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, прибегая к помощи учителя;
- анализировать объект с опорой на картинный и графический план подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- использовать в работе доступные материалы;
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по слогам);
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- понимать содержание небольших по объему рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; классифицировать предметы по форме, цвету, величине, по функциональному назначению и составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- давать описание объектов и явлений с опорой на план с помощью учителя;
- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей
- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью учителя;
- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец), устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя;
- выполнять поручения по уборке класса после урока.
3 класс
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
- целенаправленно и точно выполнять действия по трёх- и четырехзвенной инструкции педагога, выполнять выразительные движения;
- рисовать и обводить по трафарету, штриховать, копировать простые изображения, дорисовывать незаконченные изображения;
- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;
- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;
- зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам, конструировать предметы из 5 - 6 деталей, геометрических фигур;
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам;
- узнавать предмет по его части, конструировать предметы из геометрических фигур;
- выполнять обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений, классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, обобщающим понятиям;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
- определять время по часам с точностью до одного часа;
- понимать проявление основных эмоций, участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- использовать в речи выразительные свойства речи;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных текстов, видеофрагментов;
- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
Достаточный уровень:
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
- читать диалоги по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
- списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций, участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей
- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнять поручения по уборке класса после урока.
4 класс
Учащиеся должны уметь:
Минимальный уровень:
- целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий в знакомой ситуации;
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
- конструировать сложные формы из 6 - 8 элементов
- проводить зрительный анализ наглядного материала, находить нереальные элементы «нелепых» картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов смешивать цвета, называть их;
- самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- пользоваться календарём;
- определять возраст людей;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- выполнять простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, группировать и составлять сериационные ряды предметов по заданным признакам формы, величины или цвета, обозначение их словом;
- конструировать предметы из 5 - 6 деталей, геометрических фигур;
- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам, выделять из текста предложений на заданную тему;
- участвовать в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему, в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план;
- определять на ощупь величину и разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве, пространственные отношения с помощью предлогов, определять возраст людей по внешним признакам и данным возраста, определять время по часам.
- понимать проявление основных эмоций;
- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
- формулировать просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка, ответчать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
- знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
- анализировать объект подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- использовать в работе доступные материалы (глина и пластилин; природный материал; бумага и картон; нитки и ткань; проволока; конструировать из металлоконструктора);
Достаточный уровень:
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия; опосредовать свою деятельность речью;
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектамит, их месте в окружающем мире;
- читать текст после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по прочитанному тексту; определять основную мысль текста после предварительного его анализа;
текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- выделять тему текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- понимать содержание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
- активно участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывать просьбы и желания; выполнять речевые действия (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- в общении с окружающими проявлять дружелюбие, согласовывать свои действия с товарищем;
- знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
- пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
- определение времени по часам (одним способом), использование в речи временной терминологии;
- решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
- решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
- понимать проявление основных эмоций, оказывать помощь и участие друг другу, с помощью педагога анализировать свои поступки и поступки других детей
- осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнять поручения по уборке класса после урока;
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Содержание коррекционного курса.
Программа коррекционного курса «психокоррекционные занятия» включает в себя следующие разделы:
- Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
- Развитие тактильно-двигательного восприятия.
- Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов.
- Развитие зрительного, слухового восприятия и особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.
- Развитие восприятия пространства и времени.
Все разделы курса коррекционно-развивающих занятий взаимосвязаны.
На каждом занятии, в рамках изучения основной темы, предусматривается работа по развитию эмоциональной сферы, навыков межличностного взаимодействия, работа по развитию саморегуляции и навыков планирования деятельности.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Темы занятий | Содержание занятий | Количество часов |
Модуль 1 Исследование сформированности базовых составляющих психического процесса | |||
Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. | 1. Задания на узнавание реалистических, перечеркнутых, наложенных, недорисованных изображений. | 6ч.
