Доклад на педсовете «Применение здоровьесберегающих технологий при обучении ребенка на дому»
учебно-методический материал
Процесс обучения ребенка в школьном возрасте осуществляется в коллективе, при общении учеников друг с другом. Однако существуют дети, которые в силу ограниченных возможностей здоровья, не могут посещать школу. Эти дети требуют индивидуального подхода, определенной специфики при обучении на дому.
Эффективность надомного обучения зависит от ряда факторов, один из которых – это сохранение и укрепление здоровья детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklan_na_pedsovete_30.10.2020.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
ДОКЛАД
на педсовете на тему
«Применение здоровьесберегающих технологий при обучении ребенка
на дому»
учитель:
Спиридонова Ольга Борисовна
Клин – 30.10.2020
Процесс обучения ребенка в школьном возрасте осуществляется в коллективе, при общении учеников друг с другом. Однако существуют дети, которые в силу ограниченных возможностей здоровья, не могут посещать школу. Эти дети требуют индивидуального подхода, определенной специфики при обучении на дому.
Эффективность надомного обучения зависит от ряда факторов, один из которых – это сохранение и укрепление здоровья детей.
Основой построения надомного обучения являются, как и при обучении в классе, уроки. В силу физиологических способностей таких детей при работе с ними необходимо более внимательно относится не столько к обучению, сколько к сохранению и укреплению их здоровья. Кроме учебника, ручки и тетради проведение занятий предусматривает обязательное использование разных игровых технологий, физкультминуток, двигательных и речевых гимнастик, смену деятельности.
Проблемы здоровьесбережения на уроках на дому заключаются в:
- Стесненная поза (инвалидное кресло), сидячее положение в течение длительного времени
- Утомление глаз, нагрузка на зрение при письме, при чтении
- Перегрузка суставов кистей
- Стресс при получении большой информации
- Психические расстройства
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Под данными технологиями будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики особенностей детей и условия их жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Что необходимо учитывать? Прежде всего – это:
1. условия обучения ребенка на дому (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
2. рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими, медицинскими требованиями);
3. соответствие учебной и физической нагрузок возможностям ребенка;
4. необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
5. использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
Рассмотрим критерии здоровьесбережения на уроке, и их краткую характеристику:
Критерии здоровьесбережения
Характеристика
Обстановка и гигиенические условия
Чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения рабочего места.
Организация рабочего места
На рабочем столе лучше разместить все предметы, необходимые для урока, на расстоянии вытянутой руки.
Количество видов учебной деятельности
опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, поиск информации, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание, пересказ и т.д. За урок 4 – 7 видов.
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности
Смена видов деятельности не позже чем через 2 – 3 минут.
Количество видов преподавания
словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа и т.д. За урок – не менее 3.
Поза обучающегося, чередование позы
Правильная посадка обучающегося. Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащегося.
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления
Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и т.п. За урок – две, три разминки, состоящие из трех легких упражнений, по 3-5 повторений каждого.
Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроках
оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент( со мной, у кого получится шарик из пластилина более правильной формы, длиннее «колбаска»), стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу.
Психологический климат на уроке
Преобладают положительные эмоции.
Эмоциональные зарядки на уроке
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка и т.п. За урок – 2 – 3.
Место и длительность применения ТСО
В соответствии с гигиеническими нормами.
Момент наступления утомления и снижения учебной активности
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.
При организации образовательного процесса обязательным элементом здоровьесбережения является ограничение времени занятий по предметам. Основные нормы о продолжительности занятий и количестве уроков прописаны в СанПиНах.
Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье обучающегося на дому?
Каждый раз, начиная урок, необходимо уловить психологическое состояние ученика. Обязательно интересуюсь тем, как он себя чувствует и готов ли приступить к занятиям, все ли приготовил принадлежности (тетради, ручки, обязательно цветные карандаши). Если все готово, начинаю урок.
1. С целью предупреждения утомления и усталости применяю дидактические игры: «Назови объект» (например, чтобы угадать объект можно не просто перечислить основные признаки, а представить его описание в виде стихотворения, или в виде предложений, где надо вставить пропущенные слова или буквы); «Найди ошибку». Использую эмоциональную передачу содержания учебного материала: юмор; задания, развивающие воображение, интуицию: ребусы, викторины.
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности обучающихся в течение урока, слежу за посадкой обучающихся; провожу
- динамические паузы – цель - предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности;
- физкультминутки для глаз – эти упражнения полезны в целях профилактики нарушений зрения, они предусматривают движения глазного яблока по всем направлениям;
- стереограммы - графические изображения, просмотр которых снимает усталость с глаз. Просматривая такие изображения сохраняется острота зрения и восстанавливается координация глазных мышц;
- пение звуков – этот метод заключается в использование энергии полного дыхания;
- упражнения для снятия утомления – упражнения, которые необходимо выполнять при первых признаках усталости.
3. Для рациональной организации учебной деятельности обучающихся использую на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес обучающихся:
- презентации;
- флеш-ролики с заданиями;
- музыкальные динамические паузы;
- викторины;
- самостоятельные работы.
4. С целью укрепления психологического здоровья обучающихся стараюсь добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для обучающегося, корректности и объективности оценки деятельности на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающемуся; избегаю в собственном поведении отрицательных эмоций, так как они являются здоровьеразрушающими.
Для этого применяю различные приемы:
- снятие страха («Ничего страшного»);
- авансирование («У тебя обязательно всё получится»);
- внушение («Приступай»);
- высокая оценка выполненного задания («Вот это у тебя получилось замечательно»);
- усиление мотивации («Нам это нужно для…»).
5. Решая проблему ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью, обращаю внимание на соблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (температурный режим, освещение, чистота и порядок в комнате ).
6. Формируя у обучающихся знания о здоровье, включаю в содержание урока информацию, связанную со здоровым образом жизни.
- пословицы, поговорки;
- загадки, афоризмы.
Включая в урок элементы здоровьесберегающих технологий, стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у своих учеников бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес к предмету.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей, снимают стресс и повышают интерес к учебному процессу.
Сегодня можно с уверенность сказать то, что терпеливый и опытный учитель, современные информационно-коммуникационные технологии, домашняя обстановка, разумное распределение времени и обучение, выстроенное с учётом возможностей здоровья особых детей, помогут достичь любому ученику значительных успехов в учебе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....
Применение здоровьесберегающих технологий с обучающимися на дому
Описаны цели, задачи, принципы использования здоровьесберегающих технологий в индивидуальном обучении. Применение кинесиологии, логоритмики, массажа, самомассажа....
Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Особенно велика в...
Доклад на ШМО «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Доклад на ШМО...
Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...
Доклад на тему: " Применение здоровьесберегающей технологии на уроке физической культуры"
Пример использования здоровьесберегающей технологии на уроке физической культуры...
Доклад на тему: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, занятиях ЛФК в специальной (коррекционной) школе.
Применение здоровьесберегающих технологийна уроках физической культуры, занятиях ЛФКв специальной (коррекционной) школе....