Рабочая коррекционно-развивающая программа «По дороге к сказке»
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_doroge_k_skazke.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт- Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания
«Дом - интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №2»
Принята на заседании Педагогического cовета № ________ от «____» ______________ 2019г. | Утверждаю Директор СПб ГБСУ СО «Детский Дом- интернат №2» ___________ И.В. Дерябина Приказ № ___________ от «____» ___________2019 г. |
Рабочая
коррекционно-развивающая
программа
«По дороге к сказке»
на 2020 год
Группа №4
Составитель: Ковальчук К.С.
Должность: воспитатель
Петергоф
2019
Пояснительная записка
Рабочая коррекционная развивающая программа «По дороге к сказке» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019);
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ред. от 01.05.2019)
- СанПин 2.1.2.3358-16 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания" (с изменениями на 2 мая 2017 года)
Программа «По дороге к сказке» носит социально – педагогическую направленность
Актуальность.
В последние годы в России по разным причинам наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения в развитии. Становится всё больше детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Растёт интерес к проблеме помощи детям вышеназванной категории, а именно их социализации в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развития навыков самообслуживания, приучения к элементарным формам труда, повышения уровня коммуникативной компетенции. Но при реализации этих задач педагоги часто сталкиваются с трудными проблемами: недостаточная сформированность навыков межличностного общения, отсутствие потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватным восприятием других людей, грубым системным недоразвитием речи или отсутствием её вообще.
Для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития характерен ряд особенностей – отсутствие мотивации к общению, разлаженность в поведении, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость, грубое недоразвитие речи во всех её функциях: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими сильно затруднено или невозможно.
Все вышеперечисленные факторы мешают полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром, его социализации и адаптации в обществе. Это значит, что необходимо обучать таких детей использованию альтернативных или вспомогательных средств коммуникации (жеста, мимики, системы символов, пиктограмм). При этом обучение выстраивается таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. А для той категории детей, которая не овладеет словесными средствами коммуникации, использование невербальных средств общения станет обходным путем в успешной социализации в обществе.
Используя невербальные (альтернативные) средства коммуникации и обучая детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, педагоги компенсируют у безречевых детей отсутствие полной речевой активности, помогают данной категории детей выражать свои потребности, желания и просьбы, создают базу для развития речи и познавательной деятельности детей.
В список средств коммуникации входят: вербальные средства (устная речь, глобальное чтение и письмо и элементы письменной речи) и альтернативные средства (жест, пиктограмма и др.).
Одним из вербальных средств является устная речь, которая включает в себя импрессивную речь и экспрессивную речь. В случае тяжелых нарушений речи у ребенка сначала работают над пониманием речи, а затем над ее употреблением.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия). Представленные в программе обучающие задачи могут быть реализованы с использованием различных средств коммуникации.
Альтернативные средства коммуникации. Особое значение в обучении воспитанников, среди которых велик процент детей, не имеющих возможности использовать вербальную речь, приобретают специальные средства, к которым относится система так называемых неартикулируемых средств общения, визуальных речевых кодов. Невербальные коммуникативные средства развивают у воспитанников навыки символизации, вырабатывают умения воспроизводить и сопоставлять, что является незаменимым для формирования представлений и понятий.
Передача мысли с помощью символов, то есть системы знаков для воспроизведения всего того, что ребенок наблюдает, переживает и понимает, помогает взрослому человеку понять его внутреннее состояние.
Чтение (в том числе альтернативное). В силу значительных ограничений вербальной коммуникации воспитанники оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Предмет «По дороге к сказке» так же предполагает обучение воспитанников следующим вариантам «чтения»:
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках и картинах;
- «аудиальное чтение»: слушание аудио книг (литературных произведений, записанных на пластинки, аудиокассеты, CD-диски и др.);
- «чтение» видеоизображений (изображений на CD-дисках, видеофильмов: мультфильмов, документальных фильмов о природе, животных, фрагментов художественных фильмов);
- чтение букв, цифр и других знаков.
Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии с этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки воспитанников учреждения.
Адресат программы: программа рассчитана на получателей социальных услуг в возрасте от 8 до 17 лет, имеющих разные знания и умения не только в силу возраста, но и в силу индивидуальных психофизических особенностей.
Цель обучения: формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием доступных для воспитанников средств общения, расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для каждого ребенка пределах. Задачи:
- формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним;
- развивать умение слушать художественный текст и реагировать на его содержание;
- вырабатывать умение слушать рассказы или тексты вместе с группой сверстников;
- учить выполнять игровые действия, соответствующие тексту знакомых потешек, сказок;
- вызывать эмоциональный отклик на ритм, музыкальность народных произведений, стихов и песенок;
- учить узнавать при многократном чтении и рассказывании литературные произведения и их героев;
- стимулировать ребенка повторять отдельные слова и выражения из стихов и сказок;
- учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстрации.
