Занятие с элементами тренинга «Самое ценное, что у меня есть…»
материал
Проблемы нравственного воспитания подростков всегда были, есть и будут. Одним из направлений работы педагога- психолога является формирование жизненных ценностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elementami_treninga.docx | 96.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Устьянцевская средняя общеобразовательная школа
Занятие с элементами тренинга
«Самое ценное,
что у меня есть…»
Занятие разработала
педагог- психолог
МКОУ Устьянцевской СОШ
Крылова Т.В.
2019 г.
Технологическая карта
психологического занятия с элементами тренинга
«Самое ценное, что есть у меня …»
Ф.И.О. педагога-психолога | Крылова Тамара Викторовна |
Класс | 8 класс. |
Тип урока | Занятие с элементами тренинга |
Тема занятия | «Самое ценное, что есть у меня …» |
Цель | создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним, умения различать истинные и мнимые ценности. |
Задачи | образовательные: познакомить с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей; способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением моральных жизненных ценностей; развивающие: развивать морально -нравственные качества через представления о собственных ценностях и праве на выбор своего жизненного пути; воспитательные: формировать ответственное отношение к собственной жизни и умение осознанно выбирать важнейшие жизненные ценности.
|
Планируемые результаты | Личностные результаты: Использовать полученную информацию для решения образовательных задач. Уметь в ходе личностной саморефлексии определять свою систему ценностей в общих ценностях (ценностях разных групп). Признавать общепринятые моральные нормы. Самооценка, получение опыта расширения и творческого применения в реальной жизни полученных раннее знаний, умений и навыков. Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: Вести диалог, признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации , устанавливать соответствие поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям. |
Средства ИКТ, ресурсы | Мультимедийное устройство, ноутбук, презентация «Жизненные ценности» ватман, маркеры, ручки, карандаши, конверты с заданиями, карточки с наглядным материалом, магниты, пустая емкость, наглядный материал. |
Технологии и формы работы. | Арт- терапия, элементы тренинга, рассказ учителя, психотехнические и психогимнастические упражнения, беседа, разбор ситуаций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, здоровьесберегающая, информационные технологии, технология сотрудничества, групповая форма. |
Методы | Словесные, наглядные, игровые, практические. |
Этапы занятия | Задачи этапа | Методы, приемы, формы взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся (воспитанников) | Планируемые результаты личностного развития |
Мотивационно-целевой этап | -создать благоприятную психологическую атмосферу урока; -включить всех обучающихся в работу; -создать условия для мотивации каждого учащегося к работе на уроке; -совместно с учениками поставить задачи урока. | Создание проблемной ситуации сомнения; | Приветствует учеников. Создание позитивного настроя на занятие. -Добрый день ребята! Мне хочется поделиться своим хорошим настроением с вами. Откройте конверты, которые лежат перед каждым из вас. Делит на 3 группы | Дети раскрывают конверты с сюрпризом. Предварительно разделены на группы | Познавательные УУД: -внутренне замотивировать себя на работу и личностный успех; Коммуникативные УУД: -установить эмоциональный доверительный контакт с учителем и друг другом; Личностные УУД: Регулятивные УУД: |
Ориентировочный этап | -оценить уровень подготовленности учащихся; - скорректировать их знания, -смотивировать на активное восприятие новой информации. | Беседа, индивидуальная, фронтальная | Читает притчу. - Ребята как вы думаете, о чем же пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии? (ответы детей) - Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово? Дает определение слову ценности и кратко рассказывает о каждом их виде. - мы с вами остановимся на двух основных видах- это материальные и моральные. -Поднимите, пожалуйста, руки те, кто хотел бы, чтобы у него была дорогая машина? (поднимают руку, получают картинку). А красивую одежду? А роскошный дом? О каких ценностях мы сейчас говорим? (ответы детей) А теперь давайте поговорим о моральных ценностях. Ребята какие моральные ценности вы знаете: (ответы детей). -Сейчас каждая группа получит задание. Обсудив его в группе вы должны сделать выбор, какие ценности важней моральные или материальные в данной ситуации. На обсуждение вам дается три минуты. | Прослушивают притчу, определяют тему занятия. Озвучивают свои версии и приходят к единому мнению. Ответ учащихся – о материальных. Дети перечисляют моральные ценности. (совесть, честь долг, милосердие, преданность, патриотизм). | Регулятивные: -в ходе беседы сформулировать понятие ценности; Коммуникативные: - обучение навыкам позитивного общения; - научиться с достаточной точностью выражать свои мысли. Познавательные: -развитие познавательной активности и интереса к восприятию новой информации; |
