РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В ИГРАХ С ЛОГОРОБОТОМ «ПЧЕЛКА» (BEE-BOT)
статья

В статье описан опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад №82» г. Чебоксары по развитию мышления, активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в играх с ЛогоРоботом Пчелка (bee-bot)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya_u_detey_s_onr.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОНР В ИГРАХ С ЛОГОРОБОТОМ «ПЧЕЛКА» (BEE-BOT)

Аннотация. В статье описан опыт работы педагогов МБДОУ «Детский сад №82» г. Чебоксары по развитию мышления, активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в играх с ЛогоРоботом Пчелка (bee-bot)

Ключевые слова: ФГОС ДО, дети старшего дошкольного возраста, общее недоразвитие речи, электронные игрушки, мышление, ЛогоРобот, bee-bot

С каждым годом увеличивается количество детей, у которых диагностируются  различные нарушения, и среди них, большой процент приходится на речевые нарушения. Известно, что нарушения речи сопровождаются недоразвитием и психических функций. Обладая в полной мере предпосылками для развития мыслительных операций, доступными их возрасту, дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показывают низкий уровень развития наглядно-образного мышления, они с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего, умозаключением по аналогии, им требуется специальное обучение. Нарушения внимания, восприятия и памяти обусловливают типичные расстройства мышления детей с общим недоразвитием речи. Наряду с этим, у таких детей наблюдается неустойчивое внимание с низкой познавательной мотивацией, что приводит к замедлению накопления знаний и к задержке развития словесно-логического мышления. Кроме этого, искаженное восприятие и фрагментарная память служат причинами обеднения и ригидности наглядно-образного мышления, представлений и воображения. Наглядно-действенное мышление развивается с задержкой вследствие выше перечисленных причин, а также в результате тесной зависимости манипуляторной способности пальцев рук и развития речи. Таким образом, все эти нарушения затрудняют восприятие и усвоение материала, и это становится большой проблемой в дальнейшем – в начальной школе. Поэтому, для составления оптимального психолого-педагогического сопровождения развития речи и высших психических функций детей, в частности мышления, важно учитывать психический и речевой дефект.

Перед педагогами встает вопрос, какие условия необходимы для эффективного развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи? В соответствии с ФГОС ДО  необходимо создание современной предметно-пространственной развивающей среды, которая позволит создать атмосферу для познания и творчества дошкольников, внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.

Как известно, коррекционная работа с детьми и решение самых различных задач по исправлению речевых недостатков и развитию психических функций успешнее осуществляется в игровой форме. Именно в игре процесс мышления протекает быстрее, а новый материал запоминается легче. В связи с этим, использование современных игрушек является эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, создает благоприятный эмоциональный фон, побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, развивает коммуникативные навыки, что способствует развитию мышления. Для решения проблемы в МБДОУ «Детский сад№82» г. Чебоксары разработан и реализуется педагогический проект «БиБоты спешат на помощь к детям в детский сад». Он позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи на современном уровне, привлечь внимание семей и педагогов детского сада к решению проблемы развития мышления до школы. Для этого был организован мастер-класс по ознакомлению с электронной игрушкой «Пчелка».  Участникам мастер-класса были наглядно продемонстрированы возможности развивающей игрушки. В развивающих играх с мини-роботами Bee-Bot у старших дошкольников с ОНР развивается зрительное восприятие, пространственная ориентация, закрепляется умения считать в пределах десятка и активизируется речь. Дети активно включаются в процесс программирования, учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, у них развиваются навыки мышления.

Обучение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи начинается с ознакомления с электронной игрушкой «Пчелка», её устройством. Далее предлагаются простейшие игры-упражнения: «Включи-выключи», «Сделай шаг». Когда дети овладеют простейшими навыками работы с «Пчёлкой», им дают более сложные задания, типа «Помоги Пчёлке дойти», «Проложи маршрут», применяя карточки-схемы.

Самым сложным для детей является составление алгоритмов. На практике используется работа в парах. Это позволяет детям вместе составлять алгоритм и оценивать его выполнение.  В частности проводятся игры-задания «Отгадай загадку», «Кто чем питается?», «Подружи животных», «Чей детёныш?», «Чей домик?» «Угадай, чьи следы».

Когда дети свободно овладевают навыками программирования, педагоги организуют игры-соревнования. В игре «Карта сокровищ» детям предлагаются карточки-схемы, по которым визуально необходимо определить место назначения. После этого дети программируют самостоятельно ЛогоРобота и определяют правильность ответа. В играх-заданиях «Гонки вслепую», дети воспринимают команды и указания на слух, применяют полученную информацию для программирования.

Такие игры позволяют поддерживать интерес у старших дошкольников с общим недоразвитием речи к занятиям, развивают коммуникативные навыки, способствуют эффективному развитию всех видов мышления. Всё это позволит в дальнейшем таким детям успешно адаптироваться к школе.

ЛИТЕРАТУРА

  1.  Федеральный институт российского образования. Основная

образовательная программа дошкольного образования [Электронный

ресурс] //https://firo.ranepa.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogoobrazovaniya

  1. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

Игры с песком как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры на развитие произвольности детей старшего дошкольного возраста.

Данная разработка позволит педагогам развить у детей старшего дошкольного возраста  произвольности и самоконтроля, произвести  коррекцию импульсивности....

Педагогическая разработка на тему: «Квест-игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическая разработка на тему: «Квест-игры по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста»...

Нейропсихологические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста .

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений....