Рабочая коррекционно-развивающая программа «Читаем вместе»
рабочая программа
Рабочая коррекционно развивающая программа "Читаем вместе" для детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_chitaem_vmeste.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт- Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания
«Дом - интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №2»
Принята на заседании Педагогического cовета № ________ от «____» ______________ 2019г. | Утверждаю Директор СПб ГБСУ СО «Детский Дом- интернат №2» ___________ И.В. Дерябина Приказ № ___________ от «____» ___________2019 г. |
Рабочая
коррекционно-развивающая
программа
«Читаем вместе»
на 2020 год
Группа №4
Составитель: Ковальчук К.С.
Должность: воспитатель
Петергоф
2019
Пояснительная записка
Рабочая коррекционная развивающая программа «Читаем вместе» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( ред. от 26.07.2019);
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ред. от 01.05.2019)
- СанПин 2.1.2.3358-16 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" (с изменениями на 2 мая 2017 года)
Программа «Читаем вместе» носит социально – педагогическую направленность
Актуальность.
В последние годы в России по разным причинам наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения в развитии. Становится всё больше детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Проблема обучения чтению детей с умственной отсталостью является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью. Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и переработки информации, а, следовательно, и весь процесс обучения детей с умственной отсталостью ограничен. Поэтому овладение навыками чтения – одна из важнейших задач в коррекционно-развивающей области. В дефектологической литературе, посвящённой вопросам формирования чтения у обучающихся с умственной отсталостью, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы, навыки чтения у детей формируется медленно и со значительными трудностями.
Низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в социальных и речевых контактах, бедность активного словаря, низкий темп чтения текстов не позволяют учащимся активно работать не только на уроках чтения, но и на других занятиях. В связи с этим большое значение приобретает развитие навыков чтения школьников с умственной отсталостью.
Чтение и развитие речи призваны оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание детей с умственной отсталостью, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Данная коррекционно-развивающая программа способствует развитию наблюдательности, произвольного внимания, речи, обогащает словарный запас детей, расширяет их кругозор, воспитывает нравственные качества (гуманное отношение к окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим).
Программа «Читаем вместе» имеет коррекционную направленность. В процессе анализа произведений ведется работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, что способствует не только усвоению содержания прочитанного, но и развитию словесно-логического мышления. Большое внимание на занятиях уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся учатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам воспитателя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В процессе знакомства с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.
Адресат программы: программа рассчитана на получателей социальных услуг в возрасте от 8 до 17 лет, имеющих разные знания и умения не только в силу возраста, но и в силу индивидуальных психофизических особенностей.
Цель обучения: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи:
- формирование чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
- развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;
- развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
В процессе обучения используются следующие формы и методы:
- рассказ;
- беседа;
- выборочное объяснительное чтение текста;
- работа с картиной, планом;
- просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок;
- заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности основанные на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста по предварительным вопросам;
- продолжение текста;
- выразительное чтение;
- чтение наизусть;
- чтение по ролям.
Организационная структура: программа рассчитана на 35 часов
Занятия проводятся один раз в неделю по субботам. Продолжительность занятия 35 минут. Занятия проводятся в форме групповых занятий. При организации коррекционных занятий предполагается исходить из психического и эмоционального статуса получателя социальных услуг, на который могут влиять время года, климатические условия региона. Задания подбираются с учетом индивидуальных возможностей каждого получателя социальных услуг по принципу от простого к сложному.
Учебно–тематический план
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 полугодие | ||
1 | Народные сказки | 7 ч |
2 | О животных | 13 ч |
Итого за 1 полугодие | 20ч | |
2 полугодие | ||
1 | Спешите делать добро | 10 ч |
2 | Друзья-товарищи | 9 ч |
3 | Из произведений зарубежных писателей | 7 ч |
Итого за 2 полугодие | 26 ч | |
Итого за год | 46 часов |
Календарно тематическое планирование по коррекционной развивающей программе
«Читаем вместе» / Развитие речи
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 полугодие - 17 часов | |||
1 | «Как наказали медведя». Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно. | 1 | 11.01 |
2 | «Как наказали медведя». Выразительное чтение. | 1 | 18.01 |
3 | «Золотые руки». Составление плана сказки для пересказа. Коррекция правильного произношения, грамматического и интонационного строя речи, умения читать сказу по ролям | 1 | 25.01 |
4 | «Золотые руки». Чтение по ролям. | 1 | 1.02 |
5 | «Два мороза». Коррекция недостатков монологической и диалогической форм устной речи. Работа с иллюстрациями. | 1 | 8.02 |
6 | «Два мороза». Составление плана, краткий персказ. | 1 | 15.02 |
7 | «Два мороза». Коррекция умения пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. | 1 | 29.02 |
8 | К.Паустовский «Кот ворюга». Развивать умение составлять план рассказа. | 1 | 14.03 |
9 | К.Паустовский «Кот ворюга». Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. | 1 | 21.03 |
10 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» | 1 | 28.03 |
11 | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» | 1 | 4.04 |
12 | Б.Житков «Про обезьянку» | 1 | 11.04 |
13 | Б.Житков «Про обезьянку» | 1 | 18.04 |
14 | С.Михалков «Будь человеком». Работа над содержанием. Развивать умение делить текст на части, озаглавливать их, пересказывать по плану. | 1 | 25.04 |
15 | С.Михалков «Будь человеком». Пересказ. Развивать умение делить текст на части, озаглавливать их, пересказывать по плану. | 1 | 16.05 |
16 | С.Михалков «Будь человеком». Развивать внимание, воображение, память через различные виды заданий. Совершенствовать словесную систему мышления. | 1 | 23.05 |
17 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Чтение книги с последующим обсуждением. | 1 | 30.05 |
18 | К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Слушаем актерское чтение. | 1 | 6.06 |
19 | Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных». | 1 | 20.06 |
20 | Обобщающее занятие «О животных» | 1 | 27.06 |
2 полугодие – 20 часов | |||
21 | В. Осеева «Бабка». Работа над содержанием и пересказом 1 части. Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. | 1 | 4.07 |
22 | В. Осеева «Бабка». Работа над содержанием 2 части. | 1 | 11.07 |
23 | А.Платонов «Сухой хлеб». Постановка вопросов. Развивать умение составлять вопросы по тексту. | 1 | 18.07 |
24 | А.Платонов «Сухой хлеб». Развивать умение давать полные ответы на вопросы по тексту. | 1 | 25.07 |
25 | В.Брюсов «Труд». Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | 1 | 1.08 |
26 | В.Брюсов «Труд». Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. | 1 | 8.08 |
27 | Р.Рождественский «Огромное небо». Развивать связную речь через пересказ. Отрабатывать технику чтения, формировать навыки грамотного осознанного чтения. Работа с иллюстрациями. | 1 | 15.08 |
28-29 | Р.Рождественский «Огромное небо». Составление плана для пересказа. Развивать связную речь. | 2 | 22.08, 29.08 |
30 | Ю.Яковлев «Рыцарь Вася». Работа над содержанием. | 1 | 5.09 |
31 | Ю.Яковлев «Рыцарь Вася». Пересказ. Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. | 1 | 12.09 |
32 | Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Работа над чтением и содержанием. Развивать умение пересказывать рассказ по вопросам, самостоятельно. | 1 | 19.09 |
33-34 | Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Чтение по ролям. Коррегировать навык чтения целыми словами, без ошибок, выразительно, по ролям. | 2 | 26.09, 3.10 |
35-36 | Л.Воронкова «Дорогой подарок». Составление вопросов по содержанию 1 части. Коррекция умения составлять вопросы по тексту. | 2 | 10.10, 17.10 |
37 | Л.Воронкова «Дорогой подарок». Работа над содержанием 2 части. Развивать умение устанавливать несложные причинно-следственные, временные связи между отдельными фактами и явлениями на материале художественных текстов. | 1 | 24.10 |
38 | Я.Аким «Твой друг». Совершенствовать технику чтения путём отработки выразительности. | 1 | 31.10 |
39 | В.Гюго «Гаврош». Выразительное чтение, работа над содержанием. | 1 | 7.11 |
40-41 | В.Гюго «Гаврош». Составление рассказа о Гавроше. | 2 | 14.11, 21.11 |
42 | Маленький принц. Антуан де Сент-Экзюпери. Слушаем актерское чтение. | 1 | 28.11 |
43 | Маленький принц. Антуан де Сент-Экзюпери. Составление развёрнутого ответа на вопрос. Составление монологического высказывания. | 1 | 5.12 |
44 | Приключения моего детства. М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Уметь выразительно читать по ролям, кратко пересказывать, инсценировать. | 1 | 12.12 |
45 | Приключения моего детства. М. Твен. «Приключения Тома Сойера». С лушаем авторское чтение. Учить определять героя произведения по портретным характеристикам. | 1 | 19.12 |
46 | Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг» | 1 | 26.12 |
Итого | 46 ч |
Предполагаемые результаты
- овладевать навыками правильного и выразительного чтения доступных пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
- читать осознанно, целыми словами вслух; читать «про себя»;
- отвечать на вопросы;
- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
- пересказывать текст по плану с помощью, несложные по содержанию тексты – самостоятельно;
- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Материально- техническое обеспечение
- Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой
- Портреты поэтов и писателей
- Репродукции картин и художественные фотографии
- Разрезные картинки
- Детские книги разных типов и жанров
- Телевизор
- Магнитная доска
Список литературы
1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
2.Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафиева , 2005.
3.Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми //Изд. АПН РСФСР.-М., 1961.
4. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999
5.Любимые сказки/ ООО "Стрекоза-Пресс", 2006 г.
6. Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Пермь: ПКИПКРО, 2010г.
7. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
http://www.twirpx.com/ электронная библиотека
http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология».
http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».
http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».
http://900igr.net – 900 презентаций для детей.
http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».
http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.
www.razumniki.ru – литература для детского чтения.
http://zvuki-tut.narod.ru/ - большая подборка звуков.
http://flashsait.com – бесплатная детская электронная библиотека.
http://www.defectolog.ru/ - сайт «Дефектолог.ru».
http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читайте вместе с нами
Материал для родителей. Стихи, сказка рекомендуемые для прочтения дома....
Читаем вместе «Слово о полку Игореве».
Урок новых знаний по произведению древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". На уроке ведётся работа по воспитанию у подростков повышенного внимания к слову литературно-художественного произвед...
Давайте читать вместе!
Задайте себе вопрос: «Сколько книг вы прочли за истекший год? Какой была последняя из прочитанных вами книг?»...
Литературный квест «Читаю я! Читаем вместе!»
Литературный квест для обучающихся 5 класса по изученным произведениям....
Читаем детям, читаем вместе с детьми.
Консультация для родителей...
«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ, ЧИТАЕМ ВСЛУХ!»
7-го февраля – Всемирный день чтения вслух. Сотрудники Детско – юношеской библиотеки №7 провели с ребятами из 6а класса МБОУ "СШ №1 имени А.В. Войналовича" (классный ру...