| |
Исследование концентрации, объема, переключение и устойчивости внимания | 1. Методика Пьерона-Рузера, 2. Методика «Знаковый тест». | ||
Исследование зрительной, слуховой, логической памяти | 1. Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), 2. Методика «Запомни числа». | ||
Исследование словесно – логического, наглядно – действенного, наглядно – образного, понятийного мышления | 1. Методика «Четвертый лишний», 2. Методика «Кубики Кооса», 3. Методика «Простые аналогии», 4. Узнавание конфликтных изображений-нелепиц, 6. Понимание сюжетной картинки, 7. Тест Равена. | ||
Модуль № 2 Формирование графомоторных навыков, мелкой и крупной моторики. | |||
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков |
| 12ч. | |
Модуль 3 Исследование сформированности эмоционально-личностных особенностей | |||
Исследование аффективной сферы | 1. Тест «Рука», 2. Методики: СОМОР, ЦТО, «Контурный С.А.Т.-Н», «Эмоциональные лица», «Метаморфозы». | 4ч. | |
Исследование взаимоотношений ребенка в детском коллективе и со взрослыми | 1. Методика «СОМОР», Цветовой тест отношений (ЦТО), социометрия и другие проективные методы исследования. | ||
Модуль 4 Коррекция и развитие психических процессов | |||
Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений |
| 20ч. | |
Развитие восприятия времени |
| ||
Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов |
| ||
Развитие восприятия пространства и времени |
| 20ч. | |
Развитие умения распределять внимание | 1.Методика «Корректурная проба», 2. Упражнение «Графический диктант». | ||
Развитие произвольного внимания | 1. Упражнение «Лото», 2. Упражнение «Найди двух одинаковых животных», 3. Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур». | ||
Развитие зрительного и слухового восприятия и особых свойств предметов. |
| 14ч. | |
Развитие словесно – логического мышления | 1. Развитие умения узнавать предметы по заданным признакам, 2. Формирование способности выделять существенные признаки предметов, 3. Развитие умений классифицировать, 4. Развитие умений выбирать основание для классификации | 12ч | |
Развитие способности распознавать эмоциональное состояние других людей и отображать его с помощью мимики и жестов. | 1. Упражнение «Какие бывают эмоции», 2. Упражнение «Разные чувства», 3. Упражнения на расслабление с фиксацией на дыхание. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Гимнастика для глаз. | 8ч. | |
Исследование развития движений пальцев и рук, пластичности, мелкой моторики | 1. Упражнение «Теневой театр», 2. Упражнение «Составь и вырежи». | 4ч. | |
Развитие тонких тактильных ощущений |
| ||
Модуль 5 Исследование динамики развития психических процессов | |||
1. Диагностика восприятия | Повторная диагностика | 2ч.
| |
2. Диагностика внимания | |||
3. Диагностика памяти | |||
4. Диагностика мышления | |||
Итого: | 102ч. |
2 класс
№ п/п
| Темы занятий | Содержание занятий | Количество часов |
Модуль 1 Сформированность базовых составляющих психического процесса | |||
Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. | 1. Задания на узнавание реалистических, перечеркнутых, наложенных, недорисованных изображений. | 6ч.
| |
Исследование концентрации, объема, переключение и устойчивости внимания | 1. Методика Пьерона-Рузера, 2. Методика «Знаковый тест». | ||
Исследование зрительной, слуховой, логической памяти | 1. Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), 2. Методика «Запомни числа». | ||
Исследование словесно – логического, наглядно – действенного, наглядно – образного, понятийного мышления | 1. Методика «Четвертый лишний», 2. Методика «Кубики Кооса», 3. Методика «Простые аналогии», 4. Узнавание конфликтных изображений-нелепиц, 6. Понимание сюжетной картинки, 7. Тест Равена. | ||
Модуль 2 Коррекция и развитие моторной деятельности. Развитие сенсорной моторики. | |||
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 1. Координация движений ( игры с мячом, обручем). 2. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. 3.Развитие моторики руки, формирование графических навыков. 4. Обводка и рисование по трафарету. 5. Штриховка в разных направлениях. 6. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). 7. Графический диктант по показу. 8. Определение эмоционального состояния на наглядном материале. 9. Психогимнастика и упражнения на выразительность движений. 10. Упражнение «Составь и вырежи». 11. Упражнение «Теневой театр», | 12ч. | |
