Рабочая коррекционно-развивающая программа «По дороге к сказке»
рабочая программа

Ксения Сергеевна Ковальчук
Рабочая коррекционно развивающая программа "По дороге к сказке" для детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_doroge_k_skazke.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт- Петербургское государственное бюджетное стационарное

учреждение социального обслуживания

«Дом - интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №2»

Принята 

на заседании  Педагогического cовета  № ________ от «____» ______________ 2019г.

Утверждаю

Директор СПб ГБСУ СО

«Детский Дом- интернат №2»

  ___________ И.В. Дерябина

Приказ № ___________        

от «____» ___________2019 г.

Рабочая

коррекционно-развивающая

программа

«По дороге к сказке»

на 2020 год

 

Группа №4

                                                                                                                                                   

                                                                           

      Составитель:   Ковальчук К.С.

                                                                                                                                                                                                             

                                            Должность:  воспитатель            

                                                                                                                                                                   

Петергоф

2019

Пояснительная записка

Рабочая коррекционная  развивающая  программа «По дороге к сказке» разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019);
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ред. от 01.05.2019)
  • СанПин 2.1.2.3358-16 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" (с изменениями на 2 мая 2017 года)

Программа  «По дороге к сказке» носит социально – педагогическую  направленность  

Актуальность.

   В последние годы в России по разным причинам наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения в развитии. Становится всё больше детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

   Растёт интерес к проблеме помощи детям вышеназванной категории, а именно их социализации в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развития навыков самообслуживания, приучения к элементарным формам труда, повышения уровня коммуникативной компетенции. Но при реализации этих задач педагоги часто сталкиваются с трудными проблемами: недостаточная сформированность навыков межличностного общения, отсутствие потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватным восприятием других людей, грубым системным недоразвитием речи или отсутствием её вообще.

Для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития характерен ряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи во всех её функциях: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими сильно затруднено или невозможно.

Все вышеперечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром, его социализации и адаптации в обществе. Это значит, что необходимо обучать таких детей использованию альтернативных или вспомогательных средств коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. А для той категории детей, которая не овладеет словесными средствами коммуникации, использование невербальных средств общения станет обходным путем в успешной социализации в обществе.

Используя невербальные (альтернативные) средства коммуникации и обучая детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, педагоги компенсируют у безречевых детей отсутствие полной речевой активности, помогают данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создают базу для развития речи и познавательной деятельности детей.

В список средств коммуникации входят: вербальные средства (устная речь, глобальное чтение и письмо и элементы письменной речи) и альтернативные средства (жест, пиктограмма и др.).

Одним из вербальных средств является устная речь, которая включает в себя импрессивную речь и экспрессивную речь. В случае тяжелых нарушений речи у ребенка сначала работают над пониманием речи, а затем над ее употреблением.

Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия). Представленные в программе обучающие задачи могут быть реализованы с использованием различных средств коммуникации.

Альтернативные средства коммуникации. Особое значение в обучении воспитанников, среди которых велик процент детей, не имеющих возможности использовать вербальную речь, приобретают специальные средства, к которым относится система так называемых неартикулируемых средств общения, визуальных речевых кодов. Невербальные коммуникативные средства развивают у воспитанников навыки символизации, вырабатывают умения воспроизводить и сопоставлять, что является незаменимым для формирования представлений и понятий.

Передача мысли с помощью символов, то есть системы знаков для воспроизведения всего того, что ребенок наблюдает, переживает и понимает, помогает взрослому человеку понять его внутреннее состояние. 

Чтение (в том числе альтернативное). В силу значительных ограничений вербальной коммуникации воспитанники оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «По дороге к сказке» так же предполагает обучение воспитанников следующим вариантам «чтения»:

  • «чтение» телесных и мимических движений;
  • «чтение» изображений на картинках и картинах;
  • «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
  • «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов);
  • чтение букв, цифр и других знаков.

Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки воспитанников учреждения.

Адресат программы: программа рассчитана на  получателей  социальных услуг в возрасте от 8 до 17 лет, имеющих разные знания и умения не только в силу возраста, но и в силу  индивидуальных психофизических особенностей.

Цель обучения: формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием доступных для воспитанников средств общения, расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для каждого ребенка пределах.   Задачи:

  • формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним;
  • развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание;
  • вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников;
  • учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок;
  • вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок;
  • учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев;
  • стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок;
  • учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации.

В процессе обучения используются следующие формы и методы:

  • словесные  (рассказ, беседа, объяснение, работа с литературой);
  • имитационные игры;
  • работа с наглядным и раздаточным материалом;
  • работа с различными предметами;
  • совместная практическая деятельность воспитанника и воспитателя;
  • настольный театр;
  • прослушивание и просмотр сказок.

Организационная структура: программа рассчитана на 46 часов

Занятия проводятся  один раз в неделю по субботам. Продолжительность занятия  35 минут. Занятия проводятся в форме групповых занятий. При организации коррекционных занятий предполагается исходить из психического и эмоционального статуса получателя социальных услуг, на который могут влиять время года, климатические условия региона. Задания подбираются с учетом  индивидуальных возможностей каждого получателя социальных услуг по принципу от  простого  к сложному.

Учебно–тематический план.

№ п/п  

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные сказки

21 ч

2

Авторские сказки

25 ч

Итого  за  год

46 часов

Календарно тематическое планирование по коррекционной развивающей программе «По дороге к сказке»  /  Альтернативная коммуникация

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Вводное – диагностическое занятие

1

11.01

2

«Репка», чтение сказки, имитационная игра

1

18.01

3

"Колобок", чтение и просмотр сказки колобок

1

25.01

4

"Колобок", пересказ сказки по серии сюжетных картинок

1

1.02

5

“Теремок”, чтение сказки, раскрасить отдельные детали на предметных картинках, наклеить карточки на картон

1

8.02

6

“Гуси-лебеди” чтение и просмотр сказки

1

15.02

7

«Маша и медведь», чтение сказки, склеивание разрезных сюжетных картинок

1

29.02

8

«Маша и медведь», просмотр сказки, имитационная игра, рисование медведя

1

14.03

9

«Волк и семеро козлят», чтение сказки, настольный театр

1

21.03

10

«Волк и семеро козлят» пересказ сказки по серии сюжетных картинок

1

28.03

11

«Три медведя», чтение сказки, раскрасить посуду трех медведей

1

4.04

12

«Три медведя», просмотр сказки, учить соотносить размер предметов посуды: большая чашка — маленькая ... (чашечка); больше блюдце — маленькое ... (блюдечко), большая ложка — маленькая ... (ложечка). «Чьи следы?»

1

11.04

13

“Заюшкина избушка”, чтение сказки, имитационная игра

1

18.04

14

" Заюшкина избушка", настольный театр, сбор разрезных картинок

1

25.04

15

 "Смоляной бычок", чтение сказки

1

16.05

16

«Смоляной бычок», чтение сказки, имитационная игра

1

23.05

17

«Смоляной бычок», пересказ сказки по серии сюжетных картинок

1

30.05

18

«Гуси-лебеди», чтение и просмотр сказки.

1

6.06

19

«Гуси-лебеди», театр на столе

1

20.06

20

«Кот, петух и лиса», чтение сказки, «Чья тень?», раскрасить отдельные детали на предметных картинках, наклеить карточки на картон

1

27.06

21

«Кот, петух и лиса», пересказ сказки по серии сюжетных картинок

1

4.07

22

К.Чуковский "Федорино горе", чтение, рисование посуды

1

11.07

23

К.Чуковский "Федорино горе", чтение, рисование посуды

1

18.07

24

К.Чуковский "Мойдодыр", чтение и просмотр сказки, имитационная игра

1

25.07

25

К.Чуковский "Мойдодыр", чтение и просмотр сказки, имитационная игра

1

1.08

26

К.И.Чуковский "Телефон", чтение, работа с разрезными карточками

1

8.08

27

К.И.Чуковский "Телефон", чтение, работа с разрезными карточками

1

15.08

28-29

А.С.Пушкин  "Сказка о рыбаке и рыбке" чтение и просмотр сказки

2

22.08, 29.08

30

А.С.Пушкин  "Сказка о рыбаке и рыбке" чтение и просмотр сказки, аппликация «Золотая рыбка»

