Дыхательная гимнастика. Доклад
статья
В докладе описывается методика формирования речевого дыхания у дошкольников с использованием упражнений Стрельниковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dyhatelnaya_gimnastika_soobshchenie.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия г. Троицка
Дошкольное отделение №3»
«Дыхательная гимнастика для дошкольников»
Подготовили учителя-логопеды:
Бредихина Т.А.
Захаренко М.Е.
Москва. Троицк 2021
Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Правильное дыхание очень полезно для формирования речевой и нервной системы. Ведь медленный выдох помогает снять напряжение, расслабиться и успокоиться.
Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли, сознания человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь».
Дыхание, кроме того, представляет собой основу процесса образования речи. Но дыхание физиологическое и дыхание речевое (звуковое, фонационное) имеют принципиальные отличия. Первое отличие связано с произвольным характером речевого дыхания. Человек способен управлять этим видом дыхания в отличие от физиологического. Второе отличие связано с определением активной доли легкого.
Разные авторы выделяют 3 или 4 типа физиологического дыхания: плечевой (верхнее дыхание), грудной, реберный, диафрагмальный (брюшной) – в зависимости от того, какая доля легкого активно вентилируется в процессе вдоха-выдоха – верхняя, средняя или нижняя. Поскольку легкие – пассивный орган, в движение они приводятся определенной группой мышц. За счет их расслабления давление в грудной клетке снижается, воздух устремляется в легкие. Делается вдох. При обратном движении плеч происходит сокращение грудной клетки и соответственно выдох.
Еще одно отличие речевого и физиологического видов дыхания обусловлено их структурой. Физиологическое дыхание в спокойной форме состоит из вдоха и выдоха одинаковой длительности. Речевое дыхание имеет иную структуру: короткий вдох, задержка и длительный выдох, во время которого и происходит образование звуков. Соотношение длительности вдоха и выдоха – 1:10, 1:15.
Дыхание - основа звучания голоса. Оно тесно связано с голосообразованием и формированием речи. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.
Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат. Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе
Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:
1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.
2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: «Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте!».
3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.
4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Особенности дыхания у детей, имеющих речевые нарушения:
- физиологическое дыхание поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив и легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;
- выдох укороченный, прерывистый, ускоренный, то есть нерационально используемый;
- наличие дополнительных движений (синкинезий) на вдохе и выдохе, таких как поднимание плеч, запрокидывание головы назад, дрожание век, а так же гипертонус мышц шеи и лица;
- воздушная струя у детей с нарушением произношения слабая, короткая, рассеянная. При произношении звуков воздушная струя часто проходит между боковыми краями языка и щеками, что придаёт звукам хлюпающий призвук;
- скандированное (прерывистое) дыхание, которое характеризуется прерывистым коротким вдохом, реже выдохом. Объём лёгких у таких детей существенно ниже возрастной нормы;
- в процессе речевого дыхания у ребёнка может отмечаться задержка дыхания, судорожные сокращения диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи;
- произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выходе;
- назальный выдох, когда значительная часть воздуха в процессе речи попадает в носовую полость. При этом происходит патологическое изменение тембра голоса и искажение произнесения звуков речи. Это характерно для открытой ринолалии, когда мягкое нёбо по различным причинам не полностью прилегает к задней стенке глотки.
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:
- Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирования длительного выдоха через рот).
- Формирование длительного фонационного выдоха.
- Формирование речевого выдоха.
При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:
- не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
- не заниматься после еды;
- занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
- не переутомляться, при недомогании отложить занятия;
- дозировать количество и темп проведения упражнений.
Статическая дыхательная гимнастика
Для воспитания внеречевого дыхания: учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации).
Выдох должен дифференцироваться по силе:
- сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
- сдуть ватку;
- подуть на султанчики;
- погреть ладошки;
- подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
- подуть в окошко, чтобы открылись бумажные створки;
- задуть в ворота лёгкие ватные шарики (мячи);
- сдуть листья с деревьев;
- подуть на бумажную лодочку в миске с водой или на поверхности стола так, чтобы она сдвинулась с места;
- сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
- подуть на гранёный карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
- подуть в дудочку, свирель, в трубу;
- извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
- надуть воздушный шар, надувную резиновую игрушку;
- подуть в детскую игрушку «тёщин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;
- дуть на лист бумаги, находящийся на уровне рта ребёнка так, чтобы лист трепетал. Лист постепенно отодвигают ото рта ребёнка;
- погреть ладони. С расстояния 15—20 см ото рта подуть в соединённые ладони тёплым воздухом;
- подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
- сильно подуть в пузырёк, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.
Дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов
- вдох носом — выдох через рот;
- вдох одной ноздрей — выдох другой;
- вдох—выдох через нос;
- вдох носом — выдох через нос;
- вдох ртом — выдох через рот;
- вдох через одну ноздрю — выдох через другую;
- вдох через одну ноздрю — выдох через обе ноздри;
- вдох через одну ноздрю — выдох через рот в положении «трубочка»;
- вдох через нос — выдох через рот в положении «трубочка» толчками порционно.
Динамическая дыхательная гимнастика
Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому) дыханию, т. к. способствует расширению ёмкости лёгких.
Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счёт изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.
Расслабляющие движения:
- Подражание полёту птиц.
- Поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленные руки вперёд—назад.
- Наклонить голову вперёд, расслабляя мышцы.
- Медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот.
- Медленное потряхивание кистью сначала правой руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонён.
- Медленное потряхивание вытянутой вперед ноги, сначала правой, потом левой; руки на поясе.
- Покачивание рук при слегка наклонённом корпусе, правой рукой влево, левой вправо, руки перекрещиваются.
- Медленное вращание рук над головой, имитация вращающихся крыльев мельницы.
- Расслабленными кистями рук производить движения, имитируя стряхивание брызг с рук.
- Покачивание одновременно обеими руками у пола, имитация полоскания белья.
Дыхательные упражнения без речевого сопровождения.
- Подняться на носках, руки вверх — вдох, опуститься — выдох.
- Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) — вдох, опустить руки — выдох.
- Развести руки в стороны — вдох, руки перед собой — выдох.
- Вытянуть руки вперед перед собой — вдох, опустить по бокам — выдох.
- Отвести локтей назад — вдох, поставить руки в исходное положение — выдох, руки на поясе.
Фонационная дыхательная гимнастика
Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.
Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным.
- Один гласный на одном выдохе:
А (медведь) И (мышка)
У (пароход) О (слон)
Э (козочка) Ы (ветер)
- Два гласных на одном выдохе.
- Три гласных на одном выдохе.
- Четыре гласных на одном выдохе.
- Пять гласных на одном выдохе.
- Звукоподражания при произнесении согласных звуков, произносимых длительно:
Ж – жук, З – комар, С – ветер, В — муха Ш – змея и другие.
- Игры «Ароматный цветок», «Горькое яблоко».
Речевая дыхательная гимнастика
На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т.д.
Цели:
Распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания.
Сохранение темпо-ритмической и звукослоговой структуры высказывания.
- Слоги на одном выдохе
па | по | |||
па | по | пу | ||
па | по | пу | пы | |
па | по | пу | пы | пэ |
апа | апо | |||
апа | апо | aпy | ||
апа | апо | aпy | апы | |
апа | апо | aпy | апы | апэ |
спа | спо | |||
спа | спо | спу | ||
спа | спо | спу | спы | |
спа | спо | спу | спы | спэ |
фаф
фаф фоф
фаф фоф фуф
фаф фоф фуф фыф
фаф фоф фуф фыф фиф
фаф фоф фуф фыф фиф феф
Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т.д.;
- Слова на одном выдохе.
Счёт до 5 (10), дни недели, времена года, названия месяцев - Фразы на одном выдохе.
Произнесение предложений на одном выдохе под мяч. - Чтение стихотворения, во время которого каждое слово сопровождается броском мяча об пол.
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, проведении утренней гимнастики, подвижных играх на прогулке, беседах, проведении физкультминуток, различных форм активного отдыха, самомассаж, пальчиковой гимнастики, выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждения.
.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.
В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения: Встать, руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить. Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение. Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе. Все упражнения повторяются 4—5 раз.
Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет: Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз — выдох. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз.
Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения: На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями. «Котята». Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу». «Насос». Стоя прямо, сделать наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в обе стороны.
АВТОРСКИЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИМНАСТИКИ ПО БУТЕЙКО И СТРЕЛЬНИКОВОЙ
Метод К. П. Бутейко был разработан в 1952 году и до сих пор успешно применяется для лечения астмы, бронхита, мозгового кровообращения, стенокардии, аллергических заболеваний и т.д. Суть метода — это ограничение глубокого вдоха и выдоха. По Бутейко, причина болезней в гипервентиляции легких: при глубоком вдохе количество усваиваемого кислорода не меняется, зато уменьшается количество углекислого газа. Недостаток этого газа в крови и становится причиной ряда заболеваний. Для насыщения крови углекислым газом Бутейко рекомендует контролировать свое дыхание: делать его поверхностным. Как правильно дышать: вдох занимает 2—3 секунды, выдох — 3—4 секунды. Паузы между вдохами должны быть долгими.
Упражнения Бутейко для детей от 4 лет и взрослых:
Задержать вдох. Когда появится чувство нехватки воздуха, начать делать маленькие вдохи. При появлении желания делать глубокий вдох нужно начать упражнение заново. Задержка дыхания при ходьбе: нужно походить по комнате, задержав дыхание, пока не появится острая нехватка воздуха. Нужно подышать и при желании повторить упражнение. В течение 3 минут поверхностно дышать, как описано выше. Со временем упражнение растягивается до 10 минут.
Преимущество метода Бутейко — эти упражнения легко выполнять дома, в транспорте, на прогулке, то есть в любом месте и в любое время. Для достижения лучшего эффекта стоит выбрать определенное время занятий и выполнять упражнения ежедневно.
Еще один автор эффективной методики — А. Н. Стрельникова.
Суть ее метода — направление внимания только на характер вдоха, а не на дыхание в целом. При вдохе грудная клетка не раскрывается, а сжимается из-за особых положений (скручиваний, наклонов, обхвата руками). Выдох делается естественным образом. Занятия по этой методике рекомендуется начинать с возраста 3—4 лет. За счет активизации кислородного обмена в организме улучшается его состояние в целом. Упражнения по Стрельниковой выполняются в ритме строевого шага.
Для начала нужно освоить три базовых упражнения:
«Ладошки»
Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох — сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох — произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3—5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода. «Погончики»
Ребенок встает прямо, опускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз. «Насос»
Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов. Гимнастика по Стрельниковой состоит из 14 упражнений. Выполнять их сразу не рекомендуется, лучше постепенно вводить по одному упражнению. Заниматься можно не только детям, но и взрослым. Частота занятий — дважды в день.
Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и малыш будет расти здоровым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика в детском саду.
В данной презентации изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы....
использование дыхательной гимнастики
использование дыхательной гимнастики в работе с детьми...
Речевое дыхание. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса....
Комплекс дыхательной гимнастики «Кто, как дышит»
Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…»...
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика...
Консультация для учителей и воспитателей продленных групп коррекционной школы "Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой"
В консультации даются рекомендации по профилактике нарушений дыхательной функции обучающихся коррекционной школы, с использованием эффективных методов развития правильного физиологического и речевого ...
Доклад "Дыхательная гимнастика на уроках ЛФК
Доклад содержит : Предисловие 1. Гимнастика дыхания ...