В процессе обучения используются следующие формы и методы:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с литературой);
- имитационные игры;
- работа с наглядным и раздаточным материалом;
- работа с различными предметами;
- совместная практическая деятельность воспитанника и воспитателя;
- настольный театр;
- прослушивание и просмотр сказок.
Организационная структура: программа рассчитана на 46 часов
Занятия проводятся один раз в неделю по субботам. Продолжительность занятия 35 минут. Занятия проводятся в форме групповых занятий. При организации коррекционных занятий предполагается исходить из психического и эмоционального статуса получателя социальных услуг, на который могут влиять время года, климатические условия региона. Задания подбираются с учетом индивидуальных возможностей каждого получателя социальных услуг по принципу от простого к сложному.
Учебно–тематический план.
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Русские народные сказки | 21 ч |
2 | Авторские сказки | 25 ч |
Итого за год | 46 часов |
Календарно тематическое планирование по коррекционной развивающей программе «По дороге к сказке» / Альтернативная коммуникация
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное – диагностическое занятие | 1 | 11.01 |
2 | «Репка», чтение сказки, имитационная игра | 1 | 18.01 |
3 | "Колобок", чтение и просмотр сказки колобок | 1 | 25.01 |
4 | "Колобок", пересказ сказки по серии сюжетных картинок | 1 | 1.02 |
5 | “Теремок”, чтение сказки, раскрасить отдельные детали на предметных картинках, наклеить карточки на картон | 1 | 8.02 |
6 | “Гуси-лебеди” чтение и просмотр сказки | 1 | 15.02 |
7 | «Маша и медведь», чтение сказки, склеивание разрезных сюжетных картинок | 1 | 29.02 |
8 | «Маша и медведь», просмотр сказки, имитационная игра, рисование медведя | 1 | 14.03 |
9 | «Волк и семеро козлят», чтение сказки, настольный театр | 1 | 21.03 |
10 | «Волк и семеро козлят» пересказ сказки по серии сюжетных картинок | 1 | 28.03 |
11 | «Три медведя», чтение сказки, раскрасить посуду трех медведей | 1 | 4.04 |
12 | «Три медведя», просмотр сказки, учить соотносить размер предметов посуды: большая чашка — маленькая ... (чашечка); больше блюдце — маленькое ... (блюдечко), большая ложка — маленькая ... (ложечка). «Чьи следы?» | 1 | 11.04 |
13 | “Заюшкина избушка”, чтение сказки, имитационная игра | 1 | 18.04 |
14 | " Заюшкина избушка", настольный театр, сбор разрезных картинок | 1 | 25.04 |
15 | "Смоляной бычок", чтение сказки | 1 | 16.05 |
16 | «Смоляной бычок», чтение сказки, имитационная игра | 1 | 23.05 |
17 | «Смоляной бычок», пересказ сказки по серии сюжетных картинок | 1 | 30.05 |
18 | «Гуси-лебеди», чтение и просмотр сказки. | 1 | 6.06 |
19 | «Гуси-лебеди», театр на столе | 1 | 20.06 |
20 | «Кот, петух и лиса», чтение сказки, «Чья тень?», раскрасить отдельные детали на предметных картинках, наклеить карточки на картон | 1 | 27.06 |
21 | «Кот, петух и лиса», пересказ сказки по серии сюжетных картинок | 1 | 4.07 |
22 | К.Чуковский "Федорино горе", чтение, рисование посуды | 1 | 11.07 |
23 | К.Чуковский "Федорино горе", чтение, рисование посуды | 1 | 18.07 |
24 | К.Чуковский "Мойдодыр", чтение и просмотр сказки, имитационная игра | 1 | 25.07 |
25 | К.Чуковский "Мойдодыр", чтение и просмотр сказки, имитационная игра | 1 | 1.08 |
26 | К.И.Чуковский "Телефон", чтение, работа с разрезными карточками | 1 | 8.08 |
27 | К.И.Чуковский "Телефон", чтение, работа с разрезными карточками | 1 | 15.08 |
28-29 | А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" чтение и просмотр сказки | 2 | 22.08, 29.08 |
30 | А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" чтение и просмотр сказки, аппликация «Золотая рыбка» | 1 | 5.09 |
31 | Г.Б.Остер “Зарядка для хвоста”, чтение рассказа, выполнение зарядки по сюжету | 1 | 12.09 |
32 | Г.Б.Остер “Зарядка для хвоста” чтение рассказа, выполнение зарядки по сюжету | 1 | 19.09 |
33-34 | Д.Хармс стихи, чтение стихов, имитационные игры | 2 | 26.09, 3.10 |
35-36 | А.Барто « Про Вовку, черепаху и кошку», чтение стихотворения, рисование черепахи | 2 | 10.10, 17.10 |
37 | Б.Заходер «Веселые стихи», чтение стихотворений, имитационные игры | 1 | 24.10 |
38 | Б.Заходер «Веселые стихи», чтение стихотворений, имитационные игры | 1 | 31.10 |