1

5.09

31

Г.Б.Остер “Зарядка для хвоста”, чтение рассказа, выполнение зарядки по сюжету

1

12.09

32

Г.Б.Остер “Зарядка для хвоста” чтение рассказа, выполнение зарядки по сюжету

1

19.09

33-34

Д.Хармс  стихи, чтение стихов, имитационные игры

2

26.09, 3.10

35-36

А.Барто  « Про Вовку, черепаху и кошку», чтение стихотворения, рисование черепахи

2

10.10, 17.10

37

Б.Заходер «Веселые стихи», чтение стихотворений, имитационные игры

1

24.10

38

Б.Заходер «Веселые стихи», чтение стихотворений, имитационные игры

1

31.10

39

С. Михалков  «Три поросенка», чтение и просмотр сказки

1

7.11

40-41

С. Михалков  «Три поросенка», чтение, имитация сказки

2

14.11, 21.11

42

В.Г.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?», чтение сказки, имитация голосов животных, звукоподражание

1

28.11

43

В.Г.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?», чтение сказки, имитация голосов животных, звукоподражание

1

5.12

44

В.Г Сутеев «Кот рыболов», чтение сказки, работа с разрезными картинками

1

12.12

45

В.Г Сутеев «Кот рыболов», просмотр сказки, имитационные игры

1

19.12

46

Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг»

1

26.12

Итого

46 ч.

Предполагаемые результаты

  • эмоционально откликаться на литературные произведения;
  • слушать художественный текст и реагировать на его содержание;
  • выполнять элементарные игровые действия, соответствующие тексту сказок;
  • узнавать на иллюстрациях знакомых героев литературных произведений;
  • сопровождать рассказываемую взрослым сказку  жестами, отдельными словами (или звукоподражаниями,  лепетными  словами: топ, хлоп, ку-ку, гав);
  • находить книгу с заданной сказкой, делая самостоятельный выбор.

Материально- техническое обеспечение

  • дидактические игры  
  • игрушки животных
  • иллюстративный материал
  • подборка звуков природы, голосов животных и птиц
  • разрезные картинки
  • шнуровки
  • карточки с сюжетными картинками

Список литературы

1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
2.Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафиева , 2005.
3.Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми //Изд. АПН РСФСР.-М., 1961.

4.«Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор – составитель Штягинова Е.А., психолог. Новосибирск, 2012.

5. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999

6.Любимые сказки/ ООО "Стрекоза-Пресс", 2006 г.

7. Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Пермь: ПКИПКРО, 2010г.

http://www.twirpx.com/ электронная библиотека

http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология».

http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».

http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».

http://900igr.net – 900 презентаций для детей.

http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».

http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.

www.razumniki.ru – литература для детского чтения.

http://flashsait.com – бесплатная детская электронная библиотека.

http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Добрая дорога детства»

Программа по обучению ПДД и основам безопасного поведения на улицахи дорогах для детей старшего дошкольного возраста "Добрая дорога детства"...

Анализ реализации программы «Толерантность – дорога к миру».

Данная концепция состоит из следующих этапов: I. 2007-2008 уч. год – проектированиеII. 2008-2009 уч. год; 2009-2010 уч. год; 2010-2011 уч. год; 2011-2012 уч. год -реализацияIII. 2012-2013 у...

Программа "Дети-Дорога-Жизнь"

Программа профилактики детского дорожно- транспортного травматизма...

Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».

Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...

Приключенческая развлекательная программа "По дорогам сказки"

Закрепить знания о здоровом образе жизни и положительном влиянии занятий физическими упражнениями на здоровье человека....

Урок литературы "В дорогу за сказками"

Сегодня мы проводим литературный турнир, посвященный 216-летию со дня рождения А.С. Пушкина, которого любят и знают все – и маленькие, и взрослые. Вы вспомните то, что было уже знакомо вам...

Игра - викторина "Дорога по сказкам"

Игра-викторина для второклассниковЦели: обобщить знания учащихся по изученным сказкам; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению....