Усвоение предлогов дошкольниками с ОНР в условиях логопункта
статья
В статье описываются основные методы и приемы работы по усвоению дошкольниками предложно-падежных конструкций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usvoenie_predlogov_doshkolnikami_s_onr_v_usloviyah_logopunkta.docx | 114.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия г.Троицка»
Усвоение предлогов дошкольниками с нарушениями речи в условиях логопункта.
Подготовила учитель-логопед
Захаренко М.Е.
2021 уч.год
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УСВОЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ
Предлоги появляются значительно позже всех частей речи. По мере развития речи значения предлогов детализируются и обогащаются.
А.Н.Гвоздев отмечает, что уже в возрасте 2, 5 лет дети усваивают предлоги для выражения синтаксических отношений.
Им отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи:
- существительные
- глаголы
- прилагательные
- местоимения
- наречия
- числительные
- предлоги
На этапе усвоения служебных слов ребёнок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под и т.д.) наблюдаются аграмматизмы. Раньше всего усваиваются предлоги для обозначения пространственных отношений.
Дети с нарушениями речи с трудом усваивают предложные конструкции. В их речи отмечается неточное употребление предлогов.
Нарушение предложно-падежных конструкций может проявляться в виде следующих ошибок:
а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).
в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Так, у детей с ОНР в дальнейшем наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего определенный лексический запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями.
Система логопедической работы
над предложно-падежными конструкциями
Работа над предлогами включается в работу по формированию словоизменения. Необходимость включения в логопедические занятия упражнений с предложными конструкциями диктуется практическим усвоением более сложных морфологических закономерностей. Поскольку предложные конструкции связаны с основными формами косвенных падежей, рекомендуется знакомство с предлогами проводить на материале словосочетаний и несложных фраз.
В соответствии с онтогенетическим принципом по А.Н.Гвоздеву сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко выраженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО и др.
Необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:
1) Родительный падеж с предлогом У, обозначающий местонахождение, с предлогом С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);
2) Дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: по дороге, к дому, к машине и т.д.;
3) Винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Например: ставит на стол, кладёт на стол, под стол, за стол;
4) Творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие. Например: лежит за книгой, перед книгой;
5) Предложный падеж с предлогами В, НА, обозначающие местонахождение предмета ( лежит на столе).
Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения.
Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение (кладет на стол, но лежит на столе).
Исходя из этого, при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога.
Так, сначала нужно уточнить понимание и употребление предлога со значением местонахождения (где?), а затем - тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).
В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим необходимо проводить работу как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительным только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог В со значением направления действия (винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладёт в книгу, в машину, в сумку, в парту).
Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значения предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле, кладет (куда?) в портфель.
Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: Входит в дом (в-в), выходит из дома (вы-из), подходит к дому (под-к), отходит от дерева (от-от).
В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
Значение предлога уточняется с помощью графической схемы (рис.). Например:
Графическая схема предлогов:
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.
На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (например: НА, ПОД), обозначающие место действия. Эти предлоги в развитии речи появляются в числе первых. Кроме того, они являются обиходными, легко моделируются в процессе наглядной демонстрации.
1. Работа над предлогами проводится поэтапно. Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
2. Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова ПОД или НА. Услышав их, например, в ряду: на, из, под, на, около, между, над, на, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
3. Затем детям предлагается задание на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? ( На стуле, на окне, на полке и т.д.) Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? (под шкаф, под кровать, под скамейку и т.д.).
Следует голосом выделять предлог и изменяемое окончание: положить НА стол, ПОД стол, лежит НА столЕ, ПОД столОМ.
4. Упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или по аналогии.
Можно использовать дидактическую игру «Исправь взрослого»: Яблоки лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие «маленькие» слова надо изменить?
Подобную работу необходимо проводить со всеми предлогами.
В старшей группе дети учатся:
– понимать значение предлогов: на, в, под, к, от, по, около;
– правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
– дифференцировать предлоги: на – в, на – под, к – от;
– составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.
На занятиях в старшей группе вместо термина “предлог” педагог использует термин
“маленькое слово”.
В подготовительной группе обучаются:
– понимать значения предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;
--правильно употреблять их с существительными и прилагательными;
– дифференцировать предлоги: из – с; над – под; из- под; из; из- за; из;
– анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой
по счету предлог и т.д.);
– составлять схему предложения с предлогом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа по теме «Формирование грамматической компетенции у дошкольников в условиях логопункта»
1. Пояснительная записка к экспериментальной работе по теме «Формирование грамматической компетенции у дошкольников в условиях логопункта".2. Календарно-тематический план логопедических занятий ...
«Современные методы или технологии преодоления аграмматической дисграфии у младших школьников в условиях логопункта»
Предлагаемая презентация содержит рекомендации к проведению логопедического массажа родителями и педагогами. А так же обзор методической литературы по теме....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Проект «Дни открытых дверей»в условиях логопункта ДОУ"Салемальский детский сад"Золотая рыбка"для просвещения родителей,воспитывающих детей с речевыми нарушениями при использовании художественно-эстетического направления через задания обучающего характера.
Проектный метод в обучении воспитанников с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в коррек...
Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в условиях логопункта (подготовительная группа) Путешествие в город Грамотейск
Цели занятия:1. Повторение букв.2. Закрепление навыка послогового чтения.3. Закрепление навыка звуко-буквенног...
Применение игровых технологий в условиях логопункта
Применение игровых технологий в условиях логопункта...
Программа " Система здоровьесберегающей работы у дошкольников в условиях логопункта."
Одной из важнейших задач образования является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.Цель программы - создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей посредством здоровьесберегающи...