Статьи
статья
В данном разделе представлены мои статьи. Статьи размещены на сайт ГБУСО МО "Подольский городской центр социаьной помощи семье и детям" ПОЛЕЗНОЕ | cfamily
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_02.11_1.doc | 40.5 КБ |
profilaktika_rechevyh_narusheniy.doc | 36 КБ |
smeshannaya_disgrafiya_i_ee_preodolenie.doc | 31 КБ |
rechevye_narusheniya_i_ih_preodolenie_0.doc | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) в работе учителя-логопеда в ГБУСО МО "Подольский городской центр социальной помощи семье и детям"
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Дети с ОВЗ в плане восприятия ИКТ мало отличается от других детей. Им нравится работать с компьютером, выполнять разнообразные, интересные задания.
Использование современных информационных технологий способствует более эффективному формированию речевых навыков у детей с ОВЗ.
Эффективность применения ИКТ заключается в следующем:
- эмоционально окрашенные занятия повышают мотивацию;
- ИКТ обеспечивает индивидуализацию обучения;
- материал предоставлен в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- за минимальное время можно достичь больше положительных результатов;
- ребенок сам видит результат своей работы. Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной. У ребенка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.
На логопедических занятиях специалистами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть, как готовые продукты, так и самостоятельно-разработанные инструментарии.
1. Готовый продукт.
- компьютерные логопедические тренажёры;
- компьютерные тесты;
- приключенческие квесты и обучающие игры;
- книги, учебники и энциклопедии;
2. Самостоятельно-разработанный инструментарий.
- составленные с помощью программы Microsoft Office игры и программы-презентации Power Point;
- веб-страницы и веб-сайты;
- подборки компьютерных тестов;
- цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.
При коррекции грамматического строя можно использовать программу «Игры для тигры». Применение программы делает процесс коррекции грамматического строя речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Программа повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы, система сама обеспечивает контроль, даёт возможности самопроверки.
Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед». Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.
Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010). При работе с этой программой у детей формируются: Понятие буквы как графического символа звука,понятие слова как упорядоченного множества букв, смыслообразующая роль буквы в слове, символ как обозначение объекта(пиктогрмма), конструирование и моделирование как способы выявления соотношения элементов и целого.
В программе используются стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, игры со словами, буквами, что способствует созданию развивающей среды для ребенка. Использование заданий параллельно с формированием навыка чтения способствует развитию речи, творческих способностей, логическому и алгоритмическому мышлению, расширению словарного запаса, умению работать по заданному условию.
Данные программы составлен так, чтобы по ним могли работать не только учителя-логопеды, но и родители.
Стоит отметить , что коррекционная деятельность не может проходить исключительно из предъявления компьютерных игр и мультимедийных презентаций, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и дополнять их. Следует так же помнить о здоровьесберегающем режиме проведения занятий, особенно при использовании компьютера.
Предварительный просмотр:
Профилактика речевых нарушений.
Профилактика нарушений речи, так же как и профилактика любых заболеваний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к возникновению нарушений. К сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновение речевых нарушений, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных факторов.
Будущим родителям нельзя допускать бездумного отношения к жизни и приобретения разного рода вредных привычек. Даже такая, как многие считают, «безобидная» вещь, как курение матери во время беременности, отрицательно сказывается на всем ходе внутриутробного (а значит и последующего) развития ребенка.
Очень отрицательно сказываются на будущем ребенке и возникающие в семье разного рода стрессовые ситуации, тем более, если они приобретают затяжной характер. Поэтому все члены семьи должны хорошо понимать важность момента и необходимость создания в доме возможно более спокойной обстановки.
Сам процесс родов также во многом зависит от самой женщины. Разумное и правильное поведение будущей матери во время беременности во многом предопределяет нормальное протекание родов.
После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии или отклонение от его нормального хода. Так, если ребенок в положенное время не начинает держать головку или самостоятельно садиться, если у него задерживается начало ходьбы или появление первых слов и фразовой речи, то причины этих отставаний необходимо своевременно выяснять у специалистов и безотлагательно принимать рекомендуемые ими меры по выравниванию положения. В этом отношении обычно действует такое общее правило: чем меньше по времени продолжается отставание от нормы, тем легче его преодолеть.
Профилактикаречевых нарушений складывается в основном из таких двух моментов:
- забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов.
- забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Решение первой из названных задач выражается в следующем:
∙ предупреждение ушибов в области головы;
∙ предупреждение различных заболеваний и детских инфекций, протекающих с высокой температурой (соблюдение сроков профилактических прививок, исключение непосредственных контактов с больными и пр.);
∙ охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний;
∙ охрана артикуляторных органов, состоящая в следующем:
а) предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
б) исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрестного прикуса);
в) своевременное оперирование расщелин верхней губы и неба;
г) своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильной артикуляции которых мешает короткая уздечка);
∙ охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т. п.);
∙ охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного рода запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и в течение некоторого времени после ее окончания, и т. д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.
Забота о правильном речевом развитии ребенка должна выражаться в следующем:
∙ обеспечение благоприятного речевого окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей);
∙ поощрение лепета ребенка мимикой радости;
∙ воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно как можно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни;
∙ медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью;
∙ отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения;
∙ приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому ее усвоению;
∙ систематическое создание таких ситуаций, при которых ребенок должен выразить свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда); необходимо организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы сама обстановка вызывала у него необходимость речевого общения, включая «разговор» с животными, игрушками и пр.;
∙ полное исключение случаев «сюсюканья» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания;
∙ занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи;
∙ развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
Нельзя не упомянуть и еще об одном виде профилактики – о профилактике рецидивов (возвратов) речевых расстройств. Такие рецидивы речевых нарушений могут иметь место в случае недостаточно прочного закрепления результатов логопедической работы. После прекращения логопедических занятий родители должны в течение некоторого времени проводить с ребенком специальные упражнения и осуществлять контроль за его речью. На заключительном занятии логопеды обычно обязательно дают такие рекомендации, которые родители должны обязательно выполнять.
Предварительный просмотр:
Смешанная дисграфия и ее преодоление.
В последние годы в общеобразовательных школах заметно возросло количество детей, страдающих расстройствами письма. Дисграфия - нарушения процесса развития письменной речи у детей. Если же говорить избирательно о нарушениях письма, то чаще всего дисграфия проявляется в смешанной форме. Данное нарушение проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Ошибки при этой форме дисграфии могут выражаться в следующем:
- Запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искажённого) (ЦВТЫСТЯТ-СТЛЕ вместо ЦВЕТЫ СТОЯТ НА СТОЛЕ);
- Пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении (ТОЛ вместо СТОЛ, ТРЕЛА вместо СТРЕЛА);
- Пропуски гласных букв (ТРКТОР вместо ТРАКТОР, КАРТНА вместо КАРТИНА);
- Вставка лишних букв (СТЛОЛ вместо СТОЛ, СЛОИНС вместо СЛОН);
- Перестановка букв (ТУРБА вместо труба, ЛАПМА вместо ЛАМПА).
- Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов( и-ш, ш-щ), недописывание элементов букв.
- Неправильное согласовании слов. Например: ДЕТИ УЧИТСЯ ШКОЛЕ, ШИШКА УПАЛА С ДЕРЕВОМ, ГРИБЫ РАСТУТ ПОД ЁЛКИ.
- Застревание на определённых буквах и слогах, например, "ходила" — "ходидила", "дерево" — "девево".
- Отсутствие заглавной буквы в начале предложения.
- Отсутствие точки в конце предложения.
Кроме этого, при дисграфии дети пишут медленно, их почерк обычно трудно различим. Могут иметь место колебания высоты и наклона букв, соскальзывания со строки, замены прописных букв строчными и наоборот. О наличии дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие зрительного, зрительно-пространственного восприятия и анализа, внимания, памяти на предметах и геометрических фигурах; сенсорных функций, пространственных представлений (ориентировка в схеме собственного тела; дифференциация правых и левых частей предмета; ориентировка в окружающем пространстве), слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков.
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, ребенка и его родителей. Дети, имеющие такие проблемы, могут получить логопедическую помощь на логопункте, в ГБУСО МО «Подольский городской центр социальной помощи семье и детям».
Учитель-логопед
Игнатова Мария.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....