Познавательное занятие "Экстремальные ситуации"
методическая разработка (8 класс)

Камышникова Наталья Владимировна

Познавательное занятие для детей с ОВЗ, возрастная категория 15-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekstremalnye_situatsii_novaya.docx44.85 КБ

Предварительный просмотр:

Благовещенская  общеобразовательная школа-интернат

Познавательное занятие

 «Экстремальные ситуации»

Подготовила и провела:

Камышникова Наталья Владимировна,

воспитатель

2020-2021 учебный год

Познавательное занятие «Экстремальные ситуации»

Цели:

  • повторение и закрепление имеющихся знаний и навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях;
  • воспитание бережного отношения  к собственной жизни и к безопасности других людей;
  • коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация.

Ход занятия:

Деятельность воспитанников

Деятельность воспитателя

Примечание

1.Организационный момент.

Задачи: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся;

               -  создание доброжелательной, непринужденной обстановки на

                   занятии.

- Добрый день, дорогие родители и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать всех на нашем занятии.

- Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу и всем, кто здесь присутствует. Спасибо.

- От чего же на капельку солнца прибавилось в мире?

- От чего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Это ваши улыбки сделали нашу жизнь прекрасней и удивительней.

Слайд №1 - пустой

2. Введение в тему.

Цель: - мотивация познавательной деятельности.

Дети отвечают на вопросы.

Дети расшифровывают название занятия.

- Прежде, чем начать занятие. Я хотела бы узнать ваше мнение о том, что на свете всего дороже для человека? (Жизнь)

- Что самое важное для жизни? (здоровье)

- От чего зависит наше здоровье? (ответы детей)

(питание, спорт, правильный отдых, здоровый образ жизни, профилактика вредных привычек, соблюдение правил безопасности)

- Молодцы! А что такое безопасность? (отсутствие опасности для человека, природы, окружающей среды)

- И, чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, попробуем расшифровать его название.

Инструкция:  Название занятия записано при помощи цифр. Каждой цифре соответствует определенная буква алфавита. Используя таблицу соответствия порядкового номера каждой букве, расшифруйте название занятия, т.е. вместо цифры поставьте букву и прочитайте тему нашего занятия. На каждом столе табличка-расшифровка, используйте ее. Работаем в парах.

30   11   18   19   17   6   13   1   12   27   14   28   6            18   10   19   20   1   23   10   10

Э     к      с     т      р    е    м   а     л    ь     н    ы     е             с     и     т     у    а    ц     и     и

- Итак, тема нашего занятия «Экстремальные ситуации»

Слайд №2 – название занятия

3.Основная часть.

Цель: - организовать познавательную деятельность учащихся, расширить знания по теме.

Дети слушают рассказ воспитателя о стихийных бедствиях.

Дети заполняют таблицу.

Дети слушают рассказ воспитателя об экстремальных ситуациях.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети отгадывают, о каком стихийном явлении идет речь.

Дети слушают рассказ воспитателя о наводнениях.

Дети слушают рассказ о землетрясении.

Дети отвечают на вопросы.

Дети слушают рассказ воспитателя о пожарах

Дети составляют алгоритм действия при лесном пожаре.

Дети отдыхают (физпауза)

Дети объясняют значение поговорки «Мой дом – моя крепость»

Дети слушают рассказ воспитателя о современном жилище человека

Дети называют причины возникновения опасных ситуаций в доме.

Дети приводят примеры опасных ситуаций в быту.

Дети дают пояснения к своему выбору ответа на вопрос.

Дети работают в группах.

Дети решают проблемные ситуации.

Дети отвечают на вопросы.

Дети составляют алгоритм действия в проблемной ситуации.

Дети отвечают на вопросы.

- Наша жизнь, на первый взгляд безопасна и прекрасна. Но, к сожалению,  нас могут подстерегать опасности. Обратите внимание на экран. Что это? Как это можно назвать? Стихийные бедствия. А еще? Правильно, экстремальные ситуации.

Экстремальными называются ситуации, угрожающие жизни, здоровью, имуществу человека или природной среде. Такие ситуации могут произойти и в природе, и в быту – в нашей повседневной жизни. Нередко экстремальные ситуации влекут за собой большое количество людских жертв, которых вполне можно было бы избежать, если бы люди были подготовлены. Но такие ситуации могут возникнуть внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. С ними можно столкнуться даже в самой для нас  привычной обстановке: на улице, дома, в школе или на рабочем месте.

Итак, наше следующее задание:

Давайте попробуем заполнить таблицу «В любом месте может быть опасность»

На столах конверты № 1    

Напишите, какие опасности могут подстерегать вас: дома, на улице, во дворе.

Место

Опасность

Дома

Пожар, утечка газа, затопление

На улице

Несоблюдение правил дорожного движения, авария

Во дворе

Травмы, незнакомые люди

- Молодцы, справились с заданием.

Чем быстрее вы сориентируетесь при возникновении экстремальной ситуации, примите решение и выберете правильный способ действий, тем больше у вас будет шансов остаться живыми, здоровыми и невредимыми. Еще сложнее человеку становится, когда экстремальные ситуации носят широкомасштабный характер (землетрясение, пожар, наводнение) и помощь может прийти не скоро. Предвидеть возможность появления такой опасной ситуации, к сожалению, не всегда под силу современной науке. А если нет способа избежать её, то стоит подготовиться к ней, чтобы выйти из нее без ущерба для себя и окружающих.

Сейчас в России появилась такая организация, которая всегда придет на помощь. Это  служба спасения – МЧС. Служба спасения всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. В службе спасения работают смелые, благородные. сильные люди. Их называют спасателями. А кто может назвать номер телефона службы спасения? Правильно – 112.

- Как мы уже говорили с вами, что опасности могут подстерегать нас как в быту, так и в природной среде.

- Что может быть опасным для вас в природных условиях? (ответы детей)

Стихийные явления: ураганы, пожары, наводнения, землетрясения и т.п.

- Отгадайте, о каком стихийном бедствии идет речь:

  • Рукой махнул

          Дерево погнул (ветер, ураган)

  • Ест дрова он с хрустом, жаром

Благодарен кочегарам,

Но лишь тогда не страшен он,

Когда бывает, покорен (огонь)

  • Волны мчатся в быстром беге

Закипит пучина вод

И покатится на берег

Всё затопит, все зальет

И кварталы городские

Превратятся в острова

Поплывут меж них людские

Вещи, бочки и дрова (наводнение)

- Наводнение – это временный подъем воды в реке, озере, море. Что может служить причиной наводнения? (ответы детей) Обильные дожди, интенсивное таяние снега, образование заторов (льдины весной)

- К чему приводят наводнения? К гибели людей, затапливают дома, наносят экологический вред. Как же действовать во время наводнения? Как только срабатывает сигнал о наводнении, «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками транспортных средств, необходимо покинуть зону затопления. Как можно быстрее найти возвышенное место и подняться на него, чтобы вода вас не смыла. И все мы знаем, что есть служба спасения МЧС и телефон этой службы 112.

Следующим опасным природным явлением является землетрясение.

Землетрясение – подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.

- Чем опасны землетрясения? (ответы детей) Разрушением зданий, сооружений, пожарами и человеческими жертвами.

- Как необходимо вести себя при землетрясении?

Если здание, в котором вы находитесь, невысокое, например, кирпичный дом и есть возможность немедленно покинуть его, то  в этом случае необходимо осторожно и быстро покинуть здание, отбежать от него на безопасное расстояние. Если не удалось покинуть здание, постарайтесь добраться до безопасного места и защитить себя от падающих предметов, можно спрятаться под стол, любую прочную мебель.

- Есть еще одно страшное и опасное природное явление – пожар.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей, животных, уничтожение природных и материальных ценностей.