Поисково-исследовательский этап | -организовать поиск решения проблемы. -через организацию групповой поисковой работы познакомить учащихся с классификациями ценностей; -представление результатов работы групп; | Исследование (анализ фактов, обобщение данных, формулирование выводов) групповая | - Группы готовы. Мы готовы заслушать ваши варианты ответов. Какой вывод можно сделать по данному этапу нашей работы? Подводит к общему выводу - Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина, дружба, честность - были и будут всегда. У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих. | Обсуждение предложенных каждой группе ситуаций. Ответ детей, что в во вех трех случаях моральные ценности должны быть приоритетней материальных. | Познавательные УУД: -искать и выделять необходимую информацию; -строить логическую цепь рассуждений, доказывать; -формулировать выводы; -умение найти правильный выход из сложившейся ситуации. Коммуникативные: - формирование навыков разрешения проблем; - преодолевать тревожность и страхи. Регулятивные: -саморегуляция как способность к мобилизации к волевому усилию (к выбору в ситуации правильного ответа) и преодолению препятствий. |
Физминутка | «Карандаши» Описание упражнения: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандашей 1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение. 2. Присесть, встать. 3. Развести максимально руки. | Дети выполняют упражнение. | |||
Практический этап Составление проектов | -обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов доказательства своей точки зрения -в процессе включения учащихся в активную проектную деятельность для закрепления новой полученной информации; -развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой работы. | Решение творческой задачи групповая | - Исходя из выводов, которые мы сегодня сделали в ходе занятия, я предлагаю вам выполнить проект «Мой герб» У каждой группы лежат пустые шаблоны герба. Перед вами стоит следующая задача: вам нужно попытаться отобразить на гербе свои важные жизненные ценности. Кроме того, надо подобрать надпись для ленты под гербом, отражающую в очень краткой форме ценности, принципы, позицию и ваш девиз. Это может быть слово или фраза — на русском или другом языке Группы готовы. Пожалуйста, представьте, что у вас получилось. Ребята, давайте сравним три проекта и сделаем вывод. Мы еще раз убедились в том, что истинные ценности связаны с моральными обликом человека. Поэтому важно каждому выстроить собственную иерархию ценностей. | Выполняют групповой проект. Представление проектов, защита. Ответы детей. | Познавательные УУД: -адекватно использовать речевые средства для аргументаций своей позиции; Коммуникативные УУД: -умения договариваться и представлять результаты работы групп. - умение развивать навыки взаимодействия в группе; -развивать навыки вербального и невербального общения. Личностные: -развитие умения самопрезентации, творческих способностей; -оптимизировать самооценку. - выполняя творческое задание, расширить знания по данному вопросу, научиться выражать своё мнение; Регулятивные: – развить навыки умения выделения и осознания обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. |
Рефлексивно-оценочный этап | -осмысление процесса и результатов деятельности --подвести итоги урока. | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Ну и подводя итог нашего занятия, я хочу продемонстрировать для вас небольшую жизненную мудрость. Банка - наша жизнь. Ребята представьте, что банка это наша жизнь. (большие камни) - Как вы думаете, Полная ли банка? Отвечают (если нет, то говорю, правильно сюда еще вместятся еще камни, но уже какие? Отвечают- более мелкие) (мелкие камни) _ А теперь? Отвечают. Досыпаю песка. - Полная ли теперь банка? Отвечают «Да» - На этом примере я хотела вам показать, что Большие камни - это важнейшие вещи в жизни: семья, дружба, любовь, здоровье, забота о близких и т.д. Фасоль - это те вещи, которые важны лично для каждого из нас: имидж, общественное положение, образование и т.д. Песок - это все мелочи жизни отдых на море, куча денег, яхты, дорогие машины, украшения и т .д. - Как вы думаете, что было бы, если бы мы сначала засыпали банку песком? Молодцы! Конечно, у нас для камней и фасоли не осталось бы места. Так же и в нашей жизни - растрачивая свое время на пустяки и мелочи, у нас не останется места для самого важного: семьи, любви и дружбы. -Ребята для меня очень важно ваше мнение о том насколько интересно и комфортно вам было на сегодняшнем занятии. Для того чтобы это определить, я предлагаю вам выполнить упражнение «Дерево чувств» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет - зелёного. Закончить свое занятие я хочу словами Сократа Счастье обеспечивается материальными благами; но основная опора его – моральные ценности. На этом наше занятие окончено. Огромное Спасибо за сотрудничество!!! Мне было очень приятно с вами работать. До свидания! | Ответы детей. У нас для камней и фасоли не осталось бы места. Дети выбирают яблоки соответствующего цвета и приклеивают их на дерево. Дети прощаются с педагогом. | Регулятивные УУД: - умение дать оценку результатам своей и чужой деятельности. Коммуникативные УУД: -в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений и затруднений. Личностные: -развить навыки личностного, жизненного самоопределения; - умение расставлять приоритеты. |
Самоанализ
Свой самоанализ я хочу начать словами древнегреческого философа Сократа, который ещё 400 лет до н.э. говорил о подростках так:
«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…»
Проблемы нравственного воспитания подростков всегда были, есть и будут. Одним из направлений работы педагога- психолога является формирование жизненных ценностей учащихся.
-Данное занятие посвящено проблеме выбора нравственных ценностей. Затрагивается также проблема жизненных целей.
Тема моего занятия: «Самое ценное, что есть у меня …».
Тип урока: Занятие с элементами тренинга.
Занятие проходило с учащимися 8 класса.
Целью моего занятия являлось: создание условий для осознания жизненных ценностей подростками и формирование ответственного отношения к ним, умения различать истинные и мнимые ценности.
Задачи
Образовательные:
-познакомить с понятием «ценности жизни» и классификацией ценностей;
-способствовать пониманию отличий между ценой материальных предметов и значением моральных жизненных ценностей;
Развивающие:
-развивать морально -нравственные качества через представления о собственных ценностях и праве на выбор своего жизненного пути;
Воспитательные:
-формировать умение осознанного выбора важнейших жизненных ценностей.
Коррекционные:
-отрабатывать навык построения ответа на вопрос,
-развивать переключаемость внимания, наглядно-образное мышление, память, воображение, умение проявлять положительные эмоции.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-Использовать полученную информацию для решения жизненных задач.
- Признавать общепринятые моральные нормы.
-формирование адекватного уровня самооценки,
Регулятивные УУД:
-уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки одноклассников и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
-вести диалог, признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, уважительное восприятие других точек зрения.
-выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения;
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.
-самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации , устанавливать соответствие поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение, классификация материала по разным основаниям.
Средства ИКТ и ресурсы, которые я применяла в ходе занятия: Мультимедийное устройство, ноутбук, презентация «Жизненные ценности», ватман, маркеры, ручки, карандаши, конверты с заданиями, карточки с наглядным материалом, магниты, пустая емкость, наглядный материал.
Технологии и формы работы, которые были применены в ходе занятия- это рассказ учителя, психогимнастические упражнения, беседа, разбор ситуаций и наглядных пособий, изобразительная деятельность, здоровьесберегающая деятельность, информационные технологии, технология сотрудничества. На протяжении всего занятия использовалась групповая форма работы.
Занятие состояло из 5 этапов, мотивационно- целевой, ориентировочный этап, проблемно- поисковый этап, минутка отдыха, практический этап (составление проектов), рефлексивно-оценочный этап. Смена этапов происходила в логической последовательности – последующий этап «вытекает» из предыдущего.
На каждом из этапов была поставлена своя цель.
- На первом, мотивационно- целевом этапе, я поставила для себя цель- создание благоприятного эмоционального настроя и мотивации для дальнейшей работы. На мой взгляд, данная цель была достигнута. Ребята с удовольствием включились в работу и с легкостью пошли на контакт.
- На втором этапе (ориентировочный этап) целью было: самостоятельно определить и сформулировать тему урока. На данном этапе, так же цель была достигнута, ребята самостоятельно сформулировали.
- На третьем проблемно- поисковом этапе целью было, через организацию групповой поисковой работы найти решение данных ситуаций. Рассматривая данный этап урока, я думаю, что для данного класса рассматриваемые ситуации были легко решаемы. На момент составления занятия уровень познавательной активности класса мне был неизвестен, и ограничение во времени.
В свое занятие я включила минутку здоровья, ведь здоровьесбережение учащихся- это неотъемлемая часть образовательного процесса.
- В следующем практическом этапе целью было включения учащихся в активную проектную деятельность для закрепления новой полученной информации.
- На последнем итоговом этапе целью было осмысление процесса и результатов деятельности учащегося и педагога. Результат рефлексии вы видите на доске.
На протяжении всего занятия прослеживается межпредметная связь с уроками обществознания, ОДНКР, ОБЖ и т.д.
Направление личностного развития в области | Планируемые результаты личностного развития |
Регулятивных действий | Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
Познавательных действий | Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление соответствия поступков нравственным правилам, сопоставление, сравнение героев, их поведения, классификация материала по разным основаниям. |
Коммуникативных действий | ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения. |
Личностных действий | Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка занятия с элементами тренинга для педагогов
Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, как отраж...
Занятие с элементами тренинга для учащихся 11-го класса "Психологическая подготовка к ЕГЭ"
Цель занятия:отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:Знакомство выпускников со способами р...
Коррекционное занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Умей противостоять зависимостям"
Цели данного занятия-это выявление и активизация знаний по теме зависимостей, отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.Этот тренинг может быть поле...
психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"
Данный тренинг направлен на осознание учащимися жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...
Психологическое занятие для подростков "Самое ценное, что у меня есть....жизнь" для 8-11 классов
Цель занятия: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу."Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет ник...
Психологическое занятие для подростков «Самое ценное, что у меня есть…
laquo;Самое ценное, что у меня есть…»Возрастная категория: 8-11 классыЦель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную ос...
Тренинг для подростков "Самое ценное, что у меня есть"
Тренинг разработан для обучающихся 7-9 классов. Основная цель тренинга: способствовать личностному осмыслению учащимися понятия "жизнь", ее ценностей, жизненных целей, осознанию ресурсов, ко...