Фонематические сказки
план-конспект

Серегина Татьяна Геннадьевна

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematieskie_skazki.docx302.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ



Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.


Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:

  • четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;
  • отхлопывать ритм «песен» каждого звука;
  • «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;
  • имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;
  • использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков.


При этом следует показывать:

  • протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;
  • отрывистый звук - резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;
  • повышение звука - подниманием руки вверх;
  • понижение звука - опусканием руки вниз.


Фонематические сказки: обозначение звука средней продолжительности
Звук средней продолжительности


Фонематические сказки: обозначение длительного звука
Длительный звук


Фонематические сказки: обозначение краткого (отрывистого) звука
Краткий (отрывистый) звук


Фонематические сказки: обозначение высокого и низкого звуков
Высокий звук и низкий звук


Фонематические сказки: пример ритмического рисунка 'песни' звука 'О'
Пример ритмического рисунка «песни» звука «О»


После чтения сказки детям следует задать вопросы по текcту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.


Первая часть сказки дает возможность:

  • познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков
  • формировать понятие «гласный звук»
  • развивать слуховое внимание
  • развивать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [у], [и] и так далее)
  • познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв
  • закреплять у детей различие понятий «звук - буква»

Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет:

  • формировать понятие «согласный звук»
  • познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами



СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»



Фонематические сказки: звук 'А'

Жил-был звук «a».
Он любил петь, широко открывая рот: 
«a__».
Иногда звук «a» пел очень тихо: 
«a, a, a».
Иногда - очень громко: 
«a, a, a».
Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: 
«a__a__a__a__a__a__a__».
Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: 
«aaaaa, aaaaa».
А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
 \
  A

a
 \
  a

a
 \
  a__a__a

a
 \
  a

a
 \
  a

a
 \
  a


Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Что любил делать звук «a»? (Петь).
  • Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).
  • Как умел петь звук «a»? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
  • Какую песню пел звук «a», когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).
  • На каком инструменте играл звук «a»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
  • Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a»:
    a
     \
      a

    a
     \
      a__a__a
  • За что всем нравился звук «a»? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).



СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»



Фонематические сказки: звук 'У'

Жил да был звук «у».
У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: 
«у, у, у».
Звук «у» умел гудеть как пароход: 
«у__ у__ у__».
Умел звук «у» гудеть и как поезд: 
«у__у__у__у__у__у__».
Звук «у» умел гудеть и тихо: 
«у__у__у__», и громко: «у__у__у__».
Но больше всего звук «у» любил играть на трубе: 
«уууууууу у__».
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: 
«уууууууу у__ ».
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у» трубил отбой: 
«у__у__ у у у__».
Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и тише: 
«у__у__ у у у__».
Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Какая особенность была у звука «у»? (или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой).
  • Как умел гудеть звук «у»? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «у».
  • На чем любил играть звук «у»? (На трубе).
  • Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («уууууууу у__»).
  • Как звук «у» трубил отбой? Спой и прохлопай («у__у__ у у у__»).



СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»



Фонематические сказки: звук 'О'

Жил-был звук «о».
Очень звук «о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук «о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: 
«о, о, о».
Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук «о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: 
«о о о_ о о о_ о о о_ ».
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук «о».
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • На что похож рот у звука «о»? (На вытянутый кружок).
  • От чего был в восторге звук «о»? (От облака, от озера, от острова).
  • Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
  • На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о»? (На вытянутые кружки).
  • Придумай мелодию для звука «о», прохлопай и спой ее.



СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»



Фонематические сказки: звук 'И'

Жил-был звук «и».
Рот у интересного и привлекательного звука «и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: 
«и, и, и».
Иногда звук «и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: 
«и__иии__ »; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и».
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука «и» песню о Чижике-пыжике: 
«ии ии иии__ ии и ии ии и__». Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Как звучали песни звука «и»? (Игриво).
  • Почему песни звука «и» всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался).
  • На каком музыкальном инструменте играл звук «и»? (На свирели).
  • Как могут звучать мелодии звука «и»? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто). Исполни все мелодии звука «и» («и__иии__ », «и и ии ии и__», «и__ и__ и__ », «ии ии и»).
  • Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук «и», мелодию прохлопай («ии ии иии__ ии и ии ии и__»).



СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»



Фонематические сказки: звук 'Э'

Жил да был звук «э».
Звук «э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: 
«э, э, э».
Звук «э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук «э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: 
«э__ э__ э__ э__ э__».
Больше других ему нравилась такая песня: 
«э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук «э»: задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • В каком положении всегда находился рот и язык у звука «э»? (Рот приоткрыт, язык приподнят).
  • Какие вопросы задавал звук «э»? (Это что? Это зачем? Это почему?)
  • Какие песни пел звук «э»? (Протяжные). Спой и прохлопай мелодию протяжной песни («э__ э__ э__ э__ э__»).
  • Исполни песню, которая больше других нравилась звуку «э» (»э э э__ э э э__ э э э э э__э__»).
  • Как пел звук «э»? (Приоткрывая рот и приподнимая язык).



СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»



Фонематические сказки: звук 'Ы'

Жил-был звук «ы».
Известен был звук «ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук «ы», немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: 
«ы, ы, ы».
Звук «ы» умел петь и протяжно: 
«ы__ы__ы__», и отрывисто: «ы ы ы ы ы».
Иногда звук «ы» играл на барабане: 
«ыыыыы ы, ыыыыы ы».
Иногда - пел тихие колыбельные песни: 
«ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__».
Звук «ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Чем был известен звук «ы»? (Низким голосом).
  • Почему у звука «ы» был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком).
  • Как умел петь звук «ы»? (Протяжно, отрывисто). Спой протяжную и отрывистую песню звука «ы», прохлопай мелодии («ы__ы__ы__, ы ы ы ы ы»).
  • На чем иногда играл звук «ы»? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «ы» исполнял на барабане («ыыыыы ы, ыыыыы ы»).
  • Какие песни иногда пел звук «ы»? (Тихие, колыбельные). Спой колыбельную песню звука «ы» («ы ы ы ы ы__ы ы__, ...»).
  • Как всегда улыбался звук «ы»

.



СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ



Часть первая

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а» - радостный и веселый,
«у» - угрюмый, задумчивый,
«о» - очень любил всему удивляться,
«и» - игривый, улыбчивый,
«э» - медлительный, рассудительный,
«ы» - самый серьезный и хмурый.


Фонематические сказки: гласные звуки

Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы».

Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы».


Фонематические сказки: гласные звуки Фонематические сказки: гласные звуки Фонематические сказки: гласные звуки

Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы».


Фонематические сказки: гласные звуки

Фонематические сказки: гласные звуки

А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы».


Фонематические сказки: гласные звуки

Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть гласными и красные рубашки подарили.

Но однажды задумались звуки:
- Как же так, - говорит «а», - у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал «у».
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил «о».
- И люди в домах живут, - тихонько заметил «и».
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились «э» и «ы».

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а» да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной. «и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у» и «ы» взяли по две палочки. «у» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о» увидело колесо, оно ему и подошло.
«э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.


Фонематические сказки: гласные буквы Фонематические сказки: гласные буквы Фонематические сказки: гласные буквы

Фонематические сказки: гласные буквы Фонематические сказки: гласные буквы Фонематические сказки: гласные буквы

Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква «а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.



Часть вторая

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...». Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...». Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.


Фонематические сказки: звук И-краткий

Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой».


Фонематические сказки: буква И-краткая

Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...».

Слушал-слушал «а», да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий» согласился, и они запели:
- «йа, йа, йа».
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул «у», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-«йу, йу, йу».
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил «О».
- Пожалуйста.
- «йо, йо, йо», - полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил «Э», - споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
- «йэ, йэ, йэ».


Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я' Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё' Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'

Радуется «и-краткий»: поет с «а» - получается «йа, йа, йа», поет с «у» - получается «йу, йу, йу», поет с «о» - получается «йо, йо, йо», поет с «э» - получается «йэ, йэ, йэ».

Опечалены были только «и» да «ы».
- Мило, очень мило, - вздыхал «и», слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «и-кратким», но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с «и-кратким» тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы».

Так сидели они, слушали песни: «йа», «йу», «йо», «йэ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы «и-краткий» мог выступать с концертами со звуком «а»,, со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э».

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой «я», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой «ю», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой «ё», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой «е», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах «я», «ю», «ё», «е».


Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Я' Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ю'

Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Ё' Фонематические сказки: йотированные гласные - 'Е'

А звук «и-краткий» за то, что согласился петь с гласными, стали называть «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.


Фонематические сказки: мягкий согласный Фонематические сказки: твердый согласный



Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!


Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.


Фонематические сказки: гласные звуки



Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!


Материал на данной странице взят из книги Александровой Т.В.
«Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. ...

Фонематические сказки

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи....

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...

развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на уроках русского языка в начальной школе

Данная презентация рассказывает об особенностях работы с детьми, имеющими нарушения фонематического слуха, дисграфию и дислексию на уроках русского языка...

Фонематический слух, фонематическое восприятие. Диагностика.

В данном сообщении рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие, порядок проведения  их диагностики....

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонематические недостатки речи».

Раскрыть различия и понятия «биологический слух», «слуховое внимание», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонетические и фонемат...

Фонематическая сказка.

Схематизация фонетических правил русского языка в процессе профилактики и коррекции фонетико-фонематической дисграфии у детей с нарушением речи. https://vk.com/s/v1/doc/iwZyUrB1XeQloNwDMolxnTnhTpBmGwB...