Речь и предложение. Практическое овладение выделением в речи предложений.
план-конспект

конспект логопедического занятия на тему "Речь и предложение. Практическое овладение выделением в речи предложений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx410.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Речь и предложение. Практическое овладение выделением в речи предложений.

Цель: закрепить у учащихся умение составлять и выделять предложения из текста.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- повторить понятие «предложение», закрепить правило оформления предложений на письме и признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу).

- продолжить работу над развитием навыков конструирования предложений из слов.

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать внимание, память, мысленные операции;

- корригировать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.

- развивать умение формулировать ответы на вопросы и аргументировать.

3. Коррекционно-воспитательные:

- развивать интерес обучающихся к учебному процессу;

- совершенствовать навыки коммуникативного общения;

- актуализировать знания учащихся о правилах поведения на уроке, воспитывать положительную мотивацию.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

1. Поднимаем пальчики от парты

2. Руки в круг, крутим пальчиками

3. Перекаты двумя руками (крест на крест)

Организационный момент

Девочки, ответьте на вопросы:

- Какие времена года ты знаешь?

- Какое сейчас время года? (весна)

- Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май)

- Какой сейчас месяц?

- Какой день недели?

- Какое сегодня число?

Объявление темы: О чём же мы будем сегодня говорить на уроке вы найдёте сами составив слово из данных  перепутанных слогов:  

же-Пред-ни-ло-е

Во мне есть много разных слов.

Ты разобраться в них готов?

Рассказ читаешь или стих,

Я обязательно есть в них.

Но перепутав все слова,

Понять не сможешь ты меня.

Актуализация знаний учащихся

Девочки, а вы помните тему нашего урока? (ответ уч-ся) Чему мы будем учиться? Сегодня мы будем учиться составлять предложение по сюжетной картинке с опорой на схему.

Мы поплывем дальше на остров под названием «Предложение»

Именно на этом острове мы с вами повторим, что мы знаем о предложении.

— Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим)

— Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)
— Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)
- Из чего состоит предложение? (Из слов)

- Правильно, всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения из слов.

- Что же такое предложение?

Предложение –это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающее законченную мысль. 

- С какой буквы мы начинаем писать предложение?

- Что мы ставим в конце предложения?

Изучение нового материала

-Послушайте и скажите, предложение это или нет.

Наступила тёплая весна.                                 Ребята школа пошли.

- О чем вы узнали из первого предложения?

- «Ребята школа пошли» - это предложение? Почему? Сколько слов в предложении?

Составление предложений по сюжетной картинке

- Посмотрите на картину. Какое это время года? (весна) Как вы узнали? (текут ручьи, тает снег, легкие куртки, расстегнуты и т.д.)

- Предложение «Текут ручьи» Сколько в нем слов? (два) 

- Кто? Дети
- Что делают? Пускают кораблики. Дети пускают кораблики.
- Получилось у нас предложение? Сосчитай, сколько в нём слов?

Выделение предложений из речи и текста

- Прочитайте что записано у вас на листочках:

Пришла весна подснежник расцветает капают сосульки светит солнце

- Сосчитайте, сколько здесь предложений.

- Читайте, показывая голосом начало и конец предложения.

- Как на письме отделяется одно предложение от другого?

- Исправьте ошибки, допущенные при записи на доске.

Вывод: В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой, а в письменной речи точкой, вопросительным или восклицательным знаком.

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.

Работа по новой теме

Задание. Заканчивание начатых предложений с использованием рисунков.

На полях начал таять ______________________________ (снег)

Весело зажурчали веселые ___________________________________ (ручейки)

На ветках распустились ___________________________________ (листья)

Весной возвращаются домой перелётные ___________________________ и начинают вить гнёзда. (птицы)

На ветке сидела черная ___________________________________ (ворона).

Гимнастика для глаз

1. Плотно закрыть и широко раскрыть глаза

1 – прямо, 2 – на нос, 3 – вверх, 4 – на нос, 5 – вниз, 6 – на нос, 7 – влево, 8 – на нос, 9 – вправо, 10 – на нос.

3. Закрыли глаза. Посчитали до пяти. Открыли глаза. 

Задание. Составление предложений из слов данных в беспорядке

- А подсказкой вам будут слова, которые написаны с большой буквы.

1. Весна, наступила.

2. деревьях, На, почки, набухли.

3. кричат, В, грачи, рощах.

4. Прыгал, дорожке, по, воробей.

Задание. Определение границ предложений

Задание: Прочитай, определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Пт...нцы п...щат в гн...зде мама л...тит к м...алышам она н...сёт ч...рв...чка птичка сп...шит нак...рмить св...их д...тей.

Подведение итогов

- Чему мы научились на этом уроке? (составлять предложения)

- С какой буквы пишется начало предложения?

- Что ставится в конце предложения?

- А как вы думаете, какую оценку поставил бы вам медведь-учитель?

- Почему? (оценки учителя)

- Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе по теме "Как связать предложения в тексте?"

На данном уроке учащиеся знакомятся с первым законом создания текста: связь предложений, узнают  виды связей предложений в тексте;совершенствуют умения составлять текст, определять его тему, осно...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...

Правильность построения предложений (о синтаксических ошибках в речи учащихся).

В статье кратко излагаются основные сведения о культуре речи.  Одним из основных  показателей грамотной речи является правильное построение предложений. В статье описаны  правил...

Предложение в устной и письменной речи (синтаксис и пунктуация).Предложение как речевое высказывание.

Материал может быть использован и на уроках русского языка, и  во внеклассной работе с учителем.  Упражнения расширят и углубят сведения  по данной теме: " Предложение как речевое выска...

Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"

Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....

Конспект урока по формированию грамматического строя речи в 6 слабослышащем классе на тему «Практическое овладение основными значениями падежных форм прилагательных»

Урок направлен на формирование у глухих и слабослышащих учащихся умения устанавливать смысловую и грамматическую связь между существительным и прилагательным; умения строить предложение на основе зада...