Клиническая характеристика детей – олигофренов.
статья
Основную часть учащихся коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями составляют дети – олигофрены. Олигофрения (в переводе «малоумие») - особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие физического поражения коры головного мозга в перинатальный
(внутриутроб ный ) и ранний постнатальный (до 2 — 3 лет) периоды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_klinich._harakter._oligofren.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Клиническая характеристика детей – олигофренов.
Основную часть учащихся коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями составляют дети – олигофрены.
Олигофрения (в переводе «малоумие») - особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие физического поражения коры головного мозга в перинатальный
(внутриутроб ный ) и ранний постнатальный (до 2 — 3 лет) периоды.
Для решения задач олигфренопедагогики существует несколько классификаций форм олигофрении, разработанных различными авторами, но наиболее приемлемой считается классификация, разработанная в 1959 г. и усовершенствованная в 1973 -1979 годах советским дефектологом М.С. Певзнер. В ее основу положен клинико-патогенетический подход.
Автор выделила пять основных форм олигофрений:
1) неосложненная форма олигофрении (основной вариант);
2) олигофрения, осложнённая нарушениями нейродинамических
процессов;
- с преобладанием процессов торможения;
- с преобладанием процессов возбуждения;
- лабильные;
3) олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы
различных анализаторов;
- с нарушением зрения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- с речевыми отклонениями;
4) олигофрения с психопатоподобными формами поведения;
5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
Из этих пяти форм первые две являются наиболее распространенными.
I. Неосложненная форма олигофрении
Неосложненная форма олигофрении характеризуется диффузным поражением головного мозга. Сопровождается уравновешенностью нервных процессов, грубые поражения в пределах того или иного коркового анализатора отсутствуют. Эмоционально-волевая сфера при этой форме относительно сохранна. Это помогает ориентировке в окружающем мире, а также способствует усвоению определённых навыков поведения. Отклонения в плане познавательной деятельности не сопровождаются грубыми нарушениями отдельных анализаторов. Ребенок способен к целенаправленной деятельности в тех случаях, когда предложенное задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение адекватно, он послушен и доброжелателен по отношению к окружающим. Родители часто не замечают отставания ребенка в плане движений, речи, памяти, мышления и считают его благополучным.
Инертность и тугоподвижность мышления играют особую роль в возникновении основного симптома при олигофрении данной формы. Ряд коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на преодоление инертности, с самых ранних пор должен сыграть исключительную роль в стимуляции развития таких детей.
Основные направления коррекционной работы
с данной категорией учащихся:
1) коррекция познавательных процессов;
2) развитие эмоционально-волевой сферы;
3) сохранение работоспособности на определенном уровне.
Дети с неосложненной формой олигофрении при обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида достаточно успешно овладевают предусмотренными программой знаниями, умениями, навыками.
II. Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами.
При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку отклонения отчетливо проявляются в изменении поведения и учёбы.
У детей с преобладанием процессов активного возбуждения психическое развитие в целом страдает от двигательной расторможенности, отвлекаемости, повышенной импульсивности, а также аффективной неуравновешенности. Такие дети неусидчивы, часто отвлекаются, непослушны, конфликтны, на замечания взрослых не обращают внимания. Иногда конфликты возникают по незначительным поводам.
В процессе школьного обучения детей с преобладающим возбуждением выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете плохое и фрагментарное выполнение задания.
В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно в первые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным условием правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в расчлененном (поэтапном) виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.
В процессе коррекционного обучения возбудимые дети становятся более трудоспособными. Данная группа детей достаточно социально адаптируется в обществе.
Дети с преобладанием процессов торможения вялые, их движения замедленные, инертные. Эта замедленность проявляется в снижении работоспособности, в низкой продуктивности. У таких детей слабо проявляется интерес ко всему новому, они безразличны в учебной деятельности, психические процессы инертны. Учебный материал запоминают плохо. Они не успевают за одноклассниками. Им требуется больше, чем другим, времени на организацию своей деятельности.
Работая с такими детьми, целесообразно использовать приемы, которые способствуют повышению их активности. Детям следует постоянно помогать включаться в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.
Основные направления коррекционной работы
с данной категорией учащихся:
1) активизация познавательной деятельности;
2) стимулирование учебной деятельности;
3) более выраженная по сравнению с другими детьми алгоритмизация действий, стереотипность действий, большая расчлененность учебного материала;
4) профилактика перегрузок, выработка четкого режима дня и его неукоснительное соблюдение.
Лабильные дети
В разные периоды жизни или деятельности процессы возбуждения могут преобладать над процессами торможения, и наоборот. Смена процессов происходит через пароксизмальные состояния.
Направление коррекционной работы связано с тем, какой процесс (возбуждения или торможения) преобладает.
III. Олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы
различных анализаторов;
У олигофренов с нарушениями функций анализаторов или специфическими речевыми отклонениями диффузное поражение коры сочетается с более глубокими локальными повреждениями мозговой системы. Такие дети помимо основного дефекта — умственной отсталости — имеют дефекты слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Их жизненные перспективы ограничены, поскольку наличие двойного, а тем более тройного дефекта резко затрудняет их продвижение и снижает возможности социально-трудовой адаптации.
Коррекционная работа с такими учащимися проводится совместно с логопедом.
IV. Олигофрения, с психопатоподобными формами
поведения.
При олигофрении, сопровождающейся психопатоподобными формами поведения, у детей наблюдается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы, отмечается недоразвитие личностных качеств, снижение критического отношения как к себе, так и к окружающим их людям.
Подобный вид олигофрении наиболее типичен для лиц, перенесших тяжелые постнатальные инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, менингоэнцефалит), а также черепно-мозговые травмы с вовлечением в болезненный процесс подкорковых образований.
Сочетание психического недоразвития с явлениями аффективной возбудимости, расторможенность влечений, проявляющаяся в склонности к воровству, бродяжничеству, прожорливости, повышенной сексуальности. Такие дети могут быть опасны в момент аффекта. Речь, исходящая от взрослых, не несет регулирующую функцию. Дети не могут соблюдать правил поведения в обществе. Купировать аффективные состояния быстро не удается. В тяжелых случаях применяют медикаментозные препараты. Если у ребенка вспышки агрессивного поведения частые, затяжные, то он выводится на домашнее обучение. Если опасности для окружающих нет, то обучение проводится в школе.
Основные направления коррекционной работы
с данной категорией учащихся:
1) формирование эмоций, воли и поведения, приемлемого для
окружающих.
2) недопущение и предупреждение перевозбуждения ребенка;
3) в момент аффекта внимание на ребенке не акцентировать.
V. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
При олигофрении с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга отклонения в познавательной деятельности ребенка сочетаются с изменениями личности по лобному типу и сопровождаются резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь бессодержательна, многословна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности. Они слабо учитывают ситуацию. Эти школьники не любят труд, стремятся избежать выполнения простых бытовых обязанностей, а тем более работы в мастерских. Их развитие осуществляется замедленно. Однако они, несомненно, продвигаются и к концу школьного обучения становятся способными к элементарным видам труда. Количество таких детей невелико, но оно имеет тенденцию к увеличению.
У этих детей также отмечаются своеобразные изменения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, необидчивы. Поведение их лишено стойких мотивов. При полной сохранности сенсорной и моторной стороны речи у таких детей отмечается склонность к подражанию речи взрослых («резонерство»). Особенно нарушается регулирующая функция речи, которая играет важную роль в формировании и дифференциации мотивов, эмоционально-волевой сферы личности в целом.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми данной группы должна строиться исходя из качественного своеобразия структуры дефекта. В первую очередь используются педагогические приемы, направленные на формирование произвольных моторных навыков под организующим началом речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика детей обучающихся по программе "Школа 2000..."
Дети обучающиеся по программе "Школа 2000..." характеризуются рядом психолого-педагогических особенностей, что несомненно сказвается на развитии речи....
Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста разных нозологических групп
М.В. Михайлова, преподаватель Частных методик АФК...
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
Физическое здоровье детей-олигофренов.
Данную статью могут использовать в своей деятельности учителя физической культуры в младшей, средней и старшей школе....
Доклад "Особенности развития детей - олигофренов"
В докладе рассказывается об общей симптоматике по олигофрении, особенностях детей - олигофренов, особенностях развития у таких детей психических процессов и динамике и прогнозе при олигофрении....
Доклад "Клиническая характеристика детей - олигофренов".
Основную часть учащихся коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями составляют дети – олигофрены. Олигофрения (в переводе «малоумие») - особая форма психическо...
Презентация на тему" Клиническая характеристика детей - олигофренов".
Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. ...