Рабочая программа учителя-логопеда в детском доме
рабочая программа

Губина Ольга Николаевна

Рабочая программа учителя-логопеда детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gubinoy_o.n.doc238.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ИВАНОВСКИЙ СПЕЦИАЛЬНЫЙ (КОРРЕКЦИОННЫЙ) ДЕТСКИЙ ДОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СОЛНЫШКО»

Рассмотрено

на заседании МО

Рекомендовано к использованию  

Протокол № 1 от __________ 20__ года    

                                           

СОГЛАСОВАНО                                                                     УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора по УВР                                             директор детского дома

                                         

                                                                               

Рабочая программа

 коррекционной логопедической работы с детьми

дошкольного возраста

 в условиях детского дома

Составитель: Губина О.Н.

учитель-логопед высшей

квалификационной  категории

Иваново, 2017 год

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность, цель и задачи программы

1.2. Психологические и речевые особенности воспитанников детского дома

2. Организация работы учителя-логопеда в детском  доме

2.1  Программное обеспечение

2.2. Методическая работа учителя-логопеда

2.3. Основные направления обучающей и коррекционной работы учителя-логопеда с детьми в условиях детского дома

2.4.Объем нагрузки, перечень основных видов организованной образовательной деятельности

3. Комплексный подход в коррекционно-образовательном процессе

3.1 Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп

3.2 Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем

3.3 Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом

3.4 Взаимодействие учителя-логопеда с социальным  педагогом

4. Технология реализации рабочей программы

5. Список документов учителя-логопеда в детском доме

6. Список литературы

7. Приложения

Пояснительная записка

1.1 Актуальность, цель и задачи программы

Актуальность. Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания. Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий. На сегодняшний день нет специальной коррекционной программы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами, воспитывающимися в условиях детского дома. Педагоги в своей работе опирались на программы обучения и воспитания, разработанные для детских садов. Также остается актуальной проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского дошкольного учреждения. Решение данных проблем возможно через разработку и составление рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ и учитывающей особенности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей  с 3  до 7 лет с различными речевыми нарушениями в условиях детского дома. Содержание программы  определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичности, доступности и повторяемости материала.

В программе реализуется идея комплексного сопровождения ребенка с нарушением развития. Ведущим принципом данной программы выступает принцип комплексности, выражающийся в единстве подходов всех участников коррекционного процесса, личностно-деятельного подхода к коррекции нарушений речи, а также в понимании единства психического и речевого развития, взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Рабочая программа составлена на основе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», с учетом рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и  с использованием современных достижений логопедической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, О.Г. Ушакова, Т.Б. Филичева, Г.А. Волкова, Г.В. Чиркина, Т.В Туманова,  М.В. Фомичева, Г.А. Каше, Л.А. Парамонова.)

Цель программы. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития и детей среднего и старшего дошкольного возраста с общим или системным  недоразвитием речи. Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.

Задачи Программы:

формирование у детей связной, грамматически правильной речи и коммуникативных навыков, фонетической системы русского языка, элементов грамоты;

реализация общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с речевыми проблемами;

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с речевой патологией;

обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития каждого ребенка.

1.2 Психологические и речевые особенности детей

В детском доме воспитываются и обучаются дети  от 1,5 до 7 лет. Дошкольный возраст является самым благоприятным, сенситивным периодом для развития речи,  для усвоения родного языка. В норме у  детей  дошкольного возраста достаточно быстро накапливается словарный запас (к шести годам он составляет примерно 2500-3500 слов); дети в дошкольном детстве  овладевают умением соединять слова в предложения по законам грамматики, в 4-5-летнем возрасте усваивают элементарные правила грамматики и синтаксиса родного языка; у них развивается звуковая сторона речи, дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, а также овладевать различными модификациями темпа и силы голоса, дикции и выразительностью речи;  появляется оригинальное словообразование,  дети самостоятельно придумывают сказки, рассказы, коротенькие стишки, используют разнообразные выразительные средства.

В детском доме находятся дети разного уровня интеллектуального развития: дети с нормальным интеллектуальным развитием, дети с задержкой психического развития и дети с легкой степенью умственной отсталости.

Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют особую группу среди воспитанников коррекционного детского дома. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка — мотивационно - потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, кроме того, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития. Нарушения речи при интеллектуальной недостаточности имеют системный характер и распространяются на все функции речи — коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сенситивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский квалифицировал их как социальные).