39 | С. Михалков «Три поросенка», чтение и просмотр сказки | 1 | 7.11 |
40-41 | С. Михалков «Три поросенка», чтение, имитация сказки | 2 | 14.11, 21.11 |
42 | В.Г.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?», чтение сказки, имитация голосов животных, звукоподражание | 1 | 28.11 |
43 | В.Г.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?», чтение сказки, имитация голосов животных, звукоподражание | 1 | 5.12 |
44 | В.Г Сутеев «Кот рыболов», чтение сказки, работа с разрезными картинками | 1 | 12.12 |
45 | В.Г Сутеев «Кот рыболов», просмотр сказки, имитационные игры | 1 | 19.12 |
46 | Итоговое занятие. Выставка книг «По страницам любимых книг» | 1 | 26.12 |
Итого | 46 ч. |
Предполагаемые результаты
- эмоционально откликаться на литературные произведения;
- слушать художественный текст и реагировать на его содержание;
- выполнять элементарные игровые действия, соответствующие тексту сказок;
- узнавать на иллюстрациях знакомых героев литературных произведений;
- сопровождать рассказываемую взрослым сказку жестами, отдельными словами (или звукоподражаниями, лепетными словами: топ, хлоп, ку-ку, гав);
- находить книгу с заданной сказкой, делая самостоятельный выбор.
Материально- техническое обеспечение
- дидактические игры
- игрушки животных
- иллюстративный материал
- подборка звуков природы, голосов животных и птиц
- разрезные картинки
- шнуровки
- карточки с сюжетными картинками
Список литературы
1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.
2.Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие.- Красноярск : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафиева , 2005.
3.Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми //Изд. АПН РСФСР.-М., 1961.
4.«Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор – составитель Штягинова Е.А., психолог. Новосибирск, 2012.
5. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999
6.Любимые сказки/ ООО "Стрекоза-Пресс", 2006 г.
7. Методические рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Пермь: ПКИПКРО, 2010г.
http://www.twirpx.com/ электронная библиотека
http://logopsi.ucoz.com/ - сайт « Логопедия. Дефектология. Психология».
http://prezentacya.ru – образовательный портал «Презентация.ru».
http://detsky-mir.com/- сайт «Детский мир».
http://900igr.net – 900 презентаций для детей.
http://www.logoped.ru – сайт «Логопед.ru».
http://nsportal.ru – социальная сеть работников образования.
www.razumniki.ru – литература для детского чтения.
http://flashsait.com – бесплатная детская электронная библиотека.
http://adalin.mospsy.ru/ - коррекционные упражнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Добрая дорога детства»
Программа по обучению ПДД и основам безопасного поведения на улицахи дорогах для детей старшего дошкольного возраста "Добрая дорога детства"...
Анализ реализации программы «Толерантность – дорога к миру».
Данная концепция состоит из следующих этапов: I. 2007-2008 уч. год – проектированиеII. 2008-2009 уч. год; 2009-2010 уч. год; 2010-2011 уч. год; 2011-2012 уч. год -реализацияIII. 2012-2013 у...
Программа "Дети-Дорога-Жизнь"
Программа профилактики детского дорожно- транспортного травматизма...
Конспект занятия с использованием ЭОР «История транспорта» к образовательной программе «Школьник-дорога-автомобиль» раздел II. Правила дорожного движения для пешеходов. 3 занятие «История развития дороги».
Занятие проводится в течение 2 учебных часов для обучающихся возрастной группы 7-10 лет с использованием интерактивной доски для показа презентаций "История транспорта". В занятии представлена история...
Приключенческая развлекательная программа "По дорогам сказки"
Закрепить знания о здоровом образе жизни и положительном влиянии занятий физическими упражнениями на здоровье человека....
Урок литературы "В дорогу за сказками"
Сегодня мы проводим литературный турнир, посвященный 216-летию со дня рождения А.С. Пушкина, которого любят и знают все – и маленькие, и взрослые. Вы вспомните то, что было уже знакомо вам...
Игра - викторина "Дорога по сказкам"
Игра-викторина для второклассниковЦели: обобщить знания учащихся по изученным сказкам; развивать творческие способности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению....