Дыхательная гимнастика. Доклад
статья

Захаренко Марина Евгеньевна

В докладе описывается методика формирования речевого дыхания у дошкольников с использованием упражнений Стрельниковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dyhatelnaya_gimnastika_soobshchenie.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия г. Троицка

Дошкольное отделение №3»

 «Дыхательная гимнастика для дошкольников»

Подготовили учителя-логопеды:

 Бредихина Т.А.

Захаренко М.Е.

Москва. Троицк 2021


Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При нормальном дыхании человек дышит через нос. Такое дыхание имеет большое значение для организма. Холодный воздух, проходя через слизистую оболочку носа, согревается. Кроме того, задерживаются частички пыли, попадающие с воздухом. Правильное дыхание очень полезно для формирования речевой и нервной системы. Ведь медленный выдох помогает снять напряжение, расслабиться и успокоиться.

Физиологическое дыхание непроизвольно, т. е. не зависит от воли, сознания человека. Оно протекает рефлекторно и сопряжено с самим понятием «жизнь».

Дыхание, кроме того, представляет собой основу процесса образования речи. Но дыхание физиологическое и дыхание речевое (звуковое, фонационное) имеют принципиальные отличия. Первое отличие связано с произвольным характером речевого дыхания. Человек способен управлять этим видом дыхания в отличие от физиологического. Второе отличие связано с определением активной доли легкого.

Разные авторы выделяют 3 или 4 типа физиологического дыхания: плечевой (верхнее дыхание), грудной, реберный, диафрагмальный (брюшной) – в зависимости от того, какая доля легкого активно вентилируется в процессе вдоха-выдоха – верхняя, средняя или нижняя. Поскольку легкие – пассивный орган, в движение они приводятся определенной группой мышц. За счет их расслабления давление в грудной клетке снижается, воздух устремляется в легкие. Делается вдох. При обратном движении плеч происходит сокращение грудной клетки и соответственно выдох.

Еще одно отличие речевого и физиологического видов дыхания обусловлено их структурой. Физиологическое дыхание в спокойной форме состоит из вдоха и выдоха одинаковой длительности. Речевое дыхание имеет иную структуру: короткий вдох, задержка и длительный выдох, во время которого и происходит образование звуков. Соотношение длительности вдоха и выдоха – 1:10, 1:15.

Дыхание - основа звучания голоса. Оно тесно связано с голосообразованием и формированием речи. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать. Без правильного дыхания невозможна хорошо звучащая речь.

Дыхательная гимнастика — это комплекс особых упражнений, задействующих как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат. Дыхание состоит из двух этапов: вдох и выдох. Если дышать неправильно, то в легких будет оставаться некоторое количество использованного воздуха. Он затрудняет поступление кислорода в легкие и в кровь. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела. Детям дошкольного возраста следует выполнять гимнастику в игровой форме вместе с родителями или в группе

Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

1. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

2. Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме. Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: «Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте!».

3. Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

4. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

Особенности дыхания у детей, имеющих речевые нарушения:

  • физиологическое дыхание поверхностное, верхнерёберного типа, ритм его недостаточно устойчив и легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;
  • выдох укороченный, прерывистый, ускоренный, то есть нерационально используемый;
  • наличие дополнительных движений (синкинезий) на вдохе и выдохе, таких как поднимание плеч, запрокидывание головы назад, дрожание век, а так же гипертонус мышц шеи и лица;
  • воздушная струя у детей с нарушением произношения слабая, короткая, рассеянная. При произношении звуков воздушная струя часто проходит между боковыми краями языка и щеками, что придаёт звукам хлюпающий призвук;
  • скандированное (прерывистое) дыхание, которое характеризуется прерывистым коротким вдохом, реже выдохом. Объём лёгких у таких детей существенно ниже возрастной нормы;
  • в процессе речевого дыхания у ребёнка может отмечаться задержка дыхания, судорожные сокращения диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи;
  • произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выходе;
  • назальный выдох, когда значительная часть воздуха в процессе речи попадает в носовую полость. При этом происходит патологическое изменение тембра голоса и искажение произнесения звуков речи. Это характерно для открытой ринолалии, когда мягкое нёбо по различным причинам не полностью прилегает к задней стенке глотки.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:

  1. Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирования длительного выдоха через рот).
  2. Формирование длительного фонационного выдоха.
  3. Формирование речевого выдоха.

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

  • не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате;
  • не заниматься после еды;
  • занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений;
  • не переутомляться, при недомогании отложить занятия;
  • дозировать количество и темп проведения упражнений.

Статическая дыхательная гимнастика

Для воспитания внеречевого дыхания: учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации).

Выдох должен дифференцироваться по силе:

  • сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
  • сдуть ватку;
  • подуть на султанчики;
  • погреть ладошки;
  • подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
  • подуть в окошко, чтобы открылись бумажные створки;
  • задуть в ворота лёгкие ватные шарики (мячи);
  • сдуть листья с деревьев;
  • подуть на бумажную лодочку в миске с водой или на поверхности стола так, чтобы она сдвинулась с места;
  • сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
  • подуть на гранёный карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
  • подуть в дудочку, свирель, в трубу;
  • извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
  • надуть воздушный шар, надувную резиновую игрушку;
  • подуть в детскую игрушку «тёщин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;
  • дуть на лист бумаги, находящийся на уровне рта ребёнка так, чтобы лист трепетал. Лист постепенно отодвигают ото рта ребёнка;
  • погреть ладони. С расстояния 15—20 см ото рта подуть в соединённые ладони тёплым воздухом;
  • подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
  • сильно подуть в пузырёк, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.

Дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов

  • вдох носом — выдох через рот;
  • вдох одной ноздрей — выдох другой;
  • вдох—выдох через нос;
  • вдох носом — выдох через нос;
  • вдох ртом — выдох через рот;
  • вдох через одну ноздрю — выдох через другую;
  • вдох через одну ноздрю — выдох через обе ноздри;
  • вдох через одну ноздрю — выдох через рот в положении «трубочка»;
  • вдох через нос — выдох через рот в положении «трубочка» толчками порционно.

Динамическая дыхательная гимнастика

Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому) дыханию, т. к. способствует расширению ёмкости лёгких.

Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счёт изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.

Расслабляющие движения:

  • Подражание полёту птиц.
  • Поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленные руки вперёд—назад.
  • Наклонить голову вперёд, расслабляя мышцы.
  • Медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот.
  • Медленное потряхивание кистью сначала правой руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонён.
  • Медленное потряхивание вытянутой вперед ноги, сначала правой, потом левой; руки на поясе.
  • Покачивание рук при слегка наклонённом корпусе, правой рукой влево, левой вправо, руки перекрещиваются.
  • Медленное вращание рук над головой, имитация вращающихся крыльев мельницы.
  • Расслабленными кистями рук производить движения, имитируя стряхивание брызг с рук.
  • Покачивание одновременно обеими руками у пола, имитация полоскания белья.

Дыхательные упражнения без речевого сопровождения.

  • Подняться на носках, руки вверх — вдох, опуститься — выдох.
  • Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) — вдох, опустить руки — выдох.
  • Развести руки в стороны — вдох, руки перед собой — выдох.
  • Вытянуть руки вперед перед собой — вдох, опустить по бокам — выдох.
  • Отвести локтей назад — вдох, поставить руки в исходное положение — выдох, руки на поясе.

  Фонационная дыхательная гимнастика

Для воспитания речевого дыхания учат рационально, экономно производить выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.

Предлагают длительно на одном выдохе воспроизводить различные звукоподражания. Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох должен быть длительным.

  • Один гласный на одном выдохе:

А (медведь)        И (мышка)

У (пароход)        О (слон)

Э (козочка)        Ы (ветер)

  • Два гласных на одном выдохе.
  • Три гласных на одном выдохе.
  • Четыре гласных на одном выдохе.
  • Пять гласных на одном выдохе.
  • Звукоподражания при произнесении согласных звуков, произносимых длительно:

Ж – жук, З – комар, С – ветер, В — муха Ш – змея и другие.

  • Игры «Ароматный цветок», «Горькое яблоко».

Речевая дыхательная гимнастика

На завершающем этапе работы над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия и т.д.

Цели:

Распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания.

Сохранение темпо-ритмической и звукослоговой структуры высказывания.

  • Слоги на одном выдохе

па

по

па

по

пу

па

по

пу

пы

па

по

пу

пы

пэ

апа

апо

апа

апо

aпy

апа

апо

aпy

апы

апа

апо

aпy

апы

апэ

спа

спо

спа

спо

спу

спа

спо

спу

спы

спа

спо

спу

спы

спэ

фаф

фаф фоф

фаф фоф фуф

фаф фоф фуф фыф

фаф фоф фуф фыф фиф

фаф фоф фуф фыф фиф феф

Варианты сочетаний: фас, фаш, фах, саф, шах, шас, хах, рам, рур, мом, лам и т.д.;

  • Слова на одном выдохе.
    Счёт до 5 (10), дни недели, времена года, названия месяцев
  • Фразы на одном выдохе.
    Произнесение предложений на одном выдохе под мяч.
  • Чтение стихотворения, во время которого каждое слово сопровождается броском мяча об пол.

Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, проведении утренней гимнастики, подвижных играх на прогулке, беседах, проведении физкультминуток, различных форм активного отдыха, самомассаж, пальчиковой гимнастики, выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждения.

.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

С самыми маленькими рекомендуется заниматься следующим образом: пусть малыш вдыхает запах цветка, фрукта, овоща, травы и т.д. Вдох делается медленно через нос, выдох — через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.

В возрасте 2—3 лет ребенок способен освоить следующие упражнения: Встать, руки опустить вдоль тела. На раз — вдох, руки поднять, на два — выдох, руки опустить. Руки вытянуть прямо перед собой. На раз — вдох, руки развести в стороны, на два — сделать выдох и обхватить руками плечи, на три — вернуться в исходное положение. Руки поставить на пояс. Ребенок слегка приседает на вдохе и выпрямляется на выдохе. Все упражнения повторяются 4—5 раз.

Дыхательная гимнастика для детей 4—5 лет: Руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движения, как птица машет крыльями. На движении вверх делается вдох, вниз — выдох. Надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух. Сидя на стуле, на вдохе согнуть руки в локтях и поднять ладонями вверх. На выдохе опустить руки ладонями вниз.

Дети 6-7 лет могут выполнять более сложные упражнения: На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе — другую. Дышать поочередно разными ноздрями. «Котята». Ползая на четвереньках, на выдохе говорить «мяу-мяу». «Насос». Стоя прямо, сделать наклон в сторону и произнести «ссс». Руки скользят по туловищу. Выполнять наклоны в обе стороны.

АВТОРСКИЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИМНАСТИКИ ПО БУТЕЙКО И СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Метод К. П. Бутейко был разработан в 1952 году и до сих пор успешно применяется для лечения астмы, бронхита, мозгового кровообращения, стенокардии, аллергических заболеваний и т.д. Суть метода — это ограничение глубокого вдоха и выдоха. По Бутейко, причина болезней в гипервентиляции легких: при глубоком вдохе количество усваиваемого кислорода не меняется, зато уменьшается количество углекислого газа. Недостаток этого газа в крови и становится причиной ряда заболеваний. Для насыщения крови углекислым газом Бутейко рекомендует контролировать свое дыхание: делать его поверхностным. Как правильно дышать: вдох занимает 2—3 секунды, выдох — 3—4 секунды. Паузы между вдохами должны быть долгими.

Упражнения Бутейко для детей от 4 лет и взрослых:

Задержать вдох. Когда появится чувство нехватки воздуха, начать делать маленькие вдохи. При появлении желания делать глубокий вдох нужно начать упражнение заново. Задержка дыхания при ходьбе: нужно походить по комнате, задержав дыхание, пока не появится острая нехватка воздуха. Нужно подышать и при желании повторить упражнение. В течение 3 минут поверхностно дышать, как описано выше. Со временем упражнение растягивается до 10 минут.

Преимущество метода Бутейко — эти упражнения легко выполнять дома, в транспорте, на прогулке, то есть в любом месте и в любое время. Для достижения лучшего эффекта стоит выбрать определенное время занятий и выполнять упражнения ежедневно.

Еще один автор эффективной методики — А. Н. Стрельникова.

Суть ее метода — направление внимания только на характер вдоха, а не на дыхание в целом. При вдохе грудная клетка не раскрывается, а сжимается из-за особых положений (скручиваний, наклонов, обхвата руками). Выдох делается естественным образом. Занятия по этой методике рекомендуется начинать с возраста 3—4 лет. За счет активизации кислородного обмена в организме улучшается его состояние в целом. Упражнения по Стрельниковой выполняются в ритме строевого шага.

Для начала нужно освоить три базовых упражнения:

 «Ладошки»

Ребенок стоит прямо и показывает ладони. Руки до локтя нужно опустить вдоль тела. На вдох — сжать кулаки, будто пытаясь что-то ухватить. Работают только кисти. Нужно сделать четыре резких вдоха через нос. Пусть ребенок сделает вид, что принюхивается. Выдох — произвольный. Это первая серия вдохов. Отдыхаем 3—5 секунд, затем снова повторяем 4 вдоха и выдох. Нужно сделать 24 подхода. «Погончики»

Ребенок встает прямо, опускает руки вдоль тела и сжимает ладошки. На резком вдохе нужно крепко сжать кулачки и представить, что руки что-то толкают от себя к полу. Нужно сделать 8 кратких вдохов, затем отдохнуть. Упражнение повторяется 12 раз. «Насос»

 Ребенок встает прямо и опускает руки. Нужно слегка нагнуться вперед и округлить спину. Голова и шея расслаблены. В таком положении делается краткий вдох. На выдохе нужно обратно выпрямиться. Делается 12 подходов по 8 кратких вдохов. Гимнастика по Стрельниковой состоит из 14 упражнений. Выполнять их сразу не рекомендуется, лучше постепенно вводить по одному упражнению. Заниматься можно не только детям, но и взрослым. Частота занятий — дважды в день.

Даже без явных проблем со здоровьем дыхательная гимнастика будет не лишней для гармоничного развития ребенка. Включайте ее в игры ежедневно, и малыш будет расти здоровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в детском саду.

В данной презентации   изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы....

использование дыхательной гимнастики

использование дыхательной гимнастики в работе с детьми...

Речевое дыхание. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

Правильное речевое дыхание, четкая, ненапряженная артикуляция являются основой и для звучного голоса....

Комплекс дыхательной гимнастики «Кто, как дышит»

Как пыхтит тесто? «Пых-пых-пых…»...

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика...

Консультация для учителей и воспитателей продленных групп коррекционной школы "Дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой"

В консультации даются рекомендации по профилактике нарушений дыхательной функции обучающихся коррекционной школы, с использованием эффективных методов развития правильного физиологического и речевого ...

Доклад "Дыхательная гимнастика на уроках ЛФК

Доклад содержит :     Предисловие                                    1. Гимнастика дыхания  ...