Дети с задержкой психического развития также имеют некоторые особенности речевого развития: ограниченность словарного запаса, своеобразие формирования словообразовательных процессов, трудности в понимании и употреблении сложных грамматических структур, специфические особенности в формировании письменной речи, недостаточность регулирующей функции речи. У всех старших дошкольников с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей). Такие недостатки служат одной из причин того, что эти дети с большим трудом овладевают письмом и чтением, часто смешивают буквы, сходные по начертанию или обозначающие оппозиционные фонемы, сложные по составу гласные.

В тоже время,  все дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения (не только умственно отсталые и дети с задержкой психического развития)   в большинстве случаев по уровню интеллектуального развития отстают от своих сверстников из обычных семей. Это связано с тем, что зачастую в детский дом дети поступают из неблагополучных семей. По этой причине многие социальные сироты имеют негативную наследственность и врожденные физиологические и психофизиологические отклонения от нормы.  Дефицит эмоционального общения также приводит к тому, что «большая часть усвоенного опыта детьми в семье (социально-неблагополучной) переходит в подсознание, а это крайне негативно влияет на их дальнейшую социализацию. Исследования и опыт практической деятельности детских психологов, работающий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без родительского попечительства, показывают, что к психологическим особенностям таких детей можно отнести:

 1. Пониженную активность или, напротив, гиперактивность. Нередко гиперактивность сопровождается склонностью ко лжи и разного рода фантазированию. Подобное качество заметным образом влияет и на его поведение в социуме и в обоих случаях может приводить к замкнутости и разного рода вызывающим, неадекватным поступкам. В любом случае это свидетельствует о его низкой адаптации к нормальной социальной жизни.  

2. Пониженные коммуникативные способности. Они выражаются в замкнутости, особенно в отношении взрослых и сверстников из обычных семей. Иногда наблюдается и обратное явление: развязность, стремление «шокировать» собеседника, привлечь внимание и показать свою неординарность и непохожесть на других. Подобные манеры общения также указывают на низкий уровень социализации.  

3. Низкая эмоциональная устойчивость. Она, как правило, свидетельствует о перенесенных психологических травмах и выражается в повышенной обидчивости, резкой, иногда истеричной реакции на самые безобидные внешние «раздражители». Низкая эмоциональная устойчивость, как и предыдущие характеристики, заметным образом осложняет общение ребенка с внешним миром.  

4. Неадекватное отношение к внешнему миру и самому себе.  

 5. Низкая работоспособность, сниженный познавательный интерес. Это качество тесно связано с эмоциональной неустойчивостью и пережитыми психическими травмами.

6. Неразвитые лингвистические качества. Это связано с перечисленными выше факторами. Лексика их родителей, как правило, бедна, но включает в себя много жаргонных и нецензурных слов и выражений, которые достаточно быстро усваиваются детьми, особенно в раннем возрасте. Да и проживание в закрытом учреждении, где поток информации и контакты с людьми остаются достаточно ограниченными, откладывает отпечаток на кругозор детей, на качественный и количественный лексический запас, понятийный состав речи.

Т.о, психологические особенности могут проявляться в комплексе или отдельно друг от друга, могут быть выражены в различной степени, сочетаться с другими психологическими особенностями ребенка. Все это обусловлено целым комплексом социальных условий развития личности ребенка и индивидуальными особенностями его психики.  А по результатам логопедических обследований у всех детей детского дома наблюдаются речевые нарушения, в меньшей или большей степени.  У всех детей 2 - 3 - 4 лет наблюдается задержка темпов речевого развития (от полного отсутствия фразовой речи до наличия аграмматичной ситуативной речи); у детей 5-7 лет  с нормальным интеллектом уровни речевого развития  могут варьироваться: от общего недоразвития речи II – III уровня до  нерезковыраженного общего недоразвития речи (ОНР - IV уровня) вследствие педагогической запущенности, а у детей с интеллектуальной недостаточностью диагностируется системное недоразвитие речи различной степени тяжести.

2. Организация работы учителя-логопеда детского дома

2.1 Нормативные документы

Профессиональная деятельность учителя-логопеда ОГКОУ направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений и регламентируется она следующими нормативными документами:

- Конституция РФ;

-  Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» Принят  Государственной Думой 02.06.1999;

-     Федеральный государственный стандарт  дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17.10.2013 №1155;

-      СанПиН, "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работ в дошкольных учреждениях";

- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

- Письмо Министерства образования и науки  РФ от 07.06. 2013 № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

- Письмо Министерства образования и науки  РФ от 16.01.2002 № 03-51-5 ИН /23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении»;

- Письмо Министерства образования и науки  РФ от 22.01.1998 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

- Приказ Министерства образования и науки от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановление Правительства РФ от 24мая 2014 года № 481 «О деятельности организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

2.2 Программное обеспечение

1) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.

"Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи". Издательство "Просвещение", 2010. - 271с. Комплект коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. В структуре сборника представлены четыре программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития  речи, заикания и нарушения речевого развития, осложненного двуязычием. Каждую программу сопровождает пояснительная записка и приложение, которое дано в конце сборника.

2) Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения.  Год: 2003 Страниц: 32  Издатель: Школьная Пресса. Программа рекомендована для работы в дошкольных образовательных учреждении. Допущена Министерством образования РФ.

3) Филичева Т.Б., Туманова Т.В.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: "Гном-Пресс", 1999. Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приёмы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.

5) ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Васильевой М.А., Комаровой Т.С., - М. Мозаика-синтез, 2010

6) АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Программа составлена рабочей группой ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» на основе ПАООП дошкольного образования для детей дошкольного возраста с ТНР

7) АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Программа составлена рабочей группой ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» на основе ПАООП дошкольного образования для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)

8) АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Программа составлена рабочей группой ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» на основе ПАООП дошкольного образования для детей дошкольного возраста с ЗПР

9) Рабочая программа «Логопедическая коррекционная работа с детьми в условиях детского дома» Настоящая программа позволяет наиболее рационально организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми с речевыми нарушениями в условиях детского дома, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

В своей работе учитель-логопед активно пользуется авторскими  разработками Нищевой Н.В., Ткаченко Т.А., Большаковой Е.А.,  Жуковой Н.С., Комаровой Л.А.,  Краузе Е.В., Теремковой Н.Э., Агранович З.Е., Стребелевой Е.А. и др.

2.2 Методическая работа учителя-логопеда

Методическая работа учителя-логопеда детского дома включает в себя следующие составляющие:

•        диагностическое обследование  речи детей (1-15 сентября);

•        комплектование  подгрупп, составление расписания занятий на I и II полугодие;

•        составление перспективного плана на учебный год (план ежедневных занятий);

•        итоговое диагностическое обследование устной речи детей, посещавших логопедические занятия с целью выявления динамики, произошедшей за год (15-31 мая);

•        консультативная работа (консультации родителей, опекунов, воспитателей и других специалистов детского дома)

•        посещение курсов повышения квалификации, семинаров, вебинаров;

•        выступления на педсоветах и методических объединениях (в течение года);

•        посещения открытых  занятий;

•        проведение мероприятий по улучшению оснащённости логопедического уголка в группе учебно-методическим материалом;

•        работа по самообразованию над выбранной проблемой.

2.3 Основные направления обучающей и коррекционной работы учителя-логопеда с детьми в условиях детского дома

Основными направлениями обучающей и коррекционной работы учителя-логопеда с воспитанниками детского дома являются:

  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие силы голоса и темпа речи;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • формирование правильного звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического восприятия;
  • развитие умений говорения и слушания (2-3-4-5-6 лет), говорения, слушания и чтения (7лет);
  • развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
  • обогащение активного, пассивного, потенциального словаря, развитие        грамматического строя речи, умений связной речи;
  • развитие  умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
  • работа над предупреждением дисграфий и дислексий;
  • расширение представлений об окружающем мире; формирование познавательного интереса и мотивации к школьному  обучению;
  • формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
  • развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных возможностей.

Коррекционное логопедическое  обучение  детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития включает следующие задачи:

  • Привитие  навыков общения с взрослыми,  с детьми в группе, целенаправленное воспитание у детей потребности  в речевом общении.
  • Развитие  понимания речи.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического  восприятия, и всех психических процессов.
  • Развитие общей моторики, мелкой моторики рук.
  • Развитие  активного  словаря.
  • Подготовка артикуляционного аппарата к  формированию  правильной  артикуляции всех групп  звуков.
  • Развитие  общих  речевых навыков (речевое  дыхание, голос, темп речи)
  • Вызывание фразовой речи.
  • Воспитание речевого подражания.

Коррекционное  обучение   детей среднего и старшего возраста с общим или системным недоразвитием речи  включает следующие задачи:

  • Развитие общих речевых навыков.
  • Постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
  • Работа над слоговой структурой слова.
  • Развитие навыков фонематического  анализа, синтеза, представлений.
  • Развитие словарного запаса.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Обучение грамоте.
  • Развитие психических процессов.

 

Для решения этих задач учитель - логопед использует как фронтальные  формы работы с детьми,  так и  индивидуальные.

Система планирования и проведения индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с задержкой психического развития включает в себя следующие направления:

  1. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  2. Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти.
  3. Формирование пространственных представлений.
  4. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.
  5. Коррекция моторного развития, особенно нарушений артикуляционной и ручной моторики.
  6. Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова.
  7. Развитие лексики (обогащение словарного запаса, уточнение значений слов, закрепление связей между словами).
  8. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
  9. Формирование анализа и синтеза структуры предложений.
  10.  Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Индивидуальная работа логопеда с детьми с умственной отсталостью включает следующие направления:

1.     Создание предпосылок для речевого развития ребенка.

2. Развитие основных функций речи (коммуникативной, познавательной, регулирующей).

3.     Исправление дефектов звукопроизношения.

4.     Развитие фонематических процессов.

2.4 Объем нагрузки, перечень основных видов организованной образовательной деятельности

С группой детей младшего и среднего дошкольного возраста учителем-логопедом проводится организованная  коррекционно-образовательная  деятельность по речевому развитию - 1 раз в неделю и по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) - 1 раз в неделю. Так же ежедневно с детьми этого возраста проводятся логопедом «речевые минутки» в виде совместной деятельности, где учитель-логопед разучивает с детьми артикуляционную гимнастику, упражнения дыхательной гимнастики, логоритмические игры.

С группой детей старшего дошкольного возраста коррекционно-образовательная  деятельность проводится 3 раза в неделю: по обучению грамоте – 1 раз в неделю, по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи – 1 раз в неделю и  по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) – 1 раз в неделю.

Также учитель-логопед ежедневно проводит индивидуальную работу с ребенком, имеющим статус «ребенок-инвалид», который обучается по индивидуальной программе развития

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения  проводится по усмотрению учителя-логопеда детского дома (1-3 раза в неделю) в каждой подгруппе или с каждым ребенком в зависимости от тяжести речевого дефекта.

Устанавливается следующая продолжительность логопедических занятий:

Групповых фронтальных:

- с младшими дошкольниками – 15 минут

- с дошкольниками среднего возраста – 20 минут

- со старшими дошкольниками – 30  минут

Индивидуальные и подгрупповые:

-        с младшими и средними  дошкольниками – 10 - 15  минут

-         со старшими дошкольниками – 20 - 25 минут

Между групповыми занятиями допускаются  перерывы 10 – 15 минут, между подгрупповыми и индивидуальными занятиями – 5 – 10 минут.

Логопедические занятия с детьми проводятся в соответствии с режимом дня детского дома.  

3. Комплексный подход в коррекционно-образовательном процессе

Развитие речи – это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения  с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.         Достижение положительного результата работы учителя-логопеда в детском доме предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов ОГКОУ: учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога, социального педагога. Комплексный подход к коррекции и профилактике речевых нарушений у воспитанников детского дома предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка.

К таким условиям относятся:

- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;

- организация таких форм детской деятельности, в которой активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;

- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;

- систематическое развитие предпосылок речевого развития;

- развитие предпосылок учебной деятельности.

Задачи комплексного подхода в работе педагогов детского дома по коррекции речи:

- закрепление речевых навыков;

- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;

- повышение качества образовательных достижений воспитанников.

  3.1 Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями групп

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных мероприятий.            

В начале учебного года учитель-логопед предлагает на группу перспективный план с лексическими темами на каждую неделю учебного года  по циклам. Учитель-логопед на групповых занятиях знакомит детей с новыми лексико-грамматическими категориями, на индивидуальных занятиях закрепляет материал и руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса и контролю за грамматически правильностью речи детей во время режимных моментов, при ознакомлении с художественной литературой и при проведении организованной образовательной деятельности. По коррекции звукопроизношения воспитатель помогает логопеду закрепить поставленные звуки у детей на речевом материале, рекомендованном логопедом и в свободной речи детей. Ежедневно логопед записывает воспитателю задание  для коррекционной работы с детьми в вечернее время. Все задания подробно объясняются воспитателям и знакомы ребенку. Занятия с детьми по заданию логопеда желательно проводить в логопедическом уголке (специально оборудованном в группе), где установлено большое зеркало, в котором одновременно отражаются лица ребенка и взрослого и имеется материал для закрепления звуков.

На совместных интегрированных и комплексных занятиях учителя-логопеда и воспитателя организуется общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так же учитель-логопед принимает активное участие во всех досуговых мероприятиях (праздниках, развлечениях, целевых прогулках и экскурсиях), что помогает закрепить речевые навыки в практической деятельности.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка

3. Заполнение диагностических листов по результатам проведенного мониторинга

4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти

6. Расширение кругозора детей

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей)

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей

10. Развитие фонематического восприятия детей

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении

         3.2 Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:  коррекционно-развивающее;  информационно-консультативное.

Выстраивая свою работу, и логопед, и музыкальный руководитель учитывают структуру речевого дефекта; осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивают личность ребенка. Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи. Оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и моторных функций; развитие ловкости, силы, выносливости, воспитание правильной осанки, походки. Образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений, ловкости, силы, переключаемости, координации движений; освоение знаний о метроритмике. Воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность, восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности, личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и организаторских способностей. Коррекционные: развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, фонематического восприятия, грамматического строя и связной речи; формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.; воспитание просодических компонентов речи.

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей вновь поступивших детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые дети не справляются с пропеванием данного звука, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений для слушания, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

Перечисленные особенности детей обуславливают специфику проведения музыкальных занятий. В связи с этим широко используется ряд упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства». Особое внимание уделяется танцевальным движениям. Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. мы используем такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Она включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей, часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей часто изменен тонус. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса. Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

          3.3 Взаимодействие учителя-логопеда с педагогом-психологом

Успешное преодоление речевого недоразвития возможно только при взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и речевая среда. Особое место отводится тандему логопеда и психолога. При совместной работе данные специалисты осуществляют помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживают процесс развития; занимаются глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществляют индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду детского дома в целом. Совместно  с педагогом-психологом учитель-логопед проводит:

-  Психолого-педагогические обследования детей,  составляет характеристики на каждого ребенка в группе;

- Намечает индивидуальные программы развития детей;

- Принимает участие в  интегрированных занятиях, совместных досуговых мероприятиях;

- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям и будущим приемным родителям и опекунам.

- Принимает участие в кружковой работе по театрализованной деятельности.

Взаимодополняемость работы учителя-логопеда и педагога-психолога, тесное их сотрудничество во всех направлениях работы, является необходимым условием обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском доме. И педагог – психолог, и учитель - логопед в своей работе решают разные задачи, но пути и способы достижения оказываются у них общими. В детском доме  всегда есть дети, которые нуждаются в помощи обоих специалистов. Поэтому и существует взаимосвязь логопеда и психолога.

        3.4 Взаимодействие учителя-логопеда с социальным педагогом

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную и социальную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику. Таким образом, прослеживается необходимость взаимодействия учителя-логопеда и социальным педагогом. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Успешная реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии логопеда с социальным педагогом. Вокруг ребёнка совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Деятельность всех педагогов детского дома направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Социальный педагог помогает учителю-логопеду наладить контакты с семьями воспитанников.

Так же совместно  с социальным педагогом учитель-логопед:

-  Изучает медико-психолого-педагогические особенности каждого вновь поступившего ребенка, составляет характеристики для ПМПК;

- Составляет индивидуальные планы развития и жизнеустройства воспитанников детского дома и планы реабилитации ребенка-ивалида;

- Принимает участие в  интегрированных занятиях, совместных досуговых мероприятиях, в различных социальных проектах, в экскурсиях  по ознакомлению с социумом и целевых прогулках;

- Оказывает консультативную и практическую помощь родителям  в отделении восстановительной реабилитации кровной семьи и будущим опекунам;

- Принимает участие в кружковой работе по театрализованной деятельности

Т.О, сотрудничество учителя-логопеда и социального педагога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и социально-личностное развитие ребёнка. 

  1. Технология реализации рабочей программы

Технология реализации рабочей программы включает в себя 2 периода.

1 период. Диагностико-развивающий. В этом периоде работы учитель-логопед  получает информацию об уровне интеллектуального и речевого развития каждого ребенка, выявляет особенности его поведения, черты характера, интересы и наклонности. Учитель-логопед привлекает к обследованию  детей всех специалистов детского дома (медицинских работников, социального педагога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального работника). Он создает условия для развития, обучения и коррекции речевых нарушений у детей, обеспечивает эмоциональное и полноценное психическое развитие, способствует становлению личности каждого ребенка. Учитель-логопед отбирает нужный диагностический материал, подбирает игры для обследования детей, изучает документацию по каждому ребенку (медицинские карты, личные дела детей). Осуществляет наблюдение за речью детей на занятиях и в свободное время, беседует с родителями ребенка (если есть такая возможность), а так же учитель-логопед использует методики фронтального и индивидуального обследования  речи детей Ткаченко Т.А.,  Иншаковой О.Б., Филичевой Т.Б. Диагностическое обследование осуществляется с учетом возрастных, психофизических особенностей ребенка, основывается на принципах комплексного подхода, целостности анализа полученной информации для оптимального построения коррекционно – образовательного процесса.

Первичное логопедическое обследование проводится в первые две недели пребывания ребенка в детском доме. Основные цели обследования: изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, состав и статус семьи, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье и в дошкольном учреждении) на основе беседы с ребенком, родителями и анализа документов.

Задачи обследования: выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателем); выявить характерные особенности эмоционально – личностной и познавательной сферы общего развития психической сферы ребенка(совместно с педагогом-психологом); оценить состояние связной речи с точки зрения предметно – смыслового и лексико – синтаксического её оформления; определить степень овладения компонентами языковой системы; собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.

Обследование ребенка проводится по следующим направлениям: анкетные данные; общий анализ; раннее психомоторное развитие; перенесенные заболевания; речевой анамнез; общая характеристика речи; состояние голосовой и дыхательной функций; анатомическое строение артикуляционного аппарата; артикуляционная моторика; общая и мелкая моторика; понимание речи (импрессивной речи); лексика и грамматический строй экспрессивной лексики; состояние связной речи; состояние звукопроизношения; состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков); воспроизведение звукослоговой структуры слова; состояние фонематического анализа и синтеза; память, внимание, мышление; знания о цвете, форме и величине.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте ребенка. Заполнение речевых карт заканчивается к концу сентября. Составляется план индивидуальной работы с ребенком. В течение года делаются промежуточные срезы, и в конце года проводится итоговое обследование, данные полученные при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

Так же 2 раза в год (ноябрь, апрель) проводится мониторинг образовательного процесса. Мониторинг образовательного процесса – отслеживание достижений детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы. Оценка уровня речевого развития отмечается по пятибалльной системе. Мониторинг осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. (Приложение №)

Обследование речевого развития детей проходит по следующим направлениям:

  • Развитие артикуляционной моторики 
  • Развитие лексики 
  • Сформированность  грамматического строя речи 
  • Звуко-слоговая структура речи 
  • Звукопроизношение 
  • Фонетико-фонематическое восприятие 
  • Развитие связной речи


Результаты диагностики учитель-логопед использует в следующих видах деятельности: при планировании  образовательной, воспитательной и коррекционной работы с детьми, при отборе программных общеобразовательных и коррекционных задач, при использовании современных методик и технологий развивающего обучения, при создании предметно-развивающей среды в группах, при организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми, при комплектовании подгрупп, при определении временной нагрузки на каждого ребенка.

2 период. Коррекционно-развивающий. Главная задача – обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников детского дома, оптимизация их речевого развития. На каждого ребенка разрабатывается индивидуальная коррекционно-развивающая программа, которая включает в себя следующие этапы:

1 этап – подготовительный. Цель – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе.

Задачи: 1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;

2. Развивать слуховое внимание и память, фонематическое восприятие в специальных играх и упражнениях;

3. Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

4. В процессе систематических тренировок овладеть комплексом пальчиковых гимнастик;

5. Укрепить физическое здоровье ребенка.

2 этап – Формирование произносительных умений и навыков. Задачи:

1. Устранить дефектное звукопроизношение;

2. Развивать умения и навыки дифференцировать звуки сходные артикуляционно и акустически;

3. Формировать практические умения и навыки пользования исправленной фонетически чистой речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе:

Постановка звуков. Способ постановки – смешанный. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. В подгруппе могут отрабатываться подготовительные упражнения для постановки конкретных звуков.

Автоматизация каждого исправленного звука проводится в следующей последовательности: изолированно, в слогах (звуки с сь з зь ш ж ль вначале в прямых слогах, затем в обратных, затем в слогах со стечением согласных; звуки ц ч щ л – наоборот – в обратных, прямых, со стечением), в словах (в той же последовательности), в предложении, в коротких рассказах, потешках, стихах, чистоговорках.

Дифференциация звуков. с-з, с- сь, с-ц, с-ш, з-ж, ш-ж, ч-сь, ч-ть, ч-щ, р-л, р-рь,рь-ль, ль-й, ль-л.

Автоматизация звуков в спонтанной речи. Диалогическая речь, игры, развлечения, режимные моменты, экскурсии, труд и т.д.

3 этап Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Параллельно с коррекцией звукопроизношения проводится эта работа.

4 этап – Система упражнений на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

5 этап – Совершенствование лексико-грамматических категорий, нормализация просодической стороны речи, развитие связной выразительной речи на базе правильнопроизносимых звуков.

Помимо индивидуальной работы учитель-логопед проводит фронтальные (групповые) занятия в каждой группе детей по формированию произношения, по развитию лексико-грамматических средств языка, по развитию связной речи и по обучению грамоте. Все логопедические фронтальные занятия соответствуют этапу коррекционной работы и возрасту детей.

На каждом занятии по произношению должны выполняться следующие требования:

 1.  Цель и тема занятия пронизывают все этапы и виды работы.

2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком лексического и грамматического материала.

3.  Сочетание учебных и игровых форм работы.

4. Наглядность используется в зависимости от возраста детей, этапа работы, содержания материала.

5. Систематическая работа по развитию психологической базы речи на каждом занятии.

6. Постоянный звукослоговой анализ и синтез.

Структура фронтального занятия по произношению:

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

Актуализация полученных знаний.

Введение в тему занятия.

Сообщение темы занятия.

Артикуляция звука.

Характеристика звука.

Закрепление (повторение звуковых рядов, выделение звука в звукоряде, в слогах, в словах, работа с раздаточным материалом)

Динамическая пауза.

Знакомство с буквой (на что похожа, из каких элементов состоит буква, пальчиковая разминка, работа в тетрадях).

3. Подведение итогов занятия.

Основная цель фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи – обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Содержание коррекционного обучения включает в себя: 1. Развитие понимания устной речи, умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщенных значений слов.

2. Подготовка к овладению диалогической формой общения.

3. Практическое усвоение некоторых форм словообразования

4. Усвоение некоторых форм словоизменения.

5. Овладение навыками составления простого предложения по вопросам, по демонстрируемому действию, по картинке, по модели.

6. Закрепление навыка составления связного высказывания.

3 период – Заключительный.  В этом периоде работы происходит оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с ребенком (группой детей). Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров.

К целевым ориентирам (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка: Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

      В итоге логопедической работы дети 7 лет перед выходом школу должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

 - фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;  

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

- владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.7

 В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

Список документов учителя-логопеда детского дома.

  1. Рабочая программа.
  2. Сетка НОД.
  3. Перспективное тематическое планирование по циклам на учебный год (Приложение № 1).
  4. Тетрадь учета индивидуальной  логопедической коррекционной работы с детьми.
  5. Речевые карты на каждого ребенка (Приложение №2).
  6. Календарный план организованной образовательной деятельности.
  7. Годовой план работы учителя-логопеда.
  8. Журнал учета консультаций с родителями и педагогами.
  9. Тетради взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями групп.
  10.  Индивидуальные программы развития на ребенка-инвалида.
  11. План работы по самообразованию.
  12. Характеристики детей.
  13. Отчеты учителя-логопеда.

Литература.

  1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  4. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  5. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. - № 4.
  6. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // Дефектология. – 2003.
  7. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2005.
  8. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сосковец. – М.:АРКТИ, 2006.
  9. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб., 2003.
  10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
  11. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
  12. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. Васильевой. – 2007.
  13. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.
  14. Филичева Т. Б. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М.: АПН РСФСР, 1989.
  15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Перспективное тематическое планирование учителя-логопеда

Губиной О.Н. на 2017-2018 учебный год

Дата  

Цикл  

Лексическая тема

Звук

Тема

Р.К.

1неделя

сентября

  «Осенняя ярмарка»

Знакомство с детским домом. Семья. 1 сентября – День знаний 

Экскурсия по детскому дому и в школу родного города

Логопедическое

обследование

2 неделя

Игрушки

Знакомство с матрешкой, глиняными игрушками. История развития игрушки на Руси.

Логопедическое

обследование

3 неделя сентября

Овощи

Целевая прогулка в сад и на огород: фрукты и овощи, произрастающие в Ивановской области

В мире

Звуков.

4 неделя сентября

Фрукты

У

1 неделя октября

Грибы.

Экскурсия в лес: грибы и ягоды, произрастающие в лесах Ивановской области. Познакомить с различными названиями грибов, характерных для региона.

А

2 неделя октября

Ягоды.

У А

3 неделя октября

Осенний лес

Особенности сезонных изменений в природе в регионе. Народные приметы.

О

4 неделя октября

Время года _ Осень

 

И

1 неделя ноября

«Мир вокруг нас»

Диагностика.

4 ноября - День России, День согласия и примирения

Диагностика

2 неделя ноября

Части тела и лица. Человек

И-Ы

3 неделя ноября

Одежда

Знакомство с русским народным костюмом

Э

4 неделя ноября

Обувь

Гласные и согласные

5 неделя

декабря

Посуда

Изготовление глиняной посуды

М

1 неделя

декабря

Дом. Мебель

Русское народное зотчество

М-Мь

2 неделя

декабря

«Зимняя сказка»

Зима.

Особенности сезонных изменений в природе в регионе. Народные природы.

П

4 неделя декабря

Зимние забавы

Русские народные игры и забавы

П-Пь

5 неделя декабря

Праздник – Новый год

Традиции празднования НГ в различных странах и в России

-

Гласные и согласные

(повторение)

_

1 – 2 неделя января

Праздник – Рождество. Каникулы

3 неделя января

В зимнем лесу.

Экскурсия в зимний лес

Б-Бь

Т

4 неделя

января

«В мире животных»

Лесные

звери

Лесные звери Ивановской области

Н-Нь

Т-Ть

5 неделя

января

Домашние животные

Домашние животные Ивановской области

Т-Ть

К

1 неделя февраля

Домашние

птицы

Домашние птицы Ивановской области

Д-Дь

К-Кь

2 неделя февраля

Зоопарк

Экскурсия в Ивановский зоопарк

Т-Д

С

3 неделя

февраля

Рыбы

Рыбы в водоемах Ивановской области

К-Кь

С-Сь

4 неделя

февраля

«Взрослые и дети»

23 февраля

Экскурсия (военная техника)

Г-Гь

З

1 неделя

марта

Профессии

мам

Традиционные профессии для региона – швея, ткачиха

К-Г

З - Зь

2 неделя

марта

8 марта

Русские пословицы и поговорки о маме.

В-Ф

С-З

3 неделя

марта

             «К нам весна шагает…»

Весна

Особенности сезонных изменений в природе в регионе. Народные приметы.

С

Ц

4 неделя марта

Весна

С-Сь

С,З,Ц

1 неделя ареля

Диагностика

-

2 неделя

апреля

Космос

12 апреля – День космонавтики

С -З

Ш

3 неделя апреля

Насекомые.

Насекомые региона.

З-Зь

Ш-Ж

4 неделя

Апреля

Цветы

Полевые цветы Ивановской области.

С-З

С-Ш, Ж-З

1 неделя мая

1мая - Весенний праздник

День труда. Русские народные поговорки и пословицы о труде

Ц

Л-Ль

2 неделя мая

9 мая

Традиции празднования праздника Великой Победы.

Свистящие

Р-Рь

3 неделя мая

Двор. Участок. Огород.

Особенности сезонных изменений в природе в регионе. Народные приметы

Подготовка

к постановке шипящих звуков

Л-Р

4 неделя мая

Подведение итогов. Логопедическое обследование

Приложение №1.

Перспективное тематическое планирование учителя-логопеда

Планирование организованной образовательной деятельности учителя-логопеда Губиной О.Н. с 14.01.2014 по 17.01.2014 в группе «Теремок»

Тема.

Задачи.

Содержание

Виды деятельности

«У петушка в гостях»

  1. Уточнить, расширить  словарь по теме.
  2. Упражнять в образовании побудительных глаголов (мл.)., в согласовании притяжательных местоимений с существительными (ср)
  3. Развивать связную речь по средствам разучивания потешек и совместным рассказыванием знакомых сказок.

  1. Орг. Момент (внесение игрушки Петушка)
  2. Рассматривание и описание внешнего вида, повадок петушка. + Показ сказки «Курочка ряба» (настольный театр) и совместное рассказывание сказки.
  3. Подвижная игра со словами «Курочка с цыплятами» + пальчиковая игра «Покормим птиц».
  4. Речевые игры «Послушные птицы», «Мой, моя»
  5. Разучивание потешки «Петушок, петушок». (слова+движения рук)
  6. Итог. (раскраски петушка)

Коммуникативная

Игровая. Двигательная.

Чтение художественной литературы.

Продуктивная.

Звук С.

  1. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, речевое дыхание.
  2. Развивать слуховое внимание.
  3. Учить четко произносить звук С .

  1. Орг.момент
  2. Артикуляционная гимнастика для свистящих.
  3. Дыхательное упражнение «Свисток»
  4. Фонетическое упражнение «Насос»
  5. «Песенка воды» (на слух выделение из звукоряда)
  6. Игра со словами (по картинкам)
  7. Графические упражнения.

Коммуникативная.

Игровая.

Продуктивная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда

Рабочая программапо логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речив условиях логопункта на 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте по ФГОС

Эта рабочая программа была разработана для детей 5-7 летнего возраста и адаптирована в условиях дошкольного логопункта. Она направлена на формирование полноценной фонетической системы языка, развитие ...

Рабочая программа по ПДД в детском доме

Программа по ПДД реализуется в детском доме, где сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, занятие любимым делом, отдых, творчество.Целью программы является создание усл...