Речь и предложение. Практическое овладение выделением в речи предложений.
план-конспект
конспект логопедического занятия на тему "Речь и предложение. Практическое овладение выделением в речи предложений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 410.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Речь и предложение. Практическое овладение выделением в речи предложений.
Цель: закрепить у учащихся умение составлять и выделять предложения из текста.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- повторить понятие «предложение», закрепить правило оформления предложений на письме и признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу).
- продолжить работу над развитием навыков конструирования предложений из слов.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, память, мысленные операции;
- корригировать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.
- развивать умение формулировать ответы на вопросы и аргументировать.
3. Коррекционно-воспитательные:
- развивать интерес обучающихся к учебному процессу;
- совершенствовать навыки коммуникативного общения;
- актуализировать знания учащихся о правилах поведения на уроке, воспитывать положительную мотивацию.
Артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
1. Поднимаем пальчики от парты
2. Руки в круг, крутим пальчиками
3. Перекаты двумя руками (крест на крест)
Организационный момент
Девочки, ответьте на вопросы:
- Какие времена года ты знаешь?
- Какое сейчас время года? (весна)
- Назовите весенние месяцы по порядку (март, апрель, май)
- Какой сейчас месяц?
- Какой день недели?
- Какое сегодня число?
Объявление темы: О чём же мы будем сегодня говорить на уроке вы найдёте сами составив слово из данных перепутанных слогов:
же-Пред-ни-ло-е
Во мне есть много разных слов.
Ты разобраться в них готов?
Рассказ читаешь или стих,
Я обязательно есть в них.
Но перепутав все слова,
Понять не сможешь ты меня.
Актуализация знаний учащихся
Девочки, а вы помните тему нашего урока? (ответ уч-ся) Чему мы будем учиться? Сегодня мы будем учиться составлять предложение по сюжетной картинке с опорой на схему.
Мы поплывем дальше на остров под названием «Предложение»
Именно на этом острове мы с вами повторим, что мы знаем о предложении.
— Что такое речь? (Всё, что мы говорим, читаем, слышим)
— Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)
— Для чего нужна речь? (Чтобы общаться)
- Из чего состоит предложение? (Из слов)
- Правильно, всё, что мы говорим – это речь. Речь состоит из предложений, а предложения из слов.
- Что же такое предложение?
Предложение –это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающее законченную мысль.
- С какой буквы мы начинаем писать предложение?
- Что мы ставим в конце предложения?
Изучение нового материала
-Послушайте и скажите, предложение это или нет.
Наступила тёплая весна. Ребята школа пошли.
- О чем вы узнали из первого предложения?
- «Ребята школа пошли» - это предложение? Почему? Сколько слов в предложении?
Составление предложений по сюжетной картинке
- Посмотрите на картину. Какое это время года? (весна) Как вы узнали? (текут ручьи, тает снег, легкие куртки, расстегнуты и т.д.)
- Предложение «Текут ручьи» Сколько в нем слов? (два)
- Кто? Дети
- Что делают? Пускают кораблики. Дети пускают кораблики.
- Получилось у нас предложение? Сосчитай, сколько в нём слов?
Выделение предложений из речи и текста
- Прочитайте что записано у вас на листочках:
Пришла весна подснежник расцветает капают сосульки светит солнце
- Сосчитайте, сколько здесь предложений.
- Читайте, показывая голосом начало и конец предложения.
- Как на письме отделяется одно предложение от другого?
- Исправьте ошибки, допущенные при записи на доске.
Вывод: В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой, а в письменной речи точкой, вопросительным или восклицательным знаком.
Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.
Работа по новой теме
Задание. Заканчивание начатых предложений с использованием рисунков.
На полях начал таять ______________________________ (снег)
Весело зажурчали веселые ___________________________________ (ручейки)
На ветках распустились ___________________________________ (листья)
Весной возвращаются домой перелётные ___________________________ и начинают вить гнёзда. (птицы)
На ветке сидела черная ___________________________________ (ворона).
Гимнастика для глаз
1. Плотно закрыть и широко раскрыть глаза
1 – прямо, 2 – на нос, 3 – вверх, 4 – на нос, 5 – вниз, 6 – на нос, 7 – влево, 8 – на нос, 9 – вправо, 10 – на нос.
3. Закрыли глаза. Посчитали до пяти. Открыли глаза.
Задание. Составление предложений из слов данных в беспорядке
- А подсказкой вам будут слова, которые написаны с большой буквы.
1. Весна, наступила.
2. деревьях, На, почки, набухли.
3. кричат, В, грачи, рощах.
4. Прыгал, дорожке, по, воробей.
Задание. Определение границ предложений
Задание: Прочитай, определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Пт...нцы п...щат в гн...зде мама л...тит к м...алышам она н...сёт ч...рв...чка птичка сп...шит нак...рмить св...их д...тей.
Подведение итогов
- Чему мы научились на этом уроке? (составлять предложения)
- С какой буквы пишется начало предложения?
- Что ставится в конце предложения?
- А как вы думаете, какую оценку поставил бы вам медведь-учитель?
- Почему? (оценки учителя)
- Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе по теме "Как связать предложения в тексте?"
На данном уроке учащиеся знакомятся с первым законом создания текста: связь предложений, узнают виды связей предложений в тексте;совершенствуют умения составлять текст, определять его тему, осно...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Правильность построения предложений (о синтаксических ошибках в речи учащихся).
В статье кратко излагаются основные сведения о культуре речи. Одним из основных показателей грамотной речи является правильное построение предложений. В статье описаны правил...
Предложение в устной и письменной речи (синтаксис и пунктуация).Предложение как речевое высказывание.
Материал может быть использован и на уроках русского языка, и во внеклассной работе с учителем. Упражнения расширят и углубят сведения по данной теме: " Предложение как речевое выска...
Уроки русского языка "Деепричастие как часть речи" и "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными в речи"
Уроки разработаны учителем русского языка МБОУ-СОШ № 3 Игошевой Л.А. Использованы различные методики для 7 и 9 классов....
Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конспект урока по формированию грамматического строя речи в 6 слабослышащем классе на тему «Практическое овладение основными значениями падежных форм прилагательных»
Урок направлен на формирование у глухих и слабослышащих учащихся умения устанавливать смысловую и грамматическую связь между существительным и прилагательным; умения строить предложение на основе зада...