Кластер, как прием развития критического мышления у школьников с ОВЗ
статья

Анна Юрьевна Дремина

В статье вы найдете ответы, на многие вопросы: как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кластер, как прием развития критического мышления у школьников с ОВЗ.

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления.

Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России, сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.

Технология критического мышления (ТКМ) одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Особенностями этой технологии являются:

- учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

- на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

- стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Организация учебно-воспитательного процесса при использовании данной технологии проходит на основе коллективного способа обучения. Обучающиеся работают в динамических парах и группах на основе интерактивного взаимодействия.

В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи:

Таблица 1

Технологическая карта урока

Этап

Содержание

Время, мин.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия вызова

1. Формирование пар или групп.

2. Получение заданий.

3. Инструктаж.

4. Индивидуальная, групповая работа

5. Отчет групп

7-10

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и группах

Стадия осмысления

Чтение информационного

текста

15-20

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.

Учащийся читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах

Стадия рефлексии

Беседа с классом по вопросам

7-10

Учителю следует вернуть ученика к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.)

Учащиеся соотносят “новую” информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Существуют свои методические приемы технологии критического мышления. Рассмотрим следующие:

«Кластеры» («грозди») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» - графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке.

Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты-спутники, у них – свои спутники.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

На данном уроке учащиеся предполагают, какие вопросы будут главными.

Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание.

Распределяем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.

Это выглядит так:

https://urok.1sept.ru/articles/654680/1.jpg

Следующим шагом будет задание учителя обсудить в группах и сделать предположения о….. Информация записывается. Для того чтобы разрешить противоречия, возникающие в ходе записи предположений, ответить на все вопросы при систематизации, подтвердить или опровергнуть наши предположения, расширить знания по данной теме, предлагается текст.

Продолжается работа с данным приёмом и на стадии осмысления, по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в “грозди”.

Этот приём имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой формы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между “гроздьями”.

Старшеклассники, а также учащиеся основной легко используют этот приём.

Возрастная специфика выражается в том, что старшие школьники более самостоятельны в выделении смысловых единиц. При организации подобной работы с учащимися основной школы рекомендуем учителю совместно с учащимися озаглавливать смысловые блоки или предложить учащимся готовые вопросы. Достаточно 2–3 раза провести подобную работу, для того чтобы этот приём стал технологичным. Школьники легко, с удовольствием используют кластеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

Методическая разработка касается особенностей и принципов развития критического мышления с использованием метода кластера. Проиллюстрировано яркими примерами из практики преподавания в 5 - 11 классах....

Прием развития критического мышления "Фишбоун"

"Фишбоун"- метод изучения, сравнения, исследования....

Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности. Задача школы и каждого педагога создать...

Развитие критического мышления у школьников.

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыко...

Статья "Технология развития критического мышления на уроках английского языка: прием кластер"

На каждом уроке мы ндолжны не просто обучать детей,но и учить их учиться. Именно на это нацеливают нас универсально учебные действия. Цель данной статьи познакомить с возможностями использования ...

«Письмо в редакцию» – прием развития критического мышления.

Система образования изменила понимание своих целей и включает в образовательные программы все более широкий перечень навыков. Школа берёт на себя ответственность за когнитивное и за социально-эмоциона...