Причинами пожаров являются:

  • неосторожное обращение с огнем;
  • молнии, грозы;
  • поджоги

- Чем опасен пожар? (ответы детей) Пожар опасен высокой температурой горения, и быстрой, неконтролируемой скоростью движения огня. А также, возможностью отравления продуктами горения.

- Как действовать во время лесного пожара?

  • Выходить из горящего леса необходимо по горелому лесу.
  • Двигаться вдоль речек, ручьев, по воде.
  • Рот и нос прикрывать влажным платком, полотенцем

И, конечно, же, не забывать про службу спасения.

- Ну, а теперь немного отдохнем.

Физпауза - игра «Пожарная, полиция, медицинская, газовая служба»

Учащиеся встают по кругу, у ведущего в руках мяч. Сейчас мы будем передавать друг другу мяч; тот, кто передает мяч, говорит одно из четырех слов «пожарная, полиция, врачи, газовая служба», а тот, кто принимает (ловит) мяч, говорит, если прозвучало слово «Пожарная» - ассоциация (название), все что связано с этой службой - огонь, огнетушитель, каска, 101 и т.д.. «Мед.служба» - ассоциации (название) шприц, градусник, аптечка, 103 и т.д., «Полиция» - рация, свисток, закон, 102; «Газовая служба» - газ, противогазы, плита газовая, 104 и т.д. По ходу выполнения упражнения ведущий побуждает участников увеличить темп. Упражнение направлено на развитие беглости мышления.

- Работаем дальше, ребята.

На улице дождь непрерывный,

А дома тепло и светло.

И можно на бурные ливни

Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,

Спастись от морозного дня.

В хорошее место родное –

Домой так и тянет меня.

- Кто-то из нас живет в квартире, а кто-то в своем доме, куда вы возвращаетесь после школы. Там вас ждут ваши родные, а также любимые вещи, игры. Там тепло и уютно. Именно там вы чувствуете себя в безопасности. «Мой дом – моя крепость» - эти слова принадлежат английскому правоведу Эдуарду Коку. Но… Как вы считаете, что имел ввиду правовед Кок? О чем говорят эти, ставшие сегодня, поговоркой слова? (ответы детей)

По статистике детских травм можно увидеть, что большинство увечий несовершеннолетние получают именно в быту. Бытовые травмы составляют 57% от всех травм. Это, как правило, ожоги и переломы.

   Что же получается, наше жилище небезопасно?

В нашем жилище могут возникнуть опасные и аварийные ситуации. Мы обязательно с вами должны выработать алгоритм действий во время возникновения таких ситуаций. А значит – обязательно должны разобраться, почему они происходят.

Современное жилище не только защищает человека, но и предоставляет ему различные удобства. Чтобы в квартире было удобно жить, необходимо подать в нее воду, газ, электричество, подключить телефон, телевизионную антенну. Без всего этого человек уже не мыслит своей жизни. Но  наличие в квартире большого количества домашней техники и бытовых приборов может привести к возникновению опасных ситуаций.

- Какие же опасные ситуации могут возникнуть в нашем доме, квартире, и что может быть причиной возникновения таких ситуаций?

- Итак, причины возникновения опасных ситуаций в доме:

  • невнимательность, пренебрежение техникой безопасности (незакрытый кран, забытый включенный утюг, чайник, оставленная  без присмотра включенная газовая плита);
  • неправильное обращение с бытовой техникой (использование бытовых приборов не по назначению, перегрузка электросети,  включением нескольких электроприборов в одну розетку, повреждение электроприборов);
  • технические аварии (прорыв труб, повреждение газопровода, нарушение работы системы отопления);
  • стихийные бедствия (затопление, землетрясение, жара, сильный мороз)

- Исходя из всех названных причин возникновения опасных ситуаций, назовите, пожалуйста, возможные опасные ситуации в быту.

 (ответы детей)

Опасные ситуации в быту:

  • пожар (неисправность электропроводки или электротехники, неосторожное обращение с огнем);
  • взрыв газа (утечка газа из-за оставленной включенной газовой плиты);
  • затопление (неисправность водопровода или незакрытый кран);
  • отравление (газом или химическими препаратами);
  • поражение электрическим током (нарушение правил безопасности при пользовании электроприборами и электрооборудованием);
  • разрушение строительных конструкций (землетрясение или взрыв)

- А теперь немного отдохнем.

Воспитанникам задают вопросы, связанные с темой занятия. Если дети считают, что нужно ответить «да», то они собираются у стола с данной табличкой; если ответ отрицательный – у стола с табличкой «нет». Дети могут давать пояснения к своему выбору. Нужно выслушать и коллективно определить, верен ли ответ:

- Ты ученик (ученица) 8 класса?

- Ты будешь помогать другим людям?

- Если случился пожар в одной комнате, то надо спрятаться в другой?

- Если ты увидел возле школы чужую сумку или коробку, то нужно её брать?

- Если человек попал в беду (начал тонуть и т.п.) нужно ему помогать?

- Здание дрожит, бьются стекла, ты останешься дома?

- Ты увидел в соседнем здании людей с оружием, будешь ли ты куда-нибудь сообщать?

- Телефон службы спасения 100?

- А сейчас мы разделимся на 2 (две) группы. Каждая группа будет работать над своей проблемой. Вам необходимо всем вместе решить, как себя вести и что делать.

1 группа: Вы смотрите телевизор в своей квартире на 7 этаже. Бабушка дремлет в своей комнате. Внезапно телевизор взрывается и начинает сильно дымиться. Комната заполняется дымом. Ваши действия.

Ответы: 

  1. Выключить шнур телевизора из розетки.
  2. Набросить на телевизор плотное одеяло или покрывало.
  3. Намочить платок и дышать через него.
  4. Плотно закрыть окна.
  5. Забрать бабушку и немедленно выйти из помещения, плотно прикрыв за собой дверь.
  6. Позвонить по телефону 101 или 112, вызвать пожарных.

Вредные вопросы:

  1. Может быть, сначала нужно было вылить на горящий телевизор ведро воды? (нельзя тушить включенные электроприборы водой – будет удар током)
  2. А если телевизор будет охвачен сильным пламенем, нужно его закрыть одеялом и пытаться тушить пожар? (нет, нужно немедленно выйти и позвонить по телефону 101)
  3. Если глаза разъедает дым, что делать? (закрыть глаза, передвигаться, держась за стены)

2 группа: Декабрьский вечер. Вы пришли из школы домой и с порога почувствовали сильный запах газа. Родителей дома нет. Ваши действия.

Ответы:

  1. Не зажигать спичек, свечей, зажигалок.
  2. Выключить газовые конфорки.
  3. Немедленно перекрыть газ.
  4. Выключить электроприборы.
  5. Открыть форточки.
  6. Если газ продолжает поступать, позвонить от соседей или с сотового телефона 104

Вредные вопросы:

  1. Можно ли самому пытаться ремонтировать газовую плиту: выкручивать конфорки, горелки? (нельзя)
  2. Можно ли проверить утечку газа, поднося спичку к конфорке? (нельзя, может произойти взрыв)
  3. Нужно ли, пить какие-нибудь лекарства от отравления газом? (нет, только по назначению врача)

- Ребята, мы с вами повторили, как нужно вести себя в экстремальных ситуациях дома.

- А как вы понимаете пословицу «Берегись бед, пока их нет!» (ответы детей)

Правильно, беду легче предотвратить, когда знаешь, как её избежать.

- Опасные ситуации можно и нужно предупреждать.

Помните:

  • Если электроприбор исправен, то никогда не загорится.
  • Если водопроводный кран отремонтирован, то он не потечёт.
  • Если газовая плита исправна, то утечка газа не произойдёт.

Нужно быть предусмотрительными и осторожными в повседневной жизни. Шалости, игры и неосторожность с опасными предметами отправляют многих детей (подростков) в больницу, доставляя душевные страдания родителям, а физические – самому виновнику.

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №4-1

Слайд №5

Слайд №5-1

Слайд № 6

Слайд № 6-1

Слайд № 6-2

Слайд № 6-3

Слайд № 7-1

Слайд № 7-2

Слайд № 7-3

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд № 10

Слайд № 11

Слайд № 11-1

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайд № 18

Слайд № 19

Слайд № 20

Слайд № 21

IV. Итог занятия. Рефлексия.

Цель: - подведение итогов занятия.

Дети отвечают на вопросы.

Дети выполняют задание.

IV. Итог.

- Итак, ребята, наше занятие подошло к концу.

- О чём мы сегодня с вами говорили?

- Какие экстремальные ситуации вы знаете?

- Где могут подстерегать нас опасности? (в быту и в природной среде)

- Как можно предотвратить (предупредить) опасные ситуации в быту (дома)?

- Назовите номера телефонов экстренных служб?

- Я желаю вам, ребята, никогда не попадать в экстремальные ситуации. Но, если такое случится, помните, чему вас учили! Помните, нарушение правил безопасности может привести к непоправимым последствиям. Самым страшным является то, что незнание или неумение правильно действовать в тех или иных ситуациях могут создать угрозу жизни и здоровью человека. Я желаю вам всем здоровья и надеюсь, что наше занятие поможет вам вырасти счастливыми и успешными людьми.

Рефлексия.

- Ребята, вы видите перед собой карточки красного, желтого и зеленого цвета. Кто из вас услышал сегодня, то, что уже знал, пожалуйста, поднимите красную карточку. Те, кто узнал что-то новое, поднимите желтую карточку. Но, если вы чему-то на занятии научились и сможете этому научить других, поднимите зеленую карточку.

- Я вижу, что наше занятие не прошло зря, вы узнали много нового и сможете научить  этому других. Спасибо всем за работу!  

Слайд 22 - пустой

Слайд 23

Самоанализ познавательного занятия  «Экстремальные ситуации»

Воспитательский час «Экстремальные ситуации» проведен в соответствии с календарным планированием по направлению программы воспитания –  основы жизнеобеспечения. При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей и группы по возможностям обучения. Форма проведения – познавательное занятие. Оно связано с предыдущими занятиями, проведенными  в 6-7 классах. Его основные цели:

  • повторение и закрепление имеющихся знаний и навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях;
  • воспитание бережного отношения  к собственной жизни и к безопасности других людей;
  • коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

При разработке занятий опиралась на принципы: мотивации, продуктивной информации, развития и коррекции высших психических функций.

Структура воспитательского часа включает следующие этапы: организационный момент, введение в тему, основную и заключительные части, каждый из которых имеет свою задачу.

Коррекционная направленность занятия выразилась:

  • во включении в занятие специально разработанных упражнений и игр по коррекции высших психических функций;
  • в отборе и комбинировании методов и приемов проведения занятия таким образом, что осуществлялась смена видов деятельности – это способствовало повышению работоспособности у воспитанников;
  • в активном использовании наглядности (карточки, слайды), что способствовало более лёгкому усвоению предложенного материала;
  • во включении вопросно-ответной формы беседы.

Для снятия усталости, повышения эмоционального настроя использовалась двигательная пауза - игра. В ходе занятия давала чёткие инструкции, побуждающие к деятельности, осуществляла дозированную помощь детям.

По моему мнению, занятие удалось. Поставленные цели и задачи удалось реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»

Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...

"Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося"

Материал содержит описание форм и методов, используемых на уроках истории и обществознания для создании ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося. Бо...

Ситуация успеха в учебной деятельности как средство активизации познавательного интереса учащихся.

Актуальным вопросом преподавания является мотивация учащихся к овладению знаниями в данной области.Как же сформировать заинтересованность учащихся к учебному процессу?...