Модуль 3 Исследование сформированности эмоционально-личностных особенностей | |||
Исследование аффективной сферы | 1. Тест «Рука», 2. Методики: СОМОР, ЦТО, «Контурный С.А.Т.-Н», «Эмоциональные лица», «Метаморфозы». | 4ч. | |
Исследование взаимоотношений ребенка в детском коллективе и со взрослыми | 1. Методика «СОМОР», Цветовой тест отношений (ЦТО), социометрия и другие проективные методы исследования. | ||
Модуль 4 Коррекция и развитие психических процессов | |||
Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений | 1. Упражнение «Развиваем глазомер», 2. Упражнение «Измеряем на глазок», 3. Упражнение «Что за картинка», 4. Упражнение «Определи размер на ощупь». | 20ч. | |
Развитие восприятия времени | 1. Упражнение «Кто старше?», 2. Упражнение «Назови месяц дальше», 3. Заучивание скороговорок. | ||
Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов |
| ||
Развитие концентрации и устойчивости внимания | 1. Упражнение «В магазине зеркал», 2. Упражнение «Исключение лишнего», 3. Упражнение «Найди пять отличий». | 18ч. | |
Развитие умения распределять внимание | 1.Методика «Корректурная проба», 2. Упражнение «Графический диктант». | ||
Развитие произвольного внимания | 1. Упражнение «Лото», 2. Упражнение «Найди двух одинаковых животных», 3. Упражнение «Воспроизведение геометрических фигур». | ||
Развитие зрительного и слухового восприятия и особых свойств предметов |
| 16ч. | |
Развитие словесно – логического мышления | 1. Развитие умения узнавать предметы по заданным признакам, 2. Формирование способности выделять существенные признаки предметов, 3. Развитие умений классифицировать, 4. Развитие умений выбирать основание для классификации | 10ч | |
Развитие способности распознавать эмоциональное состояние других людей и отображать его с помощью мимики и жестов. | 1. Упражнение «Какие бывают эмоции», 2. Упражнение «Разные чувства», 3. Упражнения на расслабление с фиксацией на дыхание. 4. Дыхательная гимнастика. 5. Гимнастика для глаз. | 6ч. | |
Развитие тактильно-двигательного восприятия. |
| 8ч. | |
Модуль 5 Исследование динамики развития психических процессов | |||
Заключительная диагностика | 1. Диагностика восприятия | Повторная диагностика | 2ч.
|
2. Диагностика внимания | |||
3. Диагностика памяти | |||
4. Диагностика мышления | |||
Итого: | 102ч. |
3 класс
Раздел | Темы занятий | Содержание занятий | Количество часов |
Модуль 1 Исследование сформированности базовых составляющих психического процесса | |||
Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. Зрительный гнозис. | 1. Упражнение «Поиск по признакам», 2. Упражнение «Назови такой же», 3. Узнавание реалистических, перечеркнутых, наложенных, недорисованных изображений. | 4ч.
| |
Исследование концентрации, объема, переключение и устойчивости внимания | 1. Методика Пьерона-Рузера, 2. Методика «Знаковый тест». | ||
Исследование зрительной, слуховой, логической памяти | 1. Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), 2. Методика «Запомни числа». | ||
Исследование словесно – логического, наглядно – действенного, наглядно – образного, понятийного мышления | 1. Методика «Четвертый лишний», 2. Методика «Кубики Кооса», 3. Методика «Простые аналогии», 4. Узнавание конфликтных изображений-нелепиц, 5. Методика «Разрезные картинки», 6. Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления, 7. Понимание сюжетной картинки, 8. Тест Равена. | ||
Модуль 2 Исследование сформированности эмоционально-личностных особенностей | |||
Исследование аффективной сферы | 1. Тест «Рука», 2. Методики: СОМОР, ЦТО, «Контурный С.А.Т.-Н», «Эмоциональные лица», «Метаморфозы» | 6ч. | |
Исследование взаимоотношений ребенка в детском коллективе и со взрослыми | 1. Методика «СОМОР», Цветовой тест отношений (ЦТО) и другие проективные методы исследования. | ||
Модуль 3 Коррекция, развитие и диагностика психических процессов | |||
Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений | 1. Упражнение «Развиваем глазомер», 2. Упражнение «Измеряем на глазок», 3. Упражнение «Что за картинка», 4. Упражнение «Определи размер на ощупь». | 12ч. | |
Развитие восприятия времени | 1. Упражнение «Кто старше?», 2. Упражнение «Назови месяц дальше», 3. Заучивание скороговорок, 4. Упражнение «Времена года», 5. Упражнение «Быстро-долго». | ||
Развитие восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов |
| ||
2. | Развитие устойчивости внимания | 1. Упражнение «Найди пять отличий», 2. Упражнение «Исключение лишнего» | 20ч. |
Развитие умения распределять внимание | 1.Методика «Корректурная проба», 2. Упражнение «Графический диктант» | ||
Развитие восприятия пространства и времени |
| ||
3. | Развитие зрительного и слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов. | 1. Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. 2. Рисование бордюров по наглядному образцу. 3. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». 4. Составление картинки из разрезных частей Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). 5. Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами Упражнения для профилактики и коррекции зрения. 6. Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). 7. Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. 8. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). 9. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. 10. Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). 11. Выполнение действий по звуковому сигналу. 12. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. 13. Развитие чувства ритма. 14. Упражнение «Фигуры», 15. Игра «Бусы», 16. Упражнение «Расставь точки» 17. Методика «Узнавание фигур», 18. Упражнение «Запомни фигуры», 19. Методика «Заучивание 10 слов». 20. Упражнение «Маленький рассказ», 21. Упражнение «Запоминание слов», 22. Упражнение «Учимся запоминать надолго» 23. Методика «Запоминание чисел» 24. Упражнение «Осознание словесного материала», 25. Игра «Слушай внимательно». | 20ч. |
4. | Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления | 1. Методика «Простые аналогии», 2. Методика «Исключение лишнего», 3. Игра «Муха», 4. Упражнение «На что это похоже?», 5. Упражнение «Продолжи узор», 6. Упражнение «Платочек», 7. Упражнение «Составь фигуру», 8. Упражнение «Воспроизведи рисунок». | 16ч. |
5. | Развитие способности управлять своими эмоциями (радость, гнев, удивление и печаль) и распознавать их по пантомимике и интонациям голоса. |
| 14ч. |
Научиться отличать эмоции от поступков. Определять степень интенсивности эмоций. | 1. Игры «Лото настроений», «Угадай эмоцию», 2. Беседа о разнице между переживаниями и поступками (нет хороших и плохих эмоций – есть плохие или хорошие поступки), 3. Беседа о различной степени интенсивности эмоций, 3. Проигрывание этюдов на изображение эмоций различной интенсивности. | ||
Развитие умения выражать эмоции и настроение художественными приёмами | 1. Упражнение «Нарисуй картинку с настроением», 2. Анализ рисунков: содержание, использование цвета, графические характеристики (линии, пятна). | ||
Знакомство с эмоцией «страх»: распознавание и изображение; отреагирование имеющихся страхов. | 1. Упражнение «Страх и его проявление в мимике, пантомимике, голосе», 2. Разобрать разные степени интенсивности страха, 3. Проигрывание этюдов, изображающих страх с переходом в удивление и радость. | ||
Знакомство с эмоцией «стыд» распознавание и изображение. | 1. Игры «Что было бы, если бы…» и «Кинопроба», 2. Проигрывание этюдов. | ||
Познакомить с эмоциями: «интерес», «отвращение» и «презрение». Распознавание и изображение. Закрепление пройденного. | 1. Рисунок «Моё настроение», 2. Проигрывание усложнённых этюдов 3. Игры «Назови похожее» и «Испорченный телефон». | ||
6. | Исследование развития движений пальцев и рук, пластичности, мелкой моторики. |
| 8ч. |
Развитие тактильно-двигательного восприятия. |
| ||
Модуль 4 Исследование динамики развития психических процессов | |||
Заключительная диагностика | 1. Диагностика восприятия | Повторная диагностика. | 2ч.
|
2. Диагностика внимания | |||
3. Диагностика памяти | |||
4. Диагностика мышления | |||
Итого: | 102ч. |
4 класс
Раздел | Темы занятий | Содержание занятий | Количество часов |
Модуль 1 Исследование сформированности базовых составляющих психического процесса | |||
1. | Исследование восприятия пространства, времени, цвета, формы. Зрительный гнозис. | 1. Упражнение «Поиск по признакам», 2. Упражнение «Назови такой же», 3. Узнавание реалистических, перечеркнутых, наложенных, недорисованных изображений. | 4ч.
|
Исследование концентрации, объема, переключение и устойчивости внимания | 1. Методика В.М. Когана, 2. Методика Пьерона-Рузера, 3. Методика «Знаковый тест» | ||
Исследование зрительной, слуховой, логической памяти | 1. Методика «Запоминание 10 слов» (по А.Р. Лурия), 2. Методика «Запомни числа» | ||
Исследование словесно – логического, наглядно – действенного, наглядно – образного, понятийного мышления | 1. Методика «Четвертый лишний», 2. Методика «Найди лишнее слово», 3. Методика «Кубики Кооса», 4. Методика «Простые аналогии», 5. Узнавание конфликтных изображений-нелепиц, 6. Методика «Разрезные картинки», 7. Методика для исследования уровня сформированности понятийного мышления, 8. Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок, 9. Понимание сюжетной картинки, 8. Тест Равена. | ||
Модуль 2 Исследование сформированности эмоционально-личностных особенностей | |||
1. | Исследование аффективной сферы | 1. Тест «Рука», 2. Методики: СОМОР, ЦТО, «Контурный С.А.Т.-Н», «Эмоциональные лица», «Метаморфозы» | 6ч. |
Исследование взаимоотношений ребенка в детском коллективе и со взрослыми | 1. Методика «СОМОР», 2.Цветовой тест отношений (ЦТО) и другие проективные методы исследования. | ||
Модуль 3 Коррекция, развитие и диагностика психических процессов | |||
1. | Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений | 1. Упражнение «Развиваем глазомер», 2. Упражнение «Измеряем на глазок», 3. Упражнение «Что за картинка», 4. Упражнение «Определи размер на ощупь». | 12ч. |
Развитие восприятия пространства и времени |
| ||
Развитие восприятия формы, величины, цвета; конструирование предметов |
| ||
2. | Развитие устойчивости внимания | 1. Упражнение «Найди выпавший осколок», 2. Упражнение «Исключение лишнего», 3. Упражнение «Какой вид сверху соответствует предмету», 4. Упражнение «Что перепутал художник». | 20ч. |
Развитие умения распределять внимание | 1.Методика «Корректурная проба», 2. Упражнение «Графический диктант» | ||
Развитие концентрации и устойчивости внимания | 1.Методика «Знаковый тест», 2. Упражнение «Графический диктант» 3. Игра «Считай и двигайся», 4. Методика «Не пропусти растение», 5. Упражнение «Красно – черные пары», 6. Упражнение «Устный счет», 7. Упражнение «два дела одновременно», 8. Игра «Нос, пол, потолок» | ||
Развитие произвольного внимания | 1. Упражнение «Запомни слово», 2. Упражнение «Решение задач устно», 3. Игры «Что лишнее?», «Опиши предмет». | ||
3. | Развитие зрительного и слухового восприятия и восприятия особых свойств предметов |
| 20ч. |
Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления | 1. Методика «Простые аналогии», 2. Методика «Исключение лишнего», 3. Игра «Муха», 4. Упражнение «На что это похоже?», 5. Упражнение «Продолжи узор», 6. Упражнение «Платочек», 7. Упражнение «Составь фигуру», 8. Упражнение «Воспроизведи рисунок». | 16ч. | |
4. | Развитие способности управлять своими эмоциями (радость, гнев, удивление и печаль) | 1. Упражнение «Узнай эмоцию», 2. Упражнение «Дорисуй мимику в сюжетной картинке». | 10ч. |
Развитие способности распознавать те же эмоции по пантомимике и интонациям голоса | 1. Беседа о роли жестов и голоса в проявлении настроения, 2. Проигрывание этюдов. | ||
Развитие умения отличать эмоции от поступков | 1. Игра «Лото настроений». 2. Беседа о разнице между переживаниями и поступками (нет хороших и плохих эмоций – есть плохие или хорошие поступки). | ||
Развитие умения различать степень интенсивности эмоций | 1. Игра «Угадай эмоцию», 2.Беседа о различной степени интенсивности эмоций, 3.Проигрывание этюдов на изображение эмоций различной интенсивности. | ||
Развитие умения выражать эмоции и настроение художественными приёмами | 1.Упражнение «Нарисуй картинку с настроением», 2.Анализ рисунков: содержание, использование цвета, графические характеристики (линии, пятна). | ||
Знакомство с эмоцией «страх»: распознавание и изображение; отреагирование имеющихся страхов. | 1. Упражнение «Страх и его проявление в мимике, пантомимике, голосе», 2. Разобрать разные степени интенсивности страха, 3. Проигрывание этюдов, изображающих страх с переходом в удивление и радость. | ||
Знакомство с эмоцией «интерес», распознавание и изображение | 1. Игры «Назови похожее» и «Испорченный телефон», 2. Проигрывание этюдов. | ||
Знакомство с эмоцией «стыд» распознавание и изображение | 1. Игры «Что было бы, если бы…» и «Кинопроба», 2. Проигрывание этюдов. | ||
Познакомить с эмоцией «отвращение» и «презрение». Закрепление пройденного. | 1. Рисунок «Моё настроение», 2. Проигрывание усложнённых этюдов. | ||
5. | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков |
| 12ч. |
Развитие тактильно-двигательного восприятия |
| ||
Модуль 4 Исследование динамики развития психических процессов | |||
1. | 1. Диагностика восприятия | Повторная диагностика.
| 2ч.
|
2. Диагностика внимания | |||
3. Диагностика памяти | |||
4. Диагностика мышления | |||
Итого: | 102ч. |
Описание материально - техническое обеспечения:
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, шнуровки и т.д.);
- инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи и др.);
- материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, восковые карандаши и др.);
- иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений.
- мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с тематикой занятий.
- аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия,
инструментальная музыка, детские песни и т.д.
- комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.
- тетради для работ учащихся.
Учебно – методические пособия:
- Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович.- М. «Академия», 2002.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии [Текст]/А.Л. Сиротюк - М., 2000
- Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей- инвалидов[Текст]/под ред. И.А. Крестининой.- Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. - 301 с.
Список литературы:
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2005.
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2000
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988
- Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). - М., 2005 - 96 с.
- Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М., 2004 Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. Под ред. Л.А. Головчиц М., 2006
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 - 5 классы. М., 2004. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. М., 2003
- Дневник психолого-педагогического сопровождения: сборник методических материалов, под ред. И.А. Крестининой. - Киров, 2014
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001
- Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка:дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000
- Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
- Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006 Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993
- Клековкина С.В. Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, средствами сказки: опыт работы в комнате психологической разгрузки. Учебно-методическое пособие. - Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2006. - 75 с.
- Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. М., 2007
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М., 2000
- Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 68 лет. М., 2004
- Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2005 Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. М., 2002 Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). - М., 1997. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей». - М., 2009.
- Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада. М., 1991
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996 Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. М., 2000
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младшего школьника. Ярославль, 2003
- Ткаченко Т.А. Тетрадь для дошкольника. Логические упражнения для развития речи.
СПб., 2000
- Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада и родителей/ Л.А. Венгер,
- О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко М., 1994. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Метод. пособие. СПб., 2004
- Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей, Ярославль, 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995
- Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. М., 2006
- Ясюкова Л.А. «Диагностика готовности к школьному обучению и профилактика проблем в начальной школе», С.П.,
Дидактический материал:
- Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления (1 и 2 часть). Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.
- Левое и правое. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов М. Серия «Карапуз», Семенова М. А.
- Учимся пространственной ориентировке Т.А. Русскова. Альбом раскраска. 4-5; 5-6 лет Издательство: Гном и Д Год: 2000
- Окружающий мир. Предметы.(1 часть). Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.
- Окружающий мир. Природа.(2 часть). Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.
- Обучающие карточки по темам «Цвета», «Счет», «Форма», «Времена года» и др.
- Учимся понимать время. Иванова О.М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 1-7 класс обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" полностью соответствует требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для 1 – 4 классов
Программа разработана на основе:Закона «Об образовании»;Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования;Инструктивного письма Минобразования ...
Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия»
Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» по развитию и формированию устной и письменной речи,обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях...

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной школы, адаптации в учебной деятельности,...